Наброски, зарисовки, штрихи. "Невидимое миру" и "Ответ"
Наталия Кравченко (15/09/2025)

Утром после грозы в сквере – следы ночного сражения деревьев с дождём и ветром: обломанные сучья, рваная листва, сорванная с ветвей. Вернее, не сражения, а насилия над ними. Стоят, как в оборванных платьях, сломленные, жалкие, полуголые. Какая была здесь борьба ночью! А утром – солнышко как ни в чём не бывало. Где он, этот дождь-ветер, насильник? Его и след простыл. Вот так утром не видны на лицах следы ночных сражений, трагедий, пережитых во сне, – куда-то рвёшься, кого-то умоляешь, кричишь, рыдаешь... А утром – непроницаемое лицо, как будто всего этого и не было.
Мрак Квадрата и крики Мунка,
боль за брата, живая мука,
взгляды в бездну, ходьба по краю
и тоска, что не умираю...
Да, невесело, страшно, стрёмно,
это то что во сне орём мы,
и от пепла того горенья
жизни скорчиваются шагренью.
Ветра колючего рваные ритмы,
словно касанье щеки небритой,
когда брезжится по былому,
словно режется по живому.
Вот тогда только это Слово,
что кленово и вечно ново,
когда корни, судьба, натура…
Остальное – литература.
Приснилось: проходит мимо женщина, похожая на маму – лет 40-45-ти. Сзади вроде её причёска (перманент – тогда она делала, недолго), фигура. Но – оборачивается, смотрит на меня – и я вижу, что не она, хотя похожа. И она пристально вглядывается в меня и – тоже, не узнав, поняв, что это не я, отворачивается и идёт дальше, быстро. И я, в отчаянии от этого – что не она? что она всё-таки, но не узнала? не узнана? – протягиваю вслед руки и – буквально взвыла, как зверь. И проснулась.
Ловлю себя на мысли, что самым для меня страшным было бы – встретить их на том свете – маму, отца, и они меня не узнают, пройдут мимо. Это кошмар моих снов.
Всё началось с того, что беляши
испечь решила, но забыла только
рецепт, ну ладно, тесто, полежи,
я бабушку спрошу, чего и сколько.
А бабушки, гляжу, и след простыл,
ушла и мне ни слова не сказала.
Забыла, что тут ужин наш остыл,
носки ещё мои не довязала.
Надела свой любимый креп-жоржет,
я помню тот волан и кружева те,
ну, бабушка, куда же ты уже?!
но этот крик утонет словно в вате.
Куда могла уйти она? Ну да,
к родне, что на Ульяновской, где, боже,
когда-то жили мы, но вот беда,
там телефона нет, и дома тоже.
Мне не пройти проклятый рубикон...
И вдруг автобус, словно с неба послан.
И входит некто прямо сквозь балкон.
Гляжу — а это почему-то Познер.
Казалось бы, не вор и не бандит,
но как от страха не сошла с ума я...
Он так сурово на меня глядит,
что я без слов всё сразу понимаю.
Нет, не испечь мне больше беляша...
Давид, я бабушку ищу ночами,
ты не видал, куда она ушла?
Он, глядя в никуда, пожал плечами
и медленно растаял в темноте.
И я опять одна с душой без тела.
Людей полно, но всё не те, не те,
а где мои? Куда ты, жизнь, их дела?!
Чем горе своё горькое залью?
Когда-то в доме этом было тесно...
Слезами я муку свою солю
и яростно замешиваю тесто.
Воробушкам крошу я беляши,
не важно, наяву иль понарошке,
дитёныши моей больной души,
как рады вы и чёрствой даже крошке.
«Как детки сиротливые», – о них
писал Есенин, в детстве я читала
и плакала, и жалость ту из книг
навек в себя бессмысленно впитала.
«И жмутся поплотней», а мне к кому
приткнуться с этим холодом и болью,
к кому прижаться в пасмурном дому,
кого бы накормить своей любовью.
Кому меня, я та же, что была,
вы не смотрите, что другая с виду,
я обернусь, румяна и бела,
которой так мила была Давиду.
Кому полвековые беляши,
кому тоска и вирши с пылу с жару,
кому с души те камни-голыши,
что тяжестью под стать земному шару?
Душа уже в заплатах от расплат.
Мука как мука в пальцах рассыпалась.
Проснуться и взглянуть на циферблат...
Так поздно я ещё не просыпалась.
Опять с тобой проснуться не вдвоём...
И вдруг часы пробили полдень грозно.
Так вот откуда Познер в сне моём!
Чтоб рифму подсказать: всё поздно, поздно!
Я обронила на пол телефон.
Я обронила дом, семью и юность.
Пластинку вновь заводит патефон
о жизни той, куда уже не сунусь.
Но будь же благосклонен, небосклон!
Ведь вспоминать – большое тоже дело...
Скорей бы утро, вечер, ночь и сон,
чтоб повидать там всех, кого хотела.
Ответ
Иду рано утром по скверу и озираю дозором свои "владения" – деревья, которых не видела с прошлой осени. Многих с горечью не досчитываюсь. Нет ивы, о которой я писала: "Ива-плакса опростоволосилась, все свои гребёнки растеряла". И ещё одного деревца из моего стиха: "Есть место у конца вон той аллеи, где дерево растёт наискосок". Их погубила буря. След их жизни остался лишь в моих строчках.
Очень много деревьев повырубили этим летом. Всюду глаз утыкается в пни, уродливые отпилы, обрубки. Мне кажется, любое, самое старое, сухое, согнутое в дугу дерево всё же лучше, чем это. Старость в любом случае лучше смерти, да ещё такой: хирургически безжалостной, насильственной, похожей на казнь. Я любила разглядывать графический рисунок голых деревьев, угадывая в них какие-то метафоры чужих судеб, разгадывая ребусы и шифры их застывших жестов: воздетых к небу иссохших рук, вытянутых искривлённых пальцев, вылезших из земли корневищ.
А теперь вместо древесных драм были плахи, где закончились их земные существования.
Взгляду пусто, душе грустно, мёртво.
В окруженье лишь деревьев,
прячась в книжку и тетрадь,
я училась слушать время,
время жить и умирать.
прячась в книжку и тетрадь,
я училась слушать время,
время жить и умирать.
Было сладко, было горько,
но хотелось всё испить.
Отщепенка и изгойка,
обречённая любить.
Ангел мне играл на флейте:
"Время – самый лучший врач".
Жизнь прекрасна – хоть убейте.
Я так счастлива – хоть плачь!
Вот я дошла до своего любимого места: невдалеке от конца аллеи, упиравшейся в Торговый центр, было небольшое ответвление от основной дороги, ведущее вглубь сквера. Здесь в тени деревьев пряталась лавочка, где можно было посидеть не на виду у прохожих. Напротив этой скамьи возвышались три дерева, созерцание которых всякий раз наводило меня на философские размышления, а однажды даже – на такие стихотворные строчки:
А вот моя любимая скамейка.
Аллейки убегающая змейка.
Три дерева напротив, три осины.
И каждое по-своему красиво.
Одно – огромно, а второе – скромно,
с ещё не прорисованною кроной.
А третье – с чётким абрисом скелета,
застыв в витке смертельного балета.
Жизнь человека: юность, зрелость, старость...
Скажите, сколько мне ещё осталось?
Три дерева раскачивает ветер.
И каждое по-своему ответит.
Я присела на лавочку, привычно устремив взгляд напротив. Но вместо трёх древесных "богатырей" ему предстали лишь два: "молодость" и "зрелость". Дерево-старость превратилось в плоский, ничего не говорящий ни уму, ни сердцу, пень. Свежий спил бессмысленно косил на меня своим пустым глазом. И вдруг осенило: это же ответ! Ответ на вопрос, который я столько раз здесь себе задавала. Прообраза страшного будущего больше нет, призрак скелетообразной старости уже не маячит перед глазами. Только юность и зрелость, которые раскачивались в такт ветру, словно стремясь донести до меня сквозь лиственный шум свой утешительный шёпот, свои успокаивающие, просветлённые небом, шелестящие слова: "Смерти не будет, будет вечная музыка..."
Вспомнился давний сон об отце, запечатлённый мной в стихе: "Так смерти нет?" – спросила я отца./ Он улыбнулся: "Нет". И я проснулась." И вот теперь, вслед за отцом, эти два дерева говорили мне о том же.
Исчез с глаз монстр грядущего ("грядущее, попозже, не теперь!" – заклинала я его в стихах), грозное напоминание "memento mori", олицетворение мумии одинокой старости, вылезший из потаённых шкафов древесный портрет Дориана Грэя. С глаз долой – из сердца вон. И впервые я не пожалела о срубленном мёртвом дереве.
Страшен жизни неприглядный снимок,
этих черт не вынесет мольберт.
Но потом нам в вазочке для сливок
смерть преподнесётся на десерт.
Не к губам, а к сердцу поднесите
зеркало, оно вам не соврёт.
Языка любви своей носитель
не умрёт, я знаю наперёд.
Я прошу судьбу второго шанса.
В горле трепыхается комок.
Он в слезах моих перемешался,
за окном воробышком намок.
Боже, с твоим замыслом сличи нас...
Дождь идёт с небес наискосок.
Ничего, что жизнь не получилась.
Главное, что замысел высок.
Что любовь проносится как знамя,
потрясая всех до потрохов...
Продолженье следует за нами,
уходя на цыпочках стихов.
Последние публикации:
Наброски, зарисовки, штрихи. Люди, птицы, звери... –
(09/09/2025)
Наброски, зарисовки, штрихи. Быть женщиной — великий шаг... –
(29/08/2025)
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. "Качество жизни" –
(27/07/2025)
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. "Птичьи права" и "Спасение стрижа" –
(17/07/2025)
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. ...Тем больше люблю собак –
(12/07/2025)
Рассказы "Сластёна Дольский" и "Образ счастья" –
(01/07/2025)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы