Литературная критика

Рейтинг раздела

Марианна Рейбо: разложить себя в персонажи своих книг…
— Владимир Буев
(15/10/2025)
"...нигилизм приобретает нынче «более архетипичные черты, свойственные целым поколениям, группам, а не только отдельным выдающимся персонажам, личностям, как это было раньше — сейчас тоже эпоха индивидуалистов».
«Маяки» нашей жизни. О сборнике рассказов серии «Время прозы»
— Ольга Александрова
(10/10/2025)
Неиссякаемая тяга к жизни — вот что являет собой непоколебимость и целостность натуры. У каждого из нас свои жизненные приоритеты и умение находить свой маяк во время шторма.
Ударный женский батальон, разбавленный поэтами-мужчинами
— Владимир Буев
(08/10/2025)
Репортаж о поэтическом вечере проекта «Культурная инициатива» в Музее Серебряного века (Дом Брюсова).
Сергей Есенин как космист. К 130-летию со дня рождения
— Александр Балтин
(07/10/2025)
Ранние поэмы Есенина все пропитаны субстанцией космизма, хотя и нету данных, как поэт относился к явлению, вероятнее всего – вообще не ведал об оном. Просто шёл по воде вечности, ловя бабочек немыслимых откровений.
Трагикомедия – любимый жанр нашей жизни
— Александр Балтин
(03/10/2025)
...пустое дело – сюжет пересказывать. Тем более что у Сании Шавалиевой он туго заверчен; чувства людские показывает писательница колоритно – с панорамами противоречий, с огнём и перцем, в трагикомическом освещении. Трагикомедия – любимый жанр нашей жизни. Наверное, к нему можно отнести и роман «Сто мелодий из бутылки».
Кейдж смеётся последним
— Наталья Рубанова
(02/10/2025)
Что остаётся от двухголосной инвенции, когда персонаж, которому интервьюер не обязан задавать вопросы, не обещает на них отвечать. Образчик антиакционной антибеседы Натальи Рубановой с Андреем Бычковым в эпоху пост-post-постмодернизма как практика молчания в одно авторское лицо.
Юлия Сафронова: «Буду залатывать в днище метровые дыры…»
— Владимир Буев
(29/09/2025)
На вопрос, существуют ли такие читатели, кто с первого прочтения понимает её стихи (...), Юлия ответила, что сама, каждый раз читая свои тексты, понимает «что-то по-другому», и «открыла тайну»: в зале много коллег по перу, которые самим себе не смогут ответить на такой вопрос. Вывод Юлии: «Когда ты пишешь, иногда сам не понимаешь, что ты делаешь». Как выразилась поэтесса со ссылкой на поэта, критика и педагога Константина Рубинского, «Я ведаю, что творю», но не всегда.
«Как правы вы, Анна Андреевна…»
— Владимир Буев
(24/09/2025)
Репортаж о творческом вечере кандидата исторических наук, доцента, издателя, секретаря попечительского совета усадьбы Надежды Рихтер в селе Старая Потловка Пензенской области Александра Мраморнова. Были презентованы его книги по истории русской церкви. Вечер состоялся в литгостиной Лолы Звонарёвой.
Слово о «Слове». Номинация «мастера прозы»[1].
— Татьяна Лестева
(18/09/2025)
Для начала обратим внимание, что книга имеет возрастное ограничение не 0+ и даже не 6+, а все 16+! Оригинальное семейное чтение! Неужели бабушка с дедушкой, собрав своих детей и старших внуков, предварительно отобрав у них телефоны и прочие гаджеты, вслух читают им подряд новую прозу Захара Прилепина? Подряд читают и про алкоголь, и про «грехопадение» Шмеля, и про судьбу соседки Гали, бывшей комсомолки, лишённой сначала родительских прав, после лишения дочери того же права снова назначенной опекуншей внучки, из-за пьянства вскоре повторно отобранного и у бабушки; и про…
Журнал «Вторник», задуманный как «прикол», отметил выход 100-го номера
— Владимир Буев
(17/09/2025)
В прежние годы по вторникам в «Юности» происходили встречи авторов с редакцией и главным редактором. Когда «Юность», по словам Михайлова, для них «закончилась», они решили, что «негоже забывать эти вторники» и организовали журнал, чтобы не потерять авторов. Первый номер «Вторника» «на свой страх и риск» вышел в феврале 2020-года. Когда его начинали, то думали, что «всё это» долго не продлится, что это «некий прикол».
С.К.К. как пример малой литературы
— Данила Кудимов
(11/09/2025)
Книга С.К.К. — пример малой литературы: «большой» язык русской литературы компрессируется и «З-(А)-шумляется» вкраплениями ацтекского, японского, майянского, сетевого; высказывание становится скорее коллективной сборкой (см. псевдо-опрос «любимых виршей экстатиков-пропойцев», в котором «авторы» — маски режима высказывания). Считывается жест меньшинствования языка и коллективной артикуляции, «агенсманов» высказывания (agencement, то есть временная конфигурация элементов, способная производить эффект).
Черный рай. Рецензия-очерк
— Геннадий Муриков
(08/09/2025)
Анна Радлова и до, и после революции была уверена в том, что революционный пафос являет собой новую веру, основанную на глубоких традициях русского национального духа, русского бунта, бессмысленного и беспощадного, по слову поэта. И тогда она обратилась к изучению основ русского сектантства, особенно хлыстовства и скопчества.
Книга Дмитрия Плынова «Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа» как феномен современной прозы
— Нина Щербак
(01/09/2025)
Критика отзывалась о книге как о ярко выраженной психологической прозе. Действительно, Дмитрий Плынов – тонкий психолог, грамотно, подробно и ажурно выписывающий портрет героини, и ее окружения. При всем при этом, это повесть во многом и о взаимодействии мужчины и женщины, о взаимопроникновении и отталкивании различных стихий, создающих вместе потрясающую гармонию Вселенной.
По долгу памяти. Воспоминания об Андрее Голове
— Александр Малюгин
(18/08/2025)
Его знания были энциклопедические. Мог четко и ясно ответить на любой вопрос по Православию, истории, литературе, философии. Поражала память, сколько же в голове хранилось имен, фактов, событий, которые в нужный момент извлекались наружу. Рассказчик он был замечательный. (...) Мы были с ним откровенными друзьями. Он знал обо мне все, я очень многое о нем, что и уйдет вместе со мной.
Мир «Гдетства» неисчислим
— Галарина Ефремова
(15/08/2025)
...твое бессилие и отчаяние улетучиваются. Ты видишь, как мы все похоже устроены, все мы в одной лодке, что плывет от истока к одному океану, и все мы ищем ответы – как нам жить ту жизнь, что проистекает с нами, пока мы скользим по глади хронопотока.
История, память, литература: роман Дмитрия Конаныхина «Деды и прадеды» в сравнении с семейными сагами ХХ века
— Нина Ищенко
(11/08/2025)
Посмотрим, как память семьи взаимодействует с памятью страны в этой книге, а также вкратце проанализируем основные идеи книги в сравнении с известными семейными сагами мировой литературы ХХ века.
Слово о «Слове»
— Татьяна Лестева
(31/07/2025)
Для премии под знаменем президентских грантов по культуре да ещё патриотической направленности (!) в противовес ультра-либеральному «нац-бесу», многие лауреаты и организаторы которой к этому времени уже числились в списках минюста иноагентами, столь большой интерес к ней был естественным. Хотя… уже тогда мне показалось странным объединение в одной номинации и вышедших книг за последние два года и рукописей. Конечно, членам жюри рукописи были доступны, а читателям? Не менее удивительным был и состав жюри: прозаиков судили прозаики, поэтов – поэты. И над всем этим возвышалась фигура председателя жюри Н.Ф. Иванова, полковника налоговой полиции в прошлом. Сразу возник, по крайней мере у меня, вопрос: а где КРИТИКИ?
«Зеленые мили»: дорога, фронт и любовь по обе стороны ленты
— Нина Ищенко
(21/07/2025)
Выбранный стиль дорожной истории позволяет автору подключать к сюжету разные географические локации и жизненные коллизии персонажей. В книге появляются Джексон с Алтая, девушка в чадре, мама бойца, Наташа из Ростова, строители из Мариуполя, Города мертвых бойцы разных подразделений от Херсонщины до Луганска.
Язык вместо религии (о книге С.К.К.)
— Сергей Гейченко
(16/07/2025)
Что сделало возможным появление книги С.К.К.? В ней соединяется эстетика эзотерики и техники, как говорится mystic core и tech core. Забавно, ведь для многих сейчас это почти одно и то же.
О переписке А.П. Чехова и А.М. Горького
— Нина Щербак
(08/07/2025)
"Мне не все нравится, что он пишет, но есть вещи, которые очень, очень нравятся, и для меня не подлежит сомнению, что Горький сделан из того теста, из которого делаются художники. Он настоящий" (А.П. Чехов - Ф. Д. Батюшкову. 24 января 1900 г.)
О книге Сергея Фирсова «Троцкий. К истории мифа»
— Нина Щербак
(16/06/2025)
«Много лет назад», - пишет С.Л. Фирсов, - «занимаясь исследованием фольклора в Ветхом Завете, выдающийся британский ученый Джеймс Джордж Фрэзер заметил, «что каждый человек, выдвинувшийся на шумной арене истории, подобен арлекину, чей сшитый из разных лоскутов материи костюм меняет свой цвет в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят. Но беспристрастный историк должен видеть арлекинов со всех сторон и изображать их во всем многоцветье их одеяний».
Записки «Смертяшкина»
— Геннадий Муриков
(10/06/2025)
Книга Максима Лаврентьева, конечно, необычна для нашей критической литературы. Автор разыгрывает своего рода спектакль. В своё время известный литературовед Борис Бурсов (1905 – 1997) писал, что критика – это своего рода литература. А в литературе, как известно, все жанры хороши, кроме скучного. Хотя в «пьесе» М. Лаврентьева не все персонажи выглядят равно выразительными, но сама попытка написать спектакль в жанре критики заслуживает внимания и уважения.
Цифровая душа страха
— Илья Бонтарев
(03/06/2025)
...не порывая с классицизмом в теме страха, автор книги то и дело предлагает соответствующие эпиграфы, напоминающие о связи с традицией. «Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: - цитирует от Монтеня, - сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…»
К 145-летию М. Кафки
— Александр Балтин
(28/05/2025)
Она умерла вместе с сыном, от испанского гриппа; она растворила в своих романах столько женского, что, представляется, увеличила знание об этой субстанции в мире.
Революция и половые отношения
— Геннадий Муриков
(07/05/2025)
«Конечно, Анна Ахматова не коммунистка, и потому ей чужд и незнаком тот законченный тип новой женщины – борца, строителя, деятеля, который в своих недрах, суровой борьбе, уже выковывает рабочий класс. Тех женщин, которые для себя разрешили в том или ином виде проблему любви и которые перед грозной для женщины переходного времени властью эроса сумеют всегда отстоять своё человеческое “я”, не утратив скреп с коллективом». А.Коллонтай

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка