«Краткая иллюстрированная история будущего» студии ДЭЗ №5

Краткое предуведомление:

На протяжении изрядной вереницы лет слышу унылые интеллигентские
стенания, доходящие порой до истерических взвизгов, сетования
на то, что все «в этой стране» плохо, что упадок, развал, деградация
и неизбежные множественные бедствия. Хотелось бы указать, что
«наряду с недостатками имеются ответственные товарищи». Я это
не к тому, чтобы опровергать правоту высказываний типа «все ужасно!
В какой дыре мы живем!», а просто подчеркнуть, что ужасны, во
всяком случае, достойны сожаления прежде всего эти вопли, стоны
и скулеж, а также персоны, их издающие. Бытие есть, небытия —
нет. Поэтому поведу речь о том, что заслужило внимание, а не об
обратном.



Название «ДЭЗ №5» производит немного комическое впечатление. Большинство
городских жителей знает, что такое ДЭЗ и предполагает, что представляют
собой кружки и студии, которые существуют иногда при них. «Что
такое “детская художественная студия”? Это когда несостоявшийся
малевич учит ребенка быть васнецовым. Умиление пополам с зевотой»

(Николай Малинин).

Не хотелось бы вдаваться в незнакомый мне предмет профессиональной
детской педагогики, дошкольного воспитания, однако даже мне очевидно,
что с этим делом не все обстоит благополучно, и не только в России.
Как и у нас, художественное образование в Европе и США организовано
таким образом, что в музыкальных и художественных школах, ИЗО-студиях
обучение сосредоточено почти исключительно на технической подготовке
в области академической музыки и академического искусства. Результатом
долбежки-зубрежки является то, что после 7 лет гамм и этюдов 85
процентов выпускников московских, например, музыкальных школ НИКОГДА
В ЖИЗНИ больше не прикасаются к музыкальному инструменту ни под
каким видом. Более того, такая система образования, при которой
бездумно заставляют заучивать технологию воспроизводства академического
искусства, работает на разрушение восприятия этого искусства.
Результат: несколько десятков виртуозов-профессионалов и сотни
тысяч, миллионы ненавидящих музыку и искусство. Ситуация в этом
деле просто катастрофична: по существу музыкальное и художественное
образование нужно лишь самим преподавателям — как источник доходов
(точка зрения Теодора Адорно). Немецкий фольклорист Ф. М. Бёме
писал о «чудовищной антипоэзии воспитательниц детских садов» еще
в 1876. О.Т Леонтьева в своей книге о Карле Орфе пишет, что «детская
«антипоэзия» с тех пор не только не исчезла, а расцвела пышным
цветом, и ребенок становится буквально жертвой дурного вкуса родителей
и засилья навязываемого вкуса средств массовой коммуникации».
Оболванивание в системе ИЗО-студий начинается еще в дошкольном
возрасте. Одна моя приятельница-дизайнер вспоминала, что преподавательница
показала ей в первый же день занятий, что начинать надо с солнышка
и рисуется оно в левом верхнем углу листа. В конце занятия она
заметила, что у всех детей на рисунках в левом верхнем углу было
желтой краской нарисовано «солнышко».

Главная беда классической системы образования состоит в том, что
она не предназначена для раскрытия собственных творческих способностей
ребенка, не учит музыке или искусству, а нацелена на воспроизводство
системы навыков вне всякой зависимости от склонностей и способностей
детей, вне какой-либо зависимости от духа времени. Такое законсервированное
непонятное «неизбежное» зло! Зло, с которым ребенку можно, претерпев
стресс, только смириться.

Нельзя сказать, чтобы попытки выйти из этой ситуации не предпринимались.
Есть система Судзуки, почти неизвестная у нас, но распространенная
в США — особенно в области преподавания игры на скрипке. Предпринимал
попытки обучать детей современному искусству композитор и перформер
Маурисио Кагель. Наиболее известной и широко распространенной
системой художественного (прежде всего музыкального) образования
в мире является система немецкого композитора Карла Орфа. Возможно,
Орф за пределами нашей страны известен именно своей системой образования
(у нас преимущественно благодаря «Кармине Буране» в эстрадных
обработках). Орф построил свою систему на ритмах биологической
жизни, голосах природы. Ритм, движения тела первичны — затем архаические
элементы культуры, народные песни, считалки, присказки, дразнилки.
Инструменты — преимущественно ударные, часто собственного изготовления.
Такая система образования позволяла прежде всего раскрыть собственные
возможности ребенка, помочь начать импровизировать и творить.
Возможно, она не так эффективна для воспитания виртуозов в области
классической музыки (хотя все же не следует сбрасывать со счетов
и то, что австрийское правительство разместило центр орфовской
системы в Моцартеуме в Зальцбурге), зато совершенно точно среди
взрослых, прошедших в детстве орфовский Шульверк — намного меньше
невротиков и психотиков.

Человек, сконцентрированный на музыке в меньшей степени, чем я,
нашел бы еще больше сходства у студии детского дизайна «ДЭЗ №5»,
о которой пойдет речь, с обучающей практикой Баухауза,
впервые равноправно объединившего искусство и ремесло. Трудно
не заметить, что основные принципы студии совпадают с главными
постулатами Баухауза: исключительное внимание к природе и специфике
материала, утилитарность — применимость работ в повседневной практике,
обращенность в будущее.


Студия «ДЭЗ №5» была основана 17 лет назад архитектором и дизайнером
Михаилом Лабазовым и происхождение свое ведет от идей заявившего
себя в 80-е движения бумажной архитектуры. Чуть раньше вместе
с Андреем Савиным и Андреем Чельцовым М. Лабазов основал художественную
группу «Арт-Бля», которая помимо разнообразных перформансов и
акций запомнилась мне активным сотрудничеством с Николаем Дмитриевым
в организации пространства для концертов Новой Импровизационной
Музыки еще в перестроечные времена. Хочется добавить, что в итоге
скитаний художественной группы «ДЭЗ №5» по Москве, начавшихся
от студии при ДЭЗ на 1-й Брестской, давшей название проекту, Лабазов
и его товарищи остановились на московском Доме Самодеятельного
Творчества, при котором расположился основанный тем же Николаем
Дмитриевым широко известный, да что там — культовый культурный
центр «ДОМ». Более того,
ознакомиться с кухней «ДЭЗ №5» имеют возможность, как правило,
все музыканты, выступающие в «ДОМе», так как комната, в которой
занимаются дети, примыкает к сцене «ДОМа» и используется перед
концертами, как гримерка.


Студия «ДЭЗ №5» — единственный в своем роде, уникальный художественный
проект — детская студия, принимающая участие во всех значимых
выставках современного «актуального» искусства, таких, например,
как АРТ-МОСКВА или АРТ-КЛЯЗЬМА. Периодически устраиваются аукционы,
на которых продаются выставленные объекты, спроектированные детьми
студии и созданные с помощью взрослых (в студии постоянно работают
вместе с Михаилом Лабазовым художники Нина Русских, Василий Сошников,
Филипп Пищик).

Поначалу объекты, созданные в студии, напоминали объекты группы
«Арт-Бля» — статуи из скотча, крафт-бумаги, целлофана, картона,
найденных на помойке досок, обломков мебели и бытовых приборов.
Все — в соответствии с мусорной эстетикой московского искусства
поздне-советских времен (Оскар Рабин и художники «бульдозерной»
выставки). Постепенно пришли к стальному сварному каркасу, объекты
стали более прочными, долговечными. Вот список материалов, использованных
художниками студии из каталога выставки АРТ-КЛЯЗЬМА-2004: стальной
каркас, проволока, натуральный мех, полиэтилен, папье-маше, акрил,
ткань, светильники, скотч, фанера, поликарбонат, алюминиевые трубки,
фольга, бумага, поролон, дерматин, б/у детский велосипед, монтажная
пена, нитроэмаль, колеса, одежда, дерево, лак, фото, пластмассовые
вешалки, ботинки, москитная сетка, ролики.


Как правило, инсталляции и объекты, создаваемые в студии — это
нужные в быту вещи: вешалки (например вешалки в культурном центре
«ДОМ»), стулья («Безголовая птица счастья», «Упавший медведь»,
«Медуза Горгона», «Столовый носорог», «Лунатик», «Миссис Зонтик»,
«Черный половник», «Стул не для отдыха» и «Стул для размышлений
об атомной сущности Вселенной»), столы, аквариумы, плавсредства
(«спиноплав»), летательные аппараты (ракета «Люда») и др. средства
передвижения («Двойник мамы для поездок в метро», «Саняход»),
урны («Мусорозавр»), одежда и обувь («Сапоги для высоких луж»,
«Костюм муниципального собирателя дождя», «Костюм для папы, ночью
возвращающегося с работы» со страшненькими штучками, чтобы испугать
бандитов, «Костюм от маленького роста» для мам). Есть объекты,
которые Бодрийар в своей классификации отнес бы к категории гаджетов
(остромодных технических нововведений, могущих быть показателем
престижа — типа мобильного телефона или мп3-плеера) — «многофункциональный
трудно управляемый Катесимулятор», «генератор мысли с ножным приводом»,
«пугатель», «щекоталка-двойник или щекочущий прибор», «сесторкомародождезащитник,
«наГЛЕБник», «напоминатель АНГЕЛ vs. СМЕРТЬ».

В настоящее время объекты детского дизайна уже находятся в музеях
— например, в Ноябрьском Детском Музее, Художественном Музее Сургута,
в бывшем музее им В.И.Ленина в Красноярске — ныне Музее Современного
Искусства, а также раскупаются московскими клубами, ресторанами
и дизайнерскими бюро.


Роскошное издание «КРАТКОЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ ИСТОРИИ БУДУЩЕГО»
в огромном картонном чехле я увидел под мышкой у Дмитрия Николаевича
Пригова в ДОМе, попросил посмотреть и тут же выпросил себе экземпляр
у Михаила Лабазова с обещанием написать о нем что-нибудь для «Топоса».
В книге, представляющей собой несомненный полиграфический шедевр,
каждый из 25 проектов «ДЭЗ №5» представлен в оформлении двух десятков
лучших дизайнеров и дизайнерских групп Москвы.



В заключение некоторые примеры:

Саша Юфик. Средства передвижения. OPEN! Design & Concepts:
Баржа «Red Double Пихто», корабль с уменьшительным механизмом,
Атомные носки, Одежда всех размеров на улице 2905 года. От 900
у. е., www.odegda2905.ru,
«Базилио» (В 2581 году люди придумали средство передвижения для
котов. Стало очень много породистых котов — за ними надо много
ухаживать. У людей на это нет времени, и они решили, что коты
сами будут летать в химчистку и в парикмахерскую для животных.
Так появились костюмы «Базилио». В 2903 году коты стали очень
умными, так что они стали сами управлять своим костюмом.

1 — налапятники — для мягкого приземления л. з. и п. з. (левая
задняя и правая задняя) — тормоза

2 — напузоракетник (захлопывается человеком)

3 — нахвостник — ускорение

4 — наголовник — используется в качестве руля: куда кот поворачивает
голову, туда он и летит.


Средства передвижения для домашних жирафов

Средства передвижения для домашних жирафов придумали, чтобы жирафы
сами летали на выставки, Олимпиады и т. д., а люди сами добирались
до того места, куда полетел жираф. В 3005 году стало очень модно
заводить домашних жирафов (ДЖ). Поэтому ученые призадумались и
изобрели костюм для ДЖ. Человеку остается только нажимать на карте
пункт назначения (карта находится сбоку костюма) и ДЖ уже там.


Савин Иван. Музыкальные инструменты. Сергей Астафуров (дизайнер)

2101 — бензогитара

2152 — воздушный инструмент

2202 — коленобарабаны

3003 — реброструн

3005 — трубонос

Бензогитара.

Будет через 100 лет. Работает за счет взрывов, когда бью по струнам,
происходит взрыв. Во взрывателе взрывают бензин, по мере вибрации
взрывы громче.

(+)

Для небольших залов не нужны усилители, в отличие от электрогитары
не требует источников питания, работает на бензине, устойчива
к морозам и влажности.

(-)

Нагревается, выхлопные газы, очень громкая, требует бензин, больших
размеров, стираются пальцы, надо настраивать взрывы, тяжелая.

Трубонос.

Действует, как обычная труба, но поступление кислорода происходит
не через полость рта, а через нос.

(+)

Уменьшается по размерам. Легко перевозить. Простой ремонт и хранение.

(-)

Мутация человека, непохожесть на других.

В человеке удаляют ребра и взамен им вставляют струны. Играют
также как на арфе.

(-)

Очень тяжелая и болезненная операция. Обратно вживить ребра нельзя.
Нужно настраивать. Нельзя одновременно петь и играть из-за вибрации.

(+)

Всегда с собой. Не требует хранения. Не надо ни на что ставить.
Можно играть в любом месте и в любых условиях.


Егор Корнеев. Обувь. Владимир Кричевский (дизайн)

Четыре Истории будущего. (История 3). Уборочные ботинки.

«Папа с сыном пошли в «Макдональдс». Сын так быстро ходил,
а папа медленно. А когда они покушали, сына случайно вырвало,
а папа наступил, и за миг все исчезло. И они просто ушли домой».


Варя Корнеева. Государственная символика Про флаги. Про гербы.
Дизайнер Кирилл Заев.

Флаг — кусок ткани, который имеет свойство развеваться на ветру
и показывать информацию, имеет рисунок, что-то значащий.

В будущем флаг изменится в лучшую сторону. Некоторые государства
объединятся и сделают еще одни государства и у них будут свои
флаги.

О, этот флаг называется USA and H — Нидерланды (Голландия) и США.

Королева Голландии и Джордж Буш-младший поженятся, объединят свои
страны. Джорджа Буша-младшего коронуют и он станет править с королевой
Голландии.

Случится это, когда Джордж Буш откажется объединяться с Россией
по причине терроризма.

А это герб Белоруссии и России, он обозначает: вечность, бесконечность,
ислам, надежда, свобода.

Зеленый — надежда, свобода.

Полумесяц — символ ислама, мусульманства.

Солнце — богатство, изобилие.

Звезды — вечность.

Шар — земля, мир.

Окружность — бесконечность.




X
Загрузка