Комментарий | 0

Чечня 2. Записки о гражданской войне* (31)

 

 

 

 

Константин Олегович Тахов, в простонародье КОТ, организовал проводы Старика на высшем уровне. И построение всего личного состава базы, и парадное шествие в его честь, и банкет, который из всеобщего перешёл в узкий круг посвящённых, и подарок от лица высшего командования – именное оружие, и личный, от сослуживцев, вручённый перед общим строем – казачья шашка, в знак родовых корней Виктора Андреевича. Старик был растроган, хоть и старался не показывать вида. В конце торжественных мероприятий, как и при первой моей встрече с ним, он уделил внимание каждому в отдельности, побеседовав по паре минут с личным составом группы.

- Саша! – оставив разговор со мной напоследок, он отвёл меня в сторону. – Не хочу тебе давать никаких наставлений. Одно прошу – береги ребят! И не подставляйся сам. У тебя теперь нет такого права. И личное. Не повторяй мой путь. Если получится так, что вас расформируют… Уходи на гражданку! Заведи семью! И воспитай сына! По образу и подобию. Не должна прерываться связь поколений. Я свою прервал… Не встретилась мне на пути казачка… Если бы ушёл после Афгана, может тогда…  Но упёртость моя… Желание доказать свою правоту. Кому доказывал? Что? Только одним успокаиваю себя, что смог сохранить ваши жизни. Не все! Но большую часть. Молчи, Саша! Просто, слушай. Теперь мой путь в монастырь… Хочу очиститься от крови, если то дано свыше. Нет! Тогда буду доживать свой век в дорогих сердцу местах. И совсем глупая, наверно на твой взгляд, просьба. Надумаешь сына крестить, позови в крёстные отцы…

- Надумаю – позову, Виктор Андреевич. Даже если девчонка будет – позову!  Не откажите? – Обнялись по-мужски и закрепили обещанное крепким рукопожатием.

В середине недели прибыли проверяющие, два полковника с управления в сопровождении ещё трёх офицеров. С дозволения высоких гостей наш глубокоуважаемый пенсионер был приглашён наблюдателем на мероприятие по проверке способностей бывшего его подразделения. План проверки довели на утреннем построении группы. Радовало, что всё было нацелено на боевую подготовку: тактическая, стрелковая, физическая. Определились личности троих офицеров. Военный психолог, инструктор по рукопашному бою и инструктор по минному делу. Если второй и третий особого беспокойства не вызывали, то с первым пришла настороженность.

После построения меня вызвали в кабинет, занятый проверяющими. Шёл я спокойно, без волнения. Со своими, состоявшийся разговор, расставил все точки – готовность к любому исходу. Решение о том, будем ли мы рвать часть тела ниже поясницы перед прибывшими, полностью ложилось на мои плечи. Как мне его принять – моя лишь проблема. Прояснить политику партии в нашем исполнении, как раз мог этот вызов. Настроившись и ещё раз прогнав в голове основные тезисы для прений, постучал в начальствующую дверь.

- Товарищ полковник, разрешите войти?

- Да, входите!

- Товарищ полковник, подполковник…

- Оставьте жесты, присаживайтесь, Александр Степанович, –указав на стул с левой стороны стола, офицер слегка улыбнулся.

- Есть, –ответил я, проследовал к вставшему из-за стола и протянувшему мне руку человеку.

- Игорь Николаевич, –представился он.

- Здравия ж…

-Да, полно, Вам. Вы не солдат, я не генерал, –предложил мне отступить от формальностей в поведении. – Перед проверкой хотел лично побеседовать с командиром группы. Прояснить некоторые вопросы.

- Слушаю, –приготовился отвечать, подумав. –Ох, не нравится мне его подчёркнутая доброжелательность.

- Пролистал ваше личное дело. Впечатляет! В 36 лет – подполковник. Неплохой карьерный рост, учитывая отсутствие академии.

- Год в год…

- Если считать, что в училище поступили после школы. А у вас ещё два года срочной службы. И год до. Работали где? Или отдыхали, перед службой в рядах Советской армии.

- Работал на заводе токарем, –ответил, усмехнувшись. – Издалека товарищ начал.

- Значит на три года раньше срока, –он вновь вернулся к званиям. – Как считаете в чём личная ваша заслуга?

- Дело не в заслугах, а в том, что Ста… Виктор Андреевич принял решение, что после его ухода на пенсию я займу его место. Командовать двумя подполковниками майору…

- Понятно, –оборвал мою речь собеседник. – Очень интересный состав группы: три подполковника, восемь майоров и два капитана. Мне кажется нецелесообразно использовать столько старших офицеров для выполнения задач, с которыми могут справиться менее квалифицированные кадры. Как Вы смотрите на расширение вашего подразделения. Создадим восемь групп для майоров, капитанов замами, вас троих во главу. Наберём контрактников. Сколько времени надо для обучения?

