Комментарий | 0

Общий вагон, или Бронзовый дождь Бориса Краснова

 
 
Краснов Б. Н. Избранное. ИД «Петрополис». Санкт-Петербург, 2023. – 298 с.
 
 
Борис Николаевич Краснов
 

 

               Что тебе этот мир, этот век, этот луг,
    этот бронзовый дождь за спиной…

                                                          Б. Краснов

 
 
Если не сказать, что это «Песни отчаяния», то можно назвать книгу «Слежавшиеся сроки», или «Очень слежавшиеся, под камнем на душе…» От печали и грусти они «словно асфальтом рубероида крытая крыша»…
И хочется выйти из этого осеннего равноденствия, да рука не поворачивается закрыть книгу. Потому что начинаешь понимать почему: там есть уют. Откуда? Оттуда…
Когда кто-то говорит, что русские народные песни печальны и даже унылы, тот не понимает в них (и в русской душе) главное. То главное, что помогает осваивать и приручать пространства. Осваивать, приручать и наполнять огнём. Это вроде противоречие, такое же, как в приведённых ниже строках – казалось бы, какое сердце может иметь душа… А вот может. Как в этом дорожном романсе Ивана Макарова-Александра Гурилёва. Грусть-тоска, от которой «разгорается сердце огнём»…
 
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнём.
 
Борис Краснов ведь ещё играет на гитаре, поёт свои песни. И не поёт народные. Во всяком случае, народных в его исполнении я пока не слышал. Но чувствуется, что они звучат в его душе и влияют на творчество…
Тема маятника и общего вагона пронизывает «Избранное» Б. Краснова. И вагон, и маятник качаются. Стихотворения разворачиваются, как крутящаяся пластинка пейзажа за окнами поезда... Хотя и «Меркнет образ великой страны…». И автору печально ещё и от этого.
Происходит ли исцеление печали? Пожалуй, нет. Да и не надо. Печаль исцеляют духовые оркестры футуристов и прочих мастеров рукоделия и наковальни, переходящие порой в диксиленд.
В стихах Борис Краснов близок и символистам, и поэтам советского времени. По настроению, интонациям. Вот и «Озеро Глушень» вдруг перекликается с «Прогулкой со снегирём» ушедшего от нас Дмитрия Толстобы. В другом стхихотворении есть даже эпиграф из Толстобы. Добрая перекличка.
Но любование природой и проникновение в природу леса у него собственные и неповторимые. Поэтому он и особенный.
О стихах Б. Краснова легко говорить его же строками, что вы, наверно, заметили, я и делаю.
Наименее удачный, на мой взгляд, цикл заключающий книгу – «Метро». Он несколько смазывает впечатление. Как будто из другой книги другого автора. Бывает.
Нервная природа самого Бориса Николаевича в стихах уравновешивается силлаботоникой. Его верлибры делают его стандартным производителем верлибров. Трудный размер. Я называю верлибры размером сознательно. Потому что так мне удобно. Хотя некоторые смешные люди наивно провозглашают верлибры вершиной поэзии… Впрочем, какая разница, где возникает настоящая поэзия. У Бориса Краснова – в «традиционном стихе». А верлибры и «античное производство» являют нам поэта имеющего мускулы и солидный запас прочности, который, думаю, автор ещё нам продемонстрирует не только в стихах, но и в прозе. Многие поэты поколения Б. Краснова и чуть старше пробовали на вкус эту «античность». И это нормально. Вроде «знака качества», но любим-то мы их за попадание в собственную интонацию и собственные истории и времена…
Добавлю ещё, что и любовная лирика у Краснова хороша.
Хорошо и то, что Борис Краснов ведёт поэтическую мастерскую. Мне приходилось с ним вести семинары, и я всегда с удовольствием отмечал его неравнодушие к творчеству молодых коллег. Да и молодые авторы чувствуют это и относятся к руководителю как к мастеру, понимая, что он – настоящий поэт.
А вообще-то мало кто выдержит такую толстую книгу своего «Избранного». Борис Краснов выдерживает. Да, он «тосклирует» (три слова перемешались здесь в одном: тоска, лира и соло)… Но делает это красиво и убедительно.
Поэтому советую эту книгу («Избранного», из довоенного) прочитать. Но учесть, что свою лепту в развитие технического прогресса инженер Б. Н. Краснов внёс. В своё рабочее время…
 
 
 
Борис Краснов
 
 
***
Автобус ехал среди ночи,
дорогу фарами ища…
Вдруг заяц выскочил с обочины
на свет летучего луча.
 
Он побежал вперёд машины,
вокруг не видя ничего.
И люди страшные, большие
в окно смотрели на него.
 
А заяц мчал, как будто глобус
крутил ногами что есть сил…
Шофёр остановил автобус
и тихо фары погасил.
 
 
 
***
Есть у женщины причина
отключать свой телефон.
Спит у женщины мужчина –
обхватил подушку он.
 
Он явился ненадолго –
Поутру уйдёт чуть свет.
От него не много толку –
даже вовсе толку нет.
 
Так… мужчина завалящий,
в настроенье никаком –
призрачный, ненастоящий,
приходяще-уходящий,
словно дождик за окном.
 
 
 
***
Комната остыла, за окном холодно,
и опять случится – знаю заранее –
утолять тоску сладким твоим голодом,
отдавая должное осязанию.
 
Нежность нескончаемая словно озеро,
еле уловимые слов течения..
Почему случаются лишь по осени
эти фантастические ощущения?
 
За окном фонарика золотой шарик,
за окном оранжевый, в полстены вечер.
Пребываю с женщиной в одной ауре,
обнимаю медленные её плечи…
 
 
 
***
Иногда вдруг стоишь у лесного ручья
и гадаешь: а я бы так смог –
пробежать меж камней, о себе не крича,
лишь тревожа придонный песок?
Надо мной бы склонились угрюмые мхи,
ветви тёмные застили свет.
Я забыл бы зачем сочиняют стихи
и о чём это слово – «поэт».
 
Я бы просто бежал под уклон, меж берёз,
стебли трав задевая слегка.
И меня бы не мучил нелепый вопрос:
не с меня ли большая река
начинается?..
Если неймётся тебе,
обрати свои взоры к ручью.
Ничего о своей предстоящей судьбе
он не знает,
и я – не хочу.
 
 
 
***
Уходят люди и предметы.
Как ткань, ветшает память дней,
и в обнажённые просветы
всё небывалое – видней.
 
Всё, что могло, но не случилось,
теперь манит издалека.
И слышно – остро пахнет жимолость,
и слышно – плещется река.
 
И посреди живой природы,
как пароходы на мели,
стоят во власти непогоды
воспоминания мои.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка