Комментарий | 0

О предоставлении независимости Нагорно-Карабахской Республике

 

Армянская церковь в Шуши, определявшая характер центра города.
Окончательно разрушена азербайджанской администрацией в 1960 г.

 

 

 

Есть выражение «старо, как мiръ».

В дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ» — «вселенная, люди», и «миръ» — антоним к слову «война». Для большевиков снижение информативности русского языка было важным предприятием*. Но от понятий никуда не деться, и для советских поколений людей хорошо знаком лозунг «Миру – мир!» – крупными буквами он украшал не одно здание в городах и посёлках.

Мiръ древен и древность его уходит в вечность. В неё же он и стремится, то и дело меняясь. Философия рассматривает жизнь и смерть как составляющие одного процесса, но так уж неизбежно единство мира и войны?

Живущие поколения являются свидетелями агрессивного вмешательства социальных и биотехнологий в существующий мiръ: гендерная идеология, пропаганда маргинальных физиологических инстинктов, манипулирование с вирусными заболеваниями, активное вытеснение реальной жизни в виртуальную, разрушение семьи разными способами вплоть до отъёма детей… Перечень подобной агрессивной деятельности, требующей больших финансовых ресурсов, можно множить. И только в отношении смертельных войн, издревле опустошающих мiръ и разрушающих цивилизации, имущие власть и деньги ничего не предпринимают. Взглянуть только, что случилось в колыбелью человечества Ираком. Почему? Может быть потому, что война – продолжение того же перечня, направленного на одну мотивацию: удовлетворение инстинкта тотального доминирования?

Начиная с древних времён и по сию пору, захватническую войну как институт развивают и питают, испытывая при этом высокие чувства. В развитых странах военная индустрия составляет большую часть экономики. Для того, чтобы поддерживать свою экономику, войны зажигаются по всему миру. Это выгодно, война приносит двойной доход: контракты на продажу оружия подписываются как с одной, так и с другой стороной.

Есть два генератора для захватнических войн – инстинкт обладания и инстинкт доминирования. Чтобы доминировать, под лозунгами борьбы за свободу и демократию войны развязываются с теми странами, которые достигли маломальских независимости и процветания, где есть, что опустить и чем поживиться. Завоевания обогащают нападавших всеми возможными ресурсами побеждённой цивилизации  – от человеческих (труд, налогообложение, рынок, генофонд…) до всех остальных (инфраструктуры, минеральные ископаемые, скот, хлеб, шедевры искусства, драгоценности, и т.п.) Немаловажно и психологическое удовлетворение от сознания доминирования: доминирую значит сильный, могу диктовать, брать и не отдавать. Библия свидетельствует о подобном примере с землей, истекающей молоком и мёдом, на которой всех истребили, чтобы зажить самим. Это не послужило дальнейшему довольству и счастью, – идея порочного круга вовсе не чужда авторам той же Библии.

 

***

Прежде, чем начать разговор о трагической судьбе армян, необходимо вспомнить об империях вообще и Византии в частности.

Древние великие цивилизаций Египта, Вавилона, Персии, Македонии, Рима, разжиревшие на урожаях и завоеваниях, не могли не вызывать зависти и негодования. Окружение хотело того же, и был, и есть лишь один известный рецепт – грабить и убивать. Развитые цивилизации с высоким уровнем жизни, науки и культуры, простиравшиеся на необъятных пространствах, завоёвывались и заселялись племенами гораздо менее цивилизованными, одержимыми жаждой власти и золота. Стоило империи потерять бдительность, они тут как тут. Часто они направлялись третьими сторонами, заинтересованными в выгоде для них нового геополитического расклада. Так в Средние века пала Византийская империя. Из-за постоянных грабительских походов крестоносцев, венецианцев и османов она ослабла и погибла. Попытки итальянцев и греков помочь Константинополю в последний момент сопротивления его туркам не сравнились ни в коей мере с предшествовавшей агрессией тех же венецианцев и других. Последний император Византии Константин XII, сбросив все знаки принадлежности, отчаянно сражался с турками до последнего и погиб как простой солдат, труп его остался лежать на улице неузнанным, для того и снял регалии. Название "Константинополь" преобразовалось в  "Стамбул" – так же, как эти слова, отличались османские турки от византийцев.   

Жадность и выгода рулила Европой. Венецианцы даже размышляли в таком ключе: ну и пусть придут османы, утвердится порядок, и можно будет продолжать торговать. Ведь, и ранее они скупали награбленное у крестоносцев, питая тем самым их активность. Жадность разрушила богатое и мультикультурное сообщество, главным населением которого были греки и – армяне, – Византия охватывала большие пространства, включая и армянские земли. И побрели армяне по всему свету. Но многие остались, и дальнейшим своим развитием Османская империя был обязана всему оставшемуся культурному наследию Византии и – армянам. Именно последние, а не турки, были известными в мире строителями; армянские каменьщики строили древний Рим.

В сравнительно недалёком прошлом в мире существовали две сверхдержавы – Индия и Китай, по тому времени самые богатые и процветающие. Скудная природными ресурсами Британия ничем подобным похвалиться не могла, её приобретения всегда складывались из войн и пиратских грабежей на морях.  Под влиянием венецианских купцов, переселившихся в Британию, и с их финансовой поддержкой британская элита, отличающаяся пиратской ментальностью, не могла не разинуть рот на эти сверхдержавы и снарядила флоты. Известно, как, разогнав португальцев и голландцев, обогатился Лондон за счёт колоний в Индии, не забыты и опиумные войны в Китае. Тащили всё, включая и растения, королевская казна оплачивала даже ботанические экспедиции в Китай. Британия расцветала, а Индия и Китай остановились в своём развитии и нищали. А на цивилизационном наследии Византии расцвели османы, расставляя локти, загребая чужие земли и богатства.  

Жадностью и стремлением доминировать были одержимы не одни османы. В начале 20-го века Германская империя завидовала расцветам других империй, стремилась подмять по себя Европу и переделить колонии в свою пользу, и она развязала кровопролитнейшую Первую Мировую войну, в результате которой прекратили своё существование четыре империи: Османская, Австро-Венгерская, Германская и Российская. Одна из них – Российская – потом была восстановлена в форме СССР, несмотря на весьма успешные меры, предпринятые Германией по разрушению России с помощью поддержки большевиков. Три других империи распались, но травма от распада у них осталась, и рецидивы их агрессии мир испытывал ещё не раз, и до сих пор испытывает.

Зависть к богатствам России и раздражённость её цивилизационными особенностями всегда преследовала западную Европу и особенно Британию, которая никогда не прекращала заниматься геополитикой в свою пользу. Золотой рубль начала 20 века, имевший хождение повсюду, и стремительная индустриализация сделали эту зависть к русской державе поистине кататонической. Последний российский император Николай Второй не отличался политической и стилистической гибкостью, но двух достоинств у него не отнять: он любил Россию и был прекрасным экономистом. Именно в этом смысле он подписывался «Хозяин земли русской», а вовсе не смысле владения ею, он итак был императором. Во многом благодаря последнему царю-мученику, индустрии стали развиваться в России с высокой скоростью. План ГОЭЛРО, Транссиб – эти проекты были намечены им.

На свою беду Россия разительно отличалась от всех известных империй, и это тоже злило. Особенности её были обусловлены необходимостью постоянных реакций на внешние агрессии, отсутствием естественных преград, вроде океанов, и русской ментальностью. Экспансия России сопровождалась развитием всех регионов, а элита, населяющих Россию народов, становилась российской элитой. От мужика до аристократа инородец воспринимался человеком с такими же правами, что и русский человек, а то и большими. Для примера интервью с польским историком Анджеем Валицким как раз по этому вопросу.  СССР следовал тем же курсом. Вот мнение американского исследователя об «империи наоборот».

Быть небольшой частью большого целого – всегда ограничение, подразумевающее как преимущества, так и недостатки для всех составляющих и самого целого. Крепкая семья – наглядный пример: каждый действует не в собственных интересах, а в интересах семьи, которые становятся его собственными. Что и означает русское слово  "семь-Я". Для республик – это одна судьба перед внешними вызовами и, само собой, компромиссы в процессе развития в интересах всего целого. Считать, что республики российского целого так же истощались и угнетались, как колонии западных стран, может лишь предвзятый человек. Наличие отсталых территорий было нелёгкой ношей: они немерено потребляли интеллектуальные и экономические ресурсы центра, обедняя его жизнь. Я хорошо помню отличные дороги на Северном Кавказе в 70-х – часто ездила с отцом по ним – и своё недоумение, когда увидела дороги в Подмосковье и нищенские подворья. Одна же страна! Помню и грозненские прилавки магазинов с сервелатами, и ярославские очереди за молоком по карточкам. Для того, чтобы в Щукинском театральном училище обучались чеченские студенты, молодёжь должна была уступить им места, – в Грозном создавали национальный театр. И так было во многих ведущих учебных заведениях: выездные комиссии набирали определённый процент из числа малых народов. Примеры можно множить и множить. Но и благодарны во время развала Союза России бывшие республики не были, более того, в мусульсанских началась зачистка христиан. В Грозном захватывали дома, убивая владельцев – так были убиты муж и тесть моей сестры.  Разгул мусульманской жестокости имел место не только в Грозном – повсюду, где русские проживали среди мусульман. Знаю от близких о конкретных российских специалистах, поднимавших санитарные службы в Средней Азии. Что стало с их детьми и ими самими при распаде Советского Союза, всем известно. Русские теряли жизни, кров, имущество, средства к существованию. Такое же поведение со стороны мусульман предвидят и армяне, живущие в их окружении.

 

Я не идеализирую советские власти, знаю и негативные стороны её правления. С самого начала её существования, с большевицкого переворота, было совершено множество преступлений в отношении конкретных групп христианского населения бывшей Российской империи – геноцид казаков с помощью мусульман, расказачивание, грабёж и расстрел крестьян, Красный террор, организация первых концлагерей Троцким и другие.  Но самым первым преступлением является подписанный 3 марта 1918 года договор, известный в истории как позорный и похабный, провозгласивший на весь мир, что русская кровь – вода.  По всему периметру военных действий свёртывались фронты, уже одержавшие победы. Позорный и похабный договор непосредственно прошёл по моей семье: мой прадед по отцовской линии был участником победной Сарыкамышской операции в Османской империи (Персия). Эта победа в тот момент, когда Османская империя, практически разгромленная Российской армией в Первую мировую войну, доживала последние дни, была перечёркнута преступным договором.

Одним из тяжелейших преступлений позорного договора был раздел Армении с её христианским населением в пользу мусульманских Турции и Азербайджана. В этом поступке большевики отличились в своей жестокости по отношению христианам не меньше турок.

Но всё по порядку. Одержимые идеей мирового господства, моральные уроды во главе с Лениным и Троцким в период развязанной ими Гражданской войны в России – нравственно самого трагичного испытания русских в 20 веке – в годы, когда страна корчилась в крови, голоде и холоде, оплачивали приход и укрепление во власти оппозиционеров турецкого султана – кемалистов. И как оплачивали! Достигшие цели с помощью американских и австрийских банкиров, и финансов  германского штаба с его генералом Людендорфом, они, в свою очередь, принялись продвигать дело турецких оппозиционеров из казны бывшей Российской империи. И продвинули. Чужие деньги тратить легко и приятно и, конечно, стоит быть в оппозиции и бороться с властью, чтобы пробиться к казне и исполнять свои желания.

«Первую партию золота — 620 кг из золотого запаса Российской империи (100 тысяч золотых османских лир), Халиль-паша вместе с советским дипломатическим представителем Я. Я. Упмал-Ангарским 8 сентября доставил в Эрзурум. 200 кг золота было оставлено в распоряжении Восточной армии, а остальные направлены в Анкару и потрачены в первую очередь на жалование государственным служащим и офицерам[6].

Первая партия оружия и боеприпасов была доставлена в Трабзон в конце сентября 1920 года. В течение месяца турецкая армия получила 3387 винтовок, 3623 ящика с боеприпасами и примерно 3000 штыков. В основном винтовки были трофейными германскими — такими же, что состояли на вооружении турецкой армии. За все годы войны за независимость, согласно официальным турецким данным, поставки Советской Россией вооружения и боеприпасов составили: винтовок — 37 812 штук, пулемётов — 324, патронов — 44 587 ящиков (63 млн); орудий — 66 штук, снарядов — 141 173 штук. В дальнейшем перевозки вооружения, боеприпасов и снаряжения осуществлялись по морю из Новороссийска и Туапсе в Самсун, Трабзон и Инеболу, откуда они переправлялись во внутренние районы Анатолии[7]. Во время освободительной войны в Турции Советская Россия поставила более половины использованных в военных действиях патронов, четверть винтовок и орудий, треть орудийных снарядов[1]. Поскольку у Кемаля не было флота, советские подводные лодки втайне от союзнических кораблей и перевозили из России в Турцию, а иногда и из Турции в Россию дипломатов, золото, секретные донесения, письма[8]

«К 24 августа был выработан проект Договора о дружбе (…) В распоряжение Г. К. Орджоникидзе были немедленно направлены для последующей передачи туркам 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн патронов и 17 600 снарядов.

По соглашению от 24 августа денежная помощь Турции была согласована в объеме 10 млн золотых рублей, что соответствовало 7,74 тонны золота дополнительное к уже выделенным 620 кг, о которых договорился во время своей неофициальной миссии Халиль-паша[6]

"27 февраля 1922 г. Политбюро ЦК решило спор между Чичериным и наркомом финансов Г. Я. Сокольниковым о выделении очередной денежной помощи Турции в пользу Чичерина, выделив правительству Мустафы Кемаля еще 3,5 млн рублей золотом[1].

В начале 1920-х гг. все республики Советского Союза были обязаны помогать турецким трудящимся. Например, Украина в лице М. В. Фрунзе передала турецким властям в Трапезунде 100 тыс. руб. для открытия приюта для детей, чьи родители погибли во время войны. Аралов передал 20 тыс. золотых турецких лир на приобретение походных типографий и киноустановок для армии[9]

По современным данным, Советская Россия пожертвовала для национально-освободительного движения Турции около 80 миллионов турецких лир, что превышает годовой бюджет республики в начале 1920-х гг. и вдвое больше расходов министерства обороны правительства Мустафы Кемаля соответствующего периода[1] Информация отсюда.

 

Христианское население Османской империи поддерживало Российскую армию в Первую мировую, и оно поплатилось за это геноцидом, спущенным кемалистским правительством турок.

А в октябре 1918 г. уже не русские, а британцы на Парижской конференции решали, кому и что будет принадлежать. В результате с султаном был подписан Севрский договор. По нему от Османской империи отторгались Сирия, Аравийский полуостров, Ирак, владения в Европе и т. д. Турки теряли 10 млн кв. км, а 9 из которых переходили – кому?  Британии.

По Севрскому договору территории, населенные армянами, присоединялись к существовавшей на бывших территориях Российской империи Армении. Другая часть отходила грекам, которые уже год вели войну с турками с  поддержкой Антанты. Султан подписал договор, но его не признало Великое национальное собрание Турции – самопровозглашенный орган власти, созданный генералом турецкой армии Мустафой Кемалем, именно ему помогали большевики из ресурсов захваченной ими России. Именно большевикам Турция обязана тем, чем она стала к настоящему времени. И чем не стала Армения. Точнее не им Турция обязана, а русскому золоту и оружию.

Чего кемалисты не желали более всего, это отдавать армянские земли. Независимая Армения просуществовала недолго. Армянская война 24 сентября — 2 декабря 1920 года с турками и азербайджанцами, с поддержкой большевиками азербайджанской стороны, потерпела неудачу, что положило конец мечтам Армении о воссоединении армян в одном доме. Греков, кстати, турки тоже успешно разделали с подачи тех же большевиков.

После этой войны турки и большевики принялись прокладывать в Закавказье границы ко взаимному удовольствию. Полюбовный союз Ленина и Мустафы Кемаля, получившего титул Ататюрка (отец турок) был отмечен передачей Турции земель, ранее входивших в состав Российской империи: Карскую область, часть Батумской области, часть Эриванской губернии. Взамен Турция «отдавала» небольшую часть бывшей Батумской области (которая входила в состав России уже почти 40 лет!), причем на условиях присоединения этого клочка земли к Грузии (Аджария) и тотальных торговых привилегий Турции в порту Батума, отстроенном царской Россией с подведённой железной дорогой и нефтепроводом Баку - Батуми. (Сегодня Батуми усиленно осваивается турками - скупается недвижимость, устраиваются предприятия. Кстати тут упомянуть и то, что  карачаевцы и прочий тюркоязычный народ российского Северного Кавказа смотрит только турецкое телевидение.)

По договору Ленина с Ататюрком Армения лишилась почти половины своей территории, включая и символ её – гору Арарат. Помимо территориальных уступок, большевики списали туркам долги, имевшиеся у них перед Российской империей, – предпочтение интересов мусульман большевиками, воссевшими над православной страной, вместо христиан, свидетельствует о том, как чужды они были российским народам и тем более православным.

По Лозаннскому договору 1923 года турки теряли Аравию, континентальную Европу, Судан, Египет, Палестину, Сирию, уничтожали свои укрепления в черноморских проливах и обязались выплатить западу часть долга Османской империи. Но они исступлённо держались за армянские земли и упорно противостояли созданию независимого армянского государства. Причина? Держать под прицелом Южный Кавказ и весь Прикаспийский регион. И – страх. Они боялись и до сих пор боятся моральной и экономической расплаты за свои кровавые безумства: геноцид армян и других христиан, населявших Византийскую империю задолго до появления турок. Большевицкое правительство имеет отношение к этому преступлению как способствовавшее ему.

Вина большевиков на территории Турции не кончается. И на Советской территории с их помощью туркам и азербайджанцам удалось настоять не только на отказе от создания армянского государства, но и передать Нагорный Карабах со всем его армянским населением Азербайджану. И не только это. Армянская земля – Нахичевань – была заселена азербайджанцами, потому что Турция не желала граничить с армянами, - больше всего ненавидят и боятся тех, перед кем виноваты.

 

Полукочевые азербайджанские племена всегда гуляли по местам, заселённым армянами. Их уклад заключался в том, что зиму семьи проводили в долинах, а летом со скотом уходили на горные пастбища. Сделать вывод о том, что из себя представлял социум в столице Нагорного Карабаха Шуши, можно из количества газет, выпускаемых в городе до большевицкого переворота – 20 на армянском и 2 на русском. Но красавец город Шуши, который считался Парижем того региона, был разрушен, а всё армянское население вырезано.

…Так, в Нагорном Карабахе,
В хищном городе Шуше
 Я изведал эти страхи,
Соприродные душе.
 Осип Мандельштам

 

Чета Мандельштамов путешествовала по Армении и Карабаху 10 лет спустя после резни армян азербайджанцами и повсюду видела следы насилия.  Город Шуши поразил их особенно.

 

 

 

 

Не только позорный Брестский мир, но и геноцид армян в Азербайджане затронул мою семью непосредственно. Мой дедушка по материнской линии подобрал двух беспризорных армянских мальчиков, пришедших через Кизляр в Грозный. Побираясь, в числе других ускользнувших от смерти детей, эти сироты шли пешком из Шуши через Дагестан. Со слов бабушки они были «одни глаза в лохмотьях» – тощие, грязные, в язвах. Их отмыли, накормили, усыновили, выучили и женили. Эти дети рассказывали такие ужасы резни армян азербайджанцами, что бабушка не в состоянии была делиться ими с нами, внуками. Она недоумевала, как они вообще смогли есть, играть, спать после того, что пережили. Мальчики выправились, стали людьми, а дядя Севи так и вообще был добрейшим из добрейших, помогал бабушке, когда она осталась вдовой с тремя маленькими детьми в зиму прискорбно известного 1941-го года.

Подумать только! – «В начале 1920-х гг. все республики Советского Союза были обязаны помогать турецким трудящимся. Например, Украина в лице М. В. Фрунзе передала турецким властям в Трапезунде 100 тыс. руб. для открытия приюта для детей, чьи родители погибли во время войны (…)» (!!!), а армянские дети Совдепии  блуждали по стране, но почему-то на них забота большевиков не распространялась.

На нашей памяти очередная резня армян имела место в Сумгаите и в Баку при Горбачёве, предательство и шкурничество которого привели огромною страну к испытаниям и последствиям не менее или даже более тяжёлым, нежели Великая Отечественная война. Все так же в курсе того, как ельцинская власть стимулировала центробежные тенденции распада Советского Союза. Национальные республики, в которые немерено вкладывались интеллектуальные и экономические ресурсы РСФСР, получали государственность со всеми ресурсами за будь здоров, и только несчастный Нагорный Карабах, насильно отданный в лоно Азербайджана, остался ни с чем.

 

В советское время, во второй половине семидесятых годов, я путешествовала по Армении и Нагорному Карабаху в автомобиле и видела бедность и ущемленность армянского населения в карабахских сёлах Азербайджана. Видела нищую сельскую больницу, куда попала моя трёхлетняя дочь с воспалением легких. Врач, выслушавший её, посоветовал прервать путешествие, срываться в аэропорт и лететь домой. «Лучше не здесь, вы же видите, – он просто обвёл рукой помещение. – Курс антибиотиков и хорошее питание дома её гораздо быстрее вылечат». Разговор в школьной библиотеке тоже свёлся к голодному пайку из Азербайджана. Многие дома в селах отапливались буржуйками. Старики-армяне горевали о том, что армянские церкви и монастыри в азербайджанских поселениях разбираются, чтобы не осталось и следа от армян на захваченных землях.

 

Вопиющая историческая несправедливость в отношении армян как Армении, так и Нагорно-Карабахской республики явственна перед лицом всего мира. Сегодня Турция продолжает свою агрессивную политику против них, всячески поддерживая зверскую войну Азербайджана против непризнанной Нагорно-Карабахской республики в стремлении удерживать территорию. Армян уже списали. Без поддержки Турции и Израиля, без блокады Грузией, которая теперь тоже делает ставку на Турцию, сдавая ей Батуми, вряд ли Азербайджан  претендовал бы на власть над армянами с таким упорством.

Конфликт дошёл до такой степени накала, что единственное решение для благополучия двух народов в настоящий момент – не жить вместе в одной юрисдикции. Армянам в этих обстоятельствах некуда отступать, они все умрут, но не сдадутся.

Сегодня социальные платформы кипят демонизацией армян азербайджанцами: они и змеи, пригретые Азербайджаном на груди, и тараканы. Последние сравнения я увидела в блоге  азербайджанского режиссёра и художника с философским уклоном из Баку, статьи которого когда-то публиковались в «Топосе».  Была поражена. Казалось бы – философ, обязан видеть вещи в их целостности, не ограничиваться партийными интересами. Для философа истина не там, где хочется, а там, где она мерцает. Нет, не  философ, а уж о его гуманности, без которой нет мудрости, не может быть и речи.   

Мировое сообщество, Россия, люди доброй воли должны любыми способами убедить турецкие и азербайджанские власти в необходимости предоставить Карабаху независимость. Какие-то компромиссы могут быть с обеих сторон, но справедливость и крайняя необходимость независимости карабахских армян от Азербайджана не могут быть оспорены. Ещё раз: мирное существование этих народов после зверств мусульманского населения в отношении армян никто не поверит и на уступки не пойдёт. Предоставление независимости Карабаху – единственное, что хоть как-то способно загладить вину мусульман Турции и Азербайджана перед армянским народом и обеспечить мiръ в Закавказье.

 

___________________

*_ О великой орфографической революции.

**_ Беспризорничество опять повторилось и с развалом Союза в 90-х, когда к власть стала по преимуществу необольшевицкой. То, что при развале Союза, ельцинская власть не только не помогла, но не сделала и такой малости, как декрет о прописке или регистрации беженцев из Чечни и других мусульманских регионов, где против них осуществлялось насилие, свидетельствует об антирусской и антихристианской мотивации ельцинского правительства. Ведь, без прописки невозможно было попасть в больницу, получить работу или поместить детей в школу.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS