Комментарий | 0

Женщины, жёны и потомки Геракла (1-2)

 

Зевс и Гера

 

 

1.

Геракл – сын Зевса и микенской царевны Алкмены. Подобно тому, как дети повторяют своих смертных родителей, Геракл повторял бога Зевса. Поэтому, прежде чем мы перейдем к истории о женщинах, женах и потомках Геракла, целесообразно напомнить о «любовных» похождениях Зевса[i], которых было невероятное множество. О них можно было бы написать ни один авантюрный роман, осуждать или даже смаковать[ii], но все же стоит помнить, что миф – это всегда аллегории и символы. Действительный смысл и сущность мифов о «любвеобильном» Зевсе заключается вовсе не в сексе, свойственном людям и животным, а в том, что всё это образное (антропоморфное) отображение дальнейшего (после Урана и Кроноса) становления Космоса в его бесконечном качественном разнообразии, сложнейшей системы причинно-следственных связей и отношений – в противоположность мертвенному единообразию не дифференцированного Хаоса. Если верховный бог, свергнув власть отца Кроноса, олицетворявшего Время, устанавливал вселенский порядок (закон), то Геракл, ведомый обманом и волей богини Геры, «обустраивал» жизнь людей, опираясь на мощь, дарованную Зевсом, и советы богини мудрости Афины.

Кроме якобы случайных связей «на стороне», у Зевса были три законные супруги: Метида, Фемида и Гера[iii]. В этой последовательности жен есть глубокий смысл. Первая жена, Метида (Μῆτις), олицетворяла собою способность различения добра и зла[iv], а также замысел как таковой[v], однако Гея предсказала Зевсу, что, если он будет иметь от нее сына, тот превзойдет отца и свергнет его власть, поэтому Зевс проглотил Метиду. Как замечает А.С. Тахо-Года, в мифе этот акт просто констатируется безо всякого осуждения (в отличие от каннибализма Кроноса)[vi], но возникает вопрос – почему? Потому что мир, устроенный исключительно по законам мысли, логики, лишенный ценностей (добра и зла), страсти, не способен к развитию. После того, как Зевс проглотил Метиду, из его головы (при помощи Гефеста, вскрывшего топором череп Зевса[vii]) родилась дочь – богиня мудрости Афина.

Вторая жена, Фемида (Θέμιδος[viii]), символизировала собою формальный порядок, справедливость и правосудие. Однако и вторая жена Зевса получила отставку и заняла, хотя и почетное место на Олимпе (ее изображали сидящей по правую сторону у ног Зевса), но все же не центральное. На мой взгляд, тем самым Зевс предотвратил превращение мира в бездушную машину, которая работает, как часы, но не способна к любви, страсти и состраданию.

Третья жена, Гера (Ἥρα[ix]), стала персонализацией воли и страсти – обязательного условия всякого развития, обновления мира, его вариативности и даже непредсказуемости. Таким образом, пара Зевс/Гера – это аллегория и символ диалектического единства закона и воли, порядка и произвола, рассудка и страсти, необходимости и свободы. Жизнеспособность такого противоречивого единства была обеспечена, с одной стороны, принципом формальной справедливости (Фемидой); с другой – мудростью Афины в практическом применении этого принципа в каждом конкретном случае. Наверное, только такой «квартет» (разум, страсть, порядок, мудрость) и, конечно, присутствие - как бы парящего над ними - древнейшего (старше Урана) бога любви, Эроса[x], мог обеспечить миру вечное, хотя и весьма непростое, существование и развитие, где разум борется со страстью (и наоборот), узаконенный порядок, основанный на принципах рассудка, далеко не всегда оказывается мудрым, а мудрость и любовь сплошь и рядом допускают исключения из правил.

Геракл во многом повторяет стиль жизни своего отца, завоевавшего в схватке с титанами верховную власть. Разумеется, не в таких космических, или вселенских, масштабах, ограничиваясь земными условиями[xi], но у Геракла также было множество, казалось бы, случайных связей и внебрачных детей и так же, как у Зевса, три жены. И даже (характерная деталь) и у Геракла, и у Зевса было по одной неудачной попытке (может быть, самой желанной) жениться, от которой они оба были вынуждены были отказаться в пользу своих потомков. Но обо всём по порядку.

 

2.

Покорение природных стихий и подчинение врожденных инстинктов разуму и воле человека были главным содержанием 12 подвигов Геракла, утверждавшие основы человеческой цивилизации и культуры, справедливости и нравственности. То был героический век. Главным содержанием деятельности «второго» Геракла, олицетворявшего железный род людей, пришедшим на смену героическому поколению, стали войны. Это был своего рода антитезис 12 подвигам, когда на смену цивилизации пришло насилие и произвол, культуре – вандализм, справедливости – эгоизм частных интересов, а нравственности – цинизм. Всё то, что присуще вечным «метаморфозам» всемирной истории как таковой.

Своего рода синтезом героики 12 подвигов и столь не похожих на них военных походов «железного» Геракла стали мифы, в которых речь идет о женщинах, женах и потомках героя. И это глубоко закономерно, потому что конечным итогом всякого этапа истории всегда оказывается, в первую очередь, рост (или убыль) народонаселения, и только во вторую очередь – различные формы человеческой культуры (либо их разрушение), ибо первое есть природно-материальное условие и основа второго[xii]. Завоевание новых территорий (царств) и установление там власти своих потомков – этим, в сущности и завершилась историческая миссия Геракла. Следующий виток спирали в судьбе человечества древние греки выразили уже в мифах о другом герое – афинском Тесее, которого в известном смысле тоже можно считать потомком Геракла: ведь именно ему Тесей обязан вторым рождением, когда Геракл вывел его за руку из царства мертвых[xiii]. Таким образом, потомки Геракла – внебрачные и законнорожденные[xiv], кровные и названные (избранные), выжившие и погибшие, фактические и символические – как бы пронизывают и обрамляет весь цикл мифов о Геракле, являясь важнейшими персонажами этого цикла. Более того, именно потомки Геракла оказываются конечной целью, оправданием и смыслом всех его подвигов и деяний (как, впрочем, и деяний Зевса).

Первый опыт зачатия детей герой, еще носивший имя Алкид, имел во время охоты на Киферонского льва, пожиравшего коров в соседней с Фивами Беотии. Местный царь Феспий, чье имя Θέσπιος означало «боговдохновенный», «пророческий», «по воле богов»[xv], каждую ночь посылал к нему одну из своих 50 дочерей, от которых Алкид имел 50 сыновей. Правда одна из дочерей отказалась принять любовные ласки юного героя и позже стала жрицей в храме Геракла, зато старшая родила двойню. Уже став великим героем, Геракл распорядился оставить 7 сыновей править в Беотии, троих отослал в Фивы, 40 отправил на Сардинию[xvi].

В награду за освобождение Фив от ига минийцев царь Креонт выдал замуж за Алкида свою старшую дочь Мегару (Μεγάρᾱ[xvii]), которая родила ему двух или восьмерых сыновей. Однако в приступе безумия, насланного Герой, Алкид убил своих детей. И хотя царь Беотии Феспий, который, видимо, был одновременно жрецом, совершил над ним обряд очищения, волею Зевса, переданной Дельфийским оракулом, отныне герой должен был взять имя Геракл (букв. «во славу Геры») и быть 12 лет в рабстве у незаконно (хитростью Геры) посаженного на микенский трон Эврисфея, а в сущности, быть исполнителем воли богини Геры. Впрочем, и сама Гера (может быть, того не осознавая) была лишь орудием осуществления тайного замысла Зевса. Однако формально 12 подвигов Геракла – это искупление им невольного убийства детей, которое Гèрой же и было организовано[xviii].

После свершения 12 подвигов и освобождения из рабства Геракл отдал Мегару в жены своему возлюбленному племяннику Иолаю, тем самым отказавшись на права престолонаследования в Фифах, и стал свататься к царевне Иоле, дочери царя Ойхалии Эврита. И хотя герой честно победил в соревновании женихов по стрельбе из лука, Эврит отказался выдать Иолу за Геракла, напомнив ему об убитых детях. Униженный и оскорбленный герой вернулся в Тиринф, где его догнала еще одна неприятная новость – его заподозрили в краже скота у царя Эврита. Во время разговора с сыном Эврита, Ифитом, произошла ссора, в результате которой Геракл убил его. Наказанием за это убийство стала тяжелая болезнь[xix]. В качестве искупления совершенного убийства и одновременно средства излечения от болезни боги назначили Гераклу трехлетнее рабство у лидийской царицы Омфалы, которое, правда, оказалось для него опытом счастливой семейной жизни, рождением трех сыновей и одной дочери и основанием царских династий в Малой Азии[xx]. Хотя по лидийским законам Геракл и Омфала были мужем и женой, по законам Пелопоннеса этот конкубинат не считался официальным браком.

Вскоре после возвращения в Аркадию Геракл предпринял целый ряд военных походов, из которых неизменно возвращался победителем, всякий раз оставляя на царском троне своих ставленников из числа полюбившихся ему отпрысков побежденных им правителей: в Трое – Приама (Подарка), брата некогда спасенной от морского чудовища царевны Гесионы; в Элиде – честно свидетельствовавшего в суде в пользу Геракла сына царя Авгия, Филея, которого отец по этой причине изгнал из своего царства; в Мессении – младшего сына царя Нелея Нестора, которого Геракл любил больше родных сыновей: недаром Нестор стал первым поклоняться Гераклу как богу; в Спарте – Тиндарея, сводного брата прежнего правителя Гиппокоонта[xxi], который, изгнав Тинтарея, противоправно захватил трон.

 

(Продолжение следует)

 


[ii] См, например: Любовные похождения Зевса и другие его преступления. https://zen.yandex.ru/media/vfx/liubovnye-pohojdeniia-zevsa-i-drugie-ego-prestupleniia-5d4612ee118d7f00adcdaaca Показательно уже название статьи, не нуждающееся в комментарии. Полезнее почитать другие популярные статьи на эту тему: «Мифы и легенды Древней Греции. Гера, 3-я жена Зевса» https://www.tart-aria.info/gera-3-ja-zhena-zevsa/, а также «Метаморфозы и любовные похождения Зевса» https://sergeyurich.livejournal.com/80664.html.

[iii] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989. Законные браки Зевса и рождение детей. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml Мое толкование имен и смысла самой последовательности трех жен Зевса в целом совпадает с тем, которое дает А.А. Тахо-Годи, однако не полностью. Так, на мой взгляд, имя Метиды следует связывать не столько с мыслью так таковой, сколько интуитивным различением добра и зла, а также замыслом. Функция Геры состоит не столько в покровительстве брака (это функция Ганимеда) и домашнего очага (это функция старшей богини Гестии), сколько в обеспечении (пусть далеко не всегда разумных) желаний и страсти, присущих как богам, так и простым смертным, без которых ни одна цель не может быть достигнута.

[iv]              Сде­ла­лась пер­вою Зев­са супру­гой Мети­да-Пре­муд­рость;

Боль­ше все­го она зна­ет меж все­ми людь­ми и бога­ми.
Но лишь пора ей при­шла сине­окую деву-Афи­ну
На свет родить, как хит­ро и искус­но ей ум зату­ма­нил

Льсти­вою речью Кро­нид и себе ее в чре­во отпра­вил,
Сле­дуя хит­рым Зем­ли уго­во­рам и Неба-Ура­на

Так они сде­лать его научи­ли, чтоб меж­ду бес­смерт­ных
Цар­ская власть не доста­лась дру­го­му кому вме­сто Зев­са.
Ибо пре­муд­рых детей пред­на­зна­че­но было родить ей

Деву-Афи­ну спер­ва, сине­окую Тритогению,
Рав­ную силой и муд­рым сове­том отцу Гро­мо­верж­цу;
После ж Афи­ны еще пред­сто­я­ло родить ей и сына —
С серд­цем сверх­мощ­ным, вла­ды­ку богов и мужей земно­род­ных.
Рань­ше, одна­ко, себе ее в чре­во Кро­ни­он отпра­вил,

Дабы ему сооб­ща­ла она, что зло и что бла­го.

Гесиод. Теогония. 886-900. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#880

[v] Имя Метида образовано от μῆτις -  -ιος, атт. ιδος ἡ (эп. dat. μήτῑ из μήτιϊ, dat. pl. μητίεσσι, acc. pl. μήτιας и μήτιδας):     1) мудрость, разум; 2) замысел, план, намерение. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-37539.htm. Важно то, что слово начинает с μή - частицы со смыслом колебания, запрещения, отклонения или предотвращения (в отличие от прямого отрицания οὐ) https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-41432.htm. Иначе говоря, имя Метида означает некую еще не оформившуюся мысль, ее возможность, еще не сделанный выбор. Ср.: русское: за-мысл (через дефис), букв. то, что стоит за мыслью, предшествует ей.

[vi] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989. Законные браки Зевса и рождение детей. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml

[vii] Недаром трудную задачу называют головоломкой.

[viii] Фемида от глагола θεμίζω творить суд, судить https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-29640.htm, которое, в свою очередь, восходит к слову θεμίς – устанавливать, утверждать, закреплять.

[ix] Древнегреческое имя Ἥρα обычно переводят даже в академических изданиях (например, Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277) как «охранительница», «госпожа», но это ошибочный перевод, который исходит из того, что Гера была женой верховного олимпийского бога Зевса. Тогда как этимология этого имени совсем иная. Слово ἤρα – это 3 л. ед. ч. глагола ἐράω – любит, стремится, желает, страдает (терзается страстями) и т.п. См.: https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-25523.htm. Слово ἐράω нам более знакомо по имени «Эрос». Таким образом, Гера – это символ субъективации вселенского Эроса, и потому самый точный перевод имени Геры – это страсть. Тогда становится понятными все алогичные (часто шокирующие) действия богини Геры и ее место в пантеоне олимпийских богов.

[x] Гесиод называет Эроса древнейшим из богов:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а сле­дом
Широко­грудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми бог­ами прекраснейший, — Эрос
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Гесиод. Теогония. 116-125. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#116        

[xi] В связи с этой темой хочу обратить внимание на работу Болена Джина Шиноды «Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин]», в которой автор исследует различные психосексуальные типы мужчин, обозначая их именами древнегреческих богов-олимпийцев. https://psy.wikireading.ru/38143

[xii] Таков объективный закон человеческой истории, как бы наш склонный к идеализму разум и душа порой не отказывались признавать его. Думать и хотеть мы можем всё, что угодно, но жить – только в соответствии с объективными обстоятельствами.

[xiv] Различие между внебрачными детьми Геракла и рожденными в браке касалось главным образом права престолонаследования, которое в ту эпоху определялось преимущественно по материнской, а не отцовской линии.

[xvii] Имя Мегара образовано от μέγαρον, μέγᾰρον τό: 1) (главный) зал (μ. πλεῖον δαιτυμόνων Hom.); 2) тж. pl. женские покои (ἱστὸν ἐνὴ μεγάροισιν ὕφαινεν, sc. Πηνελόπεια Hom.); 3) спальня (εὕδειν ἐν μεγάρῳ Hom.); 4) преимущ. pl. дом, дворец, палаты (γηρασκέμεν ἐν μεγάροισιν Hom.); 5) прорицалище храма (ἐν Δελφοῖσι Her.); 6) тж. pl. святилище, внутренность храма Her. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-40329.htm

[xx] Геракл. Жизнь после 12 подвигов. Омфала. https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/gerakl-zhizn-posle-12-podvigov-3-opyt-istoriosofsko

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS