Комментарий | 0

Наброски, зарисовки, штрихи. "Невидимое миру" и "Ответ"

 
 
Виновнику придется оплачивать уход за новым растением до 10 лет
 
 
 
 
Утром после грозы в сквере – следы ночного сражения деревьев с дождём и ветром: обломанные сучья, рваная листва, сорванная с ветвей. Вернее, не сражения, а насилия над ними. Стоят, как в оборванных платьях, сломленные, жалкие, полуголые. Какая была здесь борьба ночью! А утром – солнышко как ни в чём не бывало. Где он, этот дождь-ветер, насильник? Его и след простыл. Вот так утром не видны на лицах следы ночных сражений, трагедий, пережитых во сне, – куда-то рвёшься, кого-то умоляешь, кричишь, рыдаешь... А утром – непроницаемое лицо, как будто всего этого и не было.
 
 
Мрак Квадрата и крики Мунка,
боль за брата, живая мука,
взгляды в бездну, ходьба по краю
и тоска, что не умираю...
Да, невесело, страшно, стрёмно,
это то что во сне орём мы,
и от пепла того горенья
жизни скорчиваются шагренью.
Ветра колючего рваные ритмы,
словно касанье щеки небритой,
когда брезжится по былому,
словно режется по живому.
Вот тогда только это Слово,
что кленово и вечно ново,
когда корни, судьба, натура…
Остальное – литература.
 
 
Приснилось: проходит мимо женщина, похожая на маму – лет 40-45-ти. Сзади вроде её причёска (перманент – тогда она делала, недолго), фигура. Но – оборачивается, смотрит на меня – и я вижу, что не она, хотя похожа. И она пристально вглядывается в меня и – тоже, не узнав, поняв, что это не я, отворачивается и идёт дальше, быстро. И я, в отчаянии от этого – что не она? что она всё-таки, но не узнала? не узнана? – протягиваю вслед руки и – буквально взвыла, как зверь. И проснулась.
Ловлю себя на мысли, что самым для меня страшным было бы – встретить их на том свете – маму, отца, и они меня не узнают, пройдут мимо. Это кошмар моих снов.
 
 
Всё началось с того, что беляши
испечь решила, но забыла только
рецепт, ну ладно, тесто, полежи,
я бабушку спрошу, чего и сколько.
 
А бабушки, гляжу, и след простыл,
ушла и мне ни слова не сказала.
Забыла, что тут ужин наш остыл,
носки ещё мои не довязала.
 
Надела свой любимый креп-жоржет,
я помню тот волан и кружева те,
ну, бабушка, куда же ты уже?!
но этот крик утонет словно в вате.
 
Куда могла уйти она? Ну да,
к родне, что на Ульяновской, где, боже,
когда-то жили мы, но вот беда,
там телефона нет, и дома тоже.
 
Мне не пройти проклятый рубикон...
И вдруг автобус, словно с неба послан.
И входит некто прямо сквозь балкон.
Гляжу — а это почему-то Познер.
 
Казалось бы, не вор и не бандит,
но как от страха не сошла с ума я...
Он так сурово на меня глядит,
что я без слов всё сразу понимаю.
 
Нет, не испечь мне больше беляша...
Давид, я бабушку ищу ночами,
ты не видал, куда она ушла?
Он, глядя в никуда, пожал плечами
 
и медленно растаял в темноте.
И я опять одна с душой без тела.
Людей полно, но всё не те, не те,
а где мои? Куда ты, жизнь, их дела?!
 
Чем горе своё горькое залью?
Когда-то в доме этом было тесно...
Слезами я муку свою солю
и яростно замешиваю тесто.
 
Воробушкам крошу я беляши,
не важно, наяву иль понарошке,
дитёныши моей больной души,
как рады вы и чёрствой даже крошке.
 
«Как детки сиротливые», – о них
писал Есенин, в детстве я читала
и плакала, и жалость ту из книг
навек в себя бессмысленно впитала.
 
«И жмутся поплотней», а мне к кому
приткнуться с этим холодом и болью,
к кому прижаться в пасмурном дому,
кого бы накормить своей любовью.
 
Кому меня, я та же, что была,
вы не смотрите, что другая с виду,
я обернусь, румяна и бела,
которой так мила была Давиду.
 
Кому полвековые беляши,
кому тоска и вирши с пылу с жару,
кому с души те камни-голыши,
что тяжестью под стать земному шару?
 
Душа уже в заплатах от расплат.
Мука как мука в пальцах рассыпалась.
Проснуться и взглянуть на циферблат...
Так поздно я ещё не просыпалась.
 
Опять с тобой проснуться не вдвоём...
И вдруг часы пробили полдень грозно.
Так вот откуда Познер в сне моём!
Чтоб рифму подсказать: всё поздно, поздно!
 
Я обронила на пол телефон.
Я обронила дом, семью и юность.
Пластинку вновь заводит патефон
о жизни той, куда уже не сунусь.
 
Но будь же благосклонен, небосклон!
Ведь вспоминать – большое тоже дело...
Скорей бы утро, вечер, ночь и сон,
чтоб повидать там всех, кого хотела.
 
 
 
Ответ
 
 
Иду рано утром по скверу и озираю дозором свои "владения" – деревья, которых не видела с прошлой осени. Многих с горечью не досчитываюсь. Нет ивы, о которой я писала: "Ива-плакса опростоволосилась, все свои гребёнки растеряла". И ещё одного деревца из моего стиха: "Есть место у конца вон той аллеи, где дерево растёт наискосок". Их погубила буря. След их жизни остался лишь в моих строчках.
Очень много деревьев повырубили этим летом. Всюду глаз утыкается в пни, уродливые отпилы, обрубки. Мне кажется, любое, самое старое, сухое, согнутое в дугу дерево всё же лучше, чем это. Старость в любом случае лучше смерти, да ещё такой: хирургически безжалостной, насильственной, похожей на казнь. Я любила разглядывать графический рисунок голых деревьев, угадывая в них какие-то метафоры чужих судеб, разгадывая ребусы и шифры их застывших жестов: воздетых к небу иссохших рук, вытянутых искривлённых пальцев, вылезших из земли корневищ.
А теперь вместо древесных драм были плахи, где закончились их земные существования. 
                                                                                                                                                                                                                                            Взгляду пусто, душе грустно, мёртво.
 
 
В окруженье лишь деревьев,
прячась в книжку и тетрадь,
я училась слушать время,
время жить и умирать.

Было сладко, было горько,
но хотелось всё испить.
Отщепенка и изгойка,
обречённая любить.

Ангел мне играл на флейте:
"Время – самый лучший врач".
Жизнь прекрасна – хоть убейте.
Я так счастлива – хоть плачь!

 
 
Вот я дошла до своего любимого места: невдалеке от конца аллеи, упиравшейся в Торговый центр, было небольшое ответвление от основной дороги, ведущее вглубь сквера. Здесь в тени деревьев пряталась лавочка, где можно было посидеть не на виду у прохожих. Напротив этой скамьи возвышались три дерева, созерцание которых всякий раз наводило меня на философские размышления, а однажды даже – на такие стихотворные строчки:
 
А вот моя любимая скамейка.
Аллейки убегающая змейка.
Три дерева напротив, три осины.
И каждое по-своему красиво.
 
Одно – огромно, а второе – скромно,
 с ещё не прорисованною кроной.
А третье – с чётким абрисом скелета,
застыв в витке смертельного балета.
 
Жизнь человека: юность, зрелость, старость...
Скажите, сколько мне ещё осталось?
Три дерева раскачивает ветер.
И каждое по-своему ответит.
 
 
Я присела на лавочку, привычно устремив взгляд напротив. Но вместо трёх древесных "богатырей" ему предстали лишь два: "молодость" и "зрелость". Дерево-старость превратилось в плоский, ничего не говорящий ни уму, ни сердцу, пень. Свежий спил бессмысленно косил на меня своим пустым глазом. И вдруг осенило: это же ответ! Ответ на вопрос, который я столько раз здесь себе задавала. Прообраза страшного будущего больше нет, призрак скелетообразной старости уже не маячит перед глазами. Только юность и зрелость, которые раскачивались в такт ветру, словно стремясь донести до меня сквозь лиственный шум свой утешительный шёпот, свои успокаивающие, просветлённые небом, шелестящие слова: "Смерти не будет, будет вечная музыка..."
Вспомнился давний сон об отце, запечатлённый мной в стихе: "Так смерти нет?" – спросила я отца./ Он улыбнулся: "Нет". И я проснулась." И вот теперь, вслед за отцом, эти два дерева говорили мне о том же.
Исчез с глаз монстр грядущего ("грядущее, попозже, не теперь!" – заклинала я его в стихах), грозное напоминание "memento mori", олицетворение мумии одинокой старости, вылезший из потаённых шкафов древесный портрет Дориана Грэя. С глаз долой – из сердца вон. И впервые я не пожалела о срубленном мёртвом дереве.
 
 
Страшен жизни неприглядный снимок,
этих черт не вынесет мольберт.
Но потом нам в вазочке для сливок
  смерть преподнесётся на десерт.
 
Не к губам, а к сердцу поднесите
зеркало, оно вам не соврёт.
Языка любви своей носитель
не умрёт, я знаю наперёд.
 
Я прошу судьбу второго шанса.
В горле трепыхается комок.
Он в слезах моих перемешался,
за окном воробышком намок.
 
Боже, с твоим замыслом сличи нас...
Дождь идёт с небес наискосок.
Ничего, что жизнь не получилась.
Главное, что замысел высок.
 
Что любовь проносится как знамя,
потрясая всех до потрохов...
Продолженье следует за нами,
уходя на цыпочках стихов.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка