Путешествие в Вологду и/или путешествия в США. Можно ли выходить на сцену с американцем после войны в Ираке?

Когда на 6-й день англо-американской агрессии против Ирака мне
предложили сыграть в концерт в Вологде, в котором помимо моей РУССКОЙ
САКСОФОННОЙ МАФИИ
будет принимать участие американский саксофонист
Чарльз Гейл, я заколебался. С одной стороны, не хотелось огорчать
организатора, с другой... Кто такой Чарльз Гейл, я понятия не имел.
Сказали - музыкант, фри джаз играет... Ни в чем не повинен, мол.

Я в это время спарывал вышивку New York с любимой красной майки.
Накануне в спектакле Театра на Таганке "Марат и Маркиз де Сад" я стал
в сцене Литургии Сатане аккомпанировать актеру гимном США в виде
издевательского блеяния на тенор саксофоне. Актерам это очень
понравилось! После спектакля мне на сцене подарили розы, однако
вручила их девушка со значком "Таганка" на блузке - я так и не понял,
одобрение ли это со стороны администрации театра или нежелание
засвечиваться в антиамериканизме какого-то поклонника. А то могут
ведь трудности с визой возникнуть или с грантом...

Ехать играть с американцем не хотелось. К тому же Олег Гаркуша
предложил сыграть пару концертов в Киеве - и примерно в эти же дни. Я
решил спустить ситуацию на тормозах... Однако прошло некоторое время
и, как это часто бывает, концерты на Украине отменились, а киевский
организатор Женя таинственно исчез. От самого Гаркуши я узнал об
отмене накануне концертов и понял, что пропал авиабилет Москва-Киев,
который убедил меня заранее приобрести этот пресловутый киевский Женя
- приобрести по льготному тарифу, льготному в том плане, что его уже
нельзя сдать.

Посетовав на вероломство киевлян, я предпочел все же отправиться в
Вологду. В поезде я предался воспоминаниям о неоднократных посещениях
"страны свободы". Забавно, а ведь в Америке я выступал значительно
чаще, чем Вологде - несмотря на то, что Америка все же подальше от
Москвы будет!

В первый раз я прилетел в Америку в 1990 году на игры Доброй Воли. В
Сиэтле была устроена культурная программа, включавшая выступления
моего ТРИ"О", ленинградского дуэта Волков-Гайворонский и квартета
саксофонисток из Сиэтла Billy Tipton's Memorial. Был такой Билли
Типтон, саксофонист на Западном Побережье в 40-50-х. Когда он умер,
то выяснилось, что Билли Типтон не умер, а умерла. Это была женщина
притворявшаяся мужчиной в течение всей своей саксофонной карьеры. В
пуританской Америке женщинам на саксофоне играть в те времена не
дозволялось...

Страна эта тогда, в первый приезд произвела на меня довольно сильное
впечатление. Параллельно Играм Доброй Воли в Сиэтле проходил еще и
очередной фестиваль гомосексуальных искусств. Я понял, что американцы
мало чего знают о русских и СССР, и еще меньше интересуются. У них
есть стереотипы восприятия и никакая реальность не в силах эти
стереотипы поколебать. Несоответствие этим стереотипам вызывает
нескрываемое неудовольствие. Об Америке долго можно говорить - и
хорошего, и плохого. Для приезжего из СССР Америка была как бы миром
наоборот, несмотря на то, что мы довольно хорошо знали ее литературу,
очень хорошо - музыку, немного знали ее государственный язык. Для
американцев же было непонятно и неприятно, что мы играем джазовую
музыку без попыток ее имитации, можем себе позволить пародии на блюз,
например, свободно держимся на сцене и в жизни, плюем на
политкорректность, ухаживаем за девушками и т. п.

Поначалу нас (ТРИ"О") поселили в коттедж к экс-герлфренду нынешнего
бой-френда руководительницы типтонок, молодой профессорше английского
языка местного университета. Мы рассказали ей, что название
коллектива происходит из романа Джойса "Улисс", и представляет собой
аббревиатуру от "Трех Отверстий (женщины)"... Через несколько дней по
просьбе соседей нас оттуда переселили к 71-летней хорватке, которой,
за несколько дней до нашего приезда полиция вручила тикет за
превышение скорости за рулем. Ее муж, 76-летний американец
итальянского происхождения решил начать брать уроки итальянского
после знакомства со мной. Я понял что они, выходя на пенсию, начинают
жить, когда их сверстники в России уже умерли.

Самым большим потрясением для нас, непобедимых русских джазменов, уже
кой-чего повидавших в Европе, стали столкновения с девушками другой
сексуальной ориентации. Это было непонятно и обидно :-))))) В Америке
это явление было намного более распространено, чем в России, или
просто менее скрыто...

Вообще, последующее знакомство с американским андеграундом
(подпольем) показало, что ментальность американца требует ясных
логических противоположностей, черное/белое. Они живут в стране, где
диалектика безусловно не является господствующей идеологией. Не знаю,
изучали ли там Гегеля и Маркса, но принцип отрицания отрицания не
понимают. Все строится по принципу "норма наоборот" (ничего это не
напоминает?). То есть: нельзя заводить семью в традиционном смысле
слова, предпочтительны гомосексуальные отношения, приветствуется
употребление наркотических средств, восточные религиозные культы.
Организован андеграунд наподобие Системы отечественных хиппи, то
есть вся территория США разбита на зоны, в каждой из которых есть
ответственное лицо. Наиболее тесно связаны между собой соседние зоны.
Оказывают взаимопомощь, в провинции делятся заезжими европейцами - то
есть. если приезжает в Бирмингем, например, Андреа Чентаццо, то и в
Чаттанугу едет. Нельзя сотрудничать с шоу-бизнесом, таким, как,
например, MTV. То есть, я оказываюсь, по такой схеме непрерывным
нарушителем неписаных законов американского андеграунда, что
списывается на традиционную непонятность России.
Что все же в этом хорошего, что же следует позаимствовать у
артистов-подпольщиков США?

1. Регистрация. Так как нет возможности использовать традиционные для
шоу-бизнеса средства массовой информации, рекламу - они работают
только на попсу, на антикультуру - волонтеры предлагают аудитории
оставлять номера своих телефонов, факсов, адреса электронной почты и
даже почтовые адреса, по которым осуществляется в дальнейшем
информирование о концертах. Я некоторое время пользовался такой
системой в Москве. В результате создалась довольно обширная база
данных, частью которой пользуюсь до сих пор.

2. Сама система волонтеров - то есть людей, активно помогающих в
организации концертов, спектаклей. Любители музыки рассылают факсы,
обзванивают разнообразные организации, развешивают в книжных
магазинах самодельные афишки, собирают деньги с публики, даже
организуют какое-то подобие бара в пользу артистов.

3. Выбивание денег из благотворительных фондов и т. п.
В обстановке воинствующего антиинтеллектуализма (вспомните образ
сумасшедшего профессора из американского кино или гордость
американцев отсутствием министерства культуры!) интеллектуалы
оказались изгнанными в Америке в "резервации" - университетские
кампусы, которые находятся как правило вдали от больших городов, где
маргиналам дозволяется высказываться в своем узком кругу, печататься
минимальными тиражами, даже позволяется курить травку и предаваться
разнообразным отклонениям от стандартов "Великой Американской Мечты".
Главное при этом - своими умными лицами не мозолить глаза, не портить
окружающим 100%-ым американцам настроение! В таких условиях, условиях
полной заброшенности авангард вырастает в Америке невероятно живучим
- как сорняк.

ЛаДонна Смит - один из пионеров (середина 70-х) свободной
импровизации на Юге США - спросила меня лет 7 назад, сколько на
постсоветском пространстве музыкантов моего направления? Я ответил,
что примерно человек 15 моего уровня и выше (сейчас уже меньше -
умерли Курехин, Кондрашкин, Резицкий). Она ответила, что в Америке
примерно 250-270... ЛаДонна отлично представляла, о чем идет речь,
так как издавала пластинки и являлась издателем и редактором
ежегодника IMPROVISOR. Возможно, что она мне льстила, и в
действительности их больше! ;-)

В чем сходства и различия США с Европой? С Европой прежде всего
сходство проявляется в системе двойных стандартов, в тотальном
высокопарном лицемерии. Поясню на примере. О чем говорит любой
таксист-иммигрант? "АМЕРИКА - СТРАНА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ!" Что означает этот лозунг американского "новояза" (1984)? Жесточайшую самоцензуру.
Цензуру более эффективную, чем, скажем, советская. Примеры: несколько
лет назад "Гражданская оборона" отправилась в турне по США. На первом
концерте Егор Летов заявил, что приехал рассказать правду о
бомбардировках Югославии. На этом тур был немедленно прекращен... Мой
знакомый музыковед работала в то время в русскоязычной газете
"Вечерний Нью-Йорк" и написала о концерте статью, которая естественно
была отвергнута редактором. Ни одна из 5 русскоязычных газет
Нью-Йорка о приезде "Гражданской Обороны" даже не упомянула!
Пример №2. Во время бомбардировок Югославии я получил от Эми Денайо,
той самой саксофонистки, которая основала Billy Tipton Memorial
Saxophone Quartet, письмо, в котором она цитировала югославских
организаторов фестиваля Ring Ring Beograd. Югославы писали, что они
не могут принять джазовых музыкантов у себя в Белграде, так как не
гарантируют безопасность под бомбежками, невозможно проехать - все
мосты через Дунай разрушены, авиасообщение блокировано, американская
авиация и крылатые ракеты разрушили электростанции и нет света.
Предлагают всем не приезжать на фестиваль в Белград, а играть у себя
дома - просто повесив их логотип RING RING BEOGRAD на сцене! То есть
югославы будут играть при свечах в бомбоубежищах, а мы в это время -
каждый в своем городе! Письмо это было послано Эми Денайо мне и Полин
Оливерос. Я связался с организаторами в Югославии и предложил
провести концерт в Москве с прямой трансляцией в Интернет по
RealVideo. В Петербурге организовали концерт с трансляцией в
RealAudio. Шведы - Samla Mannas Mamma - намеревались транслировать
концерт тоже в RealVideo. Италия предложила провести
RealAudio-трансляцию своего концерта в Риме + ретрансляцию всех
остальных концертов в Интернете. Итальянцы открыли сайт с описанием
всех европейских и японских концертов фестиваля. Всего в течение
месяца с лишним концерты Ring Ring Beograd состоялось свыше 30
концертов - от Англии и Франции до Японии.

Естественно - ни одного в США и Канаде. Забавно, что американские
музыканты участвовали в этих концертах за рубежом. К примеру, в моем
концерте в интернет-кафе СКРИН играл нью-йоркский саксофонист Майк
Эллис. Но это не отменяет того факта, что в США с их суперразвитым
Интернетом и тремя сотнями импровизаторов-нонконформистов никто Ring
Ring не поддержал. А теперь ласковое слово о российских средствах
массовой информации, точнее дезинформации. Ни одна российская газета,
ни одно агентство, ни один телеканал тоже об этом не упомянул, за
исключением смехотворной заметки в журнале "Домашний Компьютер"
(sic!). То есть свобода слова в ее американском значении дошла и до
нас!!

Американская свобода слова - это когда рот не заткнут принудительно -
но замкнуты уши... Всякое слово словно бы повисает в воздухе. Любая
критика и несогласие с Комбинатом ("Пролетая над гнездом кукушки")
как бы неактуальна. Все тонет в переизбытке неравнозначной
информации, в информационном мусоре. Какой может быть выход - отказ.
Тотальное неучастие в репрессивных средствах дезинформации. Отказ
разделять их критерии оценок, отказ от их языка, логики.

Когда-то очень давно, в бытность студентом я прочел замечательную
книгу создателя квантовой механики, австрийского физика Эрвина
Шрёдингера
"Что такое жизнь? Физические аспекты живой клетки. Точка
зрения физика". (Книги ученых - физиков, математиков, посвященные
концептуальным основаниям науки, обычно легко читаются, они не
насыщенны формулами. Очень рекомендую!) Речь там идет об энтропии, о
термодинамическом законе возрастания энтропии, которое влечет за
собою тепловую смерть Вселенной. Поясню: энтропия - это
термодинамическое понятие, которое может быть истолковано и в
информационном смысле, как стремление к нивелированию, усреднению
всего, к гомогенизации и разупорядочению. Так вот, Шрёдингер пишет,
что во Вселенной есть процесс обратный энтропии - это жизнь. Жизнь,
напротив, создает все более сложные неравновесные структуры - клетку,
можно продолжить - организм, человека, социальные структуры.

Мне кажется, что путь, которым идет американизированная цивилизация
под руководством США - глобализм - это путь энтропии. Происходит
разрушение природы, засорение всего и вся отходами, засорение
человека всякими суррогатами типа junk food, "энергетических
напитков", синтетических наркотиков, генетически изуродованных
растений и животных, поп-музыкой, продукцией Голливуда, женскими
романами, MTV и прочими отбросами. Тех, кто это отвергает - бомбят.
Что делать? Что всему этому можно противопоставить? Ну во-первых,
надо попробовать перенимать опыт американского андеграунда,
попытавшись его переосмыслить. Что может отличать нас от американцев
- прежде всего образование и способность к усвоению чужого опыта.

Поэтому следует взять все лучшее, но ни в коем случае не менять все,
как негатив/позитив. Надо пользоваться всеми достижениями этой
псевдоцивилизации, но в противоположных целях. Необходима гуманизация
американщины, ее очеловечивание. Очень важно не играть с ними по ИХ
правилам. Или точнее, не играть с ними по ИМИ ДЕКЛАРИРУЕМЫМ правилам.
Пару месяцев назад у меня разгорелась дискуссия с израильтянином по
имени Michael Green в российском списке рассылки maclife. Пионер
брежневских времен возмущался тем, что в его родной Казани на каждом
шагу продаются не вполне лицензионные компакт-диски с американским
программным обеспечением. Мол, куда США смотрят! На что я отвечал
ему, что именно США создали такой цифровой порядок давления на
сознание всего человечества, и что грех не воспользоваться этим
цифровым порядком не в интересах США, а в противоположных :-))))))

  Пионер меня тогда так и не понял... Вот в магазине RBC на Брайтон
Бич продаются компакт-диски моего брата (и мои), на которых
специально указано российскими издателями "не для продажи за
пределами стран СНГ", диски, выпущенные специально для малоимущих в
СНГ и продаваемые в СНГ по предельно низким ценам. RBC продает их по
ценам вполне американским, примерно в 5-10 раз дороже, чем в России.
Всю разницу - себе! Зайти на сайт магазина можно просто, набрав
http://www.letov.com - откуда попадаешь переадресацией на
http://www.rbcmp3.com/store/default.asp? - а там никакого упоминания
Летова нет и в помине. Просто такой рекламный прием раскрутки
собственной лавочки господином Рабиновичем. Такой простой
американский бизнес! И никаких возражений. Свобода своей торговли,
своего американского слова, своей американской печати...

Таким размышлениям предавался я во время 8-часового путешествия из
Москвы в Вологду. В Ярославле в поезд подсели мастер церемоний
московского культурного центра ДОМ Николай Дмитриев и Чарльз Гейл. В
Ярославле выступление Гейла не состоялось.

В Вологде я проинструктировал Гейла, что русскую водку нельзя
разбавлять ни водой, ни колой, а надо пить залпом и закусывать, ни в
коем случае не прихлебывать маленькими глоточками. Гейл осторожно
последовал моему совету, ему этот новый незнакомый способ
употребления водки понравился и он сообщил мне, что ощутил "приход".
После чего мы с Гейлом завели беседу на кухне сначала об общих
знакомых в Нью-Йорке, которых не оказалось. Гейл - афроамериканец, и
становится понятно, почему он не знает никого из так называемой Noise
Scene или Lower East Side в Нью-Йорке. Дмитриев прокомментировал -
некоторые называют их еще "хасидский фри-джаз" :-)))) Еще один пример
американского "плавильного котла"! Я было засомневался уже, не
самозванец ли предо мной?! Но тут зашла речь о Knitting Factory, и
все стало на свои места. Мы поговорили о том, как клуб испортился, о
том, что теперь там господствует латино и попсня, о том, где в
малюсенькой комнатке справа внизу все еще играют изредка фри-джаз.
Поговорили о прежней Knitting Factory - не на Leonard Street, а на
Houston. Как там было хорошо - никакой попсы! Об архитектуре старого
клуба. Гейл сказал, что играл в KF около 1000 раз. Я - меньше, раз
5-7 начиная с 1990. Николай Дмитриев сказал мне, что похоже Чарльз не
знает об Ираке вообще!

Заговорили об Алабаме, откуда его корни. Выяснилось, что о ЛаДонне
Смит и Дэви Уильямсе он тоже никогда не слышал... Позволю себе
лирическое отступление об Алабаме, которое должно кое-что прояснить о
дружбе между народами. Перед концертом в Бирмингеме я зашел к Игорю
Русанову - в то время главному художнику по костюмам "Алабама Балэ".
Я примерял созданные Игорем балетные костюмы Ромео, Монтекки и
Капулетти, Меркуцио, фотографировался. После этого Игорь познакомил
меня с Джиной - маленькой молодой негритянкой, которая эти костюмы
сшила, и сообщил ей важным тоном, что я его друг, у меня сегодня
вечером концерт, и чтобы она на этот концерт пришла. В итоге на
концерте среди публики было человек 300 белых и одна серая от страха
или какого другого дискомфорта Джина. Я после поинтересовался у
Игоря, зачем она пришла? Он ответил, что "ей Белый Человек сказал" и
для разъяснения повез меня посмотреть здание Суда штата Алабама.
Здание Суда штата покрыто свастиками - не граффити скинхедов, а так
оно и было построено в 30-х, облицовано плитками с барельефами
свастик. Интересно, что даже во время второй мировой войны и после
нее никто и не подумал его реконструировать! :-)

После беседы на вологодской кухне РУССКАЯ САКС МАФИЯ прослушала CD-R
c сольными записями Гейла и засомневалась, стоит ли выпускать его в
первом отделении - не разбежится ли вологодский народ после этого по
домам?.. А пришлось поступить именно так, ибо поезд Гейла в
Архангельск отходил в 20.49. И в результате все оказалось не так уж
плохо!

До начала концерта мы сетовали, что САКС МАФИЯ должна была выйти в
конце выступления Гейла и что-то сыграть с ним в виде квартета.
Обычно я не слушаю выступлений других музыкантов и вообще артистов
непосредственно перед своим выходом не сцену, но тут... Но на сцене
Гейл мне понравился. Он вышел в какой-то странной шляпе, с клоунским
красным носом и в красных перчатках, у которых были обрезаны кончики
пальцев. Никакого пафоса! Сначала очень долго играл на рояле. Вторая
пьеса тоже на рояле! И только последняя на саксофоне. Мне понравилось
его выступление! Все-таки чувствовалось, что он принадлежит к очень
мощной черной традиции. Все, что он делал, было ОЧЕНЬ органично. Это
не симбиоз традиционного джаза и новой музыки, не фри джаз с
реверансами в сторону вкусов публики, а именно вполне цельное
музыкальное явление! Это, как мгновенный срез какого-то потока
традиции. По просьбе Николая Дмитриева я сделал цифровую запись
выступления (и не жалею об этом), но запись не дает полного
представления. Все было правильно. Все было хорошо. Публика была
разогрета.

Гейл пригласил нас на сцену Вологодской Филармонии и мы попробовали
играть трио, чуть позже квартетом. Я решил взять сопрано саксофон,
чтобы не "продавать" публике до собственно выступления САКС МАФИИ.
Сначала взаимодействия не было. Гейл играет в несколько старомодной
манере, идущей от Арчи Шеппа и Орнетта Коулмана. Кроме того у меня
был солирующий инструмент, а не более привычный структурообразующий
баритон. Мне было немного трудно импровизировать с ним. Но через
некоторое время я адаптировался к акустике зала (играли без
микрофонов) и заметил, что Гейл обыгрывает мои фразы и безусловно
слышит всех. Я попробовал тоже начать какое-то взаимодействие с ним.
Увидев его шляпу, красный нос и красные перчатки на черных руках, мне
показалось, что правильнее будет играть цирковую музыку в стиле
Альберта Айлера. Закончили мы цирковым маршем, под который удалились
со сцены...

Чарльз подошел и поблагодарил меня очень радушно.

На пресс-конференции, состоявшейся перед концертом, Чарльза Гейла
спросили местные тележурналисты, как ему показалась Вологда? Ответ
превзошел мои ожидания:

- Вам надо купить новые автобусы!

- Чтобы вы хотели пожелать Вологде в будущем?

- Ваш город безусловно изменится в эти 20-30 лет и вы его не узнаете.
Будут построены новые дома вместо этих... Новые магазины... Новые
дороги...

Да, а как же политкорректность? Это видимо средство только для
внутреннего употребления в США. Для применения за пределами США не
предназначено. Вспоминается, что ЛаДонна Смит в интервью журналистке
из Красково (Подмосковье), куда я ее привез лет 8 назад, тоже
сказала, что Красково безусловно изменится в течение ближайших 10
лет. Американцы безусловно не могут смирится с какой-либо
самобытностью, с тем, что существуют другие устойчивые формы
бытования людей, городов, народов. Гейл, я думаю, просто ошалел от
интерьера Вологодской Филармонии (бывшее дворянское собрание, позднее
русское Барокко). Конечно, жителю Бронкса, похожего на руины
Сталинграда, или помойного Гарлема вряд ли предоставляется
возможность играть в таких интерьерах, или даже видеть их. Как на это
реагировать?! Они же безусловно из "самой лучшей, самой правильной"
страны! Оказалось, что приезд Гейла в Вологду состоялся при поддержке
консульства США. Консульство США в Вологде. Вот это да! Неужели уже в
каждом русском городе есть американское консульство? Это уже похоже
на зачатки оккупационной администрации.

Но во время концерта САКС МАФИИ я уже было забыл о Гейле, который
играл в первом отделении и уже уехал в Архангельск. Публика принимала
очень хорошо, мы чувствовали, что она пришли именно на нас. Однако,
когда мы сыграли программу и зал потребовал бис, я объявил "Марш
Таинственных Негодяев" и мы заиграли марш, под который вместе с
Гейлом ушли со сцены.

X
Загрузка