Новая драма № 3. Ксения Драгунская. Пробка

От Ксении Драгунской никто не ожидал текста, полного столь яростного
социального протеста. Она, дочь Виктора Драгунского, автора «Денискиных
рассказов», прославилась прежде всего как автор качественной подростковой
драматургии, городских сказок, нежных, лирических, полных вымысла
и фантазии. Здесь, в пьесе «Пробка», сработал эффект «не могу
молчать» – перекипевшего чайника, разражающегося в атмосферу брызгами
кипятка. Кто-то скажет, что от гнева и обиды пьесы не пишутся.
Мне же кажется наоборот: пусть говорят, если наболело. В этой
страстности больше правды, чем в вымысле и состоянии мнимого покоя.

Ксения Драгунская написала пьесу о самом важном – о расслоении
российского общества, которое достигло крайности. Той красности,
где начинается классовый конфликт и гражданское противостояние,
готовое уничтожить обе воинствующие части. Война и дворцам, и
хижинам.

Но радикализм Драгунской проявляется еще и в том, что, вопреки
всем традициям русской культуры, драматург занимает позицию богатого
человека. «Пробка» – это апология богатого человека, желающего
и могущего остановить распад общества. Это, более того, воззвание
к богатому человеку, у которого есть возможность отладить механизм
бытия, во имя того чтобы не допустить грядущей катастрофы. А в
то, что Россия – страна, где катастрофы еще возможны, где революционный
пожар в сердцах еще не стих и вовсе даже не тлеет, а разгорается
вовсю, сегодня, кажется, верят все. И спасение вовсе не в старой
культуре и в ностальгии, реванше, как показывает Драгунская, спасение
– в каком-то сегодня еле-еле проступающем будущем, которое мы
только можем нащупать.

Проще всего, признать пьесу Драгунской антиутопией. Но эта антиутопия
очень похожа на реальность, окружающую нас, ту реальность, которая
чревата социальным взрывом.

«Пробка» не может оставить читателя равнодушным. Это один из тех
текстов, с которым либо бесспорно соглашаешься, либо стервенеешь
и яростно открещиваешься от концепции, придуманной автором. В
любом случае драматург предложил нам материал, разбираясь, копаясь
в котором мы можем определить наше отношение к настоящему моменту,
к здесь и сейчас, к нашему горячему сегодня. Именно в тот момент,
когда мы начинаем задумываться о сегодня, мы начинаем его исправлять.
А то, что эта сегодня нам не особенно по нраву, в этом можно не
сомневаться.

Пьеса Ксении Драгунской «Пробка»

X
Загрузка