Комментарий | 0

Женщины, жёны и потомки Геракла (4)

 

Геракл, Деянира и поверженный кентавр Несс

 

 

4.

 

Когда Геракл совершал свой двенадцатый подвиг (пленение Цербера), он спустился в Аид и встретил там тень погибшего этолийского героя Мелеагра, который просил Геракла взять в жены его сестру Деяниру[i]. Но, прежде чем Геракл смог выполнить эту просьбу, произошло много разных событий. Освободившись от рабства у Эврисфея, Геракл отдал свою первую жену, Мегару, племяннику Иолаю. Затем сватался к Иоле – дочери царя Ойхалии, Эврита, но получил отказ. А когда Геракла заподозрили в краже скота, принадлежавшего Эвриту, произошел конфликт с сыном царя, Ифитом, и Геракл убил его[ii]. В искупление этого убийства боги назначили Гераклу трехлетнее «семейное» рабство у лидийской царицы Омфалы[iii]. Вернувшись в Аркадию, он вскоре перебрался из Тиринфа (подальше от Эврисфея) и поселился в городе Феней – на родине своего матери[iv]. Оттуда он предпринял четыре победоносных военных похода в Трою, Элиду, Пилос и Спарту[v]. Там же, в Фенее, похоронил своих погибших братьев – Ификла[vi] и Эона[vii] (оба погибли в Спарте). И хотя у героя к тому времени уже было немало внебрачных детей, в том числе от дочери тегейского царя, Авги, сын Телеф[viii], – ни супруги, ни законных наследников у Геракла не было. На пятом году после переселения в Феней Геракл по собственной воле покинул Аркадию и вообще Пелопоннес. Вместе со многими присоединившимися к нему аркадцами он отправился в Калидон, расположенный в Этолии, и поселился там[ix].

Прибыв в Калидон, Геракл стал свататься к дочери царя Ойнея – Деянире (родной сестре Мелеагра). В единоборстве за право стать мужем Деяниры Геракл встретился с Ахелоем – богом самой большой реки Эллады, обладавшим способностью принимать облик различных существ.  Будучи соседом этолийского Калидона, Ахелой появился перед Ойнеем вначале в виде быка, потом змея, затем человека с головой быка.

 

Геракл и Ахелой

 

Геракл вступил в борьбу с этим божеством и одержал над ним победу, обломав ему один рог. Опозоренный Ахелой ретировался, скрывая недостающий рог под венком из ивовых ветвей. Одни говорят, что Геракл вернул Ахелою отломанный рог в обмен на рог козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, – «рог изобилия», доставлявший своему владельцу в изобилии любую пищу или питье, какого бы тот ни пожелал, а другие – что этот рог обменяли на рог Амалфеи наяды и что Геракл вручил его Ойнею как подарок невесте. За этой историей о роге изобилия могло стоять вполне реальное дело. Желая ока­зать услу­гу калидо­ня­нам, Геракл изме­нил тече­ние реки Ахе­лоя, создав для нее дру­гое рус­ло, вслед­ст­вие чего появи­лось мно­го пло­до­род­ной зем­ли, оро­ша­е­мой вода­ми этой реки[x].

Вторая жена Геракла, Деянира, родила от него трех или четырёх сыновей (мифографы называют разное число и даже имена, кроме Гилла), а также дочь Макарию (блаженная).

Вскоре после этого Геракл вместе с календонцами отправился на северо-запад в поход против феспротов[xi]. Захватив город Эфиру, убил царя Филанта[xii] и сошелся с его дочерью Астиохой и стал отцом Тлеполема. Находясь там, он послал гонца в Беотию к царю Феспию, с которым передал, чтобы Феспий семерых его сыновей оставил у себя, трех отослал в Фивы, а сорок остальных отправил для основания колонии на остров Сардинию.

После этого, находясь на пиршестве у тестя Ойнея, Геракл нечаянно убил неосторожным движением мальчика Эвнома (сына Архитела, родственника Ойнея), подносившего ему воду для мытья рук[xiii]. Отец мальчика признал, что это было нечаянное убийство и простил Геракла, но тот, согласно закону, решил удалиться в изгнание и направился в Трахин[xiv] к тамошнему царю Кеику, другу Геракла[xv].

Вместе с Деянирой Геракл подошел к реке Эвен, на берегу которой сидел кентавр Несс, перевозивший путников за плату, заявляя, что право перевоза он получил от богов за присущую ему справедливость. Несс был одним из кентавров, уцелев­ших после их истреб­ле­ния Герак­лом на горе Эри­ман­фе[xvi]. Геракл сам переправился через реку, Деяниру же отдал Нессу, чтобы он перевез ее за плату на другой берег. Но кентавр, переправляя Деяниру, попытался ее изнасиловать. Когда она закричала, Геракл услышал ее крик и выстрелил из лука в вышедшего из воды Несса, попав ему прямо в сердце. Умирающий Несс подозвал к себе Деяниру и сказал ей, что если она хочет иметь средство, которое сохранит ей любовь Геракла, то пусть она смешает семя, которое он пролил на землю, с кровью, вытекшей из раны, которую он получил от стрелы Геракла. Деянира так и поступила, как посоветовал ей Несс, и спрятала средство у себя[xvii].

 

Деянира и кентавр Несс

 

По дороге в Трахин Геракл, сопровождаемый возницей Иолаем, сразился с сыном бога войны Ареса Кикном, который отрубал головы проходящим через его владения чужеземцам, чтобы украсить ими храм своего отца, Ареса[xviii]. Победе Герак­ла над Кик­ном посвящена поэ­ма Геси­о­да «Щит Герак­ла»:

 

… совоокая дева богиня Афина
Им в ободренье такие вещала крылатые речи:
«Радуйтесь, о дальнеславного мужа Линкея потомки,
Ибо силу дает вам Зевс, владыка блаженных,
Ныне Кикна сразить и совлечь преславные брони!

Речь иную я молвлю тебе, наилучший средь ратей.
Кикна когда ты от сладостной жизни отторгнешь, немедля
Оного тело оставь и доспехов его не касайся,
Сам же воззри на Ареса, как тот грядет, мужегубный.
Только узришь обнаженным его под щитом ты искусным
Оком своим, как немедля рази заостренною медью.
Сам, однако ж, отпрянь: судьбой не дано тебе ныне
Коней его захватить и его преславные брони»
[xix].

 

Арес

 

Таким образом, Афина, сошедшая с Олимпа, предупредила Геракла, что, хотя Зевс и позволил ему убить Кикна и взять его добро, но, сражаясь против Ареса и даже побеждая его, он не должен брать ни его лошадей, ни его прекрасные доспехи. С этими словами она устроилась на колеснице позади Геракла и Иолая, потрясла своей эгидой (αἰγίς, мифическая накидка из козьей шкуры, принадлежавшая богам, и обладавшая волшебными защитными свойствами[xx]), и мать-земля застонала, когда колесница понеслась вперед. Кикн, не сбавляя хода, несся им навстречу. От удара копьями о щиты и он, и Геракл оказались на земле. Они тут же вскочили на ноги, и после короткой схватки Геракл поразил Кикна в шею. Затем он смело вступил в бой с Аресом, который швырнул в него копье, но Афина, сердито нахмурившись, отвела копье в сторону. Арес бросился на Геракла с мечом в руке, но за все свои старания получил лишь рану в бедро. Геракл был готов уже нанести еще удар, когда Арес свалился на землю от первой раны, но Зевс развел сражавшихся, ударив между ними перуном. После этого Геракл и Иолай сняли все, что было на Кикне, и продолжили прерванное путешествие, а Афина отвела ослабевшего Ареса на Олимп. Кикн был погребен Кеиком в долине реки Анавр, но по велению Аполлона разлившаяся река унесла его надгробный камень[xxi].

Когда Геракл пришел в Трахин к царю Кеику, то был там радушно принят и, оставив в Трахине Деяниру, отправился в поход против дриопов[xxii], установив в их стране власть царя дорийцев Эгимия[xxiii]. Уже после смерти Геракла Эгимий – в знак благодарности – усы­но­вил его сына Гил­ла, кото­рый и уна­сле­до­вал цар­ство Эги­мия вме­сте с дву­мя его родными сыно­вья­ми – Дима­сом и Пам­фи­лом. Кроме того, Геракл принял участие в войне против лапифов и фессалийцев. Наконец, проходя по Пеласгиотиде (север Фессалии), через Ормений, расположенный у подножия горы Пелион, Геракл просил царя Аминтора отдать ему дочь Астидамию. "Ты уже женат, – ответил Аминтор, –и обманул уже слишком много царских дочерей, чтобы я мог доверить тебе еще одну". Тогда Геракл напал на его город и, убив Аминтора, увел с собой Астидамию, которая родила ему Ктесиппа[xxiv].

 

***

Если миф о Геракле, Авге и Телефе был мелодрамой, возможно, сочиненной сравнительно поздно, то мифы о Деянире и Иоле, а также их – в буквальном смысле – смертельном конфликте (о чем пойдет речь в следующем очерке) – это классическая трагедия, появившаяся в глубокой древности. Причем, трагедия во всех смыслах – и как литературный жанр, и как историческая трагедия. Мифы о женщинах, женах и потомках Геракла тут неотделимы от военной истории, точнее, вечного способа (формы) осуществления всемирной истории – войны. С той лишь разницей, что в войнах против Трои, Элиды, Пилоса и Спарты Геракл оставлял на троне кого-нибудь из потомков покоренных правителей, то теперь он предпочитал садить на трон своих отпрысков, зачатых как браке, так и в результате насилия. Если мифы о 12 подвигах повествовали о должном, то последующие мифы – о том, что происходило на самом деле. При всей фантастичности повествования они слишком похожи на правду во всей ее ужасающей явленности, отображая дорийское завоевание Греции на рубеже второго и первого тысячелетия до н.э. Поэтому – несмотря на всю аморальность происходящего, – историческая (или преходящая) правда, как всегда, оказывается на стороне победителей, рождающих новые поколения, новый этнос. Поэтому даже богиня мудрости Афина, хотя и помогает Гераклу в битве с Кикном (как и в противоборстве с Аполлоном, покровителем искусств), но не позволяет герою подчинить или подменить собою бога войны Ареса (примерить на себя его доспехи), а Зевс просто властью отца останавливает битву Геракла и Ареса, как когда-то остановил драку Геракла и Аполлона[xxv].

Фигура Ареса, бога войны, – едва ли не главная в этих мифах. Это проявляется не только в завоеваниях Геракла, но и в неявных деталях. Например, Кикн как «земной» персонаж – это сын друга Геракла, царя Трахина Кеика, к которому герой отправился после нечаянного убийства мальчика Эвнома. Кикн, чье имя переводится как «лебедь»[xxvi], считавшийся в древности крайне агрессивной птицей, символизировавшей войну, и в самом деле оказывается сыном бога войны Ареса (подобно тому, как Геракл, считаясь сыном фиванского царя Амфитриона, был сыном Зевса). Уже одна эта деталь символизирует трагичность человеческой истории как таковой, когда судьба сталкивает в смертельной схватке даже близких друг другу людей или их детей.

Еще более зловещей оказывается родословная второй жены Геракла, Деяниры. Ее отец Ойней, или Эней,[xxvii] (Οἰνεύς, вино) – внук всё того же бога неправедной войны Ареса, а мать Алфея[xxviii] (Ἀλθαία, говорящая правду, напрямую[xxix]) – возлюбленная Ареса, от которого она родила сына Мелиагра. Мелеагр[xxx] (Μελέαγρος, цесарка[xxxi]) – это не просто этолийский герой, погубленный богиней Артемидой после Каледонской охоты на вепря[xxxii] – потомка чудовища Тифона, боровшегося за власть с самим Зевсом. Мелеагр – убийца родных братьев своей матери, из-за чего она прокляла сына и, в сущности, убила его, бросив полено, означавшее жизнь Мелеагра, в огонь. Правда, потом Алфея раскаялась и покончила жизнь самоубийством, как позже это сделает и ее дочь, Деянира, – повесилась.

Символично имя Деяниры, которое почти никогда не переводят, ограничиваясь информацией о том, что она – этолийская (доэллинская) богиня войны – местный аналог Афины. А между тем ее имя Δηϊάνειρα буквально означает «разящая (убивающая) внутренности (точнее, низ живота)»[xxxiii]. Поэтому в разных источниках Деянира описывается искусно владеющая мечом и правившая боевой колесницей[xxxiv]. После конфликта с ее братом Мелиагром, Артемида превратила Деяниру и ее сестер в цесарок, символизирующих любовь[xxxv], и только заступничество действительного отца Деяниры – бога виноделия и веселья Диониса, вернуло Деянире человеческий облик. Исследовательница древнегреческой мифологии Г.Б. Бедненко отождествляет архетип Деяниры со страстно любящей богиней Герой: «Зная историю смерти Мелеагра, мы понимаем, почему для Деяниры было так страшно потерять еще одного любимого мужчину, теперь уже мужа. Поэтому она прибегла к якобы колдовской силе. Для нее муж был важнее и царств, и их общих детей, и «того, что о ней подумают» (что на самом деле важно для архетипа Геры). Она его сделала «своим царем и своим царством». Когда женщина, в душе которой правит Гера, делает мужчину смыслом и всем содержимым своей жизни, это приводит к краху. Когда в нас пробуждается архетип, мы так воспринимаем и чувствуем ситуацию, но, когда мы делаем это своей ролью — нас ждет ловушка и неудача.» [xxxvi] Но не всё так просто. С одной стороны, любовь Деяниры и Геры – это, действительно, смертельная для Геракла любовь. С другой стороны, эта любовь-ненависть, сделала его великим героем и в конце концов бессмертным богом-олимпийцем. Если Зевс сделал Геракла полубогом, то Гера (в т.ч. через Деяниру) сделала его богом.

Символично и средство, которое коварно посоветовал Деянире умирающий кентавр Несс, якобы для того, чтобы Деянира смогла навсегда сохранить любовь Геракла, влюбившего в Иолу, еще задолго до сватовства к Деянире. Средство это очень образно выражает суть деятельности Геракла после свершения им 12 подвигов – смесь детородного семени, которое он пролил на землю, с пролитой кровью. Несс, бежавший некогда от смертоносных стрел Геракла, смоченных ядом Лернейской гидры (яд этот символизировал людскую ненависть[xxxvii]), во время охоты героя на Эриманфского вепря[xxxviii], неслучайно хвастался, что сами боги назначили его платным перевозчиком через реку за его справедливость[xxxix]. А Несс, при всей его гнусности, действительно, стал и для Геракла, и для Деяниры орудием возмездия Эринний – дочерей богини правосудия Фемиды.

И последняя деталь – якобы нечаянно убитый Гераклом мальчик Эвном[xl] – сын Архитела (от ἀρχι-τελώνης, главный сборщик податей, мытарь[xli]) родственник отца Деяниры, царя Ойнея. Роберт Грейвс объясняет это мифологическим отголоском древних человеческих религиозных жертвоприношений[xlii], однако, на мой взгляд, главное тут – символика имени. Имя Эвном производно от εὔνημα (букв. брачный союз) означавшего храмового жрица, освящавшего браки[xliii]. Брак Геракла с богиней «любви до смерти», которой, в сущности, и стала Деянира после пребывания в облике цесарки, ничем, кроме их собственной смерти, завершиться не мог. Только такой (притом, неизбежной) могла быть плата (τελώνη) за этот союз, поэтому Геракл убивает Эвнома, как бы заранее освобождая себя от второго брака, и затем – через смерть Деяниры и свою собственную – обретает бессмертие на Олимпе, но уже, замечу, без Деяниры.

 

 

[viii] Женщины, жены и потомки Геракла (3). https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/zhenshchiny-zhyony-i-potomki-gerakla-3

[ix] Диодор Сицилийский. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#8

[x] Ахе­лой - пер­во­на­чаль­но бог пло­до­ро­дия. Воз­мож­но, что миф воз­ник в Олене Ахей­ском, а затем был пере­не­сен в Олен Это­лий­ский… Сво­и­ми пре­вра­ще­ни­я­ми во вре­мя борь­бы с Герак­лом Ахе­лой напо­ми­на­ет дру­гих мор­ских демо­нов-обо­рот­ней (Нерея, Фети­ду, Про­тея, Три­то­на и т. п.). Ср. рацио­на­ли­сти­че­ское тол­ко­ва­ние у Стра­бо­на: «…Утвер­жда­ют, что Ахе­лоя, как и дру­гие реки, назы­ва­ли “подоб­ным быку” из-за похо­же­го на рев гула его вод; от излу­чин тече­ния, кото­рые назы­ва­лись рога­ми; “подоб­ным дра­ко­ну” — из-за дли­ны и изви­ли­сто­го тече­ния; нако­нец, “с бычьей голо­вой” по той при­чине, по кото­рой его пред­став­ля­ли вооб­ще в обра­зе быка». См.: Диодор Сицилийский. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#t192

[xi] Феспротия (Теспротия) – область Эпира, расположенная к северо-западу от Калидона.

[xii] Диодор Сицилийский называет похожее имя – Филей, возможно, ошибочно отождествив его с сыном царя Авгия, которого сам же Геракл оставлял на троне после того, как захватил Элиду. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#n182

[xiii] Р. Грейвс, ссылаясь на несколько источников, так описывает смерть мальчика: «Случилось так, что вместо того, чтобы полить водой на руки Гераклу, он по неловкости облил ему ноги. Геракл ответил оплеухой, но перестарался и убил юношу.» http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm#8 Кроме того, Р. Грейвс, ссылаясь на Павсания (Павсаний II. 13.8.), отмечает: «Похожий случай произошел во Флиунте, городе, расположенном на востоке Аркадии, когда Геракл возвращался из сада Гесперид. Ему не понравилось поставленное перед ним питье, и он одним пальцем ударил виночерпия Киафа, но тем не менее убил его. Киафу поставлен памятник напротив храма Аполлона во Флиунте. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm#9

[xiv] Тра­хин (Этей­ский или Фтий­ский) — город-кре­пость близ Фер­мо­пил у горы Эта во Фтии.

[xix] Гесиод. Щит Геракла.

http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/shield-f.htm

[xxi] Так битву Геракла и Кикна описывает Роберт Грейвс, ссылаясь на Гесиода, Гигина, Аполлодора, Диодора Сицилийского и Еврипида.   http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/143.htm

[xxii] Дрио­пы — древ­нее пле­мя «пеласги­че­ско­го» про­ис­хож­де­ния, о кото­ром Стра­бон (вер­нее, его источ­ник Ари­сто­тель; см.: Stra­bo VIII, р. 321) сооб­ща­ет не вполне ясные сведе­ния.

[xxiii] Эги­мий был важ­ней­шим геро­ем народ­ных дори­че­ских пре­да­ний. Жите­лей Аргоса, Пило­са и Спарты счи­та­ли потом­ка­ми Герак­ла и Эги­мия (Pind. Pyth. V, 72). http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002#t204

[xxix] Производное от ἀληθής правдивый https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-3212.htm

[xxxi] Имя Мелеагр Μελέαγρος означает «цесарка». https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-40603.htm

[xxxii] Не следует путать этого вепря с Эриманфским. См.: Калидонская охота. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0

[xxxiii] Деянира Δηϊάνειρα –

 δήϊος

    I

    стяж. δηίος 3

    (= δάϊος См. δαιος I)

    1) губительный, убийственный

     (πῦρ, πόλεμος Hom.)

    2) вражеский, враждебный

     (ἀνήρ Hom.)

    II

    стяж. δηίος ὁ неприятель, враг Hom.

Словарь И.Х. Дворецкого https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-14650.htm

νεῖρα

    или νείρα ἡ (= νείαιρα См. νειαιρα)

    1) нижняя часть живота Eur.

    2) внутренности Aesch.

Словарь И.Х. Дворецкого https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-42787.htm

[xxxiv] Деянира как воительница. Грейвс Р. Деянира. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm

[xxxv] Куропатка или цесарка олицетворяет плодовитость. Посвящена Афродите, Зевсу Критскому и богу Солнца Талосу. Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции — с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака. См.: https://www.livemaster.ru/topic/1583407-perya-simvolizm-i-znachenie-perev-i-ptits-v-raznyh-kulturah-i-narodah

[xxxvi] Бедненко Г.Б. Греческие богини. Архетипы женственности. Деянира. https://psy.wikireading.ru/70483

[xlii] Грейвс Р. Грейвс Р. Деянира. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm

[xliii] Имя Эвном производно от εὔνημα, означающее «брачный союз» (законный брак). https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-27144.htm Встречающаяся вслед за Диодором Сицилийским изменение имени «Эвном» на «Эврином» (Εὐρύνομος) привело к бессмыслице, когда имя мальчика стало переводится как «широкозаконный». См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка