Комментарий | 0

Женщины, жёны и потомки Геракла (4)

 

Геракл, Деянира и поверженный кентавр Несс

 

Деянира

 

Когда Геракл совершал свой двенадцатый подвиг (пле­нение Цербера), он спустился в Аид и встретил там тень погибшего этолийского героя Мелеагра, который просил Геракла взять в жены его сестру Деяниру. Но прежде чем Геракл смог выполнить эту просьбу, произошло много разных событий. Освободившись от рабства у Эврисфея, Геракл отдал свою первую жену, Мегару, племяннику Иолаю. Затем сватался к Иоле — дочери царя Ойхалии, Эврита, но получил отказ. А когда Геракла заподозрили в краже скота, принадлежавшего Эвриту, произошел конфликт с сыном царя, Ифитом, и Геракл, возможно, убил его. В искупление этого убийства боги назначили Гераклу трехлетнее «семейное» рабство у лидийской царицы Омфалы. Вернувшись в Аркадию, он вскоре перебрался из Тиринфа (подальше от Эврисфея) и поселился в городе Феней — на родине своей матери[i]. Оттуда он предпринял четыре победоносных военных похода в Трою, Элиду, Пилос и Спарту. Там же, в Фенее, похоронил своих погибших братьев — Ификла[ii] и Эона[iii] (оба погибли в Спарте). И хотя у героя к тому времени уже было немало внебрачных детей, в том числе от дочери тегейского царя, Авги, сын Телеф, — ни супруги, ни законных наследников у Геракла не было. На пятом году после переселения в Феней Геракл по собственной воле покинул Аркадию и вообще Пелопоннес. Вместе со многими присоединившимися к нему аркадцами он отправился в Калидон, расположенный в Этолии, и поселился там[iv].

Прибыв в Калидон, Геракл стал свататься к дочери царя Ойнея — Деянире (родной сестре Мелеагра). В едино­борстве за право стать мужем Деяниры Геракл встретился с Ахелоем — богом самой большой реки Эллады, обладавшим способностью принимать облик различных существ. Будучи соседом этолийского Калидона, Ахелой появился перед Ойнеем вначале в виде быка, потом змея, затем человека с головой быка.

 

 

Геракл вступил в борьбу с этим божеством и одержал над ним победу, обломав ему один рог. Опозоренный Ахелой ретировался, скрывая недостающий рог под венком из ивовых ветвей. Одни говорят, что Геракл вернул Ахелою отломанный рог в обмен на рог козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс — «рог изобилия», доставлявший своему владельцу в изобилии любую пищу или питье, какого бы тот ни пожелал, а другие — что этот рог обменяли на рог Амалфеи наяды и что Геракл вручил его Ойнею как подарок невесте.

За этой историей о роге изобилия могло стоять вполне реальное дело. Желая оказать услугу калидонянам, Геракл изменил течение реки Ахелоя, создав для нее другое русло, вследствие чего появилось много плодородной земли, орошаемой водами этой реки[v].

Вторая жена Геракла, Деянира, родила от него трех или четырёх сыновей (мифографы называют разное число и даже имена, кроме Гилла), а также дочь Макарию (блаженная).

Вскоре после этого Геракл вместе с калидонцами отправился на северо-запад в поход против феспротов[vi]. Захватив город Эфиру, убил царя Филанта[vii] и сошелся с его дочерью Астиохой, став отцом Тлеполема. Находясь там, он послал гонца в Беотию к царю Феспию, с которым передал, чтобы Феспий семерых его сыновей оставил у себя, трех отослал в Фивы, а сорок остальных отправил для основания колонии на остров Сардинию.

После этого, находясь на пиршестве у тестя Ойнея, Геракл нечаянно убил неосторожным движением мальчика Эвнома (сына Архитела, родственника Ойнея), подносившего ему воду для мытья рук[viii]. Отец мальчика признал, что это было нечаянное убийство, и простил Геракла, но тот, согласно закону, решил удалиться в изгнание и напра­вился в Трахин[ix] к тамошнему царю Кеику, своему другу[x].

Вместе с Деянирой Геракл подошел к реке Эвен, на берегу которой сидел кентавр Несс, перевозивший путников за плату, заявляя, что право перевоза он получил от богов за присущую ему справедливость. Несс был одним из кентавров, уцелевших после их истребления Гераклом на горе Эриманфе[xi]. Геракл сам переправился через реку, Деяниру же отдал Нессу, чтобы он перевез ее за плату на другой берег. Но кентавр, переправляя Деяниру, попытался ее изнасиловать. Когда она закричала, Геракл услышал ее крик и выстрелил из лука в вышедшего из воды Несса, попав ему прямо в сердце. Умирающий Несс подозвал к себе Деяниру и сказал ей, что если она хочет иметь средство, которое сохранит ей любовь Геракла, то пусть она смешает семя, которое он пролил на землю, с кровью, вытекшей из раны, которую он получил от стрелы Геракла. Деянира так и поступила, как посоветовал ей Несс, и спрятала средство у себя[xii].

 

Деянира и кентавр Несс

 

По дороге в Трахин Геракл, сопровождаемый возницей Иолаем, сразился с сыном бога войны Ареса Кикном, который отрубал головы проходящим через его владения чужеземцам, чтобы украсить ими храм своего отца, Ареса[xiii]. Победе Геракла над Кикном посвящена поэма Гесиода «Щит Геракла»:

                     … совоокая дева богиня Афина
Им в ободренье такие вещала крылатые речи:
«Радуйтесь, о дальнеславного мужа Линкея потомки,
Ибо силу дает вам Зевс, владыка блаженных,
Ныне Кикна сразить и совлечь преславные брони!
Речь иную я молвлю тебе, наилучший средь ратей.
Кикна когда ты от сладостной жизни отторгнешь, немедля
Оного тело оставь и доспехов его не касайся,
Сам же воззри на Ареса, как тот грядет, мужегубный.
Только узришь обнаженным его под щитом ты искусным
Оком своим, как немедля рази заостренною медью.
Сам, однако ж, отпрянь: судьбой не дано тебе ныне
Коней его захватить и его преславные брони[xiv].

 

Таким образом, Афина, сошедшая с Олимпа, предупредила Геракла, что хотя Зевс и позволил ему убить Кикна и взять его добро, но, сражаясь против Ареса и даже побеждая его, он не должен брать ни его лошадей, ни его прекрасные доспехи. С этими словами она устроилась на колеснице позади Геракла и Ио­лая, потрясла своей эгидой (αἰγίς, мифическая накидка из козьей шкуры, принадлежавшая богам и обладавшая волшебными защитными свойствами[xv]), и мать-земля застонала, когда колесница понеслась вперед. Кикн, не сбавляя хода, несся им навстречу. От удара копьями о щиты и он, и Геракл оказались на земле. Они тут же вскочили на ноги, и после короткой схватки Геракл поразил Кикна в шею. Затем он смело вступил в бой с Аресом, который швырнул в него копье, но Афина, сердито нахмурившись, отвела копье в сторону. Арес бросился на Геракла с мечом в руке, но за все свои старания получил лишь рану в бедро. Геракл был готов уже нанести еще удар, когда Арес свалился на землю от первой раны, но Зевс развел сражавшихся, ударив между ними перуном. После этого Геракл и Иолай сняли все, что было на Кикне, и продолжили прерванное путешествие, а Афина отвела ослабевшего Ареса на Олимп. Кикн был погребен Кеиком в долине реки Анавр, но по велению Аполлона разлившаяся река унесла его надгробный камень[xvi].

Когда Геракл пришел в Трахин к царю Кеику, то был там радушно принят и, оставив в Трахине Деяниру, отправился в поход против дриопов[xvii], установив в их стране власть царя дорийцев Эгимия[xviii]. Уже после смерти Геракла Эгимий — в знак благодарности — усыновил его сына Гилла, который и унаследовал царство Эгимия вместе с двумя его родными сыновьями — Димасом и Памфилом. Кроме того, Геракл принял участие в войне против лапифов и фессалийцев. Наконец, проходя по Пеласгиотиде (север Фессалии), через Ормений, расположенный у под­ножия горы Пелион, Геракл просил царя Аминтора отдать ему дочь Астидамию. «Ты уже женат, — ответил Аминтор, — и обманул уже слишком много царских дочерей, чтобы я мог доверить тебе еще одну». Тогда Геракл напал на его город и, убив Аминтора, увел с собой Астидамию, которая родила ему Ктесиппа[xix].

***

Если миф о Геракле, Авге и Телефе был мелодрамой, возможно, сочиненной сравнительно поздно, то мифы о Деянире и Иоле, а также их — в буквальном смысле — смертельном конфликте (о чем пойдет речь в следующем очерке) — это классическая трагедия, появившаяся в глу­бокой древности. Причем трагедия во всех смыслах — и как литературный жанр, и как историческая трагедия. Мифы о женщинах, женах и потомках Геракла тут неотделимы от военной истории, точнее, вечного способа (формы) осуществления всемирной истории — войны. С той лишь разницей, что если в войнах против Трои, Элиды, Пилоса и Спарты Геракл оставлял на троне кого-нибудь из потомков покоренных правителей, то теперь он предпочитал садить на трон своих отпрысков, зачатых как браке, так и в результате насилия.

Если мифы о 12 подвигах повествовали о должном, то последующие мифы — о том, что происходило на самом деле. При всей фантастичности повествования они слишком похожи на правду во всей ее ужасающей явленности, отображая дорийское завоевание Греции на рубеже второго и первого тысячелетия до н.э. Поэтому — несмотря на всю аморальность происходящего, историческая (или преходящая) правда, как всегда, оказывается на стороне победителей, рождающих новые поколения, новый этнос. Поэтому даже богиня мудрости Афина, хотя и помогает Гераклу в битве с Кикном (как и в противоборстве с Аполлоном, покровителем искусств), но не позволяет герою подчинить или подменить собою бога войны Ареса (примерить на себя его доспехи), а Зевс просто властью отца останавливает битву Геракла и Ареса, как когда-то остановил драку Геракла и Аполлона.

Фигура Ареса, бога войны — едва ли не главная в этих мифах. Это проявляется не только в завоеваниях Геракла, но и в неявных деталях. Например, Кикн как «земной» персонаж — это сын друга Геракла, царя Трахина Кеика, к которому герой отправился после нечаянного убийства мальчика Эвнома. Кикн, чье имя, напомню, переводится как «лебедь»[xx], считавшийся в древности крайне агрессивной птицей, символизировавшей войну, и в самом деле оказывается сыном бога войны Ареса (подобно тому, как Геракл, считаясь сыном фиванского царя Амфитриона, был сыном Зевса). Уже одна эта деталь символизирует тра­гичность человеческой истории как таковой, когда судьба сталкивает в смертельной схватке даже близких друг другу людей или их детей.

Еще более зловещей оказывается родословная второй жены Геракла, Деяниры. Ее отец Ойней, или Эней,[xxi] (Οἰνεύς, вино) — внук всё того же бога неправедной войны Ареса, а мать Алфея[xxii] (Ἀλθαία, говорящая правду напрямую[xxiii]) — возлюбленная Ареса, от которого она родила сына Мелеагра. Мелеагр[xxiv] (Μελέαγρος, цесарка[xxv]) — это не просто этолийский герой, погубленный богиней Артемидой после Калидонской охоты на вепря[xxvi] — потомка чудовища Тифона, боровшегося за власть с самим Зевсом. Мелеагр — убийца родных братьев своей матери, из-за чего она прокляла сына и, в сущности, убила его, бросив полено, означавшее жизнь Мелеагра, в огонь. Правда, потом Алфея раскаялась и покончила жизнь самоубийством, как позже это сделает и ее дочь, Деянира, —она повесилась.

Символично имя Деяниры, которое почти никогда не переводят, ограничиваясь информацией о том, что она — этолийская (доэллинская) богиня войны — местный аналог Афины. А между тем ее имя Δηϊάνειρα буквально означает «разящая (убивающая) внутренности (точнее, низ живота)»[xxvii]. Не случайно в разных источниках Деянира описывается как искусно владеющая мечом и правившая боевой колесницей[xxviii]. После конфликта с ее братом Мелеагром, Артемида превратила Деяниру и ее сестер в цеса­рок, символизирующих любовь[xxix], и только заступничество действительного отца Деяниры — бога виноделия и ве­селья Диониса, вернуло Деянире человеческий облик. Исследовательница древнегреческой мифологии Г.Б. Бед­ненко отождествляет архетип Деяниры со страстно любящей богиней Гéрой: «Зная историю смерти Мелеагра, мы понимаем, почему для Деяниры было так страшно потерять еще одного любимого мужчину, теперь уже мужа. Поэтому она прибегла к якобы колдовской силе. Для нее муж был важнее и царств, и их общих детей, и „того, что о ней подумают“ (что на самом деле важно для архетипа Геры). Она его сделала „своим царем и своим царством“. Когда женщина, в душе которой правит Гера, делает мужчину смыслом и всем содержимым своей жизни, это приводит к краху. Когда в нас пробуждается архетип, мы так воспринимаем и чувствуем ситуацию, но, когда мы делаем это своей ролью — нас ждет ловушка и неудача»[xxx].

Но не всё так просто. С одной стороны, любовь Деяниры и Геры — это, действительно, смертельная для Геракла любовь. С другой стороны, эта любовь-ненависть сделала его великим героем и в конце концов бессмертным богом-олимпийцем. Если Зевс сделал Геракла полубогом, то Гера (в т.ч. через Деяниру) сделала его богом.

Символично и средство, которое коварно посоветовал Деянире умирающий кентавр Несс, якобы для того, чтобы Деянира смогла навсегда сохранить любовь Геракла, влюбившего в Иолу еще задолго до сватовства к Деянире. Средство это очень образно выражает суть деятельности Геракла после свершения им 12 подвигов — смесь детородного семени, которое он пролил на землю, с пролитой кровью. Несс, бежавший некогда от смертоносных стрел Геракла, смоченных ядом Лернейской гидры (яд этот символизировал людскую ненависть), во время охоты героя на Эриманфского вепря не случайно хвастался, что сами боги назначили его платным перевозчиком через реку за его справедливость[xxxi]. А Несс, при всей его гнусности, действительно, стал и для Геракла, и для Деяниры орудием возмездия Эринний — дочерей богини правосудия Фемиды.

И последняя деталь — якобы нечаянно убитый Гераклом мальчик Эвном[xxxii] — сын Архитела (от ἀρχι-τελώνης, главный сборщик податей, мытарь[xxxiii]) родственник отца Деяниры, царя Ойнея. Роберт Грейвс объясняет это мифологическим отголоском древних человеческих религиозных жертвоприношений[xxxiv], однако, на мой взгляд, главное тут — символика имени. Имя Эвном производно от εὔνημα (букв. брачный союз) означавшего храмового жреца, освящавшего браки[xxxv]. Брак Геракла с богиней «любви до смерти», которой, в сущности, и стала Деянира после пребывания в облике цесарки, ничем, кроме их собственной смерти, завершиться не мог. Только такой (притом неизбежной) могла быть плата (подать, τελώνη) за этот союз, поэтому Геракл убивает Эвнома, как бы заранее освобождая себя от второго брака, и затем — через смерть Деяниры и свою собственную — обретает бессмертие на Олимпе, но уже, замечу, без Деяниры.

 

 

[iv] Диодор Сицилийский.

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#8

[v] Ахелой — первоначально бог плодородия. Возможно, что миф возник в Олене Ахейском, а затем был перенесен в Олен Этолийский… Своими превращениями во время борьбы с Ге­раклом Ахелой напоминает других морских демонов-оборотней (Нерея, Фетиду, Протея, Тритона и т.п.). Ср. рационалистиче­ское толкование у Страбона: «…Утверждают, что Ахе­лоя, как и другие реки, называли „подобным быку“ из-за похожего на рев гула его вод; от излучин течения, которые назывались рогами; „подобным дракону“ — из-за длины и извилистого течения; наконец, „с бычьей головой“ по той причине, по которой его представляли вообще в образе быка». См.: Диодор Сицилийский. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#t192

[vi] Феспротия (Теспротия) — область Эпира, расположенная к северо-западу от Калидона.

[vii] Диодор Сицилийский называет похожее имя — Филей, возможно, ошибочно отождествив его с сыном царя Авгия, которого сам же Геракл оставлял на троне после того, как захватил Элиду. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000#n182

[viii] Р. Грейвс, ссылаясь на несколько источников, так описывает смерть мальчика: «Случилось так, что вместо того, чтобы полить водой на руки Гераклу, он по неловкости облил ему ноги. Геракл ответил оплеухой, но перестарался и убил юношу». http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm#8 Кроме того, Р. Грейвс, ссылаясь на Павсания (Павсаний II. 13.8.), отмечает: «Похожий случай произошел во Флиунте, городе, расположенном на востоке Аркадии, когда Геракл возвращался из сада Гесперид. Ему не понравилось поставленное перед ним питье, и он одним пальцем ударил виночерпия Киафа, но тем не менее убил его. Киафу поставлен памятник напротив храма Аполлона во Флиунте. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm#9

[ix] Тра­хин (Этей­ский или Фтий­ский) — город-кре­пость близ Фермопил у горы Эта во Фтии.

[xiv] Гесиод. Щит Геракла.

http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/shield-f.htm

[xvi] Так битву Геракла и Кикна описывает Роберт Грейвс, ссылаясь на Гесиода, Гигина, Аполлодора, Диодора Сицилийского и Еврипида.   http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/143.htm

[xvii] Дриопы — древнее племя «пеласгического» происхождения, о котором Страбон (вернее, его источник Аристотель; см.: Strabo VIII, р. 321) сообщает не вполне ясные сведения.

[xviii] Эгимий был важнейшим героем народных дорических преданий. Жителей Аргоса, Пилоса и Спарты считали потомками Геракла и Эгимия (Pind. Pyth. V, 72). http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002#t204

[xix] Грейвс Р. Деянира. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/143.htm

[xxiii] Производное от ἀληθής правдивый. Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-3212.htm

[xxv] Имя Мелеагр (Μελέαγρος) означает «цесарка». Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-40603.htm

[xxvi] Не следует путать этого вепря с Эриманфским. См.: Калидонская охота.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0

[xxvii] Деянира Δηϊάνειρα –

 δήϊος

    стяж. δηίος 3

    (= δάϊος См. δαιος I)

    1) губительный, убийственный

     (πῦρ, πόλεμος Hom.)

    2) вражеский, враждебный

     (ἀνήρ Hom.)

Словарь И.Х. Дворецкого https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-14650.htm

νεῖρα

    или νείρα ἡ (= νείαιρα См. νειαιρα)

    1) нижняя часть живота Eur.

    2) внутренности Aesch.

Словарь И.Х. Дворецкого https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-42787.htm

[xxviii] Деянира как воительница. Грейвс Р. Деянира. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm

[xxix] Куропатка или цесарка олицетворяет плодовитость. Посвящена Афродите, Зевсу Критскому и богу Солнца Талосу. Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции — с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака. См.:

https://www.livemaster.ru/topic/1583407-perya-simvolizm-i-znachenie-perev-i-ptits-v-raznyh-kulturah-i-narodah

[xxx] Бедненко Г.Б. Греческие богини. Архетипы женственности. Деянира. https://psy.wikireading.ru/70483

[xxxiv] Грейвс Р. Деянира.

 http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/142.htm

[xxxv] Имя Эвном производно от εὔνημα, означающее «брачный союз» (законный брак). https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-27144.htm Встречающаяся вслед за Диодором Сицилийским изменение имени «Эвном» на «Эврином» (Εὐρύνομος) привело к бессмыслице, когда имя мальчика стало переводится как «широкозаконный». См.:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

Последние публикации: 
Марксизм (14/12/2021)
Шеллинг (06/12/2021)
Фихте (29/11/2021)
Фейербах (22/11/2021)
Делёз (16/11/2021)
Сартр (04/11/2021)
Хайдеггер (22/10/2021)
Гуссерль (28/09/2021)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS