НОВАЯ ДРАМА №2. Пьеса Валерия Печейкина «Соколы»

НОВАЯ ДРАМА №2

Пьеса Валерия Печейкина «Соколы»

Валерий Печейкин (род. 1984) – дебютант в современной драматургии.
Его первая пьеса «Соколы»
взорвала мир новой драмы, став самым важным открытием прошедшего
в сентябре фестиваля «Любимовка».


Валерий Печейкин

Ее прелесть – сочный, ядрёный язык, умело услышанный, схваченный
«со сковородки» житейской мешанины. Язык, исковерканный «суржиком»
русских ташкентцев (герои «Соколов» – русская семья в столице
Узбекистана). Язык, корчащийся в огне бытового ужаса, под саваном,
который уже накрывает русскую диаспору в рассеянии.

Распадающийся, полуистреблённый язык, который первым свидетельствует
о нравственной катастрофе. Язык, из которого уходит содержание.
Язык, переставший быть средством коммуникации, а ставший набором
абсурдных конструкций и исчезающих полусмыслов – системой знаков,
обслуживающих низовую жизнедеятельность. Язык, который сам по
себе становится «технологией абсурда», содержит в себе сжигающий
реагент, вирус абсурдизации действительности.

Многие читатели находят в тексте Валерия Печейкина традиции как
драматургии ОБЭРИУ, так и наследие последнего советского драматурга
Людмилы Петрушевской. Но классическая теория драмы пьесе «Соколы»
враждебна. Действие почти не развивается, намеренно стоит на месте,
наполняясь ложными событиями и уступая место ощущению энтропии,
принципиальной бессобытийности, ровному всезаполняющему холоду,
зловещей монотонности кругов ада, в которых все глубже и глубже
засасывает семью Соколовых – семью несчастных безвольных «господ
ташкентцев», живущих не по своей воле в тисках бытовой неурядицы,
в обстоятельствах отдельно взятой войны в отдельной взятой семье,
где каждый друг другу – враг. Борьба за существование переросла
в войну на уничтожение. Пьеса «Соколы» – это нечто противоположное
социальной драме XX века. Эта пьеса не о том, как уходит «смысл
и красота» из «бездуховного» мира, а о том, как уходит сама жизнь,
условия существования, смысл бытия из мира, где выживание стало
первой необходимостью и единственным оправданием жизни.

Валерий Печейкин сегодня учится в Литинституте в Москве. Он родом
из Ташкента, где подвизался в «Ильхоме» – это надо особо отметить.
Марк Вайль умел создавать вокруг своего театра культурную среду,
работать на будущее. С момента убийства главы «Ильхома» культурный
климат в Ташкенте начал подмораживаться.

Пьеса Валерия Печейкина «Соколы»

X
Загрузка