Рожденные свободными
|  | 
  — Они собираются издавать книгу, но я же не говорю, что на ее
  страницах выскажется экстремист, или два, три из них — я говорю
  о книге, которую они хотят издать о Курехине. Пусть говорят. Кто
  хочет. Мне приходят на ум отношения между Белым и Блоком... Ну
  и пусть Дугин, Лимонов. Они и части не знали того, о чем можно
  помыслить.
  Проблема в другом. Допустим, открыли твою книгу. Мы видим, там
  упоминается ряд имен. Например, Шкловский и Маяковский. Важно
  ли это? Когда поэт ночью работает с языком и потом сливает критику,
  а утром критик все знает и делает шаг дальше, думая, чем ответить...
  Золотой век. Проблема Курехина в том, что у него не было к кому
  обращаться, при нем не было научно-исследовательской базы, которую,
  кстати, он и породил сам в дальнейшем. То, что не была готова
  общественность к восприятию, понятно. А то, что он произвел революцию,
  а точнее, несколько революций — кто скажет об этом?
  Главная из них, не видимая остальными и сегодня — это информационная
  революция. В связи с чем, мне хотелось бы сказать об одном измерении,
  точнее — моей идее, которую я только-только стал развивать в своих
  лекциях. Идея «механизма запуска». Это — Курехин. До него никто
  в такой тотальности не брался за это дело. Он взялся, невзирая,
  что «охранная» культура, в которой мы существовали, в силу определенных
  обстоятельств не может быть не обеспокоена своим пространственным
  суверенитетом. То есть охраной своей территории. Не будем трогать
  ни футуризм, ни формализм, но даже на стыке отношений Пушкина
  и Лермонтова мы имеем возможность понять линию судьбы Крученых.
  И этот подход был необыкновенно продуктивен. Даже через тартускую
  школу. Тут мне хотелось бы затронуть другую тему. Понять, откуда
  идет Курехин. Как потом развивается его идея... остановимся на
  эволюционировании. Я ведь не знал его до 80-го... Но тогда уже
  было понятно, что он связывал себя с философией, связывал себя
  с книгами, буквально физически. Когда его любовь к книге, как
  к вещи, вдруг дала непонятные ростки в собственно нематериальной
  сфере.
  (потом для справки я предлагаю свое пояснение «раннего
  периода» Курехина. Отчасти мы соглашаемся о правомерности подобного
  рода предпосылок, а именно об интуитивном предугадывании тончайших
  механизмов «свободной формы» в музыке и о том, что музыка та,
  которую он хотел в себе слышать, возникала задолго до прикосновения
  к инструменту.
  Более того, примером может служить его первая пианистическая пластинка,
  изданная Фейгином, о которой «западная» пресса писала тогда отнюдь
  не как о крике свободы из-за железного занавеса, а как о нормальном
  явлении, признавая превосходство композитора над исполнителем.
  Но важно именно это обдумывание не пьесы, не пластинки, а некоего
  проекта, который и стал его жизнью. Я еще упомянул необыкновенную
  «рассеянность» в которой он, как в единственном месте мог сосредотачиваться.
  И то, что он считал обязанным своим существованием всем окружающим.
  Это была странная и по сию пору не разгаданная тайна, как в бесконечной
  трате себя, в бесконечном блуждании по городу он находил возможность
  концентрации.
Африка подхватывает — «Да, разумеется...»).
  — Но он искал и «популярности». Хотел соединить усилия с Гребенщиковым,
  с Колей Корзининым (но по-другому). Но чтобы Курехин ни делал
  в этой сфере, получалась не «песня Майкла Джексона». Он в большей
  степени менял Гребенщикова, меняясь, конечно же, и сам... Не знаю,
  насколько это путь навстречу, потому что в той ситуации путь навстречу
  зрителю был непонятен. Мольер всю свою жизнь мечтал о карьере
  трагического драматурга, а известен как комедиограф. Кто читает
  его трагедии? Пример банален.
|  | 
| Сергей Курехин | 
  Складывается впечатление, что Курехин внимательно отнесся, возможно
  единственный раз, к замечаниям Jacki Ochs, которая сказала, что
  он должен рыть в другом направлении. Ну, ты знаешь, Larry Ochs
  — ее брат, а последний ее друг в ту пору был барабанщиком Sun
  Ra. Она знала, о чем говорит. И он нарыл.
  Притом, если ты помнишь, это было тогда, когда в тюрьму вроде
  не сажали, но в дурдом дорога была открыта. И что любопытно —
  понимаешь, он сам выбирает модель шизоидного поведения, я имею
  в виду творчество. Ведь он не знал в ту пору ни Гватари, ни Делеза!
  И он начинает свой шизоанализ. Тогда лично мне
  он говорит о необходимости выработки новой практики сопротивления.
  Это был, а сейчас говорю с расстояния, пусть даже постмодернизма
  — самый мощный творческий жест. Он предложил наиболее широкий
  диапазон способов воздействия. Jacki была права, он стремился
  создать единственный хит. А в качестве примера, хочу тебе рассказать
  об одном разговоре. Издалека... А точнее с одного разговора с
  королевой поп сцены Аллой Борисовной Пугачевой. С которой я случайно
  оказался в одном ресторане, хотя не имею никаких пристрастий к
  такому виду времяпровождения, и к тому же особых тем для разговоров
  с Аллой Борисовной у меня нет.
  Тем не менее, Курехин бывало рассказывал о том, какие они с ней
  закадычные друзья. И я сказал ей: «Большое спасибо вам, Алла Борисовна,
  за то, что вы как-то по телевидению в своем интервью упомянули
  моего друга. Потому что у вас, все-таки, своя аудитория. Миллионная».
  И тот язык, на котором говорит Курехин, ей слегка непонятен. И
  потом, она особенно к нему и не стремится. «Но то, что вы обратились
  к этим людям с фамилией Курехина, вам делает честь». И когда я
  сказал, у нее раскрылись глаза, она привстала и сказала, «да вы
  что! У меня после него такое началось в жизни! Я поняла, что идут
  перемены! Что у меня открываются колоссальные перспективы. Мы
  ведь с ним начали заниматься не только песней, мы стали думать
  о театре!».
  Это я и называю микрореволюцией даже на персональном уровне. И
  это касается всех и не только в Петербурге — от первого андерграундщика
  до мариинского певца и специальных людей типа Соловьева, которые
  были на три рельса дальше от того, чего могли даже подумать после
  встречи с Курехиным. Не говоря о дугиных или лимоновых.
  Да, он был магом в манипулировании людьми. Разумеется, было магическое
  обаяние, своя привлекательность. Возможно, потому он все же пришел
  к уровню диалога с массами, отдавая себе отчет, что тот сложный
  музыкальный язык, который был родным для него изначально, стал
  равным среди других языков. Я остерегаюсь слова «постмодернизм»...
  Но ведь и было продолжением его пристрастия к открытым формам!
  Он не ставил себе никаких ограничений! Его не жаловали джазовые
  музыканты, так же как не жаловали рок-музыканты и попса. Как бы
  то ни было, его работа дала развитие невероятным цветам не только
  на клумбах нашего города — и что я лично могу расценивать как
  всплеск поэтического творчества вообще. Но мои личные отношения
  с ним... Да, это был мой ближайший друг...И не побоюсь слова учитель.
  Остальное известно, отношения ученика и учителя. Которые длились
  до последнего дня его жизни. Может, моя трагедия, что я пошел
  на поводу у его жены и не сказал, сколько ему осталось, потому
  что убежден... Но дело в том, что он сам все это прекрасно знал!
  За несколько месяцев в своем каком-то интервью он сказал, что
  собирает в своем сердце пустоту. Вообще, его болезнь — это раз
  на миллиард. Скорее всего, он не мог развиваться дальше. Потому
  что то, что ему удалось — это механизм запуска, если говорить
  об охранных системах культуры. И рано или поздно в такой культуре
  появляется машина запуска. Это как
  Гоголь, это как Шпет или Введенский...
  Ну что считалось в то время радикальным?! Вся Москва тогда стояла
  на соцарте. А здесь уже происходила сплошная шизоаналитическая
  процедура. Курехин порождал эти великие шизоидные потоки. Ну и
  что, ну, Катя Деготь — сосала хуй у Гройса, а пользы?
  Что она изменила, или он? И в заключение, все, что происходит
  здесь наиболее правильного, это благодаря ему, даже фестиваль
  его имени. Убери его, и где найдут пространство композиторы, музыканты
  и мы с тобой? Широкий диапазон музыкальных явлений останется невостребованным.
  Вообще, он тот, кто после смерти является покровителем всех, кто
  издает звук.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             