Комментарий | 0

Старец Филофей: «Москва – Третий Рим» (Читаем первоисточники)

 

Монах Филофей (ок. 1465-1542) был старцем Псковского Трехсвятительского Спасо-Елеазарова монастыря

 

 

            Формула «Москва – Третий Рим» сегодня не только широко известна, но и стала основанием множества социально-политических доктрин, регулярно появлявшихся и продолжающих появляться в России, начиная с XIX века. И пусть эти доктрины, в основном, носили отвлечённо-романтический характер, сама формула оказала серьёзное влияние на формирование русского самосознания.

            Имя автора этого высказывания известно чуть меньше, хотя в безвестности оно не пребывает. Это монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей, живший в первой половине XVI века. Подробностей о его жизненном пути история не сохранила, мы не знаем даже точной даты его кончины.

            Так же неизвестно, как много сочинений Филофей написал за свою жизнь. Сохранилось всего два: Послание псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, известное так же как и «Послание о неблагоприятных днях и часах», и Послание Великому князю Василию. Оба произведения появились в середине 20-х годов XVI веке, и в каждом из них присутствует тема Третьего Рима. Судя по всему, она очень занимала старца.

            Является ли Филофей автором этой формулы, или в то время она была частью общерусского православно-политического умозрения, сегодня уже не установить. Поэтому будем следовать за традиционным принципом: у кого впервые прочитали, тот и автор.

            Но, в любом случае, сама тема наследования православного царствования обрела актуальность в Московской Руси чуть раньше. В 1510-х годах монах Спиридон-Савва, бывший митрополит Киевский, а позже – узник Ферапонтова монастыря, что находится на Вологодской земле, написал «Послание о Мономаховом венце», в котором говорит и о связи Великого княжества Московского с Римской империей, и об особых отношениях между Русью и Богом.

            Но формулы «Москва – Третий Рим» у Спиридона-Саввы нет. А у Филофея есть. Так идея, утвердившись и освоившись в общественном сознании, внезапно, и спустя годы, внезапно обретает предельно чёткую формулировку, с течением времени превращающуюся в один из главных национальных символов.

            При том, что Филофей не был забыт, его Послания читаются сегодня не часто. И это вполне объяснимо: русский язык XVI века серьёзно отличается от современного.

Проблему постарались решить сотрудники Института русской литературы. В ИРЛИ РАН перевели тексты Филофея на современный русский, и теперь их чтение требует всего лишь внутренней сосредоточенности. (*1)

Послания Филофея не ограничиваются одной темой. Они затрагивают целый спектр вопросов, которые Филофей считает актуальными для своего времени. А тема Третьего Рима интегрируется в общий список вопросов.

Вот те места, в которых о теме Третьего Рима Филофей говорит прямо. Для начала – выдержка из текста Послания Мисюрю-Мунехину:

 

«Что касается разрушения царств и стран – не от звёзд оно происходит, но от всё дающего Бога; об этом пророк Исайя говорит: «Если послушаете меня – благами земными насытитесь, если же не послушаете – оружие вас поглотит! – ибо уста Господни так говорили». И вновь вопросили апостолы: «Господи, не в этот ли год ты готовишь царство Израилево?» Иисус же сказал: «Не ваше дело разуметь времена и годы, которые Бог Отец положил своей властью». Так пойми, Господа ради, с какою звездой связаны христианские царства, ныне попранные неверными, как говорит пророк: «Кто отдал на разграбление Израиль – не Бог ли, перед которым согрешили?» Девяносто лет, как греческое царство разорено и не возобновится: и все это случилось грехов ради наших, потому что они предали православную греческую веру в католичество. И не удивляйся, избранник Божий, когда католики говорят: наше царство романское нерушимо пребывает, и если бы неправильно веровали, не позаботился бы о нас Господь. Не следует нам внимать прельщениям их, воистину они еретики, по своему желанию отпавшие от православной христианской веры особенно из-за службы с опресноками. Были с нами воедино семьсот лет и семьдесят, а отпали от правой веры семьсот и тридцать пять лет тому назад, в ересь Аполлинария впали, прельщённые Карлом-царем и папой Формозом. Говорят об опресноке, якобы ради чистоты и отсутствия страстей, но лгут, скрывая в себе дьявола. Аполлинарий же своим лжеучением повелел службу служить с опресноками потому, что, как говорят, не принял плоти человеческой от пречистой Девы Господь наш Иисус Христос, но с готовой небесною плотью, точно трубою, девственной утробой пройдя, душу человеческую не принял, но вместо души Дух святой в нем пребывает, вот чем прельщают незлобивых душ и неустойчивых. Увы, это горестное прельщение и отпадение от Бога живого! Ибо если плоти человеческой не принял Спаситель, то и падшего Адама и всех от него рождённых людей плоть не приобрела божественность, и если душу человеческую не принял Господь, то и теперь души людские не изведены из адских глубин». (*2)

«…скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим – весь мир». Ведь на христианской церкви уже совершилось блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как возжелал я». Согласно же великому Богослову: «Жена, облачённая в солнце, и луна под ногами её, и младенец на руках у неё, и тотчас вышел змей из бездны, имеющий семь голов и семь венцов на головах своих, и хотел младенца этой жены поглотить. И даны были жене крылья великого орла, чтобы бежала в пустыню, и тогда змей из своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке её утопить». Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на всё дающего Бога». (*3)

 

А вот выдержки из Послания Великому князю Василию:

 

«Тот, кто от вышней и от всемогущей, всё в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного её Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, – ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, – так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоём царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом Божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: всё это здесь собирается и здесь, на земле, остаётся». (*4)

«И если хорошо урядишь своё царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать. И твоё христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осаждён персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймём, что то Антихрист». Пусть же Бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых – преисполнит твоё державное царствование!». (*5)

 

В связи с этим стоит обратить внимание на то, с чем Рим как идея связан в первую очередь. Что такое Рим как почва?

Естественно, идея Рима связана с христианством, с христианскими Церквями, но не этот аспект жизни Рима находится в Посланиях на первом плане, а другой, воплощающийся в образе Царства.

Все другие царства преходящи, но Московское Царство – вечно! Не Земля, не народ, а именно Царство, т. е. государство.

О Земле и народе в посланиях Филофея не упоминается. Он знает только две онтологические реальности, отбрасывающие свой отблеск на земную, социальную жизнь: Церковь и Государство. И это обстоятельство делает Филофея продолжателем традиции византинизма на русской почве.

С одной стороны, византинизм – это идея Симфонии властей, а, с другой, нечувствительность к национальному фактору; это тот тип имперского сознания, который мыслит идею Империи как преодолевающую все национальные рамки. Само именование этой империи Римской (Ромейской) в этом контексте очень показательно: после того, как с крушения Первого Рима прошло четыреста, пятьсот, семьсот лет, жители Византии продолжали официально называть себя «римлянами». Очевидно, что такое именование апеллирует не к этническому элементу: не было в Константинополе Х века римлян как народа. «Римлянин» – это знак принадлежности не к Земле, а к государству, а государство, в свою очередь, оказывается наднациональным.

И византийское православие такую государственную идеологию поддерживало. Обоснование легко находилось в Посланиях Апостола Павла: «нет ни иудея, ни эллина, ни  раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, ибо все вы – одно во Христе Иисусе; Если же вы – Христовы, то вы семя Авраамово и, согласно пророчеству, призванные наследники» (1Галат., 2, 28-29). «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17).

Формально византинизм устраняет национальный фактор в потусторонней перспективе, но это непосредственно сказывается и на земной реальности. Национальное уходит из неё, теряет свою значимость, но «природа не терпит пустоты». Взамен идеи народа как жизненной тотальности в эту реальность приходит идея государства. Опять-таки, в потусторонней перспективе государство мыслится как сила, помогающая человеку пройти свой земной путь достойным образом, чтобы этот человек смог предстать перед Богом.

Но в социальном пространстве «здесь и сейчас» государство превращается в субъекта, замыкающего все жизненные смыслы субъекта на себя. А всё, что способно, так или иначе, конкурировать с государством, аннигилируется, исчезает, в том числе, и национальное (этническое, народное) начало жизни.

Филофей эту идею, безусловно, недвусмысленным образом актуализирует на русской почве. Идея Третьего Рима – это идея незыблемости Московского государства. Является ли это государство русским? – Нет, оно является православным, и православность – это его единственная сущностная характеристика.

Воззрения Филофея открыто противостоят идеям основоположника русской духовной мысли Илариона, митрополита Киевского, автора «Слова о Законе и Благодати».

В 1051 году Илларион стал митрополитом Киевским. Это – первый митрополит Русской православной церкви, имеющий русское происхождение. Это стало возможным благодаря возникновению острого конфликта между Константинополем и Киевом. И сам Иларион является анти-византийской фигурой, и его «Слово» обладает очевидной анти-византийской направленностью. Это очень показательный факт: русская религиозная мысль родилась не как продолжение мысли византийской, а как антитеза ей. Эта мысль изначально формировалась как анти-византинизм.

Опорные социальные символы в мировоззрении Илариона – это Земля и народ. («Слово о Законе и Благодати» – единственный русскоязычный текст XI века, в котором присутствует словосочетание «русский народ».) Бог дарует благодать Земле и посредством неё – народам. Такова одна из главных мыслей Илариона. (*6)

Следуя этому пониманию, православие никогда и никуда не приходит. Приходит католицизм. А православие всякий раз рождается на той Земле, где мы его обнаруживаем. И вне связи с Землёй и пребывающим на ней народе никакое православие невозможно в принципе. Невозможно прочно стоять на земле, не имея Земли.

А Филофей предлагает совершенно иную версию понимания истории, являющуюся «византийским ренессансом» в Московской Руси. В рамках этой версии, как уже было отмечено, есть Церковь и Государство, а больше нет ничего…

И когда ряд представителей современного русского национализма ссылаются на Филофея как своего предшественника, это, как минимум, странно. Их наличие в картине мира Филофея никак не предусмотрено.

Но Послания Филофея ставят перед нами ещё одну, значительно более важную проблему: в поисках подлинно национального русского государства мысль обращается к прошлому, стремясь именно в прошлом обнаружить его наличие.

Но все модификации Государства Российского родом оттуда, из Московской Руси XVI века. И для этого государства характеристика «русское» никогда не была главной.

Сегодня мы видим, что государственная политика не вполне соответствует интересам русского народа. Но можем ли мы найти историческое время, когда оно «вполне соответствовало»? В рамках поисках ответа на этот вопрос, первую половину XIX века, когда большинство русского народа пребывало в состоянии крепостной зависимости, предлагать в качестве эталона точно не стоит.

Но, парадоксальным образом, государство в России, не будучи безусловно национальным, выполняло национальные задачи, пусть эта политика никогда не была безупречной. Временами эти задачи выполнялись чуть лучше, порой – чуть хуже. По большому счёту, нечто похожее происходит и сегодня, а «чуть лучше» или «чуть хуже», покажет время.  

 

Примечания:

*1. Послания старца Филофея. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105  (Дата последнего обращения: 25 февраля 2023)

            *2. Там же. Перевод  В.В. Колесова.

            Аутентичный текст: «О царствах же и о странах пременение — не от звѣздъ сие приходит, но от все дающаго Бога; о сем пророкъ Исаия глаголет: «Аще послушаете мене — блага земли снѣсте, аще ли не послушаете — оружие вы поястъ! — уста бо господня глаголаша сиа». И пакы въпросиша апостоли: «Господи, аще в лѣто се устраяеши царство Израилево?» Иисус же рече: «Нѣсть ваше разумѣти врѣмен и лѣт, яже Отецъ положи своею областию». Да внемли, Господа ради, в которую звѣзду стали христианскаа царства, еже нынѣ вси попрани от невѣрных, якоже пророкъ глаголет: «Кто дастъ на расхыщение Израиля — не Богъ ли, емуже съгрѣшиша?» Девятдесят лѣт, како греческое царство разорися и не созижется: сия вся случися грѣхъ ради наших, понеже они предаша православную гречскую вѣру в латынство. И не дивися, избранниче Божий, яко латыни глаголют: наше царство ромейское недвижимо пребываетъ, аще быхом не правѣ вѣровали, не бы Господь снабдѣл нас. Не подобает нам внимати прелестем их, воистину суть еретици, своею волею отпадше от православныа христианскиа вѣры, паче же опрѣсночнаго ради служениа. Бѣша с нами в соединении семсотъ лѣт и 70, а егда отпадоша правыа вѣры семсот и 35 лѣт, во аполинариеву ересь впадше, прелщени Карулом царем и папою Формосом. Глаголют о опрѣсноцѣ, яко за чистоту и безстрастие, но сие лжут, съкрывающе внутрь себе диавола. Аполинарий же своимъ учением повелѣ опрѣсночнаа служити за сию вину, глаголетъ бо сице, яко не прият плоти человѣчскиа от пречистыа дѣвы господь наш Иисус Христос, но з готовою небесною плотию, яко трубою, дѣвичьскою утробою прошед, ниже душа человѣчьскиа приат, но вмѣсто душа Духъ святый в нем пребывает, до тѣм лстят незлобивых душа и неутверженых. Увы горкиа прелести и отпадения от Бога жива! Аще плоти человѣчскиа не приат Спасъ, то и падшаго Адама и всѣх от него рожденных человѣкъ плоть не обожися, и, аще ли душа человѣчскиа не приал Господь, то и нынѣ душа человѣчскиа не изведены от адскых».

*3. Там же. Перевод  В.В. Колесова.

            Аутентичный текст: «…мала нѣкаа словеса изречем о нынѣшнем православном царствии пресвѣтлѣйшаго и высокостолнейшаго государя нашего, иже въ всей поднебесной единаго христианом царя и броздодръжателя святых Божиихъ престолъ, святыа вселенскиа апостолскиа церкве, иже вмѣсто римской и костянтинополской, иже есть в богоспасном граде Москвѣ святого и славнаго Успения пречистыя Богородица, иже едина въ вселеннѣи паче солнца свѣтится. Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Ромеиское  царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Многажды и апостолъ Павел поминает Рима в посланиих, в толкованиих глаголет: «Рим — весь мир». Уже бо христианской церкви исполнися блаженаго Давида глаголъ: «Се покой мой въ вѣк вѣка, зде вселюся, яко изволих и». По великому же Богослову: «Жена облъчена в солнце, и луна под ногама ея, и чадо въ руку еа, и абие изыде змий от бездны, имѣа глав 7 и сем вѣнец на главах ему, и хотяше чадо жены пожрети. И даны быша женѣ крилѣ великаго орла, да бѣжит въ пустыню, змий же изо устъ своих испусти воду, яко рѣку, да ю в рѣцѣ потопит». Воду же глаголют невѣрие, видиши ли, избранниче Божий, яко вся христианскаа царства потопишася от невѣрных, токмо единаго государя нашего царство едино благодатию Христовою стоит. Подобает царствующему дръжати сие с великым опасением и к Богу обращением, не уповати на злато и богатство изчезновение, но уповати на все дающаго Бога. А звѣзды, якоже и преже рекох, не помогут ничим, ни придадут ни уймут. Глаголет убо връховный апостолъ Петръ в соборномъ Послании: «Един день пред Господомъ, яко тысяща лѣт, а тысяща лѣт, яко един день, — не опоздит Господь обѣта, еже обѣща, но долго тръпит, не хотя нѣкиа погубити, хотя всѣх в покаание вмѣстити». Видиши ли, боголюбче, яко в руцѣ его дыхание всѣх сущих, глаголет бо, яко: «Еще единою потрясу не токмо землею, но и небом». Понеже и апостолом еще не свершенным, выше силы не велѣл пытати: богословесный же наперсник во «Откровении» своем глаголет: «В послѣднее врѣмя спасаа, спаси душу свою, да не умрем второю смертию, геонскою, но обратимся ко всемогущему спасти нас господу с молбами прилѣжными, и теплыми слезами приплачемся пред ним, яко да смилится обратити ярость свою от нас, и помилует нас, и сподобит нас услышати сладкый блаженый и въжделѣнный его глас: “Приидите, благословленнии, Отца моего наслѣдуйте уготованное вам царство преже сложениа миру”».

*4. Там же. Перевод  В.В. Колесова.

            Аутентичный текст: «Иже от вышняа и от всемощныя вся содръжащиа десница Божиа, имьже царие царствуют и имьж велицыи величаются и силнии пишут правду тебѣ, пресвѣтлѣйшему и высокостолнѣйшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всѣх владыцѣ, броздодержателю святых Божиих престолъ, святыа вселенскыя соборныя апостольскыя церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго еа Успения иж вмѣсто римския и константинопольския просиавшу, — стараго убо Рима церкви падеся невѣрием аполинариевы ереси, втораго Рима, Константинова града церкви, Агаряне внуцы секирами и оскордъми разсѣкоша двери, сиа же нынѣ третиаго, новаго Рима, дръжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольскаа церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вѣре во всей поднебесней паче солнца свѣтится, — и да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебѣ, царю, сие держати со страхом Божиимъ, убойся Бога, давшаго ти сия, не уповай на злато, и богатство, и славу: вся бо сиа здѣ собрана и на земли здѣ остают».

*5. Там же. Перевод  В.В. Колесова.

            Аутентичный текст: «Да аще добро устроиши свое царство — будеши сынъ свѣта и гражанинъ вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣм не останется, по великому Богослову, а христианской церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: «Се покой мой в вѣкъ вѣка, здѣ вселюся, яко изволих его». Святый Ипполит рече: «Егда узрим обстоим Римъ перскими вои, и перси на нас с скифаны сходящас на брани, тогда неблазнено познаем, яко той есть Антихристъ». Богъ же мира, и любви, и долголѣтъства, и здравия, молитвами пречистыя Богоматере и святых чюдотворьцевъ и всѣх святых — да исполнит твое державно царство!»

            *6. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (Дата последнего обращения: 25 февраля 2023)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка