К 190-летию Александра Афанасьевича Потебни
— Александр Балтин
(08/09/2025)
Мысли об органическом единстве материи и формы слова – революционны: здесь уже играет красками метафизика языка. (...)
Он считал искусство – особым способом познания мира, совмещающим интуицию и аналитику, образность и поэтику; он же изучает тонкости связи поэтического языка с мышлением.
К 95-летию Мераба Мамардашвили
— Александр Балтин
(03/09/2025)
Философ конкретики, Мамардашвили разбил интересный сад трудов, сияние от которого не меркнет.
К 855-летию Л. Фибоначчи
— Александр Балтин
(27/08/2025)
…природа математична: листорасположение у растений описывается последовательностью Фибоначчи; точность и красота расположений семян подсолнуха, сосновых шишек, ячеек ананаса тоже располагаются в этой мистической последовательности; в поэзии золотое сечение, универсальность пропорций, связаны с ними же: мистическими числами…
О соотношении сознания и технологий
— Юрий Низовцев
(25/08/2025)
К настоящему времени наука связывает развитие технологий и возникновение словесного общения с увеличением и реорганизацией мозга гоминидов, но причины изменений мозга приматов остаются втуне. Более того, у остальных приматов в этот период никаких изменений изменения мозга не произошло, хотя несомненно, что главную роль в этом процессе сыграло измененное сознание отдельных приматов вследствие скачкообразного преобразования генома. Поэтому имеет смысл проследить особенности взаимовлияния измененного сознания и технологий с момента появления гоминидов и до нынешнего времени.
Костюм как топос
— Ирина Димура
(21/08/2025)
Наш гардероб — вместилище топосов, объединяемых нашим телом. Собой. Женская идентичность собирается из множества фрагментов, часто склеенных чужими ожиданиями. Попытаюсь поразмышлять над одеждой как местом, ситуацией, топосом, локусом, текстом. Как мы надеваем на себя ситуацию? Как выбираем ту, в которой хотим оказаться? Каким интенциям следуем?
Синтез пространства телом
— Ирина Димура
(19/08/2025)
...как меняется пространство, в зависимости от того, что мы туда помещаем. Себя, предмет, мир.
Эффективность в философии: Плотин как гениальный дизайнер теории
— Константин Фрумкин
(14/08/2025)
...позволю себе небольшие «заметки читателя» об этом великом мыслителе, в которых выскажу свое восхищение - как можно сконструировать идеальную теорию, прекрасно и впечатляюще отвечающую на любой вопрос.
Наука как фактор развития и уничтожения цивилизации
— Юрий Низовцев
(12/08/2025)
О науке в основном говорится только в позитивном плане, но она не может не оказывать и негативное влияние на социум. Поэтому в данной работе отмечены и обоснованы именно ее негативные особенности, а также указано, к чему эти особенности приводят в итоге.
Как приготовить ужин, скандал, жизнь (готовка как терапевтическая практика)…
— Ирина Димура
(08/08/2025)
...Огонь не загорается сам в очаге. Каждый день я приготавливаю очаг, потому что верю, что Огонь может упасть и с неба. В этом эссе мы смотрим на кухню глазами исследователя и психолога-практика, а то и семиолога и герменевтика, то есть глазами любопытного.
Пограничная война на окраине одряхлевшей империи
— Нина Ищенко
(05/08/2025)
Война в Донбассе описывается по модели войны Римской империи с варварами на окраине. ...ополченцы Донбасса описаны как варяги, служившие Византии на ее самых опасных границах. Украина же в книге – пространство национализма, представленного хтоническими и женскими культами, темной магией, требующей человеческих жертвоприношений...
Попытка лекции «Седуктология как она есть»
— Ирина Димура
(30/07/2025)
Фундаментальная и прикладная седуктология — наука о соблазнении посредством любого дискурса. Соблазн, вводить в соблазн — букв. значение греч. слова скандалон — «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Более отвлеченно оно обозначает также «толчок», «удар». В основе понятия соблазна лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению.
О роли случайности в мироздании
— Юрий Низовцев
(29/07/2025)
Наука полагает, что Вселенная, представляя его мирозданием, как и живые существа, включая человека, появились в результате неких спонтанных явлений, абсолютизируя тем самым случайность, что противоречит фундаментальному соотношению необходимости и случайности, прокламируемому той же наукой, что само по себе противоречиво. Поэтому напрашивается более адекватная гипотеза, ставящая необходимость и случайность на полагающиеся им места.
Разрушение гностического мифа о прогрессе в романе «Падение Софии»
— Нина Ищенко
(25/07/2025)
Название «Падение Софии» отсылает к мифологии гностиков, где это выражение является философским понятием. Гностицизм – это термин XVIII века, обозначающий учения поздней античности. Термин происходит от греческого слова гнозис – знание. Гностики включали в свою мифологию Иисуса Христа, поэтому их иногда считают христианами. Это не так, расхождение принципиально, гностицизм – антихристианское учение.
Алексис де Токвиль. К 220-летию со дня рождения
— Александр Балтин
(24/07/2025)
Токвиль, рассматривая интеллектуальное средоточие восемнадцатого века, замечает, что главными политическими деятелями страны стали литераторы: что не могло привести к благоприятным последствиям.
Противореча Ф. Бэкону, утверждавшему, что чрезмерное угнетение подавляет волю народа настолько, что революция невозможна, Токвиль утверждал, что они – парадоксально – происходят тогда, когда жизнь населения становится лучше.
Противореча Ф. Бэкону, утверждавшему, что чрезмерное угнетение подавляет волю народа настолько, что революция невозможна, Токвиль утверждал, что они – парадоксально – происходят тогда, когда жизнь населения становится лучше.
О соотношении познания и сознания
— Юрий Низовцев
(16/07/2025)
Почему процесс познания, присущий только человеку, является вынужденным для него и вместе с тем ограниченным в материальной основе, но неограниченным – в духовной, и как этим с процессом связано сознание - пришелец из потустороннего, которое, оказывается и тут, но и остается там, показано ниже.
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 6)
— Николай Куликов
(10/07/2025)
Причинность и закономерность воспринимались как нечто противоречащее природе, ниспровергались как нарушение естественной свободы. Судьба, а не бездушные причинные связи правят миром! Молодой Эрвин Шредингер в 1922 году провозгласил освобождение от предрассудка абсолютной причинности, выражая свои мысли буквально в моральных (квазиморальных у Формана) выражениях, по существу проецируя их на социальные отношения.[6] Макс Борн весной 1928 года, бичуя причинность как детерминизм, утверждал, что «такая концепция природы является детерминистской и механистической. В ней нет места свободе любого рода, будь то воля или высшая сила».[7] Примечательно, что крайность тотального механического детерминизма прошлого периода с его простыми и «очевидными» взаимосвязями заменялась противоположной крайностью, в основе которой была тёмная стихия и «наслажденье битвой жизни».[8]
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 5)
— Николай Куликов
(09/07/2025)
Судя по всему, никаких твёрдых частиц не существует. Никаких шариков, которые рисовались воображению Демокрита, нет. Диаметр атома водорода – 10-12м, диаметр его ядра – 10-17м. Разница в 100.000 раз! Атом практически пуст (если понимать эту пустоту не как «ноль всего») и представляет собой крошечное ядро, окружённое электронами. Получается, что практически всё, что нас окружает, представляет собой пустоту (с учётом предыдущей оговорки), если точнее, некое пространство энергетических взаимодействий. И твёрдость тела не что иное, как проявление сил атомных взаимодействий.
О проявлении личности в массах
— Юрий Низовцев
(01/07/2025)
Личность, присущая человеку, отнюдь не одинока. Она сочетается в нем с индивидуальностью. Но, в свою очередь, и обе они являются лишь внешним проявлением двойственности человеческого сознания, вследствие чего это существо способно с необыкновенной для природы скоростью менять и собственную личность, и себя в целом, то надевая личину благообразия, то сбросив ее, оказываясь фантастически жестоким и безжалостным, сокрушая всё вокруг ради решения неблаговидных задач или достижения химеричных целей.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях (окончание)
— Елена Янушевская
(25/06/2025)
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях
— Елена Янушевская
(24/06/2025)
Какой значимый вывод мы можем, по сути, сделать из того факта, что способность мыслить возможное – эволюционный инструмент выживания?
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
Возможно ли информационное общество?
— Юрий Низовцев
(17/06/2025)
В настоящее время, в связи с крушением капитализма, фактически начался переход к информационному обществу совершенно негодными средствами, да и само это предполагаемое общество оказывается лишенным развития, то есть бессмысленным и недееспособным. Однако понимание этого факта ныне отсутствует. Статья о том, что может реально произойти в эту переломную эпоху.
Почему без слова нет дела?
— Юрий Низовцев
(12/06/2025)
Различие человека и животных особенно ярко проявляется в коммуникации тех и других. В частности, даже самые высокоразвитые животные не владеют словом, заменяя его в общении жестом и нечленораздельным звуком. Поэтому имеет смысл выяснить, почему и каким образом жесты и звуки, которые только и представляют средства общения для животных, дополнились словами и осмысленной связной речью, а в дальнейшем к ним присоединилась и письменность, и какую роль здесь играет образ и коллективный труд?
Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова
— Нина Ищенко
(06/06/2025)
Лесков всегда интересовался идеями Платона. Книга «Платон в изложении Клифтона Коллинза» (СПб., 1876) была в личной библиотеке писателя. Анна Петрова в своей диссертации определяет несколько константных тем лесковского творчества, в которых заметно влияние Платона: знание как припоминание виденного в другой форме бытия, смерть и посмертное существование души, доступность философской истины каждому человеку, праведнический образ жизни. В текстах Лескова также неоднократно говорится о двойственности Сократа, сочетающего возвышенные и сниженные черты.
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира
— Нина Ищенко
(02/06/2025)
...Все эти события нельзя объяснить на основе социального опыта, полученного в мирное время. Ситуация тихой провинциальной окраины между Украиной и Россией, в которой формировался опыт жителей Донбасса, кардинально переменилась в 2014 году, смешав миры и проявив потенциальные конфликты. В это время Демон войн покинул свой приют («Безумие, вышедшее из моря»). В стихотворении «В угрюмых городах рептилий» восстание русского Донбасса против украинского национализма описывается как классический змееборческий сюжет, битва купца Садко со змеем...
В чем причина именно информационной основы мироздания?
— Юрий Низовцев
(27/05/2025)
Без поступления информации развитие невозможно. Но сам по себе термин «развитие» применим лишь к живому, поскольку воспринимать, обрабатывать, использовать и передавать информацию способны только живые существа, имеющие соответствующий аппарат для этого, да и к бессмысленному неживому термин «развитие» неприменим. Неодушевленное способно только меняться под чьим-то воздействием. Поэтому, если взглянуть на мир с позиции влияния на него информации, то оно проявляется везде, и даже само время есть его продукт.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы