Система, Утопия и антисистема (22)
Сергей Иванников (16/10/2023)
17. Межцивилизационная война как столкновение систем
- ХХ век стал временем интенсификации конфликтов. В начале XXI века эта тенденция усилилась. И ничто не свидетельствует о том, что где-нибудь к середине столетия ситуация изменится.
- Современные конфликты обладают склонностью к тотализации. Это означает, что война ведётся всеми доступными средствами, а исход войны часто не зависит от использования военных средств и даже не требует такого использования. Так, например, СССР проиграл Холодную войну не в результате открытых военных столкновений, а благодаря победам Запада на информационном поле.
- Основой победы в информационной войне является разрушение идеологической и культурной гегемонии противника на его территории, в результате чего система противника теряет единство и разрушается связь между центрами управления системы и обществом.
- Информационная война является частным аспектом более общего явления, которое можно определить как тотальная война. Такая война сегодня является нормальным состоянием мирового сообщества.
- В процессе тотальной войны для достижения своих целей противники мобилизуют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы (экономические, информационные, идеологические, и пр.) По сути, к войне оказываются причастными все сферы общественной жизни. При этом большая часть этих сфер оказывается втянутой в тотальную войну скрытым, неявным образом.
- В рамках тотальной войны действия отдельного индивида обретают смысловую двойственность. С одной стороны, он продолжает существовать в реалиях мирной жизни, и значение его действий вписывается в мирный контекст и имеет соответствующее значение; с другой стороны, те же самые действия вписываются в логику войны, и в военном контексте обретают иной смысл и несколько иное значение. Показательным примером такой двойственности является отношение к государству. Действия российского государства вызывают оправданную критику со стороны общества. Утверждение, что ряд сфер общественной жизни нуждаются в освобождении от государственного контроля, в связи с этим, безусловно, оправдан. Но вопрос об ослаблении государственной власти в связи с тотальной войной, в которую втянута Россия, имеет уже иное значение. Тотальная война не должна приводить общество к апологии государственной власти и не должна быть для государства аналогом индульгенции, но критика государственной политики в этих условиях должна быть предельно ответственной и обоснованной
- В современной тотальной войне реальной силой обладают не небольшие государства, пусть и с развитым потенциалом, а межгосударственные сообщества, объединяющие родственные общественно-государственные системы. Тотальная война является межцивилизационной войной (А.В. Кочетков).
- Межцивилизационная война актуализирует вопрос о войне как онтологическом явлении. Есть риск понимания войны как метаисторического естественного состояния общества. В такой перспективе любое мирное время может быть интерпретировано как вынужденная пауза между войнами, связанная с дефицитом ресурсов и необходимостью их накопления. Соответственно, сегодня проблемы дефицита ресурсов нет, и, следовательно, война имеет возможность быть непрерывной. Но эта модель, популярная на Западе, сталкивается с эмпирическим возражением: одной из главных целей тотальной войны являются всё те же ресурсы. В действительности война не является онтологической нормой. Источник современной тотальной войны – не в абстрактной природе человека, а в конкретных действиях Западной цивилизации. Запад приносит войну с собой.
- Развязывание войны со всем миром и отсутствие чёткой военной стратегии вполне соответствуют нормам деятельности современного финансового капитализма. В то же время можно говорить о связи тотальной войны с более глубинными – религиозными – феноменами. Западное христианство видело в мире, главным образом, печать грехопадения. Это отталкивало западного субъекта от его родной почвы, заставляя искать более совершенные миры за пределами Европы. Отсюда – притяжение горизонта, зафиксированное О. Шпенглером в качестве важнейшего структурного элемента, регулирующего деятельность фаустовской культуры. Но это движение вдаль почти сразу же обрело форму захвата и насильственной трансформации захваченного. Западный рационализм (ещё один структурный элемент фаустовской культуры) не способен примириться с существованием чего-либо, не соответствующего ему и, более того, опровергающего его.
- Западная агрессия против мира в качестве своих предпосылок указывает на синтез религиозного (христианского) и экономического (капиталистического) факторов. Второе в данном случае контролирует первое и интерпретирует его в соответствии с собой. Католицизм ещё в Средние века заключил союз с западным капитализмом; протестантизм – дитя, родившееся от этого брака.
- Защитники католицизма легко могут найти примеры, опровергающее западное восприятие мира как воплощения греха. И это вполне объяснимо. Любая система имеет альтернативные варианты своего дальнейшего становления. Но главный вопрос – не о том, что есть сейчас, а том, что получит максимальное развитие в будущем. Франциск Ассизский стал лишь моментом становления западного средневекового христианства, а итог этого становления – Мартин Лютер и Жан Кальвин.
- Будучи причиной межцивилизационной войны, Запад старается обосновать и, одновременно, заретушировать данное положение дел посредством внедрения соответствующих идеологических и теоретических конструкций. Отсюда – представление, что межцивилизационные конфликты являются нормой и, соответственно, неизбежны (С.Хантингтон); отсюда же – социология конфликта, формирующая представление об обществе, смыслом существования которого является борьба разных социальных групп друг с другом.
- В рамках любой войны неизбежно возникает вопрос о её сроках. Война не может идти вечно. Свои сроки есть и у современной межцивилизационной войны. Она будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать Запад.
- Сегодня Западная цивилизация является главной, а по сути – единственной угрозой для мира в его планетарном значении. Её существование делает постоянным на горизонте человечества присутствие угрозы глобальной мировой катастрофы. Именно Запад держит дверь в Апокалипсис постоянно приоткрытой.
- Для России конфликт с Западной цивилизацией – это константа русской истории (по крайней мере, до сегодняшнего времени и ближайшего будущего). Наличие этого конфликта непосредственно повлияло на ряд структурных особенностей Русской системы. Авторитарная власть государства, например, имеет истоки не только в проблемном соотношении больших территории и малой плотности населения на большинстве из них, но и в факторе внутренней мобилизации. По сути, вся история России, начиная с Московского царства, это история скрытой мобилизационной готовности. Это история постоянного противостояния, почти всегда готового проявиться в открытой форме. И в этом контексте тотальность современной цивилизационной войны является чем-то новым с точки зрения увеличения количества военных плацдармов и появления плацдармов нового типа (информационных, технологических, экономических, в перспективе – космических). Но война как внутреннее содержание отношений между Россией и Западом – это не нечто новое, а, наоборот, привычное и потому воспринимающееся как естественное.
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Система, Утопия и антисистема (18) –
(15/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы