Комментарий | 0

Книга Дмитрия Плынова «Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа» как феномен современной прозы

 

 

Открыла повесть Дмитрия Плынова «Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа», и – не верится, что такие произведения бывают! Такой был внутренний толчок – в сердце! Как встреча с собственным отцом, которого я всегда называла, конечно, просто – папа. Нежно любимый и любящий меня папа, умнейший эрудит, мягкий, воспитанный, но очень твердый в убеждениях человек, профессор, заведующий кафедрой философии, чье влияние на многих людей и студентов было безгранично, и чей ранний уход я ощущаю всю сознательную жизнь.

Повесть Дмитрия Плынова – история о еще более мягком, тонком, любящим свою дочь молодом папе! Словно из другого времени, времени детства, когда мы все были под защитой своих родных.  Это не просто пособие, как вести себя с дочерью, это учебник жизни – как любить, как относиться, как жить! Если бы такие книжки читали все молодые люди, возможно, не было бы на свете несчастливых людей.

Здесь и Лев Кассиль, и Валентин Катаев, и столько других книг из детства, с чистотой намерения, и светом простого, мужского, более конкретного глаза. И безграничная нежность отношения.

Нет, это не Эрнест Хемингуэй с его телеграфным, скупым стилем, не Сэлинджер с его тонкостью только, и не Тургенев с роскошным русским языком, но – сразу видно – это очень современный писатель, с емкостью слога, и пониманием жизни, ее каждодневного становления. Из западных авторов я знаю только Эрнеста Лу, норвежского писателя, который вот так мягко и прямолинейно не то, что затушевывает романтические моменты, но приглушает их, делая прозу словно еще более мужской, краткой, емкой, мужественной в недоговоренности и сдержанности, как это ярко выражено в романе «Во власти женщины».

У Дмитрия Плынова как автора в его дотошном и внимательном взгляде на героиню – просматривается ярко выраженная мужская доминанта. Это мужская проза, о любви, о защите, о сдержанности, иногда о непонимании (или слишком хорошем понимании!) женской природы. Этим книга тоже удалась. Этим она восхищает и нравится.

Критика отзывалась о книге как о ярко выраженной психологической прозе. Действительно, Дмитрий Плынов – тонкий психолог, грамотно, подробно и ажурно выписывающий портрет героини, и ее окружения. При всем при этом, это повесть во многом и о взаимодействии мужчины и женщины, о взаимопроникновении и отталкивании различных стихий, создающих вместе потрясающую гармонию Вселенной. Если срез жизни одного человека и его окружения помогает нам постигнуть мир во всей его сложности, то книга – один из лучших учебников такой реальной жизни, с ее сложностями, фантомами, взлетами и падениями. Вот он – женский мир, такой странный, такой загадочный, с его глупостями, неурядицами, и все же бесконечно любимый, именно так рисует автор шаг за шагом картину женской Вселенной:

«За стеклянными витринами выставлено множество разнообразных вкусностей. И пирожные с кремом, и эклеры в шоколадной глазури, и торты всех сортов. В общем, для ребенка просто рай. Кроме того, это провокационное для сладкоежек заведение бойко торговало багетами, хлебом, пирожками и прочей мучной продукцией.

Мы, на свой родительский страх и риск, вошли в этот оазис вместе с Варей. Помещение у булочной небольшое: если встать в центр, то можно рукой дотянуться до любой витрины. За прилавком хозяйничала единственная продавщица – улыбчивая женщина средних лет.

Варя переступила порог магазинчика и стала озираться по сторонам. Увидев на своей территории ребенка, продавец тут же сообразила, что без покупок мы отсюда не уйдем. Какой же родитель откажется хоть иногда побаловать свое чадо. Почувствовав выполнение дневного плана по выручке, «фея тортов и пирожных» стала обволакивать вниманием Варвару и приторным, как тирамису, голосом предлагать свои сокровища.

Варя продолжала молчать, внимательно вчитываясь в названия предлагаемой продукции.

– Варь, – не выдержала жена, – выбирай, пожалуйста, быстрее, у нас не так много времени.

– Сейчас, мам.

И через секунду:

– А мне можно выбрать любое?

– Любое! Хоть два, хоть три! – ответила жена и стала делать заказ на свой вкус.

Варя еще немного постояла и обратилась к продавщице:

– Будьте добры. Мне, пожалуйста, багет с беконом и пирожок с мясом.

Замок искушений рухнул. Фея застыла в оцепенении, и постепенно широта ее улыбки переползла на глаза.

В этом вся Варя – неожиданная, нестандартная, обстоятельная и вместе с тем бесшабашная».

И – правда, не предсказуема эта женская природа, и выбирает она не то, что ей твердит голова, а что хочет сердце!

Меня лично в прозе Дмитрия Плынова подкупает отсутствие бесконечного зла, иронии и сарказма, которым полнится постмодернистский дискурс! Думаю, я не одинока в этом! Неслучайно, многим современникам понравился «Щегол» Донны Тартт, и так приятно под Рождество смотреть аниме по романам Чарльза Диккенса! Надоела ирония! Хочется реализма или романтизма! Не до иронии с сарказмом, хочется доброго, спокойного, теплого уюта, и побольше советов, как наладить, наконец, жизнь, как сделать ее счастливой и благополучной! А наладить-то ее можно, только если понять окружающих. Вот в этом психологизме автора столько важнейших элементов подсказки и реальной помощи читателям.

Считывает ли читатель скрытые аллюзии на «Завтрак у Тиффани» с потрясающей Одри Хепберн, или замечательную песню Людмилы Сенчиной, или сверх-психологические фильмы, мы не знаем. Но в каждом из этих референций – ярко выраженная открытость миру, как автора, так и его замечательных героев. 

Впрочем, если честно, многое в этой книге я для Вас придумываю, потому что она намного более искренняя, чем даже можно представить. Нет в ней пафоса, нет вычурности. Просто и ясно, и, действительно, – чем не путеводитель жизни:

«А за плечами уже четвертый класс.

Случилось так, что графики трудовых будней у нас с женой вошли в диссонанс. Мне нужно было вставать рано, а жене – позже. Не хочу сказать, что я огорчился этому факту. В силу особенностей организма мне всегда легко дается раннее утро. Очень люблю я это время. Практически вся Москва спит, только дворник-киргиз с завидным упорством приводит в порядок наш двор, да сосед – водитель газели – прогревает авто… Но они не мешают, а лишь создают атмосферу некоего уюта. Приятно. Оттенок флегматичности в моем темпераменте располагал к ведению размеренного образа жизни. Я никогда не спешил. И не потому, что некуда, а потому, что все делал заранее. Загодя просыпался, совершал все необходимые процедуры, готовил завтрак себе и ребенку.

Варин подъем. Злополучный будильник никак не поддавался укрощению. Побудка проходила с переменным успехом. В конкурентной борьбе с механизмом за право первым разбудить Варю, как правило, побеждал я. И это не очень устраивало ни дочь, ни меня. А как же! Теперь мы взрослые! В любом случае, правильно встать с постели – залог утреннего настроения, которое определит весь последующий день.

Мы садились за стол. И у нас было время, не торопясь, съесть мои нехитрые блюда, посмотреть на «первой кнопке» гороскоп и поговорить на разные темы».

В этих описаниях деталей жизни – ее понимание, без прикрас, но с внутренним ощущением вкуса. Именно этот факт и делает книгу бестселлером, потому что ее невозможно отложить, так хочется узнать, чем же закончилась эта замечательная история воспитания, образования и любви.

Замечательная книга, к которой больше всего на свете хочется прочесть – продолжение!

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка