О красоте и любовании ею (2)
Андрей Голов (10/06/2025)

Зосима и Савватий
Погляди, как, клочками облаков
Заслоняясь от бесовых объятий,
К валунам непоклонных Соловков
Подплывают Зосима и Савватий.
Явь дрожит, как скорлупка на волне,
И предызбранной манит красотою,
А у старцев, укрывшихся в челне,
Только крест – и в душе, и за душою.

К цепким взорам притягивая берег,
Где пространство ещё не обрело
Образ истины, соприсущий вере.
Но не зря здесь стожаров письмена
Книгу Света избранникам открыли,
И, как в храме, душа осенена
Вещим реяньем ангельских воскрылий.
Ибо – здесь топоры молитв врубать
В толщу стуж, и скорбей, и лихолетий,
И, апостольским рыбарям под стать,
В мир закидывать истовые сети,
Над посевом молиться на заре
И хребет подставлять под коромысло,
И веками в берестяном ведре
Носить влагу светящегося смысла,
И весь век не щадить души и плеч,
Воспоследовав тени серафима,
Чтобы камнем и золотом облечь
То, что сердцу и так давно уж зримо.
Бортнянский
Как вы гордо возноситесь из праха –
Колоннады, владыкам напоказ,
А музыки взволнованная птаха
Улетает в лазурь выше вас...
Ах, Бортнянский, учитель и целитель
Мимолётно отчаявшихся душ,
Италийских гармоний пригласитель
В петербургскую пышную глушь!..
Ну, откуда он так воздушно знает,
Чем решится баталия в конце,
И о чём так порывисто гадает
Та графиня в лиловом чепце?
И куда марширует, как игрушки,
Лейб-гвардейский, слегка подпивший, взвод,
И о чём милой барышни подушки
Вновь проплаканы ночь напролёт?
А ведь надо ещё, порхая фертом,
И собою остаться хоть чуть-чуть,
И уважить епископа концертом,
И фелицыной спеси кивнуть,
И бельканто, пленительным и быстрым,
Одолеть византийский рой витийств,
И с мальтийским курносеньким магистром
Хоть валторновым маршем сойтись...
Нет, не только ремёсла и науки
Осеняет бессмертья благодать,
Если можно на рдеющие звуки
Все осколки судьбы нанизать.
И не только застывшей красотою
Отмыкаются смутные века:
Мир спасут и надрывный вздох гобоя,
И порхающий призрак смычка...

Боже мой, как приелась прямизна!
Брось линейку и ножницы, садовник:
Пусть сосна размахнётся как сосна,
А шиповник кустится как шиповник.
Сколько ж можно лесную благодать
Расставлять, как фигуры в позитуры,
И в шары да квадраты загонять
Беззаботность нетронутой натуры?
Интриган и притворщик, век-старик,
Ты в усладу пресыщенному глазу
Барбарис, как болонку, стричь привык,
А из ивы печальной ладить вазу.
Но румян твоих выцветшая пыль
Лишь смешна на ветвях и майской травке.
Как он прав, упоительный Делиль:
Красота не нуждается в поправке!
И никто не поймёт вечерний всхлип
Загрустившей невесты-перестарка,
Кроме древней черёмухи да лип
В томной прелести аглицкого парка.
Здесь так сладко – забыть про ворох дел
И, в аллеях не шествуя манерно,
Поворчать на непышный свой удел,
Полистать Богдановича и Стерна,
И, влача за собой нескучный взгляд,
Словно шлафрок несброшенный из спальной,
Умилиться мычанью тучных стад,
Столь похожих на задник театральный,
И – не гнуться в поклоне пред судьбой:
Ведь на свете, где радости так редки,
Ты спокоен и можешь быть собой
Хоть на тропке от вишен до беседки...
Боровиковский

От монашеской святости московской
Пугачевской Руси почти невмочь:
Слаще косточки пляскою хлыстовской
Поразмять. О, ее совсем не прочь
Славный мастер парсун Боровиковский.
Девы смотрят застенчиво и страстно,
Но, хоть их красота – нагар свечи,
Боже мой до чего она всевластна!
Корабельщик хлыстовский, помолчи:
Твоя проповедь тянется напрасно.
Миг – и вновь с вожделений облетела
Богоборства сухая шелуха,
И княгиня томится оробело,
Липкой сладостью свального греха
Услаждая раздрябнувшее тело.
Портрет Лопухиной (фрагмент). В. Боровиковский, 1797 г.
И шепнут об утехе трианонской
На холстах отуманенных твоих
Блеск Нарышкиной, прелести Волконской:
Ты ведь в Евиных ризах видел их
На радениях в горнице сионской.
Не тревожься, сановник неподкупный:
Эта томная нежность холодней,
Чем на бархатной коже – жемчуг крупный –
Но мятущийся обморок очей
Все расскажет об этой недоступной.
Как служить Тебе, Господи Иисусе?
Будет кисть исступленна и скупа
И застынет в пленительном искусе
Нежной плоти святая скорлупа:
Жаль, не каждый зрачок ее раскусит...
Синяя тайна Гжели
Синяя тайна Гжели. В пламени корчится глина
Судорогою формы вспоминая небесный кров
И крылышки райского павлина,
Готового вспорхнуть с гностических лепестков

Прорастая задумчиво сквозь резную ладонь сна,
Превращается в Сирина и мистическим клювом читает
Синие взлохмаченные письмена
Влесовой книги, бесспорной, как знак вопроса,
И синих голландских изразцов,
Коими вор Данилыч из-под государева носа
Ублаголепил первый из питерских дворцов,
Где веницейским зерцалам и мейсенским фарфорам,
И севрским амурам, на коих дохнуть жаль,
Так славно составлять свой заморский кворум,
Покуда белотелая русская даль,
Как гостья в доме своем приуютившись с края;
Душу свою отпускает в купола, купины и цветы,
Из глины и неба извлекая
Кубический корень красоты,
О коей, накинув на плечи полушалок зябкой метели
И несбыточной радости улыбаясь навзрыд,
Эта синяя тайна Гжели
Так велеречиво молчит.
Интерьер в стиле классицизма
Попугай, зацепившийся хвостом
За изгиб геральдического древа,
Червяков оставляет на потом
И любуется девой, ибо дева
Замечательно смотрится в тени
Псалмословий и светской воркотни,
Не пугаясь ни ангела, ни дэва.
Впрочем, дэвы не трогают её
Афоризмом мистического быта,
На “Персидские письма” Монтескьё
Опустив запылённые копыта
И любуясь одной из критских ваз,
Чья текучая сущность, напоказ
В мир излитая – миром не допита.
Над камином пригрелся барельеф,
Где герои в набедренных повязках
Изливают в пространство пыл и гнев,
Умоляя стихи не вязнуть в связках
И вещать о минойской старине
На латыни, ассурском и койне,
Слепки страсти храня в разбитых масках.
Колесницы скрипят в ахейский рай
По лучам идиллического лета,
Но всё то, о чём деву попугай
Умоляет – обречено на вето,
Ибо губы – губители цветка,
Ибо миг отворяется в века,
А спросивший уже не ждёт ответа.
Флейта
Неторопливой струйкой дыханье из губ излейте,
И веера и крылья время расправит само,
И ручеек Версальский выплеснется из флейты,
Помнящей Марсия и кудрявый парик Рамо.
Телеманн и Бах сочащимся нотным фаршем
Капустные листья партитур и ушей набьют
Да и распахнуто-павловским и фридриховским маршам
Фельдфебельскую мозоль ботфорты стенок жмут.
Пускай они прошаркают гавоты и менуэты,
А то уж давно не терпится щеглам и дроздам
Передразнивать эти влажные флажолеты
В церемонной тени боскетов и томных дам,
Веерами цитат обмахивающихся цветисто,
Из-под румян и мушек устыдившись опять,
Что белая горлинка сидит на камзоле флейтиста
И – не собирается никуда улетать,
Пока не узнает, чтó там – спинет или шпора –
Перезвоном подталкивает по паркетам цепочки пар,
И пьет старинный ликер пунктирного соль-мажора:
Видите, как на горлышке пульсирует перьев муар?
Снейдерс
ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÅ ÏÀÐÑÓÍÛ

Музей им Крамскогою Первая четверть XVIII века →
Стихира к Тишайшему
Иконописцев подпапежный пыл,
Плоть византийску выпустив из рамы,
Стяжал экуменический улов.
А Алексий Михайлович любил
Высокие ступенчатые храмы
И купола (побольше куполов).
Сомы в запрудах развели усы,
Полуглумясь над постником суровым,
Всласть возлюбившим просфоры да квас.
Три службы в день, да святцы, да часы,
Татаровья, поляки, свеи – словом,
И делу время, и потехе час.
Кир Никон книгоправство ладить рад;
Скрипит Псалтырь: читай, кому охота,
Пока глаза не выел черный дым.
Жены исправно детушек плодят
И скачет соколиная охота
В блаженных рощах мифа «Третий Рим».
Трех вавилонстих отрок житие
Во комедийной храмине пылится:
Ничто же развлекаху о посту.
Но немцы прелагают Молие-
ра на стихиры, коими столица
Трактует феатральну красоту.
Раскольницы, духовный блуд творя,
Рекут, что ушаковство – не икона
И боле на Москве священства нет.
Молися за Тишайшаго царя,
Московско царство греческа закона –
И Бог тя да покрыет и спасет!
О бунт, как страшен медный твой оскал!
Блюдись, да вера не прият остуды
Под сводом мироваренных палат.
А Никон свой клобук уж пометал,
Радеют самобратия Лихуды
И Симеон творит свой вертоград.
Коль мудр – не завещай вражды врагу:
Языки пусть, склевав благие крохи,
К престолу возлетают чередой.
Как странно умирать на берегу
Одном судьбы, эстетики, эпохи,
Швырнув вполсилы камень на другой...
Князь Мышкин
Бедный князь Лев! Каллиософия Досто-
евского не пощадила сословия твоего:
Желтый дом – не спасительней погоста
И вряд ли целомудренней его,
Ежели красота барашком на жертвенном ложе
Прообразует счастья несбыточные рога,
А тебя облачит в смирительный саван рогожи –
По имени твоего побратима или врага.
Но это еще не сегодня, ибо сегодня
На льва не слетелось семейственное вороньё
И красота – искупительница и сводня –
Оскверняет Россию и освящает ее.
Воистину – есть что делать средь святорусского праха,
На который Спаситель ризу Свою простер –
И помнят нездешнюю поступь Мышкина-Машиаха
Волны швейцарских эрзацев галилейских озер.
Мистике росчерков покорствующая Россия
Талесом епанчей фарисейски встретит тебя:
Ты выйдешь на проповедь, красотослуживый мессия.
Истину падшей плоти паче души возлюбя.
Но искорка духа вспыхнет в плотском оскале
И Маркову Льву сфинксовы крылья воздаст,
Ибо и в «Филокалии» рудимент почитанья Кали
Проскальзывает сквозь ушко книги Экклезиаст.
А впрочем – зачем тебе ниша анахорета:
Новый Израиль кресты прочит таким, как ты –
Ты промелькнешь над Русью, как апостольская комета,
Свидетельствуя сердцем Евангелие от Красоты,
Которой дела нет до Ставрогинских вопросов
О сути мирогармонии – ю же выну и присно зрим –
И пред которой первый российский каллиософ
Феодор молится Логосу вневербальным словом своим.
КОРОВИН

Луне, вплавленной в серебро?
Salut, Константин Коровин –
Российский римейк Коро!
Мазок летит, как номисма,
Царьграду брошена вспять.
Перчатку импрессионизма
Передвижникам ли поднимать?!
Еще демиургствует Репин
И Врубель плавит металл -
А мир без цветных царапин
Изнежился и устал –
И пусть в шевелящейся раме
Метастазы сиреней цветут:
Но дело в том, что время –
Лишь совокупность минут,
Сиречь – мазков. Россыпь манны
Белилам твоим сродни –
Но черные тетраграммоны
Свирепо торчат из тени.
Борта Соловецких карбасов
Иконней стоят и святей –
А лядвия мелких бесов
Купают красных коней.
Но сколько бы в душу и стомах
Они ни всадили свинца –
Мир празднствует в хризантемах
И пьет Красоту до конца.
МАНТЕНЬЯ
Мессер Мантенья, вы – не монтаньяр
И не Монтень с его скрипучим стилем:
Инакий тáлант вам и Божий дар
Отпущен бысть. Вы словно бы гостили
В Вифании, где свят земной туман,
И в Галилейской хляби омочили
Сандалии и кисти. Иоанн,
На предстоящих руки простирая,
Не от себя глаголет, одеян
Смиренья вретищем. Жена младая,
Припав к Снимаемому со креста,
Не мыслит, сколь близка она от рая
И края дольней меры. Красота
Спасает грады овамо и семо,
И благодати горняя мета
Приосеняет их от Вифлеема
До Рима и Венеции. И лев
Святого Марка в ночь вперяет немо
Пророчество о прежнем, ввысь воздев
Петра и Павла вещие скрижали.
А сей бутон – для вдов честных и дев
Распустится спасеньем от печали
И исцелит всех страждущих окрест.
Недаром вы пред Господом держали
Кисть в пальцах, на груди и в сердце – крест.
Рокайль
Красотка на просиженном диване
Полулежит в рокайлевой нирване,
Извечным диспутом мифологем
И либидо утолена на целых
Пять-шесть часов, о коих поступь стрелок
Почти забыла. Грозный Полифем
Все мечется по берегу рельефа,
На парус одиссеевского нефа

А регулярный парк лелеет лето
И отсекает ветки у боскета.
Текучая эротика дождя
Нежнее пышной чувственности складок
Всласть воспроизводящих беспорядок
В кармане, королевстве и душе.
А будущего детская игрушка,
Разбухшая под локтем, как подушка,
Уже у рока на карандаше,
Счету, прицеле, в общем – накануне
Истерики событий, новолуний
И новосчастий, что по всем орби-
там наезжают на бутон покоя,
Суля и проча что-нибудь такое…
Ну, а пока – любуйся и люби. Француа Буше. Пастораль.
Последние публикации:
О красоте и любовании ею (1) –
(04/06/2025)
Великий пост –
(14/04/2025)
Хвостатый сонет о ёжике –
(13/02/2025)
Цикл «Сонетина» из «Попытки к бытию» –
(10/02/2025)
Свет –
(06/02/2025)
Святой Серафим! Моли Бога о нас! –
(16/01/2025)
Три лика Греции –
(31/12/2024)
Стихиры об испрошении архипастырской благодати –
(13/12/2024)
ФОТИАНДР МЕТАНОИК. Сказание о коне, иже не нем –
(25/11/2024)
Последний в жизни февраль –
(14/11/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы