Комментарий | 0

Северская на берегу Евразии

 

Гора Собер в окрестностях станицы Северской

 

 

 

Станица Северская,  посёлок Ильский, другие селения вдоль автотрассы и железной дороги «Краснодар-Новороссийск», их окрестности – предгорье Кавказских гор. Здесь горные цепи сравнительно узкие и не высокие. Горы здесь – промежуток между двумя морями – Чёрным морем на юге, и морем евразийских степей и лесов на севере. Оба моря что-то приносят всегда в это место и что-то уносят. Словно пришёл на берег – тут были выброшенные волнами водоросли и ветви деревьев, скамейки и башенки из гальки. Узнаваемые.  Пришёл через несколько дней – ничего нет, всё другое.

Так здесь с древности появлялись и исчезали разные народы. Сильные и неколебимые, пока моря были спокойными. Один из народов строил дольмены. Он укреплял перешеек между морем и степью, пытаясь «привязать» его к небу и солнцу.

У подножья гор слабее холодный ветер, почти всегда теплее, чем на степном берегу Кубани. Здесь были уютные поляны среди лесов, там – кромка Великой Степи. Поэтому в тёплые и спокойные предгорья «приплывали» с севера  зимовать кочевники. Народ за народом. Оставляли курганы, в которых насыпи разных эпох ложились друг на друга. А возле курганов находили монеты греков с юга, их амфоры и драгоценности. Античный мир всегда был рядом, за невысокими горами со скифскими названиями.

...Потом с юго-востока пришли черкесы, чьи небольшие селения казались частью леса и гор.

После прихода Российской империи, во времена Советского Союза, здесь было сделано – построено, открыто и основано – в несколько раз больше, чем за всё историю, вместе взятую. Железная дорога, новороссийский порт сделали оба моря, северное и южное, ещё более бурными.

Прогремели Гражданская и Великая Отечественная, несколько раз в кратчайший промежуток времени изменился уклад жизни. Уничтожили прежнее, дореволюционное казачество. Но можно было ещё видеть людей из прошлого, как старик Тур – сын казачьего офицера.

Возникли и исчезли колхозы, оставили после себя странные развалины. Местные ещё помнят, что это были табачные сушки. 

В девяностые строили виллы и дворцы, подчас напоминавшие о московском барокко. И рядом странные здания, которые не успевали достроить, разбирали и увозили бетонные плиты на другие стройки.

Приезжали люди со всех концов мира, потом уезжали. Приезжали и уезжали легко и быстро, иногда почти незаметно. Иногда возвращались вновь, чтобы завершить начатое родными. А потом свернуть дела и уехать. Или просто быстрей дожить.

Кому-то это ожидание кажется слишком долгим, кому-то – слишком коротким – история ускорилась, прежние эпохи сжимаются в годы и десятилетия. Но пока здесь по-прежнему неплохо, сытно для сельской местности, спокойно, можно ездить на работу в ближайшие города.

Место превратилось в зал ожидания вокзала у подножия гор. Ожидание чего?

                                             Сменяет друг друга
                                             Листва эпох.
                                             Океан неба.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка