Комментарий | 0

«Два фортепиано»: экзистенциальная неоромантика

 

Кадр из фильма "Два фортепьяно".

 

 

 

«Два фортепиано»романтическая кинодрама 2025 года французского режиссёра Арно Деплешана. Главную роль в фильме играет красивый характерный актер Франсуа Сивиль. Это история виртуозного пианиста, который вернулся в родной Лион из Азии, чтобы попытаться словно вновь открыть самого себя.

Фильм становится одним из ярких проявлений экзистенциальной философии, для которой в общем-то в жизни нет никакого Бога, кроме самой жизни, и нет ничего кроме тех встреч, которые человеку уготовила судьба, в течение всей этой жизни. Каждая из этих встреч значима и ценна, без всякого исключения. Через каждого из людей человек узнает себя, видит собственное зеркало, неслучайно сюжет фильма чем-то напоминает сюжет «Зеркала» А. Тарковского.

Сюжет фильма «Два фортепиано» – нео-реалистичен, нео-романтичен, и – удачен, прежде всего, тем, что главный герой, играющий в оркестре с известной пианисткой Хелен, встречается ни с одним из героев на протяжении истории нашего с ним знакомства, а сразу с несколькими. Его поведение и характер формируются посредством каждой из встреч. С каждым из героев он взаимодействует особым образом, со множеством своих собственных особенностей.

 

Франсуа Сивиль, актёр. Франция.

 

Одной из главных встреч нашего вальяжного героя становится встреча с мальчиком, необыкновенно на него похожим. Впервые они видятся на детской площадке, подросток падает, разбивая нос, но потом встает и уходит. Главный герой следует за ним повсюду, даже в какой-то момент заслужив окрики няни, которая боится, что за мальчиком следует какой-то странный маньяк. Впоследствии оказывается, что это не просто мальчик, похожий на главного героя, это его собственный сын, чья мама вышла замуж за другого – того, кого главный герой хорошо знает, и кто внезапно умрет от разрыва сердца по ходу фильма.

Именно эта внезапная смерть – поминки и похороны на еврейском кладбище – позволят главному герою словно вспомнить всю свою жизнь, прожить и почувствовать ее смысл заново. Вспомнить, и воочию увидеть ту страстную любовь, которая связывала его с матерью подростка.

Они снова вместе с этой женщиной, со всей трепетностью их внутренней тяги друг к другу, их неподдельных чувств, но вместе – совсем ненадолго. Вот главный герой обнимает ее на лестнице, вот – гостиничный номер, и ее такой мощнейшее скидывание одежды – не бросила она его в любви, не оставила. А в конце фильма наш герой снова уезжает, на этот раз – в Италию, вместе со своим импрессарио, человеком понимающим и деликатным.

Настоящим плацдармом для внутренней битвы становится не только любовь главного героя (а она немало важна, ведь увидев девушку своей мечты, спустя столько лет, этот мачо-красавчик просто падает замертво у лифта, а по его голове ударяется чугунная дверь). Одной из главных тем фильма становится тема выбора и творчества, и именно этот выбор наш герой осуществляет в соответствии со своей интуицией, а вовсе не потому, что делать что-то «должно».

Играть в оркестр его приглашает известная пианистка Хелен, которую он знает очень давно. В своих письмах к нему она часто употребляет слово «талисман». В какой-то момент мы понимаем, что она испытывает к главному герою определенные чувства, смешанного характера, именно поэтому, а также из-за страха потерять память и забыть ноты, она безапелляционно объявляет главному герою о том, что больше не будет играть на сцене, навсегда покинет ее, и уедет на Майорку. Решительно и понятно она предлагает нашему герою играть вместо нее на сцене.

Мы видим крупный план ее лица, ее морщины и уверенный голос, мы не столько сочувствует ей, сколько понимаем, что ее выбор – находится целиком в сфере музыки, в сфере эстетического, но при всем при этом, в какой-то момент, она переводит его в область действия этики. Она должна сделать свой свободный экзистенциальный выбор. Выбор сделан, и она покидает сцену, чего бы ей этого внутренне не стоило, и каким бы внутренним сломом не грозило.

Замечательным становится финал фильма, в котором продемонстрировано отношение к фортепиано самого героя. Он тоже не выберет фортепиано. Неслучайно мать несколько дней назад сообщала ему, что когда-то давно он не предпочел скрипку, а выбрал фортепиано. На этот раз ситуация словно повторяется. Когда главный герой идет на конкурс замещения, чтобы сыграть на сцене перед комиссией свою партию, он очень волнуется, но волнуется не потому, что хочет победить, а потому что хочет навсегда покинуть сцену. Это решение приходит постепенно. В сам момент игры, уже сидя за фортепиано, он решает (несмотря на окрики комиссии), что не будет исполнять Шопена, а просто и от всего сердца сыграет Баха.

В плеяду фильмов о фортепиано попадает и «Пианист», и «Пианистка», и «Тар». Киноиндустрия словно подхватывает злободневные и острые политические или социальные темы, снабжая из тематикой музыки и музыкальной игры. Тема музыки делает их более внушительными. Но фильм «Два фортепиано» резко отличается от предыдущих в фортепианном ряду, пожалуй, больше всего, отсутствием претенциозности. Главный герой создает свой собственный (и единственный в своем роде) психологический портрет, благодаря всем тем встречам, которые показаны в фильме. Режиссер тщательно рисует поиск главного героя, его пошаговую историю создания и укрепления отношений с каждым из других героев. Дружба, работа, любовь, бешенная страсть, ребенок, нереализованная женитьба, все это создает мозаику жизни, за которую сам человек (а по фильму – главный герой) несет колоссальную ответственность. Он несет эту ответственность и когда не выбирает музыкальную карьеру, и когда понимает, до какой степени для него важна единственная женщина. В этом выборе не в пользу карьеры, а в пользу внутреннего ощущения, интуиции, любви – глубочайший смысл. Этот смысл – собственно – жизнь, и ей, этой жизни, режиссер, следуя традиции экзистенциализма и отдает приоритет и явное предпочтение. Неслучайно, что вместе с «Двумя фортепиано» в этом году на экраны вышел и «Посторонний» Ф. Озона – манифест экзистенциализма, как его обозначил сам Камю.

По ходу фильма «Два фортепиано» не выбирает карьеру и известная пианистка, но совсем по другой причине. В отличие от главного героя она словно подчиняется судьбе и предопределению. А ведь судьба решает какие-то вопросы без ее ведома, как решает эти события сила, которая от человека не всегда зависит.

Впечатление от фильма доказывает одну очень важную мысль о том, что такое человеческая жизнь. Она не состоит только из традиций, правил, конвенций. Она не состоит только из институтов. Экзистенциализм в лице Камю когда-то постулировал странную формулу, которая звучит очень просто: «Если он не плакал на похоронах собственной матери, это не значит, что он заслуживает смертной казни». Каждодневный выбор человека, ощущение мгновений, из которых состоит жизнь – вот та, самая большая, ответственность, которая есть у каждого. Жизнь может быть предопределена, но она также предопределена нашим свободным выбором, и в этом ее высочайшая сила и мудрость. И мгновения эти никогда не повторяются, как не повторяется музыкальная партитура известного произведения, она пишется только один раз.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка