Новая драма № 7. Александр Архипов – «Винтовка Мосина»

Новая драма № 7

Александр Архипов – «Винтовка Мосина»


Драматург Александр Архипов

Публикацию этой пьесы можно рассматривать ещё и как анонс – один
крупный столичный театр уже взял пьесу Александра Архипова «Винтовка
Мосина» в работу. Архипов – сегодня крупный деятель Екатеринбургской
киностудии, сценарист и организатор киноиндустрии, как водится
почти со всеми драматургами уральской зоны, ученик Николая Коляды,
унаследовавший от мастера фарт ставиться по всей России. Его самая
известная пьеса «Дембельский поезд» – болевая, тревожная фантасмагория
на темы локальных российских войн последних лет – обошла сцены
не одного десятка российских театров и в сущности стала главной
пьесой о войне в 2000-е годы в отечественном репертуаре. Другая
его пьеса «Подземный бог» шла в Москве в Центре им. Вс. Мейерхольда
– о ритме большого города, об опасностях, соблазнах метрополитена
как главном средстве коммуникации в отчужденном от человека урбанистическом
мире.

В «Винтовке Мосина» у Архипова набор рассыпчатых коротких скетчей,
между героями которых сложное соподчинение, сложные «родственные»
отношения. Сюжет строится вокруг поминок друга, пришедшего из
армии. Смерть и жизнь пронзают друг друга, а персонажи стоят перед
могилой бездарно погибшего друга как перед метафизической бездной.
Эпизоды складываются в набор бестолковых действий бестолковых
людей. Люди доводят простейшие ситуации до трагизма благодаря
своей феерической бездумности, прогрессирующему чувству безответственности.
Всё получается случайно, всё невзначай. События накладываются
друг на друга и история развивается не по какой-либо логике, а
по наитию – всё внезапно, сплошной инсайт, пьяный угар. Мотивация
поступков – только бы высвободить кипучую бессмысленную энергию.
В «Винтовке Мосина» восстает образ современности, современного
человека – безвольных, покорных своим инстинктам людей, потерявших
чувство ответственности и слежения за самим собой, людей, которыми
руководит случай, которых жизнь, которую они хотят обмануть, самих
лукаво обводит вокруг пальца обманывает. Если в эпоху первых двух
мировых войн жизнь другого человека в огне вселенской катастрофой
становилась бесценком, то перед третьей мировой войной человечество
приходит к выводу, что и твоя личная жизнь для тебя же самого
– бросовый товар, гнутая копейка. Трагедия современного человека
– исчезновение нормы в человеческой жизни, потерянное чувство
покоя и равновесия.

Пьеса Александра Архипова «Винтовка Мосина»

X
Загрузка