- Всё зависит от диапазона выполняемых задач, –решил пока не лезть на рожон.

- В любом случае, меньше же четырёх лет в военном училище.

- Товарищ полковник…

- Игорь Николаевич.

- Простите. Предлагаю взглянуть, с другой стороны. Тоже математической. Сколько за шесть лет группой уничтожено живой силы и техники в соотношении с собственными потерями. Сопоставьте эти данные с менее квалифицированными, как вы выразились, подразделениями. Думаю, результат очевиден.

- Здесь, мне сказать нечего. Соглашусь. Но, когда не хватает офицеров…

- А может дело в другом, –перешёл я в атаку. – С 93 года по нынешний, расформировано более двадцати военных училищ. Сколько потеряно офицеров? Пытался ли кто сосчитать? И как сообразуется высказывание на уровне правительства о сокращающейся потребности в профессиональных военных с Вашими словами о нехватке офицерского состава. Давайте на чистоту. Согласны?

- Хм! Попробуем! – он с интересом посмотрел на меня.

- Не хочу ходить вокруг да около. Если решение о нас сверху уже принято и от вас здесь ничего уже не зависит –только фикция. Мол, проверили и признали нецелесообразным и неэффективным, то не будем ломать комедию. Мы с вами офицеры почти в равном звании. Не дети…

- Даже так ставишь вопрос? – встал из-за стола, прошёл по кабинету, остановился у двери, будто прислушиваясь. – Мальчишка! Я старше тебя на десяток…

- Я всегда уступаю место в транспорте старшим. Вообще предпочитаю стоять… –произнёс, вставая тоже, и поворачиваясь в его сторону.

- Предупреждали меня, что ты ершист, –он усмехнулся, возвращаясь на место с видом человека, принявшего решение. – Обсудим перспективы. Состояние ваше подвешенное. Есть «за» и есть «против». Даже в нашем составе разброд. Если я на стороне тех, которые хотят сохранить вашу команду, то второй член комиссии категорически против. И не советую с ним разговаривать в таком тоне. Правда, я думаю, что он и не захочет беседовать. Для него уже всё решено. Мне нужно наглядное доказательство уникальности подразделения для сильных аргументов. Постарайся… А я на своём месте сделаю всё возможное при докладе начальнику управления. Лады?

- Сделаем, Игорь Николаевич! – от души отлегло, и я с удовольствием пожал протянутую мне руку.

- Значит! Марш-бросок в полной выкладке, выполнение нормативов на полосе, сотка, турник. Рукопашный бой. Огневая подготовка – тактическая стрельба. Минно-подрывное дело – проход заминированных участков и обнаружение ловушек на время. И на закуску –поиск и захват условного противника в лесистой местности…

- С заложниками?

-???

- Профиль у нас…

- Нет. Но группу с нашими офицерами, думаю, возглавит ваш главный недоброжелатель.

- Понял, –потёр от удовольствие руки.

- Смотри, он хорош – не паркетный, понимает толк. И он настоял на этом испытании. Только вот не знаю, откуда у него зуб на вашего Старика. Иди готовься. Завтра начнём с физо.

Сбегая по лестнице, натолкнулся в фойе на второго полковника из комиссии.

- Подполковник! Подойди! – он подозвал меня к себе.

- Да! Хотели что-либо? – решил на фамильярность ответить тем же.

- Куришь?

- Курю!

- Пойдём!

Мы спустились вместе в курилку. От предложенной с царской руки сигаретой «Мальборо» отказываться не стал. Закурили.

- Я на твоей стороне! – вдруг заявил он.

«Интересный поворот, и кто же тогда кто? ...» –призадумался я.

- Но мне нужны объективные факты. Никаких игр в поддавки. Понял меня? Назначишь за себя главного, а сам будешь со мной на всех мероприятиях. Мне потребуются объяснения всех действий от тебя лично. Есть вопросы?

- Никак нет!

- Вот и хорошо! Покурил? Теперь покажи мне территорию. Хочу осмотреться.

Осмотрев полосу препятствий и остальные сооружения, используемые для повседневных тренировок личного состава спецподразделений, несколько раз хмыкнув и пару раз одобрительно покивав головой, он отпустил меня, направив свои шаги в сторону гостиницы для приезжих гостей.

«Хорошо-то хорошо, но ничего хорошего. Если был командиром группы, то… Скорее прапорщики и срочники… Решил вывести из строя меня? Надеется, что без головы не справятся? Кого назначить? Слона? Барса? Грома? Гром! Слона спрячу пока. Чую, выведет он из строя и назначенного мной… Типа – условно ранен! Тщательно обсудить всё стоит с хлопцами. Какие ещё подлянки вероятны? Славно, что дал время на размышление… Пободаемся!» –торопливо шагая в своё расположение, я пытался просчитать возможные варианты.

_____________________

*_ Записки являются художественным вымыслом. Их герои и события выдуманы.
 

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка