Комментарий | 0

Система, Утопия и антисистема (21)

 

 

 

 

16. Трансформация Запада в антисистему

 

  1.  За формирование утопии массового потребления ответственен западный капитализм. Онтология капитализма в российском (и не только в российском) общественном сознании сегодня не прояснена. В России капитализм до сих пор воспринимается как формационная модель, появившаяся в Новое Время и необходимым образом связанная с фабричным производством. То обстоятельство, что капиталисты и, соответственно, капитализм как среда их непосредственного взаимодействия, появились задолго до Нового Времени, в рамках такой схемы не учитывается.

 

  1.  Капитализм изначально – это продукт не какой-либо эпохи или цивилизации, а продукт определённой социальной модели. Капитализм – творение города. Там, где есть город, неизбежно появятся и элементы капитализма. Связь капитализма с материальным производством, организация этого производства – одна из локальных форм капиталистической деятельности.

 

  1.  Первый капитализм был не промышленным, а финансовым. Сегодняшнее доминирование финансового капитала – знак того, что капиталистическая история совершила очередной круг и вернулась к своим первоистокам.

 

  1.  Взаимодействие капитализма с целостной общественной системой аналогично взаимодействию вируса с организмом. Вирус использует силы и возможности организма, живёт за счёт него. По мере развития (усиления) вируса, силы организма ослабевают. Итоговым результатом этого симбиоза является разрушение общества (целостной системы), после чего оно, утратив самостоятельность, превращается в приложение к какому-либо другому обществу. А вирус перемещается в новые системы, оставаясь на руинах разрушенного им общества лишь по остаточному принципу.

 

  1.  Онтология систем и онтология капитализма всегда находятся в скрытом (или явном) конфликте друг с другом. Онтология системы – комплекс утверждений (смыслов), чья ценность не может быть исчислена. Главные ценности системы не подпадают под власть числа. Онтология капитализма, наоборот, в основе своей есть число. Ценности капитализма исчислимы, и иными быть не могут.

 

  1.  На метафизическом уровне противостояние общества и капитализма как способа восприятия мира – это противостояние Слова и Числа.

 

  1.  Капитализм стремится подвергнуть деконструкции всё неисчислимое в сфере культуры (общественной жизни). То, что не подлежит исчислению, дискредитируется, объявляется бессмысленным и не существующим. Т.к. онтологическое ядро системы связано с мифом и религией, именно миф и религия подвергаются деконструкции («модернизации») в первую очередь. Капитализм не обязательно уничтожает религию; ему достаточно того, чтобы религия потеряла связь с широкими общественными слоями и перестала формировать общественную (общесистемную) картину мира.

 

  1.  В рамках логики капитализма культура – это сумма чисел (стоимостей). Соответственно, все культурные формы и институты должны быть поставлены под власть числа. Но когда ценность семьи, личностных отношений, деятельности, сообщества, искусства, государства, страны сводится к стоимости, все эти сферы деятельности стремительно деградируют и, по сути, перестают существовать. Идеалом капитализма является абсолютно автономный индивид, лишённый связи с какой-либо почвой.

 

  1.  Декларации о необходимости формирования такого индивида часто апеллируют к идее свободы. Но это – свобода без личности. Такой, внешне автономный субъект сам сводится к соотношению чисел. Но личность не есть сумма чисел. Личность – смысл, который выходит за пределы исчислимого. Этот смысл предполагает привязанность и отношение служения тому, с чем личность связана. Но ни то, ни другое не возможно в ситуации, когда основу отношения человека к миру формируют расчёты и идея выгоды.

 

  1.  Идеология массового потребления стремится к формированию субъекта, обладающего исключительно исчислимыми качествами. В рамках такой перспективы ценность субъекта соответствует ценности объёма потребляемых им продуктов, услуг и символов. Идея качества жизни заменяется идеей уровня жизни. Высокий уровень жизни становится синонимом счастья.

 

  1.  Общество массового потребления – это мифологема, встроенная в мифологии более общего уровня. Главная из них: капитализм – единственная сила, влекущая общество по пути развития. Этот миф стремится подменить капитализмом как частным системным образованием, общество как целостную систему, и позволить частному говорить от имени целого.

 

  1.   Идеологическим обоснованием общества массового потребления, спроецированного на экономическую сферу, является неолиберализм. Массовое потребление как экзистенциальный центр жизни – это ядро неолиберальной утопии. 

 

  1.  Победа неолиберализма предполагает распад устойчивых механизмов функционирования общества. В ситуации, когда существование традиции оказывается проблематичным, функцию объединения общества может выполнить утопия. В таких ситуациях образ будущего, сплачивая людей под лозунгом превращения будущего в настоящее, может способствовать созданию новых традиций, после чего общество вновь обретает способность вернуться к нормальному режиму существования. Но утопия массового потребления не способна объединять людей в большие сообщества. В этой ситуации роль объединяющей силы может выполнить шок – эмоциональное потрясение, позволяющее людям на короткое время почувствовать единство. Но шок всегда производен от событий. Если событий, способных вызвать такую реакцию, мало, то их необходимо создавать целенаправленно.

 

  1.  Событие – это либо часть процесса, в котором мы участвуем непосредственно, либо нечто (сюжет), что – с нашей точки зрения – имеет место в действительности. Благодаря телевидению и СМИ присутствие событий второго типа в человеческой жизни стремительно выросло. То, что раньше затрагивало жизнь соседей и отдалённых знакомых, теперь вбирает в себя всю мировую реальность. Мы можем не знать, как зовут наших соседей по дому, но неплохо ориентироваться в событиях, происходящих в Сирии. «Далёкое» и «близкое» разорвало связь с физическим пространством человеческого существования. Сегодня звёзды могут быть ближе к субъекту, чем улица в соседнем микрорайоне.

 

  1.  Стратегия производства шока ориентирована на производство событий. Совершенство этого производства в том, что оно не нуждается в сырье – в реально происходящем. СМИ предыдущих поколений интерпретировали реальность; современные СМИ её создают.

 

  1.  Теоретическим результатом осознания ценности информации стало появление концепта информационного общества. Изначально предполагалось, что структурным ядром этого общества станут инструменты (механизмы) получения и распределения информации. При этом сама информация воспринималась как объективная данность, производная от внешней реальности. Такое понимание информации свойственно информационному обществу, не достигшему фазы зрелости (Информационное общество 1.0). Зрелое информационное общество (Информационное общество 2.0) не получает, а создаёт информацию.

 

  1.  Информация, не имеющая соответствия во внешней (физической) реальности, является фейком. Информационное общество 2.0 создаёт фейки в качестве главного типа своей продукции. Если вспомнить марксистский тезис о том, что господствующим классом в обществе является тот, кто обладает средствами производства, при помощи которых производится основная масса общественного продукта, то применительно к Информационному обществу 2.0 инверсия этого тезиса звучит следующим образом: в обществе господствует та группа, которая обладает монополией на производство фейков и способна контролировать информационное пространство

 

  1.  Фейк как массовый информационный продукт является не антисистемным, а системным произведением. С его помощью система сохраняет свою целостность. В условиях господства неолиберальной идеологии возврат от Информационного общества 2.0 к Информационному обществу 1.0 невозможен, т.к. только серия информационных шоков способна придавать обществу относительное единство.

 

  1.  Такое единство общества является – в своей основе – не рациональным, а эмоциональным. Его формой является высокое эмоциональное возбуждение. Истеричность превращается в социальную норму. Все другие типы реакций на объединяющие (информационные) стимулы со стороны субъекта становятся нелигитимными и в перспективе могут стать основаниями для дискриминации.

 

  1.  Содержание фейков, придающих обществу форму целостности, зависит от фактора случайности. В относительно недавней перспективе можно проследить, как самые разные фейки сменяют друг друга. Вначале была экология, потом – пандемия, ещё позже на авансцене появились негры, потом вновь – экология, и, наконец, Русская армия на Украине. Фейки накапливаются, дополняют друг друга и, в итоге, подобно пазлам складываются в единую картину мира. Такая картина мира, состоящая из фантазмов, созданных целенаправленно и навязанных общественному сознанию, может быть определена как ГИПЕРФЕЙК. Современная западная картина мира – это гиперфейк.

 

  1.  Пребывание системной картины миры в состоянии гиперфейка требует от властной элиты жёсткого контроля над информационным пространством. Тотальный контроль и цензура – структурное условие существования такой системы. Это означает, что сегодняшняя цензура в западном информационном пространстве не является чем-то временным. Наоборот, это та новация, которой обеспечено долгое будущее.

 

  1.  В сегодняшнем западном гиперфейке центральное место занимает Россия. Русская армия не только осуществляет денацификацию Украины, но и обеспечивает целостность Запада как системного образования. Сегодняшняя Россия для Запада – это Великий Страх. Существование в тени этого страха – единственный способ самосохранения западной системы в её сегодняшнем состоянии. Современный Запад как целостность сегодня существует потому, что существуют русские.

 

  1.  Существование под знаком негативности характеризует состояние системы как крайне неблагополучное. Это означает, что антисистемные компоненты как метастазы распространились по всем секторам системы, оказали влияние на большинство внутрисистемных элементов. В такой ситуации перед любой системой есть только один выбор: либо изменить своё сегодняшнее устойчивое состояние, либо исчезнуть. Последнее означает, что либо система распадается на фрагменты, которые могут стать частью других систем, либо она превращается в антисистему. Ни одна из этих возможностей для современного Запада не выглядит неизбежной.

 

  1.   Если фейк – это антисистемный элемент, используемый в системных целях, то идеология массового потребления и неолиберализм как экономическая и культурно-политическая стратегия – это антисистемные элементы, которые могут быть использованы только для деконструкции системы. Но, будучи антисистемными по своему характеру, они не являются антисистемами в точном смысле этого слова, т.к. не обладают локальными границами в системном пространстве. Именно благодаря этому они подталкивают систему в целом к глобальной антисистемной трансформации.

 

  1.  Неолиберализм, тем не менее, начинал свою историю именно как антисистема. На новый, более высокий уровень становления его вывел союз с западной социальной элитой. Но сегодня неолиберализм стремительно перерастает границы западной системы, претендуя на статус общемирового антисистемного вируса. Современный неолиберализм – это идеологический инструмент преобразования мировой экономической элиты. Если «до неолиберализма» элита, по крайней мере – в центре мировой экономики, т.е. на Западе, была встроенной в структуру общества и обеспечивала цивилизационное господство центра, то сегодня эта элита стремится дистанцироваться от всех типов почвы. Всё, что связано с конкретными регионами, территориями, землями имеет для неё значение не в качестве неисчислимой, священной ценности, а в качестве ресурсов, подлежащих изъятию и эксплуатации.

 

  1.  Появление неолиберальной элиты, с одной стороны, стало результатом развития информационных технологий, а с другой стороны – вернуло капитализму его изначальные, доиндустриальные формы. Доиндустриальный капитализм – капитализм архаический. Современный капитализм – это неоархаика.

 

  1.  Карл Маркс, фиксируя схему капиталистического товарно-денежного обращения (Д à Т à Д), определяет все элементы этой схемы как равноценные относительно друг друга. Но такое положение является правильным для индустриальной фазы развития общества. Капитал существовал и до этой фазы, и продолжает существовать после неё. Но тот же архаический капитализм не нуждался в факторе производства как необходимом и обязательном условии своего функционирования. Средневековый меняла на городском рынке связан исключительно с деньгами; источник его обогащения – игра на разности курса региональных валют. Античный ростовщик получает прибыль за счёт течения времени. Можно предположить, что время выступает в качестве аналога производства, но т.к. время присутствует в любом акте человеческой деятельности, нет смысла вводить его в качестве самостоятельного элементы денежного обращения. Формула архаического капитализма сводится к: Д à Д. И эта формула не теряла своей актуальности и во времена Маркса в том смысле, что такие финансовые операции не прекращались и в XIX веке. Интересы получения прибыли диктовали капиталисту логику установления связей с производством, т.к. в таких случаях капитал мог увеличиваться быстрее, а сфера применения капитала (рынок) была шире. Но такой выбор зависел от временной конъюнктуры, пусть эта временность и затянулась на несколько столетий. Но как только капитал получил возможность получать прибыль, не обременяя себя связью с производством, он начал стремительно возвращаться к использованию старых технологических схем своего воспроизводства. В большинстве случаев путь Д à Д оказывается для капитала менее трудоёмким и быстрым, чем путь Д à Т à Д. При этом финансовый капитал сохраняет ведущее положение и в структуре производства, активно влияя на выработку экономических стратегий ТНК. Очевидный симптом такого влияния: общемировое снижение инвестиций в сферу разработки новых технологий и научные исследования.

 

  1.  Исходя из этого необходимо констатировать, что в схеме Д à Т à Д только два крайних элемента являются безусловно необходимыми. Средний элемент обладает разной степенью необходимости в разных исторических условиях.

 

  1.  На первый взгляд капитализм в обязательном порядке нуждается в установлении обязательных связей с производством. Этот аргумент основан на утверждении, что общество в обязательном порядке должно что-то производить. Но процесс производства не обязательно должен быть капиталистическим. Производственные мощности могут в основе своей принадлежать государству, а само производство может осуществляться в соответствии с нормами и правилами плановой экономики. Но если сохранится связь производства с рынком, что неизбежно, то капитализм всегда может найти нишу для собственной деятельности.

 

  1.  Отождествление рынка с капитализмом – не корректно (Ф.Бродель). Рынок – это механизм спонтанного регулирования цены и спроса. Эта экономическая структура присутствовала во всех обществах, где существовал обмен, и является структурным элементом всех систем, сумевших хоть как-то выйти за пределы первичного уровня развития.

 

  1.  К возвращению финансового капитала на лидирующие позиции в экономике причастны новые информационные технологии, возникшие в ХХ веке. (При том, что сама тенденция была очевидной уже в 1880-е годы.) В связи с этим может возникнуть утверждение, что современная ситуация – результат исключительно внутреннего развития капитализма, т.к. именно капитализм эти новые технологии и создал. Тезис  является не верным, т.к. новые информационные технологии создавались не капиталом, а государственной властью. При их разработке и внедрении были задействованы механизмы государственного планирования и регулирования, капитализму не свойственные. Капитализм, в свою очередь, много сделал для распространения этих технологий в повседневной жизни, но и в этом случае он действовал при активной поддержке государства. Информационное технологическое развитие является результатом деятельности системы, а капитализм извлёк из этого общесистемного процесса пользу, попутно трансформировав систему и (негативно) повлияв на скорость её общего развития. Это – один из примеров того, как вирус использует возможности организма и, при этом, деформирует процесс его жизнедеятельности. 

 

  1.  Одна из структурных особенностей современного финансового капитализма – ориентация на быстрый оборот капитала. Схема Д à Д должна реализовываться максимально быстро. Т.к. западные государства находится под контролем финансового капитала, в политике этих государств отсутствуют долговременные стратегии. Возникает эффект политической близорукости, что ещё более усиливает степень неустойчивости западной системы.

 

  1.  Неолиберальная элита не стремится к сохранению западной системы. Её целью является разрушение западной системы, а также всех остальных. Идеалом для этой элиты является не связь с какой-либо конкретной культурно-исторической почвой, а тотальная беспочвенность.

 

  1.  Сегодняшняя скрытая борьба между США и Западной Европой за лидерство в Западной системе не является борьбой локальных почв друг с другом. США для современного капитала – это не центр Западной системы (цивилизации), не почва, на которой Запад должен обрести новый импульс развития, а плацдарм, с которого политику разрушения этой системы можно осуществлять максимально быстро. США предпочтительны в качестве лидера Западной системы для неолиберальной элиты не потому, что американский ландшафт обладает высоким потенциалом системного развития, а потому, что он более суицидален в сравнении с западноевропейским. Он способен быстрее превратиться в антисистему, чем Западная Европа.

 

  1.  Советские и постсоветские диссиденты-западники и неолибералы были склонны отождествлять Западную цивилизацию с крупными мегаполисами, ставшими центрами развития финансового капитала. Но таких центров не так уж и много. Судить по ним о Западной цивилизации в целом – то же самое, что судить о жизни в России, смотря на Москву или Санкт-Петербург. Реальный Запад – это не Нью-Йорк и Лондон, а провинция. Классический пример того, что современная неолиберальная элита делает с таким Западом – это Детройт. В малых городах этот процесс менее заметен, но от того – не менее катастрофичен. Это – путь деиндустриализации. И последствия этого процесса можно увидеть в любой западной провинции – и американской, и европейской.

 

  1.  Очевидный путь преодоления кризиса системы в Европе – возвращение к собственным корням. Но этот путь выглядит проблематичным по ряду причин: 1) сегодня активно размывается традиционная европейская идентичность; важнейшим инструментом этого процесса является мощная иммиграция в Европу из стран Третьего мира. Сегодня Третий мир находится внутри первого (М.Хардт, А.Негри); корневые европейцы перестают быть очевидным большинством в главных центрах европейского мира; 2) утверждение психологии массового потребления в европейском общественном сознании стало мощной диверсией неолиберализма; эта идеология разрушает традиционные (системные) ценности, подменяя устойчивые социальные связи временными, что делает общественное противостояние неолиберализму (посткапитализм) неэффективным; 3) кризис западной культуры и западных идеологий. Культура не ориентируется на социальное большинство, а идеологии становятся инструментами фальсификации (гиперфейк) и деконструкции системы.

 

  1.  Современная неолиберальная элита по своей сути является анти-элитой. Её основные устремления направлены на окончательное разрушение существующих систем и последующее замораживание такого состояния.

 

  1.  Сегодня мировое сообщество переживает уникальный исторический момент. Впервые в человеческой истории антисистема может обрести мировое господство. Для мировой реальности это будет означать погружение в тотальный хаос, а наиболее вероятной перспективой для неё станет перспектива уничтожения человечества.

 

  1.  Если локальная («классическая») антисистема живёт за счёт большой системы, которая тоже имеет границы, то мировая (универсальная) антисистема стремится существовать за счёт всего человечества.

 

  1.  В современной ситуации военная операция России на Украине имеет не только социально-политическое, но и метафизическое измерение. Украина является сегодня основным плацдармом столкновения не только двух цивилизаций, но и двух принципов формирования реальности. Идея Слова противостоит идее Числа. От результата этого противостояния будет зависеть жизнь человечества.

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка