Комментарий | 0

Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы

 

 

Дали известен как выдающийся художник, скульптор, один из самых известных представителей сюрреализма. Но есть еще одна очень важная грань его таланта. Это научный интерес, и совершенно новая на тот момент оптика объема, ее иллюзия, которое так привлекательна для художника. Техника эта называется голограммой.

 

undefined

Ганс Гольбейн Послы. 1533.

 

 Еще до использования лазеров в голографии, он стремился овладеть третьим измерением. Все, что связано с рельефностью, приобретает для него большое значение.  Есть в истории искусства не одна попытка игры с измерением и проекциями. Можно говорить о встроенных изображениях и анаморфозе (как это видно на картине Ганса Гольбейна «Послы», в которой череп на переднем плане виден только под особым ракурсом, если стоять очень близко и справа от картины). Есть и целая философия изображения, например, если говорить о Las Meninas Веласкеса, то процесс воспроизведения изображения художником указывает нам на особенности живописи времени.

 

Las Meninas - Spanish Culture

Веласкес La Meninas. 1656

 

Мишель Фуко, французский пост-структуралист посвящает целую книгу «Слова и вещи» истории взаимодействия слова (или знака) и предмета действительности (или позже – в работах Фуко, объекта знания). И вот именно эта книга начинается с подробного описания картины Веласкеса Las Meninas, на которой не видно, что художник рисует, и не видно, с кого он рисует портрет, но по обстановке, кривым отражениям зеркал, вниманию, обращенному в сторону зрителя, понятно, что художник рисует королевскую особу. Эта эпоха Нового времени, говорит нам Мишель Фуко, времени, когда язык отрывается от мира вещей, образуя свою систему. И вот картина Веласкеса, гораздо более раннего времени, как раз и иллюстрирует подобного рода свод правил. Здесь в игру объема вступает измерение художника и зрителя, которые будут очень важны для искусства XXI века.

Сходные эксперименты с объемом и пространством мы находим в философии Павла Флоренского, который подробно рассуждает об обратной перспективы в изобразительном творчестве иконописцев, в частности, в творчестве Андрея Рублева. Для иконы характерно течение времени по своим собственным канонам. Павел Флоренский подробно разъясняет, как время в иконе выстраивается в новые ряды.

Итак, Дали с молодости интересовался наукой. Общается с Фрейдом. Он не собирался научиться разбираться в формулах, но пытался найти закономерности. Так в генетической теории он выискивал подтверждение того, что есть голубая кровь, есть уникальность и божественность. Всю жизнь он выписывал Scientific American и читал его от корки до корки. По поводу Гейнзберга, известного немецкого физика-теоретика, Дали писал, что человек, который описывает те вещи, в которых никто разобраться не может, не иначе, как ангел. Его восхищали возможности, другие миры, нестандартное мышление.

 

Сельвин Лиссак и Сальвадор Дали

 

Дали общался со многими нобелевскими лауреатами. Он был знаком с Денисом Габором, даже с ним встречался. В начале 1972 года благодаря советам Денниса Габора он создает три композиции, которые были представлены в нью-йоркской галерее Нёдлер. Во вступлении к каталогу выставки, он поясняет, чем является голография для художника. Голография как искусство проявляет себя синтезом оптической науки и художественного творчества, в котором многие творческие замыслы требуют совместной работы ученых, конструкторов и художников. Габор не был практиком, он выдвинул идею голографии и сделал начальные шаги. Когда возникла практическая голография южно-американский исследователь Сельвин Лиссак вместе со своим приятелем в Нью-Йорке создали маленькую голографическую студию и, поскольку в то время проходила выставка Дали и они знали про его увлеченность стереокартинами, они решили ему позвонить. После этого началось их совместное творчество, очень тяжелое технически, но очень интересное и креативное, породившее целую серии голограмм, которые создавались по инсталляциям Дали. Специалисты утверждают, что техника выполнения работ была непростая. Часто Дали делал инсталляции у себя в гостиничном номере, а потом Сельвин с линейкой и транспортиром всю композицию документировал, далее ее разбирали, перевозили в студию и там голографировали.

 

Сальвадор Дали Underwater Fisherman

 

Одна из первых, Underwater Fisherman, представляет собой смешанный медиа-дисплей. Эта голограмма была задумана в 1971 году, и в ней Дали создал многомерность, соединив желтизну картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» с голограммой. Задача состояла в том, чтобы одновременно осветить голограмму и сохранить аутентичность полотна.

 

Сальвадор Дали Polyhedron

 

В том же году был создан Crystal grotto - голографический коллаж из реальных кристаллов и фигур ангелов. В голограмме Polyhedron целью Дали было создать многомерное пространство. На плоскостях многогранника он изобразил баскетболистов, превращающихся в ангелов. Здесь же шар Земли, портрет самого Дали с любимой Галой в зеркале, и фотография Дали в детстве. Эта просветная голограмма была создана в 1972 году.

 

Сальвадор Дали Crystal grotto

 

Следующей стала сложная комплексная голограмма Holos! Holos! Velazquez! Gabor!, которая демонстрировала два совершенно разных момента времени, две отдельные реальности в одном пространстве. Композиция состояла из двух планов: репродукции с картины Диего Веласкеса Las Meninas и записанной ранее голограммы трех мужчин, играющих в покер. Для отображения этой голограммы требовался зеленый лазер мощностью 150 МВт.

 

Сальвадор Дали Brain Alice Cooper

 

В 1973 году Дали создает свою любимую работу - Brain Alice Cooper - 360-градусную голографическую стереограмму с изображением рок-звезды Элиса Купера, как бы парящего в центре цилиндра. Вращением голограммы моделируется время, фигура как бы движется, позволяя художнику работать в четвертом измерении. Опубликованы длительный процесс подготовки и создания этого произведения.

 

 Сальвадор Дали Dali Painting Gala

Еще через три года Дали и Лиссак создают удивительно сюрреалистичную 360-градусную голограмму Dali writes to Galu, состоящую из множества изменяющихся ракурсов и наполненную символическими метафорами. Помимо самих героев при повороте инсталляции появляются портрет китайского лидера Мао Цзедуна и даже бюст знаменитого индейского вождя, в лицо которого вписаны две фигуры белых колонистов.

Сальвадор Дали Melting Clock

 

Последняя в этом ряду работа Дали - отражательная голограмма Melting Clock была задумана в 1976 году. При жизни Мастера ее даже не удалось правильно осветить, потому что не хватало мощности лазера. Проект был воспроизведен по технологии XXI века после его смерти. Эта многоракурсная голограмма при смене позиции наблюдателя создавала впечатление обратного хода времени – стрелки начинали вращаться в другую сторону.

Дали не просто хотел записывать голограммы, он их художественно обыгрывал, оформлял реальной живописью и предметными композициями.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка