Новая драма №1. Пьеса Михаила Дурненкова «Хлам»

Новая драма №1. Пьеса Михаила Дурненкова «Хлам»

Новая российская пьеса – это главная и, пожалуй, единственная
новация современного российского театра. Это не только фактор
обновления театральной эстетики, её языка, не только появление
новых смыслов, это попытка повернуть театр к современности,
заставить его очнуться от ностальгических сновидений. Но
современная пьеса в большом литературном мира пала жертвой
жанровой сегрегации: ни один из толстых литературных журналов не
печатает пьесы на регулярной основе, словно не признавая
жанр частью изящной словесности и его право на самостоятельное
существование вне театра.

«Топос» решил исправить это положение. Чтобы сблизить мир большой
литературы и мир современного театра, мы открываем новую
рубрику, где будут появляться новые пьесы наших современников.

Пьеса Михаила Дурненкова «Хлам»

Михаил Дурненков (род. в 1978 году) – один из тех, с кем связывают
рассвет новой пьесы в России. Младший из драматургов –
братьев Дурненковых, один из тех, кто создавал феномен
«тольяттинской новой драмы», выпускник мастерской Юрия Арабова во
ВГИКе. Его пьесы ставил Владимир Панков и Михаил Угаров, Михаил
Бычков и Николай Скорик. В самое ближайшее время должна
состояться премьера по его пьесе, специально написанной для
Санкт-Петербургского Александринского театра в проекте одного из
важнейших авангардистов российской сцены Андрея Могучего.

В последние годы с драматургами Дурненковыми что-то случилось.
Произошло что-то правильное, похожее на мощный прорыв. Они
перестали писать вместе, возможно, оттого, что перестали жить в
одном городе. Но это только внешний повод, хотя крайне важный
– теперь братья на рынке не соавторы, а конкуренты. Каждый
из них – и старший, и младший – в последние полтора года
написали полноценные многофигурные драмы, в которых чувствуется
мастерство и длинное дыхание, но и желание сместить
установившийся канон современной пьесы. Дурненковы были одними из
тех, кого называют локомотивами «новой драмы», но теперь они
оба повернули движение, увели его в глубину, показали новые
перспективы.

Михаил Дурненков

Последняя пьеса Михаила Дурненкова «Хлам», представленная сегодня в
«Топосе»
, взяла гран-при на престижном
драматургическом конкурсе «Евразия-2008» из рук Николая Коляды. В
ней заметен широкий полноценный охват, мудрый взгляд на
парадоксы и выверты жизни в ее сражениях с отдельно взятым
человеком. «Хлам» – текст отчаянный, резкий, написанный в сложной
композиционной структуре, полной пересечений и внутренних
рифм. «Хлам» – про нашу коллективную неустроенность и
продажность, про наше зверство и про наше скотство. В этой пьесе
самая лиричная линия – линия соединения двух женских судеб.
Две матери – одна мать безнадежного наркомана, другая мать,
потерявшая сына, случайно объединяются в своем горе. Две
безутешные беды сливаются в один стройный хор, хор
ностальгический – две женщины в пустой, разворованной квартире воют на
луну старинную песню Пугачевой из далеких 1970-х: «Старинные
часы ещё идут». И понятно, что это воспоминание о том времени,
в котором они были счастливы в последний раз. Страшно и
неуютно в захламленном мире Михаила Дурненкова. Герои пьесы
Дурненкова-младшего начинают жизнь заново, пытаясь доказать
всем остальным, что они – не хлам.

Совершенно ясно, что в современную пьесу возвращается линейная
сюжетность, рассказ, повествование без характерных для сценарной
эстетики рваных перемешанных кусков реальности, флеш-бэков,
надерганности сценок, «скетчизма». Последние пьесы
Дурненковых написаны гладко, и это не глянцевая «правильность»,
уютность, а напротив – свидетельство зрелости и уравновешанности.

Михаил Дурненков «Хлам»

X
Загрузка