Комментарий |

Эпос

Илья Кутик

Глава Девятая

9.1. Полëт, превращающийся в псалом... на потомков – Бела – т.е.
«героев»: Бел – сын Зевса и Ио, предок Персея, см. 7.10.
Эмпедоклова тина – о «тине» см. 8.4; 8.5. печень, в дырах от
клюва, натыкается на пробитую ржавым гвоздëм стопу – намёк на
Прометея и Христа. «Нус – сей Мировой Разум...», «свободный дух
(дыхание)» и т.д. – термины неоплатоника Плотина. в превратившем тебя в головëшку – огне—черноте! – ср. ВлШ/елизавета
и гамлет/1. Вон удав, н-р, давится кроликом!.. – ср. Сюжеты/Антр. порно/1–я строфа. 9.2.
Мы вступаем в область – Воображения... Дары Мнемозины.
Примечание. О связи между 9–й и 10–й главой и книгами стихов
Эпоса. Последние главы Рамы – тесно связаны с завершающими
книгами Эпоса – Лото Платона и Катай. Здесь, однако, нужно сделать
одну оговорку. Книги рая – в особенности, книга Катай -
пишутся уже после «преображения» рассказчика, т.е. после
«победы над болью». В Катае рассказчик находится уже как бы вне
досягаемости, т.е. за пределами «мира материи». В Раме –
ситуация иная. Герой возносится в «мир воображения», не
переставая ощущать боль, продолжая нести ад внутри себя. Однако, обе
эти точки зрения не противоречат друг другу. Дело в том, что
Рама описывает «восхождение» рассказчика поступательно, в
то время как книги ЛП и Катай – являются взглядом сверху,
т.е. эпической «эпифанией»: взглядом с уже покорённой вершины.
Если попробовать наложить Раму и книги стихов друг на друга,
то главы 9 и 10 окажутся в основном (см. комм. 10.7) на
стыке между окончанием книги Urbi et Скорби и началом книги
Катай. Воин, поэт, священник – вот триада, которой ты – всегда
был! – ср. 7.4/ последняя строфа. и с двойного даже зрения!
– ср. 7.9. давниe прошлыe и всë, всë будущеe – своë и чужоe!
– тебе... открываться начнут - Мнемозина наделяет
рассказчика, так сказать, новым типом ясновидения ¬– умением видеть
прошлое и будущее через память (ср. UeC/Жанна Д'Арк/1: «глаз
назад ...смотрит, чтоб видеть будущее»). Этот механизм, в
общем, уже был использован героем в гл. 8.2, когда, обратясь к
своим воспоминаниям, он ощущает существование некоего
высшего замысла, стоящего за сюжетом. Этот же дар – умение видеть
вектор судьбы с помощью памяти, – объясняется и в книге
Катай/Прощание с плато/1: «не требуется анализ того, в общем,
что может там быть – легко нагадано, коль то всë –
изначально! – уже, как бы, впитали мы». будто бы с крутояра – ср. ЛП,
Катай/Прощание с плато, комм. вдруг и нашëл тот обруч... –
Ср. Катай/Весло.../2: «для пониманья стиха –опыт (личный!) и
есть то ребро, из которого стих – и выходит». ему не быть –
означает – полное ослепление мироздания!.. – Лампочка – как
яркий свет окруженный «плафоном» – образ сокрытия
Божественного (Бога, Всевышнего). Этот плафон необходим, чтобы
мироздание существовало, т. к., если бы Божественная Сущность
полностью открылась мирозданию, то оно было бы «ослеплено» и
поглощено ею. Путь же рассказчика в «мире воображения»
напоминает его путь в Аиде: там он двигался к источнику Аида – Пупу
Земли (см. 8.5), а теперь «Сведенборг» ведёт его к источнику
«судьбы», к «небесному кассиру», повелевающему золотом
воображения.

Повторяю, это не Рай! – Здесь не свет, а – золото!.. – см. примеч. к
9.2. Но ты раньше ведь – доил-то колонны, да? – см. 7.2;
7.3. огромным барабаном в лото... – см. Лото Платона. 9.4.
Встреча с П., и – почему он – п... П. и п. – из инициалов можно
извлечь множество интерпретаций, как–то: Преступник,
Платон, Палач, и пр. См. также отрывок из книги Лото Платона,
имеющий прямое отношение к этой главке: «...Платон. Там – в мире
идей – ... я не исключаю, что именно он наконец-то дорвался
до своего любимого занятия: строить, месть, чистить,
ссылать, совершенствовать, словом… А т.е. – варить судьбу вашу,
таким-то образом…». он спросил, знаю ли я, что стекло –
делается из песка?.. – ... – В чëм же разница? – Даная, я ответил,
вся разница! – ключ к пониманию этого ответа Платону можно
увидеть в 8.1: «Зевс – он дождь, как электричество, а она –
озарëнный дождëм плафон!..». Иными словами, стекло, в
отличии от песка, пройдя через огонь, может стать сосудом; как
человек, пройдя через страдания, становится «сосудом»
Божественного откровения. Персей... Вот эта лампочка – как-то
отпочковалась!.. – ср. 8.1: «Вот вам – и перспективная лампочка,
н-р! – Персей!». Tы – влюблëн по-настоящему! – т.е. за гранию
себя! – ср. 8.5: «...Ибо любовь – твоя! ... – она ведь за
гранию!..». Но – ты выпрыгнул – ... – из своей собственной
шкуры! – ср. миф о Марсие в гл. 2.3. ты жар и свет
одновременно! – ср. с беседой об отрывке из «Одиссеи», гл. 8.6. 9.5. ...
причины – убийств 1 и 2... и – как... Объяснения убийств. В
главах 9.5, 9.6 и 9.7, Платон объясняет совершенные им
убийства. Несмотря на то, что у каждого из убийств есть своё
объяснение и способ исполнения, убийства, в своей сути, схожи.
Провидение заинтересовано в герое, и поэтому люди, его
окружающие, попадают под пристальное внимание Платона. Жертвами
убийств становятся те, кто приложил усилия для того, чтобы
разлучить героя с его возлюбленной. Главным основанием для
смертного приговора у каждого из убитых становится их желание
подчинить своим материальным интересам «нечто возвышенное»,
напрямую связанное с «миром воображения». Каждая подобная
попытка наказывается Платоном, который отдаёт очередную жертву
«на растерзание аду». Объяснения Платона и образы,
используемые им в этой беседе, становятся понятны при сравнении их с
соответствующими отрывками из предыдущих глав Эпоса.
Приведем ссылки:

Убийство 1 – Мужчина-«Зайчик» - ср.5.8; 6.19; 6.20; 6.23
Убийство 2 - Женщина-«Лошадь» - ср. 6.20, 6.23
Убийство 3 – Психиатр Даффи – ср. описание трупа – 7.7, о самом Даффи, см. 6.19-6.21; 7.8; 7.10.
Убийство 4 – Немец – сцену убийства см. 8.1.
Убийство 5 – Женщина-«Жаба», «ква-ква» – см. 8.1
Убийство 7 – Женщина-«Медуза» - см. 1.1; 1.2
Убийство 6 и 8, см. комм. к 9.7

Как это лампочку – угораздило одновременно взорваться-то в кабинете
у Даффи – это «знамение» упоминается в 6.19. и в подъезде …
бабахнула лампочка! – это «знамение» упомянуто в 6.20. 9.6.
... П. объясняет убийства 3 и 4... См комм. к 9.5. как и у
тебя – внутренне сложные отношения с вашими классиками!.. –
см., н-р, Сюжеты/ С1, С10. Знаю, внутри каких скобок Даффи
этот – находится! – ср. 9.2: «Судьба всегда в руках
Провидениях и в скобках Рока». Он покусился на то, где было высечено:
– Не тронь! – ср. 7.5: «он – мраморная колонна: отрытая
заново, белая, утверждëнная где-то под названием – «Oхраняется
Государством!» Всë …началось с твоей жены... – с еë доклада
обо мне... – см. 7.10 и 8.1. немец – теперь! – был ей за
Даффи! – т.е. за папу и маму!.. – роль «немца» в нарративе Эпоса
как бы «зеркалка» роли Нейпперга в истории Наполеона, см.
гл. 4.6. 9.7. ...про убийство 5-ое... Но где же 6, 7 и
8-ое?.. Жертвами Платоновских убийств становятся, в основном,
враги героя. Исключениями являются: убийство 6 (см. далее 10.1),
и убийство 8. В отличии от остальных убийств, восьмое
убийство – еще не предопределено, и отдается Платоном на
усмотрение самого героя. Жертвой его становится не человек, но само
чувство рассказчика. Платон предлагает рассказчику разбить
«L» (точнее, одно из проявлений этой фигуры, см. 7.4), т.е.,
иными словами, прекратить мистическую связь между героем и
его возлюбленной. тебе было сказано, что те, которые
скалятся, вслед глядя тебе – и получат этот колодец во всю свою
морду? – см. начало гл. 7.4. ваш телик – это и есть вход в Аид –
для масс! – см. эту же метафору в 8.6. ведь их 8 должно
было быть! – Ох, ох, ясновидец! – ирония Платона становится
понятной, когда убийств оказывается больше 8. Шестое – это труп
Персея за Дверьми Твоей Боли! – подробно см. 10.1. где
сапоги твои? – те – фракийские, Орфеевой вооружëнные шпорой?.. –
см. 7.3; 5.5. 9.8. ... мы – возвращаемся к Воротам Моей
Боли... eсли я – этот вот жëлтый Адам воображения – ср. 7.1.
Напомним, что отсутствие Героини (как «апофатический приём» в
Эпосе) уже сравнивалось с «отсутсвием ребра». а что любить?
– свист – ср. 6.1. Рак, который и есть – ты – см. 2.5. Ни
орами в телефон – см. 6.4. ни – миномëтами, бьющими изнутри
всех каре – ср. 5.6 Всё возрастающее количество открытых,
явных цитат из самого Эпоса и т.д. объясняется тем творческим
ускорением, которое герой получает, достигнув «эпифании»,
эпического взгляда; так поэт, наконец, облачается в свои
«сапоги-скороходы». И Олен ... – явился - обещание явится по зову
героя было дано Оленом в гл. 7.8

Глава Десятая

10.1. Рисунок на греческой вазе... Ключ – к Воротам!.. Главка
названа по знаменитому стих–нию (оде) Китса, но никак ему не
следует. Миф о Персее, изображенный на вазе Олена, – последний
вспомогательный сюжет («зеркала», ср. комм. к гл. 4) для
осмысления собственной истории героя Эпоса. сцена проникновения
Зевса в Данаю... – см описания в гл. 8.1; 9.4. а голова
Горгоны – это тот ком его грязи, который дан был Персею... – ср.
2.3 не хуже Лаокоона! – имеется в виду античная статуя, где
Лаокооон перевит змеями, пытаясь от них избавиться,
явившаяся поводом для трактата Лессинга «Лаокоон» (ср. 7.9: «Ибо эта
препона...»). изломанный молнией!.. – ср. 4.4 «Зевс так вот
бросает молнию...». т.е. вечное и внешнее: тянущаяся
грязюка! –ср. с «тиной» в описании Пупа Земли 8.4, 8.5. героем,
стоящим внутри утыканной стрелами кожи – имеется в виду
живописный образ Св. Себастьяна. См. книгу Мой Конни–райт;
Катай/Герой/4/финал. 10.2. Второй псалом—полëт, но уже в
сандалиях... Толпа белых лампочек—… миньонов – см. 6.17. Боже, пошли
мне ангела – восклицательного!.. – ср. со сценой появления
«Сведенборга» в гл. 8.3 и образами «ангелов–вопросов». 10.5.
...пинг—понг на золоте... Даймонион (см. также 7.9)
упоминается Сократом в «Апологии». Согласно тексту Эпоса, даймонион –
это ещё и «знание опасности», «голос–существо», являющееся
поэтам, пророкам и «аристократам духа» (см. 8.5) для того,
чтобы предупредить их об опасностях, скрывающихся в низших
мирах. она …ведь то гаснет, то вспыхнет, то затрещит, то опять
светит! – ср. Катай/Лампочка:Встреча. ведро и так уже
переполненное… - ср. ВлШ/Вл. Шекс./4. 10.6. Последний разговор с
П. дрока, цеплявшегося за набалдашник – см. Пастернак «Темы
и Вариации»/2.

Последние публикации: 
Эпос (19/09/2010)
Эпос (12/09/2010)
Эпос (02/09/2010)
Эпос (29/08/2010)
Эпос (05/07/2010)
Эпос (10/06/2010)
Эпос (27/05/2010)
Эпос (16/05/2010)
Эпос (03/05/2010)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка