Комментарий | 0

К 350-летию Петра I – Отца Отечества

 

        

Отцом Отечества Пётр I был признан совместным решением Сената и Синода после подписания Ништадтского мира в 1721 году.

 

 

В преддверии этого события ему уже был посвящён неизвестным автором кант – многоголосая лирическая песня – «Радуйся Росско Земле»:
 
Радуйся, Росско земле!
Радуйся, Росско земле!
Ликуй веселися!
Ликуй веселися!
Петре камень твердейший
Петре камень твердейший паче адаманта!

На камени толиком,
На камени толиком
Яко утвердися,
Яко утвердися
Сего и вся трепещут,
Сего и вся трепещут силы Радаманта.

Сим каменем Российским,
Сим каменем Российским,
Свет ся защищает,
Свет ся защищает.
Сокруши и шведску льву,
Сокруши и шведску льву зубы изощрены.

 

     Предположительно этот кант написан епископом Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736) – богословом, писателем, поэтом разработчиком петровских реформ православной церкви. Так это или нет  –  кто знает, но метафорический смысл канта весьма нагляден: от имени Пётр  со значением камень, твердейшего адаманта  –  алмаза (бриллианта) до древнегреческого Радаманта, сына Зевса и Европы, объединившего города острова Крит под единым написанным им законом. Вообще, знакомясь с до- и петровской эпохой, не перестаёшь многому удивляться. Появление  музыкальных маршей и кантов при Петре I можно по праву назвать музыкальной революцией. Ещё бы: в 1648 году царь Алексей Михайлович своим указом запретил игру на народных инструментах – дудках, гуслях, бубнах и т.п., которые повелел собрать и сжечь, что и было сделано духовенством под девизом борьбы с «бесовской» музыкой. А первая опера появилась в России только в 1736 году при Анне Иоанновне.

 

  Первая русская опера, где действующим лицом является Пётр I, была создана советским  композитором Е. Шербачёвым в середине 1940-х годов, хотя грандиозная фигура царя-плотника привлекала внимание зарубежных композиторов, написавших несколько опер о нём, в частности Доницетти.  Мне не довелось  ни послушать «Табачного капитана» Щербачёва, ни посмотреть  одноимённый фильм; по литературным отзывам – это оперетта. А вот в 1975 году состоялось знаменательное событие в культурной жизни Советского союза: в год 250-летия со дня смерти Петра в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова 7 июня  в Ленинграде состоялась премьера  оперы Андрея Петрова «Пётр I».  Более того,  мне посчастливилось побывать на одной из первых премьерных постановок. В то время посетить Кировский театр, как он назывался в обиходе, было уже праздником, а тем паче премьерный спектакль, да ещё места в партере…  Такое запоминается на всю жизнь.  Чтобы купить билеты в этот театр на текущий месяц, нужно было  отмечаться, пару ночей дежурить перед открытием касс… Что было, то было. Не помню, как мой брат купил эти билеты,  но весь партер был заполнен иностранными туристами, кстати отмечу,  прилично одетыми. Время, когда летом в Кировском – Мариинском театре наши гости могли появиться  в шортах или чуть ли не пляжных костюмах, было невозможно даже представить. 

К сожалению, с переездами не сохранилась программка – буклет, так что не помню всех исполнителей. Остались в памяти только яркие образы Петра и Марты-Екатерины. Пётр – Морозов Владимир Михайлович (1933  – 2002) – бас, в то время заслуженный артист РСФСР (звание народного ему присвоят республики на следующий год, а СССР – в 1981 году)); Марта-Екатерина – великолепное меццо-сопрано в расцвете своего таланта –  Ирина Петровна Богачёва (2.03.1939 – 19.09.2019), уже народная артистка республики (1974 г.), получит звание народной СССР в 1976 г., как и В. Морозов,  на следующий год после премьеры «Петра I».

   Андрей Павлович Петров (1930 – 2006) назвал своё сочинение  по либретто и в постановке двух балетмейстеров (sic!) Н. Касаткиной и В. Василёва «музыкально-драматическими фресками в 3-х актах». Их десять: «Софья», «Пётр», «Восшествие на престол», «Всешутейный собор», «Амстердам», «Старая Москва», «Под Нарвой», «Снятие колоколов», «Покушение», «Битва со шведами» – победный финал. Петру 17 лет в начале оперы и 31 в конце. Калейдоскопом проходят события жизни молодого Петра от сцены –  назовём авторским термином – первой фрески о заговоре Софьи, до десятой – победы над шведами и решении заложить Санкт-Петербург. К сожалению, не помню исполнительницы партии Софьи, не удалось найти исполнительницу  этой партии и на сайте театра… Неумолимое время.  А вот несколько ярких фресок с Петром буквально стоят перед глазами. Это Пётр во фреске «Амстердам»   –  русский богатырь на верфи в Голландии с топором в руках, драматическая сцена в Новгороде с повелением царя – «антихриста» –  снимать колокола и переливать их на пушки и, конечно, обращение Петра к войску: «Воины, пришёл час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество».  Вот и в наши дни пришёл такой час, хотя таких часов в истории России было, ой! как много. 

 

 

Владимир Морозов в роли Петра I в сцене из одноимённой оперы композитора Андрея Петрова, поставленной на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Сергея Кирова.

   

Владимир Морозов в роли Петра, справа Андрей Петров.

 

Владимир Морозов в роли Петра

 

И, конечно, сцены с немецкой прачкой – Мартой. Ирина  Петровна Богачёва (0.2.03.1939 – 19.09.2019) в расцвете своего таланта, награждённая от природы не только дивным голосом (признаюсь, что очень люблю меццо-  и контральто), но и потрясающей актёрской игрой, незабываема.

Ирина Петровна Богачёва.

 

 Позже мне доводилось много раз видеть и слушать её в многочисленных концертах, операх, на организованных ей  с 2003 года  международных фестивалях «Три века классических романсов»… Но премьера «Петра I»  запомнилась и как первая встреча с Ириной Богачёвой; до этого мне не доводилось её слушать. К сожалению, её фотографию в роли Екатерины найти не удалось, нашла фотографию Екатерины – Л.  Филатовой[1], которая даёт некоторое представление о постановке, в частности о костюмах далёкого петровского времени. Моды одевать героев классических произведений в джинсы или спортивные костюмы тогда ещё не было.

 

Людмила Павловна Филатова в роли Екатерины.

 

Кстати, приведу интересное воспоминание самой Ирины Петровны: «Когда Андрей Петров писал для Кировского театра оперу “Пётр Первый”, он заранее представлял, кто какую из основных партий будет петь. Для меня композитор написал партию старшей сестры Петра – царевны Софьи. Не могу сказать, что я такая уж капризная, но тут я воспротивилась и сказала Андрею: “Не хочу я Софью, она мне не близка совершенно». Опера была уже написана, в театре началась работа над постановкой. Выслушав мои доводы против “злой Софьи”, Андрей в некоторой растерянности спросил: “А что ты хочешь петь?” Я говорю: “Вот Екатерину с удовольствием бы спела”. Он удивился: “Это же совсем маленькая роль”. – “Так ты допиши”,  –  посоветовала я ему. И он пообещал дописать для меня арию».

   Андрей Петров выполнил своё обещание, и опера украсилась потрясающей арией  –  «Нет больше Марты (…) я  избранница царя», которая войдёт на русский трон и воспарит «в небе своей удачи».  В. Василёв  напишет о работе над этой арией так: «Очень сложный момент в работе возник, когда в спектакле появилась великая Богачёва. Она захотела петь Екатерину, но при условии, что у нее будет ария.  Тогда Андрей завёз нас в Репино, запер в коттедже и сказал, что отопрёт, когда мы напишем текст арии. Там всё надо было сделать так, чтобы все нотки совпали, чтобы Богачёва могла голос показать. Помучились мы, помучились, но и с этим сладили. И она осталась очень довольна».  Что уж говорить о слушателях!

    Когда вспоминаешь эту постановку, восхищает коллектив её создателей. Слово режиссёру–постановщику Наталье Дмитриевне Касаткиной: «На “Петре” сложилась у нас очень дружная компания – Темирканов, Сумбаташвили, Андрей и мы (Н. Касаткина с мужем В. Василёвым –  Т.Л.).  “Шайка”  –  так мы себя называли. Если говорить об атмосфере, то она была, может быть, даже лучше, чем в первый раз. Потому что, если на “Сотворении мира”[2]  были мы и артисты, то тут в нашу шайку вошли ещё дирижёр и художник. И мы жили этим спектаклем, обсуждали каждую деталь. В работе над Петром мы столкнулись с совершенно новым Андреем. Это была уже не акварель прозрачной партитуры “Сотворения”. Это были удивительно мощные мазки хоровых и батальных сцен, ярко и сильно выписанная противоречивая фигура Петра – то полного мучительных раздумий о судьбах России, то разъярённого деяниями стрельцов, то ликующего победоносца. Хоровые сцены и монологи Петра чередовались с разгульным “Всешутейским собором” или чопорно галантной сценой в Голландии. В этой череде фресковых картин представала история становления державы».

  Юрий Хатуевич Темирканов! Комментарии, думаю,  в наши  дни не требуются. Но более 50-ти лет  тому назад… Цитирую: «Несведущему наблюдателю со стороны очень трудно было определить, кто из нас дирижёр, кто режиссёр, а кто композитор, так как каждый из нас принимал участие во всём, что имело отношение к нашему спектаклю. И во всём этом довольно бурном процессе Андрей Петров всегда старался сохранять невозмутимость. Это единственный композитор из всех, кого я знал, кому можно было сказать – Андрей, здесь немножко лишнее. Он тут же отвечал – вычёркивай. “А вот здесь, –  говорили ему, – надо что-то сделать”. И он всегда менял, переделывал, дописывал. Точно также и режиссёры прислушивались к нашим советам, постоянно что-то переиначивая, а я как дирижёр учитывал их замечания. Словом, это была настоящая совместная работа, азартная, трогательная и захватывающая. Тогда мне казалось, что это совершенно нормально, что так и должно быть, а теперь я вспоминаю тот период, как нечто особенное, замечательное и, увы, неповторимое».

   Опера Андрея Петрова имела колоссальный успех, всё её создатели получили государственные награды, в том числе государственные премии. Она  много лет неоднократно ставилась и на  отечественных, и на зарубежных сценах. А потом… исчезла.

 

 Мариинский театр. Художественный руководитель Валерий Гергиев.

 

Из современных композиторов не сходят со сцены и постоянно пополняют репертуар произведения Родиона Щедрина, а вот ни «фресок» Андрея Петрова, ни его «Сотворения мира», ни оперы «Владимир Маяковский начинается», поставленной этим же супружеским дуэтом с В. Морозовым в роли поэта в 1983 году, в репертуаре нет. Как-то мелькнуло сообщение, что Станислав Гаудасинский (1937–2020), художественный руководитель Михайловского театра им. М. Мусоргского (бывший Малый оперный театр в Ленинграде) решил доработать «фрески» А. Петрова  и поставил «Петра Первого» к юбилею композитора. К сожалению, эту постановку я не видела.   К 350-летнему юбилею Петра I  я надеялась, что на одной из сцен музыкальных театров Петербурга возродится эта  опера Андрея Петрова. Не возродилась…  Жаль. Но отметим день рождения Отца Отечества на  опере «Пётр I, или невероятные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти в постановке Юрия Александрова в  Государственном камерном  музыкальном театре САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА.

Санкт-Петербург, 23 мая 2022 г.                 

 

[1] Филатова Людмила Павловна, меццо-сопрано, заслуженная артистка РСФСР (1975), исполнительница роли Екатерины. Фотография из фонда Петрова.

[2] « Сотворение мира» - балет на музыку А.П. Петрова, поставленный в 1971 году Н.Касаткиной и В. Василёвым.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка