Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова

Философские смыслы русской литературы все чаще привлекают внимание исследователей. Произведения классиков русской прозы XIX века оказываются связаны с традиционной культурой, где религиозные, философские и антропологические идеи выражаются в образах, имеющих реалистический характер и символический аспект. Особенно плодотворным в этом плане представляется исследование произведений Николая Лескова, уделявшего большое внимание религиозным и философским темам в своем творчестве. Поскольку писатель интересовался философией Платона, поиск платонического влияния в его произведениях является актуальной задачей как литературоведов, так и философов.
Платоновские темы в творчестве Лескова
Середина и вторая половина XIX в. была в России временем пробуждения интереса к Платону и его наследию. Многие идеи и интенции платонизма были заимствованы древнерусской культурой вместе с византийским наследием, однако именно в период жизни Лескова усвоение Платона переходит на новый уровень. Под влиянием популярных в России философских систем Гегеля и Шеллинга, высоко ставивших Платона, появляются переводы платоновских текстов и комментарии к ним.
Лесков всегда интересовался идеями Платона. Книга «Платон в изложении Клифтона Коллинза» (СПб., 1876) была в личной библиотеке писателя. Анна Петрова в своей диссертации определяет несколько константных тем лесковского творчества, в которых заметно влияние Платона: знание как припоминание виденного в другой форме бытия, смерть и посмертное существование души, доступность философской истины каждому человеку, праведнический образ жизни. В текстах Лескова также неоднократно говорится о двойственности Сократа, сочетающего возвышенные и сниженные черты.
Диалогический метод Лескова
Писатель также сознательно использовал сократический метод. Особенно значимым в этом отношении является диалогическое построение произведений Лескова, оформленных как рамочный диалог, задающий ситуацию спора и полемики, причем основное содержание рассказа подается как своего рода реплика в споре, пример, подтверждающий мнение одной из сторон. В результате создается неоднозначный контекст для истолкования рассказанного случая, и в этом контексте обсуждаемые нравственные понятия обращаются к читателю разными сторонами, что соответствует приему синкризы в сократическом диалоге, как указывает Анна Петрова.
Три уровня влияния Платона в «Очарованном страннике»
Произведение «Очарованный странник» было опубликовано в 1873 г., в период создания основных произведений Лескова с рамочным диалогом. Влияние Платона в этом тексте заметно на уровне его построения, а также на уровне темы и сюжета.
«Очарованный странник» – произведение с рамочным диалогом из цикла «Праведники». Черновые на звания произведения «Русский Телемак» и «Черноземный Телемак» отсылают к «Приключениям Телемака, сына Улисса» авторства Фенелона. Также это название отсылает к античной культуре, к сюжету о путешествии сына Одиссея. Этот сюжет можно обобщить в сюжет о путешествии души, занимающий столь важное место в неоплатонизме и гностицизме. Рассмотрим ближе эти аспекты.
Повесть построена диалогично и рассказывает о жизни праведника. Жизненный путь и жизненные принципы праведника, интересовавшие Лескова как человека христианской культуры, в произведениях Платона рассматриваются как принципы жизни мудреца-философа. Судьба Сократа, отдавшего жизнь за свои взгляды, не отступившего от истины и законов перед лицом смерти, имплицитно входит в содержание каждого из сократических диалогов Платона. Особое внимание теме сознательного подчинения личного поведения внеличностному Благу Платон уделяет в диалогах «Государство», «Горгий», «Апология Сократа», «Федон». Одной из константных идей этих диалогов, повлиявших на разные школы неоплатонизма и гностицизма в последние века античной культуры, оказывается идея жизни как странствия и возвращения в небесное отечество праведных душ.
Эта идея была использована также в христианстве, где небесное отечество переосмысляется как дом Небесного Отца, куда попадают праведники. Очарованный странник Иван Флягин, главный герой Лескова, выступает как амбивалентный персонаж, отнесение которого к праведникам не может быть однозначным, что показывает и сам автор. В этом случае, когда христианские смыслы отступают на задний план, платоническое понимание жизни героя как странствия становится особенно актуальным.
Двойственность главного героя в «Очарованном страннике»
К метафоре пути отсылает уже название – «Очарованный странник». Главный герой повести носит разные имена: его настоящее имя Иван Флягин, при рождении ему дают прозвище Голован, а в конце жизненного пути, в монастыре он принимает имя Измаил. Перед читателем разворачивается жизненное странствие Ивана.
Как замечает Андрей Ранчин, имя Иван отсылает к героям русского фольклора Иванушке-дурачку и Ивану-богатырю. Также это имя Иоанна Предтечи, в праздник которого в течение жизни Ивана Флягина с ним происходят важные перемены. Фольклорная отсылка также работает в повести: Иван простодушен, как сказочный герой, и в то же время силён, как былинный богатырь. Он сталкивается с татарами – былинными противниками русских богатырей. В плену у татар Иван живет обезноженный, что роднит его с Ильей Муромцем, не способном ходить и много лет пролежавшим на печи. Иван Флягин не раз демонстрирует силу богатырскую в разных ситуациях, а в конце жизни он хочет пострадать за народ, как былинный богатырь.
Иван безмерно силён и побеждает в любой драке, кроме того, он совершает ряд безусловно праведных поступков: отдает ребенка несчастной матери, идет в солдаты вместо другого человека, заступается за бедную актрису, хочет умереть за народ. Но в то же время в повести есть такие моменты, когда Иван выступает как отрицательный персонаж. Так, Иван сражается с татарами их оружием – плеткой, и оказывается у них в плену, что полностью исключено для былинного богатыря. Гибель голубя, которого кормил Иван, приводит его не к размышлениям о бренности бытия, как христианского праведника, а к мыслям о мести, которую он тут же и совершает, убивая кошку. Иван даже на склоне лет не испытывает раскаяния за убийство монаха, что невозможно для праведника.
Фамилия Флягин отсылает как к пьянству персонажа, так и к образу сосуда. В христианстве человек понимается как сосуд Божий, вместилище божественной благодати. Флягина можно назвать одновременно и «сосудом непотребным», грешником, и «чистым, избранным сосудом», праведником.
Прозвище Голован Иван получил за большую голову, которая стала причиной смерти его матери в родах. Эта черта характеризует Ивана как былинное чудовище, так выглядит Идолище Поганое, с которым борется Илья Муромец. Эта характеристика подтверждается самой ситуацией, ведь первое убийство Иван совершил в первый же день своей жизни.
Монашеское имя Ивана Измаил имеет библейские ассоциации, и тоже двойственные. Так, буквально это имя означает «Да услышит Бог», то есть подчеркивает связь героя с Богом, актуализируя тот факт, что Иван – моленный сын, его покойная мать долго его вымаливала. В то же время Измаил – сын патриарха Авраама и рабыни Агари, он постоянно противопоставляется благословенному сыну Авраама от Сарры, Исааку. Кроме того, Измаил был прародителем измаильтян, племени кочевников. В фольклоре так называются жестокие безбожные кочевники, разорители мирных поселений. Так на уровне монашеского имени главный персонаж оказывается связан и с Богом, и с безбожными татарами, изгнанными в пустыню.
Итак, перед нами двойственный персонаж, которого нельзя назвать праведником. Постараемся понять, что значит очарованность Ивана на его пути.
Концепт очарованности миром в гностицизме
Очарованный – это в первую очередь человека околдованный, зависимый от прелести этого мира, не владеющий собой из-за бесконечной впечатлительности, слабый при всей своей богатырской силе. Герой заворожен и пассивен в переломные моменты своей жизни. Он пленен плотским земным миром.
Пленённость героя земным миром в его жизненном странствии является ключевым концептом ряда гностических учений поздней античности. Гностические учения о восхождении души к высшему небу через астральные сферы повлияли на герметическую магию и кабалу, которые активно возрождались в эпоху Ренессанса и с тех пор, как показывает Френсис Йейтс, вошли в интеллектуальный багаж европейских мыслителей, даже отвергавших эти идеи в своем творчестве. Активное усвоение западного философского наследия в России XVIII-XIX вв. ввело гностические идеи и образы в круг знаний российской образованной публики.
Гностическое мировидение воплощено в произведении, которое исследователи называют «Гимн Жемчужине», а в гностическом тексте он называется «Песня апостола Иуды Фомы в земле индийской». В этом позднеантичном гностическом гимне рассказывается о сыне восточного царя, который покинул свой дом и отправился в Египет, чтобы добыть волшебную жемчужину. В Египте царевич оказался пленен земными и плотскими удовольствиями, красотой земли, усладами плоти, и забыл о своем назначении. Несколько раз отец посылал ему знаки, призванные напомнить молодому человеку о его цели. В конце концов юноше удалось вспомнить, кто он и зачем он здесь, добраться до волшебного озера, забрать чудесную жемчужину и вернуться с нею в дом своего отца.
Этот сюжет гностики истолковывали как метафору странствия души. Каждая человеческая душа послана из высших сфер в этот мир плоти, не имеющий с ней ничего общего. Светоносный бог, творец всей иерархии миров, отправляет душу человека в низший земной мир, где духовное вынуждено сосуществовать с плотским. Смысл человеческой жизни на земле заключается в том, чтобы поскорее сбросить с себя эти плотские одежды и вернуться в сверхкосмические области, к Небесному Отцу. Возвращение возможно, если человек владеет тайным знанием, гнозисом, который и символизирует волшебная жемчужина. Основная помеха, отвлекающая человека от его предназначения – это очарованность плотским миром и погружение в его соблазны.
Очарованный странник Иван Флягин
Итак, очарованный странник – архетипический персонаж гностической религиии, увлеченный красотой плотского мира и забывший дорогу в небесный дом. Этот же архетип мы видим у Лескова. Иван Флягин как моленый сын был обещан Богу, и с самого начала его жизненного пути ему был предназначен монастырь, дом Небесного Отца. В монастыре Иван и оказался в конце пути, претерпев множество мытарств из-за того, что увлекался и очаровывался жизнью, позволял ей вести себя, забыв о своем назначении. Сама концепция пути к истоку восходит к Платону, и этот путь исхождения и возвращения проходит и герой Лескова, очарованный странник Иван Флягин.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы