Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
На последних зарубежных фестивалях было представлено, как всегда, множество фильмов. Помимо нашумевшей «Аноры», в которой, несмотря на культурную апроприацию, наивного и богатого русского мальчика из Бруклина, проходит идея об одиночестве и желании близкого человека. Оказаться в фокусе внимания, в роскоши запретного, мягко перетекающего в домашнее и обратно, несмотря на все правила жизни и невозможности, есть тот информационный посыл, который оставил этот странный и все же красивый фильм для молодежи, так нашумевший своим бурным появлением.
Другим номинантом Каннского фестиваля стал фильм о последствиях Второй мировой войны и холокоста, в котором главную роль исполняет известный актер, так замечательно сыгравший когда-то в «Пианисте». Фильм повествует о тридцати трёх годах жизни Ласло Тота, венгерского архитектора еврейского происхождения, представителя стиля «брутализм», пережившего холокост. После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, он эмигрировал в США. Ласло устраивается жить и работать у своего кузена Атиллы, владельца мебельного бизнеса.
Помимо ярко выраженной тематики холокоста, его ужаса, послевоенных реалий переезда в США, воссоздана вся история этого переезда, когда в США начинало возрождаться искусство совершенно иного толка, и это сопрягалось с таким количеством человеческих жертв, потому что выжившие люди искусства, художники, музыканты, архитекторы, должна были заново строить свою жизнь, а сил на это совсем не было. Время слома, время потери надежды на подъем и спасение. При всем при этом, история иммиграции показана как нельзя точно. Вот они американские будни, сложности каждодневных обманов и битва за финансы. Ярко изображённая Америка в силе своего предпринимательства – а когда она вообще была другой, если переехавшие туда европейцы, с первых минут жизни, должны были биться за проживание и существование?
Ласло получает заказ на реновацию библиотеки в округе Бакс, но заказчик остался недоволен результатами и не расплатился с подрядчиком. Кузен выгоняет Ласло на улицу без гроша. Он вынужден выживать и берётся за любую работу.
Ласло обвиняют в домогательстве, как же это смешно. Он еле дышит! Его мучают постоянные боли в сломанном носе, и он становится наркозависимым. Спустя некоторое время, заказчик в лице богатого предпринимателя позитивно оценивает результаты перестройки библиотеки и соглашается заплатить исполнителю. Более того, Харрисон готов передать Ласло более крупный заказ на мемориальный центр памяти его матери. Жизнь Ласло начинает налаживаться.
Только в 1953 году Ласло добивается переезда в США жены Эржебет и племянницы Зофии. Однако, из-за пережитых военных ужасов и лишений его супруга прикована к инвалидной коляске, а племянница временно потеряла способность говорить. В 1958 году Ласло переезжает в Нью-Йорк на новую работу в архитектурную фирму. Только в 1980 году на архитектурной выставке в Венеции, подводящей итоги работы Ласло Тота, Зофия от имени дяди рассказывает о законченном проекте мемориального комплекса. Жизнь словно возрождается после постройки этого мемориала памяти.
История яркая и правдивая. Сходная тематика, возможно, освещена и в «Хильде с любовью» — фильм, получивший номинации на Берлинскому кинофестивале, о Красной капелле, антинацистском движении Сопротивления. В начале 1942 года в Берлине Хильда Коппи, молодая ассистентка врача, встретила и полюбила Ганса Коппи, который впоследствии стал её мужем. Вместе они провели лето, несмотря на опасность их деятельности и риск быть пойманными. В конце концов Хильду схватили гестаповцы, и она была заключена в тюрьму, будучи беременной. Там, в женской тюрьме на Барнимштрассе, её приговаривают к смерти. В последние месяцы жизни материнство дает ей силы встретить свою судьбу.
Фильм о страшных событиях тем не менее хорошо укладывается в традицию сходной тематики, посвященной холокосту, ужасам Освенцима, и той каре, которая Германия и в общем-то вся нация целиком, несла на себе, признав свою вину, и вынужденная поднимать страну, неся позор за свое прошлое, пытаясь его искупить.
Фильм «Арман», норвежских и шведских кинематографистов, повествует о том, как после предполагаемого сексуального насилия между двумя 6-летними мальчиками родители и сотрудники школы вызываются для выяснения обстоятельств инцидента.
Школа собирает родителей двух детей, Андерса и Сару, родителей Йона, и Элизабет, мать-одиночку Армана, который предположительно напал на Йона. Действие фильма полностью разворачивается во время встречи школьного персонала с родителями. И здесь каждый персонаж высвечен во всем великолепии своего внутреннего мира, будь то учительница, у которой самой идет носом кровь, так она напряжена, или мать-актриса, которой совсем не до собственных детей, но зато двери дома открыты для посещения каждым из одноклассников. Внимание к внутреннему миру, индивидуальной психологии, миру как есть, а не как он придумал – вот достоинство этого фильма.
Одним из триумфаторов Канн стал фильм "Чёрт возьми!". Фильм в Каннах победил в номинации "Особый взгляд Каннского кинофестиваля – приз за молодость", а также стал номинантом "Золотая камера (награда за режиссерский дебют)" режиссёр Луиз Курвуазье, номинировался как "Лучший сценарий" и "Лучший саундтрек". Музыка, которая играла в финальных титрах, очаровывает и завораживает. Хотя, возможно, номинировалась песня Джимми Роджерса 1958 года, игравшая где-то в середине фильма, отличный рок-н-ролл, который американский певец идеально исполнил ещё до появления Пресли и Боба Дилана. Музыка пронзительна и сразу представляет нам Америку. Эти кафе, где танцуют, этот блюз, в котором столько исконной Америки. При этом история-то совсем не американская, а французская. Молодой человек – танцующий под «улюлюкания» собратьев, ухаживающий за своей первой встречной – словно Франция и Дикий Запад сросшиеся воедино.
«Черт возьми» – фильм без прикрас, без надежды на примирение, фильм совершенно открытый знаменитому «ничто» – тот концепт, который лучше всего объясняет действительность. И все же – за всем за этим – надежда на радость жизни. В общем, фильм – это, конечно, не «Калина красная» Василия Шукшина, с ее полнотой души, ее поисками ответа на то, что представляют собой человеческая душа, и все же, общее в этом ощущении деревенской жизни, истинных ценностей, присутствует, просто тронуто рукой цивилизации настолько, что нет возможности разглядеть свет. А молодость берет свое, и уже свет этот сочится и лучится, видится повсюду – вот именно поэтому номинации и награды.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы