«Homo mysticus». Сутры солнечного удара
|  | 
Три молчания
  Первое молчание, полоса жизненного безмолвия – это молчание усталости,
  тошноты от привычных слов, несовершенной человеческой речи, бьющейся
  в поисках единственных слов.
  Второе молчание – это молчание перед загадкой бытия, сакральный
  ужас перед глубиной Вселенной, немота языка перед этой тайной
  и сокровенное безразличие перед этой немотой и немощью речи, понимание
  того, что истина – вне слов.
  Третье молчание – это новое, но уже отрешенное говорение, глаголание
  сбросивших оковы смыслов, свободная речь познавшего тщету слов,
  – но уже не сквозь усталость и священный ужас бытия, а сквозь
  это говорение, это безмолвие опустошенных твоим быванием слов,
  то есть: речь, погруженная в самое себя, отраженная в самой себе,
  высказанная без чувств «я» и «мое», ауканье полых смыслов, перекличка
  безумия – безмолвие пустоты, в которой отражено эхо бывших слов.
  Именно здесь, в третьем молчании, возможно истинное творчество,
  где слова – только свидетели Пустоты.
Я достиг третьего молчания.
Творчество и чудотворчество I
  Поступок творчества – это поступок свободы. Она одновременно –
  его цель и средство. В свободе творец черпает все свои содержания
  и ею же реализует себя. За нее он платит самую высокую цену потому,
  что равен ей, у нее нет другого эквивалента.
  Только свобода выражает его; быть личностью –
  значит быть носителем свободы. Нереализованность художника, творца
  – это его нереализованная свобода, капитал, оставшийся неприкосновенным.
  Свобода не может быть реализована (потрачена) частично, потому
  что целостна. Она не тратится, а переживается,
  восполняясь и обновляясь в этом переживании. Поэтому гений и его
  творения всегда целостны, тогда как изделия посредственностей
  и сами эти посредственности – дробны. Маски случайности, неподлинности
  и приблизительности – самые распространенные в мире маски – это
  маски посредственности. За ними скрывается отсутствие
  свободы. В свободе творец не только освобождается сам, но и освобождает
  ее от себя. Свобода несубстанциональна и не имеет
  независимого от нас бытия. Творчество по преимуществу и есть освобождение
  свободы из оков первичного хаоса и освобождение
  от свободы, сложение с себя бремени интуированных содержаний,
  свидетелем которых творец стал. Высвобождение свободы из хаоса
  небытия и погружение ее в бытийный хаос поручено творцу; пребывание
  в свободе поручено Богу. Перевести неоформленную экзистенциальную
  свободу в онтологический регистр, не редуцировать ее собой, а
  сжечь ее в себе, чтобы стать ею – значит стать Богом-творцом.
  Свобода до художника, творца, есть только у Бога, и творец может
  соперничать с Богом только в свободе. Бог и художник (творец)
  – одновременно производители и пожиратели свободы; все остальные
  – только ее убийцы. Творец становится ее убийцей, когда отворачивается
  от нее и перестает творить.
  Самая обманчивая из всех иллюзий – это иллюзия несвободного творчества,
  будто ты можешь пережить озарение, не быв светом, то есть, стать
  пеплом, не будучи огнем.
Таланты и поклонники II
  Худшая мысль, которую одна посредственность может внушить другой,
  это то, что талант может быть благополучным.
  Постоянный конфликт, в котором живет истинный художник (мыслитель)
  – это конфликт онтологический, а не социальный или политический,
  конфликт с бытием, а не с социумом и властью. Соответственно,
  разрешение этого конфликта, от которого зависит духовное самочувствие
  художника, происходит только вне этого мира и его забот.
  Бытие необходимо ставит художника перед противоречием, которое
  делает его существование трагическим. Это противоречие – между
  вечным становлением и желанием бессмертия, между вечно текучим
  временем и стремлением к постоянству, между обусловленностью феноменального
  мира и желанием свободы. В этой борьбе с обусловленным художник,
  мыслитель могут победить, только оставив профанное творчество,
  чем является всякое творчество этого мира, и из него приступить
  к творчеству себя.
  В творчестве себя художник переходит к преодолению
  последней пары мнимых противоположностей – себя-феноменального
  и себя-трансцендентного, противоречия между феноменальной и экзистенциальной
  свободой. В этом последнем столкновении дуальностей снимается
  самое понимание «я» и «мое», и эта борьба не может не быть напряженно
  трагической. В этой последней борьбе против художника – все соблазны
  личности и ее свойств, вся сила мира и его слуг. Преданнейшим
  слугой мира является «Бог.» Поэтому эту борьбу сопровождает трагедия,
  последняя несчастная инстанция этого мира – перед рождающимся
  блаженством того.
  Последний выбор художника и мыслителя – между обычным мирским
  творчеством, каким бы возвышенным оно ни было, даже религиозным,
  и творчеством себя. Они почти никогда не совпадают.
  В буддизме религия (религиозное творчество) и творчество себя
  совпадают. Поэтому он непревосходим.
Творчество и чудотворчество II
  В чем внутреннее противоречие творчества? В том, что творческий
  акт всегда застает творца в точке нравственного и духовного развития,
  движения, пути, приводящего произведение к цели, тогда как сам
  он все еще в движении, продолжает свое мучительное восхождение,
  мучительно оглядываясь на свое воплощенное несовершенство. Все
  его творческое движение развивается под знаком этого конфликта,
  насыщено этим противоречием; он пытается отвердить движение в
  своем творении, газообразное и текучее состояние жизни, а сам
  продолжает жить – течь, изменяться, быть. Единственным
  разрешением этого конфликта творца и его искусства было бы придать
  своему детищу открытый характер, дать возможность
  жизни свободно модернизировать его в соответствии с собственным
  движением, как в смысле формы, так и содержания. Для этого творец
  должен исчезнуть из своего произведения, максимально
  удалить из него черты своей личности, самости, предпочтений и
  говорить так, как будто его не было вовсе. Стремление к совершенству
  (оно же стремление к самовыражению) есть стремление к законченности,
  к окончательным, остановленным формам; шедевр по существу означает
  смерть. Поэтому все шедевры мертвы. Если бы в произведение искусства
  можно было бы включить идею движения, вечной самотрансформации,
  самообновления, его можно было бы одухотворить,
  сделать живым, самой жизнью. Для этого оно должно быть несовершенным,
  совершенным в движении. Творец создает несовершенное, чтобы оно
  жило.
  Как делает это Бог – никогда не обнаруживая себя и даже не напоминая
  о своем присутствии в природе, двигаясь в Себе, – так делает это
  истинный художник, двигаясь только к себе. Двигаясь от
  себя, художник умерщвляет и себя, и творение. Входя в
  мир, он теряет творчество.
  Явление Христа человечеству – ошибочная идея, снижающая пафос
  творения. Своим появлением Он придал истории и бытию личный
  характер, но человек стремится к сверхличному,
  преодолевая личное даже в Боге.
Творчество и чудотворчество III
  Творчество не себя, а мира – вот что превозносится миром. Творчество
  внешнее, творчество объективации, объективированное в образах
  внешнего мира, перенесение внутренней жизни вовне, есть умножение
  обмана, размножение кривых зеркал, в которых еще раз отразятся
  мнимые образы мира. Разрывание материи целостного духа, вызревание
  сансарического «я», трагедия двойственности – итог мирского творчества.
  Из него творец выходит разъятым.
  Творчество себя, религиозное преображение себя в духе – единственное
  из возможных духовных творчеств. Когда ты весь направлен к этому
  преображению, преображение мира кажется прельщением.
  Есть глубокое противоречие в том, как несовершенный, нецелостный,
  мятущийся дух пытается облечь свои видения в совершенные формы,
  пытается творить себя и мир; в таком творчестве несовершенства
  духа еще увеличиваются, а всякая завоеванная им высота оказывается
  мнимой. Глубокое разочарование шедеврами мирового искусства и
  своим собственным искусством ждет каждого, кто в пути самого себя
  – вставшего на путь самотворчества, самопознания. Потому что,
  прикасаясь к себе, направляя энергию творчества на себя, мы впервые
  познаем точку истинного приложения духовных сил – самих себя.
  Творчество внешнее иссякает с разрушением целостности первоначально
  целостного духа, все более истощающего себя во внешнем поиске;
  самотворчество возрастает в своей энергии, потому что возрастает
  целостность организующего его духа.
Творчество и чудотворчество IY
  Говорят, что это место высосано писателями. Может
  быть. Вся земля мертвая, неживая, ветер дерево за деревом рушит
  сухостой. Даже крапива здесь не жалится, или жалится как-то кротко,
  словно извиняясь.
  Но те области, в которые я зашел, – неприкосновенны. Чувствуется,
  что я здесь – первый.
Мертвая земля мне в этом помогает
Звуки музыки
  Я часто молчал, но никогда не чувствовал себя пустым.
  Скорее – переполненной чашей, вслушивающейся в звуки перетекающих
  через края капель.
Все не перетекающее через край – осадок.
Книги жизни
  Есть книги, жизнь которых обусловлена только жизнью их авторов,
  питаются ею, как вампиры, – и погибают вместе со своими создателями.
  Их жизнь искусственна, и поддерживается только биологическим существованием
  авторов.
  И есть книги, которые существуют наряду (параллельно)
  или даже ценой жизни своих создателей, их жизнь
  начинается после смерти авторов, и они не могут быть прочитаны,
  пока живы их творцы: написанные на пределе боли и отчаяния, вобравшие
  в себя кровь и плоть творцов, они не выдерживают живого присутствия
  своего создателя – и уничтожают его или умирают сами. Их преждевременное
  рождение во времени означало бы смерть автора – до тех пор они
  сосуществуют с ним лишь в экзистенциальном измерении. Они ждут
  смерти своих творцов, чтобы начать свой путь в бесконечности,
  а до тех пор безмолвствуют, щадя, если она того еще стоит, жизнь
  творца.
Две таких книги я уже написал. Одна из них – эта.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             