Житие и питие Венички Ерофеева
![]()  | 
	О творчестве Венедикта Ерофеева и, особенно, о его знаменитой поэме
	«Москва – Петушки» написаны труды, превышающие по объему
	саму поэму и все, что когда-либо вышло из-под его пера. В
	ближний круг его друзей, пивших с ними на брудершафт, входят
	целыми писательскими организациями. Не исключая возможно и тех,
	кто вытирал в свое время о него ноги. Одну из передач по
	телевизору, посвященную его памяти, вела ровесница его девушки
	«с косой от попы до затылка». Впрочем, без косы, и чем-то
	отдаленно напоминающая кильку пряного посола. С каким-то
	истомленным лицом на фоне спонсорской батареи «Кристалла».
	А если прибавить сюда ежегодные «ерофеевские чтения», коллективные
	забеги в ширину на электричке с безудержным весельем и
	возлиянием, возможный скорый выход в свет водки «Москва –
	Петушки», и все будет готово для канонизации писателя в качестве
	нового кичевого персонажа. С обязательным ритуальным
	посвящением его в святые и последующим забвением.
	Вот и в предисловии к двухтомнику фигура Ерофеева вырастает до
	библейских размеров – «сопричастности Слову-Логосу».
	Нельзя сказать, однако, что инерция этих загулов и помутнение
	рассудка у его биографов и исследователей не была задана самим
	писателем и его судьбой. Но аналогичное помутнение рассудка
	наблюдалось и у секты толстовцев после смерти непьющего
	Толстого.
	Пора, однако, честно признаться, хотя бы самим себе, что далеко не
	все творчество Венедикта Ерофеева равнозначно.
	К примеру, пьесу – «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» можно
	смело, без урона ее чести и достоинства, причислить к весьма
	распространенному ныне жанру – «бред сивой кобылы». И лишь то
	немногое, о чем стоит говорить, это его бессмертная поэма –
	«Москва – Петушки».
	«Москва – Петушки» – явление уникальное в литературе советского
	периода. Можно даже сказать и так: «Москва – Петушки» – это
	энциклопедия советской жизни.
	И в самом деле, кроме вполне традиционного сюжета, движущей и
	направляющей силой которого является жанр путешествия, в поэме
	собрано и атрибутировано такое количество мелочей, штрихов,
	слов и привычек нашей прошлой жизни, ставших стереотипами, что,
	по неволе, в поисках литературного источника на ум приходит
	«Евгений Онегин» Пушкина (во имя которого, кстати, в поэме
	одной даме проломили череп и выбили четыре передних зуба).
	Одним из центральных персонажей «Евгения Онегина» являются
	как раз предметы быта, вещи, одушевленные гением поэта.
	Благодаря чему боливар, васисдас, «два шкафа, стол, диван пуховый»
	и даже слащавые, как мармелад, романы Ричардсона, получили
	в литературе статус бессмертия.
	Вот и в поэме «Москва – Петушки» выведено на авансцену огромное
	количество вещей, образы которых мы окунаем в нашу память,
	воскрешая из небытия эпоху. Мы с ней поспешили расплеваться, но
	«все на свете должно происходить медленно и неправильно,
	чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и
	растерян».
	Попробуйте очутиться среди этих декораций минувшей эпохи, и вы
	сможете ощутить еще не остывшую их теплоту и негу, исходящую от
	них. Хотя, собственно, что тут особенного: «сиплый женский
	бас, льющейся из ниоткуда», «две бутылки кубанской по два
	шестьдесят каждая, две четвертинки российской, розовый крепкий
	за рупь тридцать», «глаза такие пустые и выпуклые»,
	«тупой-тупой в телогрейке» и «умный-умный в коверкотовом пальто»,
	«закуска типа «я вас умоляю!», одеколон «Свежесть», «Моше Даян
	и Абба Эбан», «казенные брюки», «раз-два-туфли-надень-ка,
	как-те-бе-не-стыдно-спать?», коктейли «Ханаанский бальзам»,
	«Слеза комсомолки», «Сучий потрох» и т.д. и т.п.?
	Но почему-то эти мелочи передают аромат утраченного времени сильнее,
	чем дюжина романов, от советского до антисоветского
	включительно, фанфарами отгромыхавшие недавно в «толстых» журналах
	и почившие в бозе, или простая сухая опись. Почему?
	Ответ можно найти у самого автора: «Нет, честное слово, я презираю
	поколение, идущее вслед за нами. Оно мне внушает отвращение и
	ужас. Максим Горький песен о них не споет, нечего и думать.
	Я не говорю, что мы в их годы волокли с собою целый груз
	святынь. Боже упаси! – святынь у нас было совсем чуть-чуть, но
	зато сколько вещей, на которые нам было не наплевать, а вот
	им – на все наплевать».
	Именно через ощущение этого, казалось бы, хлама понятий, дурацких и
	неправдоподобных историй, обычаев – вещей, человека
	привязывает время к своей пуповине. Пускай и время не совсем то, да
	и вещи сомнительного свойства, но маленький человек
	(лишний), тоскующий по несбыточной, лучшей, жизни, все тот же, что и
	во времена Пушкина. И его путешествие в глубь самого себя
	за призрачным счастьем – это, собственно, и есть «Москва –
	Петушки».
	В трагикомичной истории появления на свет и публикаций поэмы
	зеркально отразилась и судьба ее автора. Впервые «Москва – Петушки»
	были напечатаны в журнале «Трезвость и культура» за 1988-89
	год, который затем исчез, поменяв название. Далее поэма
	вышла отдельной книгой в советско-югославском издательстве,
	которое тоже через некоторое время разорилось. Ваш покорный
	слуга купил экземпляр творений Венедикта Ерофеева на одной из
	ярмарок, слегка погрызенный мышами и ошпаренный кипятком.
	Кроме того большой корпус сочинений Венички Ерофеева до сих пор не
	изучен. Хотя по большому счету изучать совершенно нечего. Это
	по большей части полуфабрикаты от литературы: романы,
	пьесы, эссе и т.д. Лишь небольшая толика того, что составила его
	полное собрание сочинений. Близкие и друзья
	опасаются, что если весь этот корпус будет опубликован, то
	посмертный образ автора романа «Москва-Петушки» может быть
	подвержен ревизии.
	И опасаются, надо сказать, не напрасно. Житийная литература не
	выносит прозы. Святой состоит из подвигов. «Москва-Петушки» – это
	подвиг графомана, сумевшего преодолеть свою заурядность.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             

И всё же Веничка...
...Это будто изредка парящий над нами наш святой полупьяный ностальгический дух, действительно нашедший себя и проживший только в своей единственой поэме. Я почти не знаком с другими его произведениями, и если когда-то студентом что-то начинал читать, то быстро откладывал, как и критику, потому что тогда и сейчас Веничка - это "Москва-Петушки", как будто ничего другого, даже и его самого не было.
Когда-то его показывали (когда начали показывать почти всё) по ТВ, когда он уже самостоятельно говорить не мог, а использовал какое-то устройство, которое урчало и благодаря которому едва угадывались его слова. Смотреть на это и слушать было очень больно.
Действительно, поэма "окунает нашу память" и даёт возможность почувствовать сонм прошлых и незабываемых вещей и, главное, напитков (правда, к "коктейлям" - явно фантастическим и раблезиански юморным - лучше не прикасаться).
Мне трудно сказать, равны ли были Веничкины "Житие и питие". Но это очень трезвая и умная статья об очень пьяненьком и единственном в своём духе божьем писателе Венедикте Ерофееве.