Сюцай Гунню Сисы приобщается к Дао Любви (8)Чёрный Георг (27/02/2012)
(всё или почти всё о сюцае Гунню Сисы и его коте)
Глава 1. Сюцай Гунню Сисы пишет любовное письмо
Глава 2. Слово в назидание – спорящим о пристрастиях сюцая Глава 3. После пропажи мешочка риса у сюцая Гунню Сисы по дороге в Эдо Глава 4. О том, как сюцай увлёкся выращиванием тыкв Глава 5. Полёт сюцая за миг до пробуждения фарфоровой пчелы
Глава 36
О том, как сюцай смог уберечь себя от оборотней
Сюцай считал себя несуеверным человеком, Обычай этот был весьма полезен Гунню Сисы, Глубокой ночью Гунню Сисы пробудился в страхе, ...Услышав поутру, что познакомиться желают В дороге, увидав, как три пушистые лисицы23
Глава 37
Сюцай вспоминает отрывки из Оды сове,30 прогуливаясь вдоль реки
Трипитака и остальные тогда поняли, что преследовало их, и
поблагодарили Обезьяну за оказанную им защиту. Когда солнце
взошло повыше, они перенесли писания на плоское место,
возвышавшееся над берегом, и расстелили их для просушки. До
сих пор это место зовут "Скалой Где Сушились Писания". Там
же они высушили свою обувь и одежду.
(Ву Ченг-ен, "Обезьяна", гл. 29)
Маленькие обезьяны были страаааашно велики;
оттого сюцай подумал у излучины реки: “если б этим обезьянам удалось построить мост, то повторить их подвиг людям Юэ31 вряд ли будет просто.” Солнце пряталось за лесом, небо вызвездилось справа, – Гунню обнаружил, слева приближаясь к переправе. Вдруг припомнилась цитата из придворного Цзя И: «В год шаньэ32 слетелись совы – на исходе дня гэн-цзы – Гунню вспомнил это место – и пустился в путь обратный. Гунню шёл – читать о совах и коту готовить ужин.
Глава 38
Необременительные рассуждения сюцая
Сидит ворона на сосне, – на то она ворона.
Две белки носятся вверх-вниз, – на то они и белки. А Гунню Сисы – как сюцай, в природу не влюблённый, – пришёл под вечер в старый бор на лисьи посиделки. Принёс с собой кувшин вина, немного всякой снеди, Он рассудил, что тяготы и краткосрочность жизни Затихли звуки на реке. Взошла луна над лесом. ...Вот у костра лежит сюцай – с котом, который дома, Сидит ворона на сосне. Свободная? – Кто знает. Глава 39
Трагическая история о сюцайской диете и любви поэтессы
Пусть сюцайскому коту худеть не надо,
сам сюцай решил: возьму да похудею! Так бывает – человек упрётся взглядом в совершенно непотребную идею. Гунню Сисы был отнюдь не лилипутом Очень скоро Гунню начал делать сносных ...Продержавшись на журавликах и виршах Возвратившись в свою хижину, голодный Как сказал поэт, "дальнейшее – молчанье",37
Глава 40
Сюцай размышляет в лесу об аккомодирующей природе совершенства
если трупы не сбрасывать в реку, то скоро начнётся
эпидемия: здесь их весной поразительно много.
Гунню Сисы шагал по тропе, комариного носа
не просторней, но вскоре нашёл грунтовую дорогу.
было пасмурно. предположительно-северный ветер,
отыскать ускользающий юг потерявший надежду,
то раскачивал голые, с пухлыми почками, ветки,
то, коварно, стремился к сюцаю пролезть под одежду.
если долго идти вдоль заросшего тёрном оврага,
то придёшь к небольшому обрыву, за самой опушкой,
а затем, повернув у трёхглавого дуба направо,
обнаружишь поляну, где часто кукуют кукушки.
Гунню Сисы любил, приземлившись на этой поляне,
посвящать своё время раздумьям о разных предметах,
например, о причинах небесных полярных сияний
и о том, почему недобрó предвещают кометы.
удивительно в мире лишь то, чего мы не способны
ни заметить, ни даже понять: человеческий логос
не приветствует скрытых пружин, механизмов особых.
лже-концепт "совершенное тело не знает поломок"
устоялся в умах, не знакомых с теорией дао,
и любая структура считает себя совершенной, –
наподобие внутренних циклов великой мандалы.
в соответствии с этим, любой, самый мелкий, мошенник
полагает себя не причиной дисторсий, а жертвой,
и надеется, разбогатев, отойти к медиане
человеческой вечной натуры, – мужской или женской,
идеально вмещающей сумму страстей и страданий.
Гунню видел, как солнце садится за краешком леса,
неожиданно вынырнув сквозь коматозные тучи,
вспоминая о друге, который решил разболеться
и прислал ему утром письмо, – преподобном Сян Туе.
тон письма был, согласно канону, достаточно бодрым,
но тактичный сюцай разобрал, что Сян Тую не сладко.
так, бывает, заметишь крапивы ростки под забором, –
а забор не сплошной, и за ним расположены грядки...
вот тогда и подумал сюцай о мерцании судеб,
о стечении неконтролируемых обстоятельств,
регулирующих, например, поедание супа
в келье монастыря, где болеет твой друг-настоятель.
и ещё он почувствовал, что безмятежное сердце,
постигая любовь, не обязано быть безучастным.
так, строитель, сложив идеальную сферу из секций,
понимает, что полюс тождествен любой её части.
если б Гунню пришлось выбирать, самому, из животных –
совершенную форму для будущих реинкарнаций,
он бы выбрал яйцо – птиц, рептилий, – пустынных ли, водных, –
но с такой скорлупой, чтобы в ней почивать лет пятнадцать,
принимая легко – и невнятность зачаточной мысли,
и фрустрацию эмбриональной, естественной, позы,
в двух шагах от Создателя, – там, где встречаемся мы с Ним
и, вдвоём, наблюдаем за внутренней метаморфозой.
Примечания
30 "Ода сове" (Фу няо фу), занимающая видное место среди литературных памятников эпохи Хань, была написана Цзя И (Цзя Шэн, 201-169 гг. BC). Цзя И был молодым учёным, оратором и литератором, получившим звание "боши" при дворе императора Вэнь-ди.
31 Юэ – одно из царств Южного Китая. 32 Шаньэ – год, когда Суйсин (Юпитер) находился в созвездии Мао (четвёртом из двенадцати зодиакальных созвездий), 173 г. BC. 33 Великий Гончарный Круг – в метафорике даосской традиции – Дао, Путь. 34 Си Ши – известная в древности красавица. 35 Дщицы – бамбуковые дощечки, использовавшиеся для письма. 36 Луань – в соответствии с древнекитайской мифологией, птица из рода фениксов. 37 Гамлет: “...Скажи ему, как все произошло / И кончилось. Дальнейшее – молчанье.” (Умирает.) Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский. пер. Б. Пастернака. Акт 5, сцена 2. Последние публикации:
Жития Святого Феодосия (Беседы 152-157) –
(19/06/2015)
Жития Святого Феодосия (Беседы 148-151) –
(20/04/2015)
Жития Святого Феодосия (Беседы 144-147) –
(15/04/2015)
Жития Святого Феодосия (Беседы 141-143) –
(25/11/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 136-140) –
(21/11/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 131-135) –
(17/11/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 126-130) –
(13/11/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 121-125) –
(07/11/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 116-120) –
(20/03/2014)
Жития Святого Феодосия (Беседы 111-115) –
(10/03/2014)
|
|
|