Особенности и роль распределения информации по населению

Скорость эволюционного изменения живых существ в сторону их усложнения определяется во многом быстротой обработки поступающей информации в их органы чувств, которая минимальна у растений, и максимальна для теплокровных существ, которые имеют наиболее сложное устройство с оптимальным набором разнообразных органов чувств и расширенной нервной системой, основой которой является наиболее сложно устроенный орган обработки поступающей информации – мозг.
Все живые существа вынуждены взаимодействовать с окружающей их средой, как минимум, для сохранения себя в ней, что определяется поступлением информации в их органы чувств, давая им соответствующие ощущения, служащие им откликом на эту информацию, которая не только дает им чувство жизни, но и позволяет после переработки этой информации обрести понимание собственного места в окружающей среде с таким поведении в ней, которое может, как минимум, сохранить им это ощущение жизни.
Иначе говоря, все живые существа стараются приспособиться к изменяющимся условиям, находясь в полной зависимости от них для сохранения собственного существования в этих условиях.
Отличие человека от любого иного живого существа состоит в том, что он, наряду с адаптивностью, приобрел свойство откликаться на воздействие окружающей среды не только автоматическим согласованием своего поведения с ней, но и вычленением из поступающего информационного потока каналов, которые способны предоставить возможность в той или иной степени менять эту среду для достижения целей более комфортного и безопасного существования в ней.
Так образовалось первоначальное стремление к познанию того, что способно дать лучшее, нежели простое следование изменениям окружающей среды ради сохранения в ней.
Естественно, это стремление к познанию имеет ряд градаций – от той или иной степени рационализации собственного быта до желания проникнуть в суть вещей и явлений, чтобы воспользоваться этим знанием не только ради улучшения собственного положения в соответствующем окружении, но и для удовлетворения тех или иных своих интересов, которые могут выходить за рамки обычных потребительских ценностей.
Однако, как правило, интересы подавляющего большинства людей ограничиваются собственным бытом по двум основным причинам – условиям, не позволяющим получить достаточные знания в силу пребывания в состоянии перманентного выживания, в которых находится большая часть населения планеты, и недостаточной изобретательностью, которая, например, в силу конструкции собственного мозга не позволяет им эффективно заниматься творческой деятельностью, хотя при этом многим из них в уме, то есть прекрасной памяти, быстродействии, стройном логическом мышлении, не откажешь.
Но этого недостаточно для проникновения в суть вещей и явлений.
Поэтому умные люди способны неплохо устраиваться в жизни и даже при определенных условиях, особенно в рамках научной деятельности, они способны на комбинаторику, дающую ранее неизвестное сочетание известного, а также на исследования с помощью экспериментов. Но несмотря на возможный широкий охват и понимании массы предметов или, наоборот, возможное глубочайшее понимание отдельного предмета, значительного объема памяти, быстроте принимаемых решений, все эти умные люди работают как бы в рамках заложенных ими самими в себя определенных программ, исключающих поиск абсолютно новых решений, изобретений, открытий.
То есть комбинаторика не позволяет выходить на качественно иные уровни познания и развития, так как неочевидное знание для нее недоступно вследствие недостаточности для его выявления только логического и абстрактного мышления, которые являются производными самосознания человека, а оно присуще любому индивиду, правда, различного уровня, который определяется образованием, воспитанием и, в целом, достаточно благоприятной окружающей средой, а также соответствующей конструкцией мозга, который он получает в наследство от родителей.
Однако человек унаследовал от своих животных предков еще и инстинктивно-рефлекторное мышление, для которого характерно необходимость мгновенной реакции на происходящее ради собственного выживания при недостаточном объеме знаний, а эта реакция в этом случае может быть только спонтанно-интуитивной, основанной на генетически накопленном опыте, а также на той или иной степени умения использовать случайное, хаотичное и постороннее, выхватывая из всего этого в момент то, что нужно, например, для спасения жизни, а это к знаниям, полученным в течение жизни, может и не иметь непосредственного отношения.
Но большинство людей в своей в основном рутинной деятельности это свойство природной формы собственного сознания не использует вследствие того, что сравнительно безопасная жизнь в рамках цивилизации не требует непосредственно соприкасаться с этим свойством природного сознания мгновенного спасения, если только в войнах или в процессе каких-то катастроф.
Поэтому сравнительно немногие люди пользуются такого рода мгновенным озарением по роду деятельности, например, авиаторы, саперы, водители автотранспорта, исследователи различных непонятных природных феноменов, то есть те, кому волей-неволей приходится рисковать жизнью.
Но эффективность озарения в отношении обнаружения нового зависит не только от этого свойства природного сознания человека, но и от приложения соответствующего озарения к своему индивидуальному опыту и способности логически осмыслить полученные результаты, то есть вычленить нужное, обратив на него внимание, иначе говоря, – в умении фильтровать поступающую разнородную информацию в соответствии с заданными целями, или в умении извлечь неочевидное из хаоса.
Такого рода озарение, привлекая нечто стороннее относительно устоявшегося порядка, способно иногда коренным образом переформатировать этот порядок, свидетельством чему является воздействие на цивилизацию всех фундаментальных открытий и изобретений, ускоряя ее ход, особенно это касается паровой машины и интернета.
Таким образом, непосредственно из предшествующих знаний логическим путем с использованием данных опыта можно, в сущности, получать знания, лежащие на поверхности, поскольку методы их извлечения логически непротиворечивы и довольно плавно усовершенствуют или дополняют уже известное, не совершая коренных поворотов, то есть являясь достаточно очевидными, и, как правило, обнаруживаемы в зависимости от общественных потребностей не одним, а целым рядом ученых в разных странах мира.
Креативность же связана уже с получением принципиально нового знания, которое является неочевидным, то есть никакие сочетания известных знаний, никакие умозаключения в форме формальной логики его дать не могут, так же как эксперименты, направленные на совершенствование известного.
Таким образом, принципиально новое знание всегда проявляется как непредвиденное для всей аудитории, которая, как правило, не сразу способна его воспринять и использовать.
Более детально феномен креативности рассматривается в моей работе «Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества?». (См., напр., журнал «Топос». РФ. 14.06.2022)
В природе за всё время ее существования естественный отбор в среде живых существ есть необходимость на основе случайности, тогда как в человеческих сообществах, наряду с естественным отбором, действует своего рода искусственный, точнее, осознанный отбор персон, способных решить поступающие неожиданно проблемы, не поддающиеся известным методам, то есть отбор, вызванный уже необходимостью на основе осознания изменений окружающей среды с учетом собственных потребностей и интересов, что влечет за собой общественный вызов из небытия нововведений, которые удовлетворяют этим потребностям и интересам.
Принять этот вызов способны только креативные персоны. Поэтому они и появляются в основном в ходе революций, войн, голода и прочих катаклизмов, придумывая новые теории, объясняющие мировое устройство и ход общественного развития, изобретая атомную бомбу, компьютеры и космические корабли,
Если рассматривать данный процесс с позиции потребления и распределения информации, то только творческие персоны, которых, как известно, сравнительно немного, способны выделять из потока информации неочевидные знания, а на что же способно все остальное население, численность которого достигает восьми миллиардов, тем более что без потребления информации жизнь в своем развитии становится невозможной, так как собственное время любого человека или же сообщества в лучшем случае замирает?
Что касается собственного времени каждого живого существ, течение которого протекает для него незаметно, то оно зависит в основном от скорости обработки информации, поступающей в организм через органы чувств, которая в ходе эволюции приобрела существенные отличия для разнообразных существ, как бы замедленное для растений (срок жизни секвойи и тиса доходит до 3 тысяч лет астрономического времени) и более темповое, в частности, для мелких ракообразных (несколько недель астрономического времени). Собственное время для каждого живого существа начинается с его появления на свет и завершается его смертью, отличаясь при этом максимально в миллионы раз в единицах измерения астрономического времени, но, тем не менее, вполне соответствуя всем канонам жизненного цикла (рост, развитие, размножение, спад жизненной активности).
Поэтому человек как живое существо так же зависит от собственного времени, которое есть информационный продукт. Поэтому оно как бы приостанавливается без поступления информации, которая единственно вносит изменения в жизнь, и без нее субъект теряет ощущение жизни.
Если творческие личности не только в изобилии потребляют информацию, но и вычленяют из нее значимую для них в плане получения неочевидного знания, то всем остальным подобное недоступно в силу указанных выше факторов, хотя при изменении условий, например, введении повсеместного образования достаточно высокого уровня в том или ином регионе и материальной поддержке молодого поколения, число креативных персон может существенно возрасти.
Тем не менее, подавляющее большинство населения вынуждено потреблять информацию только в соответствии со своими довольно ограниченными интересами, которые, например, в научной деятельности или искусстве, могут быть развитием находок творческих персон в виде их описания, дополнительного обоснования и внедрения, а для остальных эти интересы ограничиваются, как правило, усовершенствованием своего быта, поскольку это население ни к науке, ни к искусству не имеет никакого отношения, занимаясь, как правило, потреблением их продуктов, не всегда самых лучших.
Эти обыватели, как известно, ориентируются в основном на собственный рассудок и опыт: занятые собой и собственным благополучием, они не стремятся ни к «высоким», ни к «низким» целям, ограничиваясь желанием беспроблемной и сытой жизни, в которой неприятности желательно видеть только на экране монитора. Обыватели не испытывают стремления к новому за счет собственных усилий, добиваясь более комфортного состояния в жизни с позиции простого приобретения и потребления ее благ.
Отсутствие стремлений к беспокойной жизни обусловливается низким уровнем сообразительности, нежеланием использовать свой ум, если даже он сравнительно неплох, слабой чувствительностью в отношении к чужим неприятностям и бедам, недостаточной впечатлительностью, решительностью, общительностью, любопытством, любознательностью и доминантностью, то есть обыватели имеют своего рода низкосортную индивидуальность и непримечательную личность.
Условия существования, низкий уровень самосознания, ограниченность интересов не способствует превращению всей этой массы людей в сообразительных, образованных, культурных, креативных, энергичных и коммуникабельных субъектов.
Таковых из него выделяется всего лишь несколько процентов.
И главной составляющей этих процентов в отношении технологического и культурного развития общества являются творческие личности.
Их интересы более всего сводятся к попыткам открытия нового в разных сферах жизни – от изобретения различных приспособлений и устройств для облегчения этой жизни до первооткрывателей законов, управляющих нашим миром, и создателей копий прекрасного, которое они обнаруживают в окружающем.
То есть одна часть этих творческих персон более всего интересуется познанием окружающего мира, применяя полученные знания как к расширению сферы познания, так и для прикладных целей изменения окружающей действительности – это ученые и изобретатели, чья деятельность ведет к развитию технологий и в итоге – к постоянному переоснащению техническими средствами производства, торговли, вооружений и быта. Наиболее эффективно подобная трансформация среды, в которой обретаются остальные аборигены, производится путем применения творческого подхода к изменению реальности.
Поэтому, наряду с совершенствованием общественного уклада, так или иначе происходит с той или иной скоростью изменение технологической оснащенности общества, влияя взаимообразно и на общественный уклад, и, следовательно, на экономику, включая рост производительности труда и возникновение его облегченных форм.
Таким образом, процесс технологического развития цивилизации обеспечивает именно эта группа личностей, а не какие-то иные силы, группы или отношения. Поэтому только креативные персоны выполняют роль движителя технологий, чему способствуют, как ни парадоксально, в основном различные мировые и общественные катаклизмы.
Однако, любое движение в обществе, включая повороты и перевороты в общественном укладе, особенно кардинальные, происходит только при достаточно высоком уровне культуры, если и не всего населения, то ведущих его слоев, основной вклад в достижение которого вносит группа творческих персон, проявляющая себя в той сфере развития общества, которая наиболее близка внутреннему миру человека, то есть – его самосознанию.
Эта группа, интересующаяся больше внутренним миром человека и его сообществ, пытается разными способами проникнуть в него, соотнося одних людей с другими, сопоставляя человека с природой и обществом, а также выясняя способности человека отражать эти отношения в искусственных формах.
Именно эти креативные персоны в разной степени, но всё же, производят культурные ценности в разных формах, и непосредственно воздействуют на умы и чувства населения, затрагивая самые чувствительные струны самосознания каждого человека, благодаря чему постепенно меняется как индивидуальное, так и коллективное самосознание: смягчаются нравы, растет тяга населения к знаниям, увеличивается число интеллектуально и эмоционально развитых людей.
Как бы то ни было, но основная масса населения – обыватели – остается вне продуцирования этого потока идей и свершений, который захватывает их лишь с позиции потребления появившегося нового, которое интересует обывателей ради, как минимум, сытого, безопасного и приятного в целом существования, а, как максимум, наиболее комфортного существования в окружении самых разнообразных вещей, включая дворцы и яхты, с доминированием не только над прислугой, но и, желательно, над как можно большей массой населения.
То есть в этом отношении к жизни они мало чем отличаются от животных, которые стремятся именно к этим благам так же с разной степенью успеха.
В так называемых странах третьего мира, в которых проживает большая часть населения планеты, число обывателей приближается к ста процентам. Соответственно, потребление информации у них находится лишь на бытовом уровне, креативные персоны практически отсутствуют. Поэтому развитие в этих странах заторможено, и многие из них «застряли» на племенном или феодальном уровне, и никак не могут выбраться из него.
Несколько лучше ситуация в так называемых развивающихся странах, где некоторая часть населения уже приобщилась к разработке технологий и азам культуры, но вклад их в копилку нового крайне мал, тем более что эта развитая часть в значительном числе предпочитает мигрировать в развитые страны, работая на их экономику, науку и технологическое оснащение, благодаря чему в высокой степени эти страны пока и состоят в ранге развитых, поскольку собственное население последние десятилетия значительно деградировало, увлекшись виртуальным миром, от которого невозможно ждать ничего нового.
Таким образом, общее развитие науки, культуры и техники к настоящему времени существенно затормозилось, показателем чему является отсутствие прорывных технологий, а также значительных свершений в культуре, в которой литература и живопись превратились в дешевые поделки, мало чем интересные.
То есть продуктивное потребление информации за последнее время постепенно сводится к минимуму, что означает деградацию цивилизации в целом, поскольку ведущие страны мира, в сущности, остановились в развитии, а остальные страны в этом отношении являются просто немощными, то есть способными лишь пользоваться известным, но не более того.
Однако пока мир не замер, а как-то существует, правда, довольно убого, но, тем не менее, поступающая в него информация не теряется, и, как это ни парадоксально для многих, решающий вклад в это вносит вера.
Дело в том, что каждый человек, в отличие от всего остального живого, понимает безжалостность, равнодушие, медлительность природы, в которой всё построено на взаимном пожирании, на действии случайности, определяющей ее развитие и порядок в ней.
Человеку страшно жить в столь колеблющемся мире, но вместе с тем он боится и смерти, сопровождаемой ужасом разложения тела.
Поэтому он полнится отвращением к окружающему, представляя себя падшим откуда-то ангелом, который снова должен вернуться в этот неизвестный, непознаваемый, но должный мир бессмертия, спокойствия и доброжелательности.
Именно в такой форме любой человек трактует информацию, наполняющую его в течение жизни, и особенно эта форма затрагивает обывателя, чей ум не занят научными и философскими изысканиями.
Стремление обывателя к покою, доброжелательности и благополучию наталкивается на довольно часто сваливающиеся на него со стороны неприятности и неожиданные воздействия, нарушающее привычный строй его жизни, и он волей-неволей начинает мечтать о некоем мире покоя, справедливости и счастья вместо жестокого повседневного мира забот и тревог.
Естественно, найти этот замечательный мир обыватель может только в мечтах о своем перемещении в некое потустороннее, раз здесь ничего подобного не случается, и случиться, по-видимому, не может.
Человек всё же не животное и поэтому может представить всё, что угодно, особенно, если к этому его вынуждают обстоятельства.
Поэтому он решает, что, если ему одному, в отличие от прочих живых существ, дано осознание себя во времени и действии, то этот дар принесен ему свыше – от кого-то высокого, недостижимого, непонятного, но всемогущего, всепроникающего, всезнающего, вечного и нерушимого создателя всего, что есть, для того чтобы, пострадав здесь, что, очевидно, нужно всевышнему, заслуженно вернуться к своему отцу там.
Действительно, раз невозможно вечное счастье в этом нестабильном и ужасном мире всего лишь выживания и смерти в конце концов, но есть понимание этого непреложного факта, то само это понимание, означающее подспудное признание себя отличным от всего прочего именно вследствие осознания себя в мире, непременно ведет человека к признанию лишь частичного и временного присутствия его в реальности, поскольку самосознание было дано не природой, замкнутой на себе, а чем-то или кем-то иным.
И это есть доказательство присутствия этого иного как в потустороннем, так и в каждом человеке, и связи между ними, которая обозначается религией.
Так вера становится надеждой для каждого, хотя не все в этом признаются, что отличает ее, например, от науки с ее явной недостаточностью.
Появление морали означает претворение ее норм в преобразование окружающей среды для вящей пользы всех, что так же может послужить для обретения счастья и покоя в потустороннем.
В значительной степени, поэтому человечество только и занимается всё время строительством и перестройками, понимая, что это нужно не только для какой-то там пользы, но главное – для посмертного обретения того, чего нет здесь и что надо заслужить так или иначе.
В результате, мир меняется, становясь более комфортным, окультуренным, а люди – более порядочными, приобретая даже в некотором числе чувство собственного достоинства, а потустороннее, оставаясь по-прежнему загадочным и недоступным, тем не менее, влияет на развитие всего.
Иначе говоря, восприятие информации даже обывателем оказывается вовсе не бесполезным, если оно основывается в итоге на вере, хотя и не таким действенным, как для креативных персон.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы