- Ты что, с Урала? - Ну… Да! (27) Эпилог
Сугубо личные заметки. Молотов – Пермь – Москва. И Ракетные войска стратегического назначения
27. Эпилог
С утверждением в ВАК протокола заседания специализированного совета о защите моей диссертации началась другая история. Но проблемы там нарисовались совсем иные. О них рассказывать надо с другой интонацией. Это были, по большей части, разочарования и «проигранные сражения». В течение двадцати лет я наблюдал нарастание и расширение явлений, которые у меня лично всё больше вызывали неприятие. Вроде бы, просто неприятности. Поначалу, никто бы и предположить не мог, что это зреет крах целого государства. Хотя, со стороны глядючи, всё у меня лично выглядело вполне пристойно.
Тем не менее, в этой изменившейся жизни остались некоторые краеугольные камни, которые, как якоря, удерживают нормального человека от шатаний. Для меня это была моя семья и боевые товарищи из родного училища и Ракетных войск стратегического назначения. Их оказалось, по счастью, достаточно много. Хотя, справедливости ради и с грустью приходится признать, что далеко не все.
На службе мне предстояло ещё 20 лет отстоять на преподавательской кафедре, обучить двигательным установкам около 2000 ракетчиков, лично выпустить 52 дипломника, дослужиться до полковника, доцента кафедры стратегических ракет и двигательных установок, председателя методической комиссии факультета и члена научно-технического совета училища. Это всё не могло произойти просто так. Я пользовался на этой службе теми навыками, которые получил по выпуску. И старался вести себя так, как был приучен в казарме Пермского ВКИУ.
И одной из традиций училища были встречи выпускников. Они происходили с разной периодичностью – как получится. В нашем выпуске первая масштабная встреча выпускников случилась в июле 1993 года (20 лет выпуска). Она прошла «на высоком идейно-политическом уровне». Тогда ещё почти все находились на действительной военной службе. Большинство – старшие офицеры (от майора и выше).
Прошлись по училищу, сфотографировались на плацу вместе с боевыми подругами, попили и попели в столовой клуба. Оказалось, что никто никак не изменился, несмотря на разные служебные судьбы. И по-прежнему в центре внимания оказался присевший на подоконник с гитарой известный казарменный ухарь майор Слава Беляев. И, забыв про чины и должности, по-прежнему, как когда-то в курилке, ему с восхищением подпевали погрузневшие седые и/или лысые полковники. И даже один генерал.
Встреча выпускников курса В.С. Матвеева. 20 лет. Пермь. 1993
Вторую общекурсовую встречу замыслили в июле 2011 года, во время празднования 80-летия училища. Празднование общеучилищного юбилея прошло масштабно, празднично. С построением и выносом Боевого Знамени Пермского высшего военного командно-инженерного Краснознаменного училища РВСН имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. Всем понравилось. А иногородние участники встречи напомнили о предстоящем 40-летии выпуска нашего курса и настоятельно порекомендовали пермякам не самоустраняться от организации общей встречи курса.
Рекомендацию начали выполнять в марте 2013 года. Создали импровизированный оргкомитет: уточнили список выпуска, засели за телефон, задумали издать брощюру с краткой историей курса и полным списком выпускников. Черновую работу члены оргкомитета навялили мне: ты, дескать, работал в комитете потребительского рынка городской администрации и обязан иметь представление как организовывать банкеты. Ну, работал… Ну, в принципе – обязан... Ну, по факту и имел представление (по ходу – банкет по случаю вступления Юрия Петровича Трутнева в должность Губернатора края – моих рук дело). Пришлось отрабатывать.
Полегоньку начали готовиться. Назначили дату – на субботу 29 июня 2013. Выбрали место проведения – мотель «Чайка»: и на опушке Черняевского леса, и места для ночлега имеются, и – что немаловажно – подешевле остальных. Да еще удалось договориться с хозяином (не зря, все-таки, я работал в комитете потребительского рынка), что все напитки и фрукты можем закупить самостоятельно, без наценки. Тут неоценимый вклад сделал Миша Савостьянов. Он к тому времени занимал высокооплачиваемую должность в серьезной инжиниринговой фирме. Поняв, что денег получается в обрез, на одно из заседаний оргкомитета он просто молча принес конверт и отдал казначею. У казначея (у меня, сиречь) отлегло. Я уже смог позволить в смете некоторые «безобразия».
Ближе к назначенному сроку обстановка начала проясняться и уточняться: определились с количеством, заказали номера в мотеле. С некоторым запасом: вдруг кто-нибудь подъедет еще, да и нельзя исключать, что кто-нибудь из тех, кому есть где ночевать, в ходе банкета «упадет навзничь». Не тащить же его к родственникам в нерепрезентативном виде. За пару дней заказали «безобразия»: шикарный автобус «Мерседес», музыку на банкет (даже саксофониста!), фотографа на общую встречу.
Участники начали съезжаться 27 июня. Большинство из иногородних разместились по родственникам. А вот для Игоря Хакимова из Подмосковья, который не сообщил о приезде заранее (внезапно изменились обстоятельства), как раз пригодился резервный номер в «Чайке». К обеду 28 июня подъехали из Челябинска Мальков, Мальцев и Турбин, а из Кирова – Беляев. Они поселились в приготовленных номерах в «Чайке». Поскольку они приехали заранее, оргкомитет подкинул им для коротания ночи емкость с горючим и сетку с апельсинами (компоненты-то ракетных топлив и фрукты были уже закуплены). Пацаны были тронуты. Хотя у них, разумеется, «с собой было».
Собираться начали с утра у Галереи. Это словами описать невозможно. Пришли седые мужики с солидными дамами, а на лицах – детский непосредственный восторг и умиление. Хотя не без грусти. Училище после расформирования за десять лет «эффективного» владения частными собственниками пришло в полнейший упадок. Наш казарменный корпус вообще зиял выбитыми окнами и разрушенным крыльцом. Видеть эти развалины на месте когда-то ухоженной alma mater – удовольствие не из приятных. Повспоминали, посмеялись, пообнимались, разве что не порыдали: ведь некоторые – Мальков, Колотов, Базарнов, Соловьев – не виделись 40 (!!!) лет. На встречу пришли 27 человек выпускников. 10 человек пришли с драгоценными половинами.
Валера Гмызов выдавал каждому участнику пакет с логотипом встречи, буклетом и диском, на котором был записан фильм об училище, снятый в 1997 году, незадолго перед его расформированием. Саша Зорин галантно вручал каждой даме шикарную розу. Один Артемов с нудной физиономией приставал ко всем с требованием отдать деньги.
В завершение утренней части программы, разумеется – сфотографировались на ступеньках у Галереи. Как положено: рядами и с подписью на фотографии. Фотограф отработал без вопросов: на фотографиях можно при достаточном увеличении читать даже текст из буклета.
Фото из личного архива автора
В 13.00 погрузились в «Мерседес» и поехали в научно-производственное объединение «Искра». Коля Алексеев (он ещё работал в этом объединении) организовал для всех посещение музея этого прославленного ракетостроительного конструкторского бюро. Именно тут были разработаны двигатели для изделий 8к98 (советский аналог «Минитмена»), 15ж61 (это вообще ужас Америки – ракета боевого железнодорожного комплекса). Большинство из мужиков, отдежуривших на них, впервые увидели эти изделия вживую. В войсках они – в транспортно-пусковых контейнерах.
К 16.00 экскурсия закончилась, и лайнер «Мерседес» подрулил к мотелю. Там уже столы накрыты и музыка играла. Дальнейшее – традиционно: тосты, здравицы, воспоминания об ушедших, «Офицеры» – два раза, «стоя», «два раза отрывисто, один – протяжно!»…
На застолье пригласили единственного из бывших в Перми командиров – полковника Владимира Ивановича Посоха. Он, кстати – один из руководителей Совета ветеранов ВКИУ, принес несколько медалей, выпущенных к 80-летию ВКИУ, и вручил их иногородним участникам. Дима Щербань принес с собой гитару – и казенная музыка отошла на второй план. Пели и соло, и дуэтом, и хором. «Урезали» строевую песню про «Турбину». Другой наш патентованный гитарист – Валера Турбин, конечно же, по просьбе публики, отметился песней про «лейтенантов-выпускников», и седые мужики рявкнули ея с азартом, не меньшим, чем 40 лет назад… В общем – было здорово.
Разошлись за полночь. И снова – респект Мише Савостьянову. С учетом его «вклада» мы смогли каждому, отъезжавшему на такси, вручить сумму, чтобы добраться до дома. А некоторым путь был не близкий – в окрестные города края. И опять пригодились резервные места. Леша Даушев, Валера Резепин, Саша Базарнов, у которых были припасены места для ночлега у родственников или друзей, решили никуда не ездить, взяли с собой чего-то из банкетного меню и остались на ночь в мотеле. Просидели до утра.
Наутро были запланированы шашлыки в беседке. По выяснению мнений перед началом банкета, в беседке собирались продолжать человек 10, в основном из числа иногородних, которые не виделись давно, и которым надо было скоротать время до поезда. Но с утра оргкомитет начали доставать звонки с настойчивыми вопросами ускорить продолжение банкета. Я заехал в «Семью», докупил маринованного мяса для шашлыков да одноразовую посуду и прибыл к 11.30 в мотель. Там уже беспокойно дожидались и били копытами участники ночных бдений. Им-то чего – далеко идти не надо. Причем в числе дожидавшихся были и некоторые участники, которые, в принципе, не собирались на продолжение, но их погнали туда жены (жены, Карл!). Им (женам), оказывается, накануне так понравилось в офицерской компании, что они забыли про традиционное неприятие таковой.
Всем кагалом направились на кухню мотеля, где накануне в холодильнике были складированы остатки закусок, фруктов и напитков от банкета. Их осталось настолько много, что и докупать пришлось только мясо для шашлыков. Постепенно на веранду начали подтягиваться и остальные участники вчерашнего застолья. Так что через час собрались опять практически все. День пролетел незаметно. Еле успели к паровозам…
Эта встреча просто и наглядно показала в лицах настоящее русское офицерство. Без скидок. Все они с воодушевлением начинали службу, и именно с их участием был достигнут паритет с мощнейшим стратегическим «вероятным другом». Они делали это без громких слов, каждый день. При этом они ютились в тесных квартирах, неделями пропадая на регламентах и восстановлении боевой готовности. Да и когда наступили лихие времена, это они заступали на боевое дежурство, месяцами не получая денежное содержание. И это их жены в платьицах в горошек героически дожидались их дома и ободряли, когда в глазах мужиков накапливалось отчаяние. И при этом от них не раздалось ни стенаний, ни пафосных «требований о правах человека». Да и сейчас, на нашей встрече они перечисляли эти перипетии как серию анекдотов, сопровождая каждую «душераздирающую» историю громовым хохотом. И они искренне радовались, глядя друг другу в глаза…
Ежели обобщить – все остались такими же, как и были. С оговоркой.
Наверное, кто-то из выпуска изменился. И сильно. Но они, скорее всего, не захотели омрачать общий праздник. И на том спасибо.
А все эти годы в семье – Слава Богу! – всё складывалось благополучно. Девочки росли, учились. Со временем у них появился и брат. Им всем достались не самые простые времена. Они все взрослели на переломе истории нашей страны, и они стойко переносили «все тяготы и лишения» © этих времен. Я бесконечно благодарен моей драгоценной половине и моим детям – все эти годы я чувствовал их безграничную любовь и поддержку. Хотя, конечно, не всё было так уж безоблачно.
После окончания военной службы установленным порядком, по достижении предельного возраста, мне пришлось ещё без малого 10 лет прослужить на службе гражданской. Служить пришлось в Комитете потребительского рынка и Департаменте экономики Администрации города Перми. И даже «дорасти» до должности заместителя начальника департамента (по ходу – номенклатура Главы города). Я не привык «отбывать номер». Привык осмысленно отвечать за результаты своей деятельности. Поэтому на шестом десятке снова сел за парту и честно получил экономическое образование. Которое, кстати, и кормило меня десять лет моей пенсионерской жизни, когда я проводил семинары по бизнес-планированию.
Двадцать лет моей гражданской жизни дали мне достаточно примеров для двух важных для меня заключений. Во-первых, тридцать лет моей военной службы в РВСН не в пример благоприятнее суетных и необязательных отношений на «гражданке». И во-вторых, касательно организации любого дела навыки военной службы оказались настолько всеобъемлющие, что в перипетиях гражданского бытия ни разу не сложилось ситуации, которая смогла бы поставить в затруднительное положение.
На этом надо бы завершить изложение этих записок. Они ведь сложились по заданию наших детей, которые захотели узнать о том, что было, когда они мало что помнили. А дальнейшее происходило уже на их глазах. Они, может быть, об этом расскажут сами.
Да и время должно немного пройти.
Буду надеяться, что это отстоится.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы