Комментарий | 0

Византия и иные окрестности Горнего Иерусалима (С комментариями автора)

 

Афонский антиминс
 
 
Антиминс из ризницы мон-ря Симонопетра на Афоне. XVI в.
 
 
...а образ в сребропозлащенной ризе
          Сияет ликом Спасовым из мглы,
И ласточки воркуют на карнизе
          Несокрушимо-истовой скалы.
У края созерцательного понта (1),
          Ничтоже помышляху о земном,
Послушники стоят - и нимб (2) геронта (3)
          Мелькает в параклисе (4) за окном.
Пунктир экуменической отравы,
          Плетутся пароходные гудки,
А греци, еже льстивы и лукавы,
          Пред Русиком (5) склоняют клобуки (6).
О Русь Святая, ты и на Афоне
          Пречистой лобызаешь омофор (7)
И предстоишь на освященном лоне
          Простора, что простер трикирий (8) гор
Прочь от поверженна Втораго Рима (9)
          Туда, где, у престола предстоя,
Целебниче благой Пантелеимон
          Уже подъемлет лжицу (10) за края
Скудельной скрыни (11) , еже не скудеет
          Вдоль бреда богоборческих орбит
И тайной исцеления владеет,
          И меру откровения хранит,
Дондеже сокровенные святые
          Отслужат у покинутых калив (12)
Последний чин последней литургии (13) ,
          Афон, как антиминс (14) небес, сложив.
 
       
  Комментарии:
  1. Понт (греч.) - море.
  2. Символическое изображение сияния в виде золотого диска вокруг головы святых.
  3. Геронт (греч.) - старец.
  4. Параклис - небольшая домовая церковь, обычно - зал в комплексе келий, где молятся престарелые и больные монахи, которым тяжело спускаться в монастырский храм.
  5. Старинный русский монастырь на Афоне.
     
     
  6. Монашеский головной убор, у греков - знак схимнического достоинства.
     
     
              Св. Силуан Афонский
 
    7.  Омофор, или мафорий - верхняя одежда, плащ, набрасываемый на голову.
  
   8. Трикирий (греч.) - трисвещник, атрибут архиерейского богослужения, знаменующий три испостаси Пресв. Троицы. Полуостров Халкидики делится как бы на три отрога (свечи), крайняя восточная из коих - Афон.
 
  9.  Второй Рим - Константинополь, захваченный в 1453 г. турками и ныне называемый Стамбулом.
 
  10. Лжица - ложечка, которой во время чина приобщения св.Дары подаются причащающимся из потира.Скрыня - сосуд или ларец.
 
  11. Монашеские жилища, состоящие обычно из нескольких келий.
 
  12. Согласно афонскому преданию, при конце времен последняя литургия на земле будет отслужена на Афоне, в храме Преображения на вершины г.Афон.
 
  13. Антиминс (греч., буквально означает “противо- или вместопрестолие”) - особый плат с вшитой частицей мощей, заверенный подписью правящего архиерея, которую затем расшивают нитками. Без антиминса невозможно совершение Божественной литургии. Обычай вшивать в антиминс частицы мощей восходит ко вренам катакомб (I-III вв. по Р.Х.), когда богослужения совершались прямо на гробах святых.
 
 
Афонское угощение
 
 
          Афонское угощение. Лукум,
Аскетственная стопочка ракии
Да кофе - возгреватель горних дум
По трафарету нимбов Византии.
На кротких склонах инобытия
Геронты (1) купно (2) совершают орос (3) ,
В стасидиях (4) Пречистой предстоя
И взорами раскачивая хорос (5)
Вокруг паникадила. Божий кров
Объемлет пирги (6) , порты (7) и оливы,
И тьма руин ахейских городов (8)
Предуказует место для каливы (9)
Забытого святого. Колесу
Нет дела до стезей и тропок этих (10)
И, как лампада, светится в лесу
Пещерка пребывающего в нетях
Пассионария, что плоть и стать
Велел смирить воде да вялой смокве,
Воспожелав душой противостать
Палеогогу (11) , чтущу filioque (12)
И всяческий папизм. Грядуща цветь
Епископов, игумнов, хлебодаров
С челна в пучину уроняет сеть,
Мня вытянуть минойчатых кальмаров (13)
Из волн, что омывают всё и вся,
Над чем воздеты stabroz и eikwn‘а,
По бывой ойкумене разнося
Святые отражения Афона.
 
         Афонско угощение. Лукум,
Аскетственная стопочка ракии
Да кофе - возгреватель горних дум
По трафарету нимбов Византии.
На кротких склонах инобытия
Геронты купно совершают орос,
В стасидиях Пречистой предстоя
И взорами раскачивая хорос
Вокруг паникадила. Божий кров
Объемлет пирги, порты и оливы,
И тьма руин ахейских городов
Предуказует место для каливы
Забытого святого. Колесу
Нет дела до стезей и тропок этих
И, как лампада, светится в лесу
Пещерка пребывающего в нетях
Пассионария, что плоть и стать
Велел смирить воде да вялой смокве,
Воспожелав душой противостать
Палеологу, чтущу filioque
И всяческий папизм. Грядуща цветь
Епископов, игумнов, хлебодаров
С челна в пучину уроняет сеть,
Мня вытянуть минойчатых кальмаров
Из волн, что омывают всё и вся,
Над чем воздеты stabroz и eikwn‘а,
По бывой ойкумене разнося
Святые отражения Афона.
 
 
Комментарии: 
 
  1. Геронты (греч.) - старцы.
  2. Купно (старослав.) - совместно.
  3. Орос (греч.) - соборное деяние, принятие директивного акта и сам акт.
  4. Cтасидии (греч.) - особые кресла-ограды, на которых можно и сидеть, и стоять, опираясь на подлокотники, во время долгих (по 10-12 часов кряду) афонских служб.
  5. Хорос (греч.) - особый кольцеобразный подсвечник диаметром 5 и более м, подвешивавшийся к потолку на цепях. Во время службы его    раскачивали особыми крючьями, и тени от его свечей и лампад, метавшиеся по потолку, создавали мистическое настроение.
  6. Пирг (греч.) - высокая монастырская башня, служившая дозорной вышкой.
  7. Порты - монастырски ворота.
  8. В древности на полуострове Афон существовало несколько городов, один из которых был даже старше Рима.
  9. Монастырское жилище из нескольких келий.
  10. На Афоне не было ни дорог, ни повозок, и грузы перевозили вьючные животные.
  11. Имеется в виду император Михаил VII Палеолог, правивший в конце XIII в. и заключивший вторую унию с Римом. Афониты отказались признать унию, и император направил на святую гору войска для борьбы с непокорными иноками. Многие из них были казнены.
  12. Filioque (лат.) - букв. “[и] от сына”. Добавление к в Никео-Цареградскому символу веры, принятое католической церковью c IX в. и отвергаемое православными.
  13. Кальмары на Афоне считались постным кушаньем, своего рода живыми водорослями, дополнявшими суровый аскетический рацион афонитов. У русских же иноков кальмары вызывали отвращение
 
 
 
Стихиры Василию Великому
 
 
 
 
            I
Из глубины аттическия мысли
Рцы убо, архипастырю благий,
И, полиставрион (1) воздев, исчисли
Извол благоуветливых стихий
И плески птиц посредь небесной пены,
И лани след в глухой тени олив,
И матримониальныя мурены (2)
Кроссвидовой додарвинов порыв,
И череду растительных обличий,
И ласковых дельфинов дольний лёт,
И ёжика хозяйственный обычай -
Устроить в тихой норке черный ход... (3)
О ты, святоотеческа стихира
На голос “Всякое дыханье да
Восхвалит Господа”... За срезом мира
Мерцает Вифлеемская звезда.
Гностической схоластики уловы
Мнят ересь вывести из естества,
И охлосу (4) вещают богословы
Энигму (5) Тройческого Божества (6 ).
Ты ж предстоишь пред истиной и вздором,
Совлекшись козней и забот земных
И покрываешь кротким омофором
Ефрема (7) псалмопевца и иных,
И, тайной воскрешения владея
У лествицы небесного пути,
С порога обращаешь иудея (8),
Хотяй всем в разум истины придти.
 
 
                    II
 
          Василий Великий, камо грядут твои
Архипастырские сандалии, насандаленные смиреньем
И нежеланием всуе разглагольствовать о бытии
Самым что ни на есть языческим стопосложеньем,
Яже убо писаху кир Григорий? Милость и гнев
Игемоны и кесари чередуют, как кости в абаке,
А душа утешается Беседами на Шестоднев,
Ибо - óвое место льву, óвое - скимну, собаке
И скотине, сказуемой скопом. Епитрахиль
Паче римския тоги и позднеантичных схолий,
Но Гомерами и Горациями подъятая древляя пыль
Застилает глаза не только любителям богомолий.
Что есть живая вера? Аксиомственность феорем,
Простецов утешающее таинство благодати
Или же то, как смиренный сирский диакон Афрем
Глаголет свои мимры мымрам азийской знати?
А может - елицы хотяще внити в Христов рай
Ничтоже смущахуся присутствием, местом, часом
И верою воспылаше - и сразу, как Николай
Мирликийский пред ликом кесаря Ария - по мордасам?
Может, и так. Но сколько бы души, державы, тела
Ни повергай на стадии, стасидии и ступени,
Вера - та же лампада: лишь бы она была
И облистала окрестности Кесарии или хоть тени
Двух замужних смиренниц, что утром бредут за водой
Или с мужнего ложа бредут на мясной рынок
И – светят до всякой догматики учительною звездой
Апе Макарию (уж на что из иноков инок!)...
 
 
            III
          
Азийские мужи библейский пыл
  Возлили на ахейские пригорки.
А Кир Василий ежиков любил,
  Зане двояковыходные норки
Прообразуют две природы. Грех
  Останется за срезом Божья гнева,
Пока рекут о тварях и о всех
  Учительные главы Шестоднева.
О Моисей! Как далеко Талмуд
  Увлек тебя от чаемого рая!..
Каппадокийской экзегезы труд
  Духоподъемен, рук не покладая,
Помимо хиротонии. Слова
  Имян стихий, произрастений, тварей
Есть звуковые срезы естества,
  По коим человечий бестиарий
Угадывает Промысл и Творца
  В земном метафизическом союзе.
Соитье рыб и бабочек пыльца –
  Не самые простые из аллюзий,
На коих мир стоит среди своих
  Попыток к бытию и пыток бытом.
И псалмопевца прикровенный стих
  Являет волю Божию орбитам,
Вдоль коих Рома с присными ее,
  Пред Логосом склоняя долу выю,
Свое реализует бытие,
  Служа Василиеву литургию.
 
 
   Комментарии:
 
  1. Полистарион («ризы крестчатые») – верхнее облачение архиереев, сплошь покрытое изображениями крестов.
  2. Согласно «Беседам на Шестоднев» св. Василия Великого, основанным на тогдашних натурфилософских представлениях о животном мире, мурены совокуплялись с ехиднами.
  3. Согласно тому же «Шестодневу», еж устраивал в своей норе два выхода.
  4. Охлос – простолюдингы, необразованные.
  5. Энигма (греч.) – загадка.
  6. Догмат о Св. Троице был принят в IV в., в эпоху, когда подвизался св. Василий.
  7. Имеется в виду св. Ефрем Сирин, автор множества духовный сочинений, который долгие годы был диаконом, и которого св. Василий заочно (по другой версии – при краткой встрече) рукоположил в пресвитера.
  8. Согласно житию, незадолго до кончины св. Василий познакомился с богатым иудеем, у которого внезапно умер один из домочадцев. Иудей поклялся, что если святой воскресит умершего, то он примет крещение.
 
 
 
 
APOTHEGMATA PATRUM AEGYPTORUM (1)
 
 
 
     А святость – знать, удел ее таков –
Питает склонность к блокам и повторам
И любит заглянуть под нищий кров
Куда как чаще, чем в сенатский кворум,
Дабы собрать для будущих веков
Apothegmata patrum Aegyptorum -
Речения египетских отцов.
     Над тростниками нильския струи
Аскеза дышит святостью и тленом.
Шенyте (2) же, вздев милоть Илии (3) ,
Игуменство творит пяти коленам (4) .
     Плети корзины (5), бесов поборай,
Беги экуменический агоний –
И Псой и Поймен (6) зде содеют рай
В пустыне, где радел апа (7) Антоний (8).
     Цыновкой драной чресла препояшь
С послушником Бесoй или Сисоем (9)
И не иссякнет ни одна из чаш
Пред скитским целомудренным покоем.
     Пусть старец мирно дремлет в львином рву (10) -
Кровь мучеников устыдит порфиру,
А ты, разбойник, подклони главу
Под злую игемонову секиру (11) .
     Аскеты, что вам небо и земля,
Когда душа стремится к горней сути!
Се – Сам Господь готовит место для
Закладки храма (12) , чтя извол Шенуте.
    
     Блажен не убоявыйся смертей,
Не взнесший жертв бесaм венца достоин,
Но в келье затворившийся своей
Суть истинный Христов слуга и воин.
     Глаголет старец – и послушник мёд (13)
Из стaтира (14) прольет без колебанья
И вновь его до капли соберет
Без капли праха лжицей послушанья.
     И юноша смиренный, что приник
К камням базилики разжженьем плот,
Дерзнет составить Древний патерик
Епископства святаго на излёте.
     Прищур александрийских пап (15) суров,
Но, словно Нил, до дна не будет выпит
Ересиархов край и простецов,
По-коптски – Хем, по гречески – Египет.
 
 
Комментарии:
 
  1. Apothegmata patrum AEgyptorum (лат.) - изречения отцов египетских.
  2. Шенуте (V-VI вв.) - величайший коптский святой, основатель ряда монастырей и храмов, автор множества проповедей и назидательных писаний. Прожил 116 лет.
  3. Согласно житию апы Шенуте, когда тот был еще подростком, ангел принес ему милоть (плащ, истолкованный впоследствии как знак схимнического достоинства) св. пророка Илии. Проснувшись, Шенуте надел ее и никогда, до самой смерти, не снимал дар Илии.
  4. Шенуте, отличавшийся невероятным долголетием, воспитал пять поколений иноков.
  5. Плетение корзин - излюбленное монашеское “рукомесло”, позволявшее немного зарабатывать и в то же время постоянно творить умную молитву.
  6. Псой и Поймен (Пимен) - египетские святые IV-V вв.
  7. Апа (коптск.) = авва (евр.) - букв. “отец”; старец, настоятель монастыря.
  8. Антоний - св. Антоний Великий (IV в.), египетский пустынник, основатель и апологет христианского монашества.
  9. Бесa и Сисой Великий - ученики и сподвижники апы Шенуте.
  10. Имеется в виду св.Герасим Иорданский, в житии которого рассказывается, что ему многие годы служил ручной лев.
  11. Эпизод из жития апы Шенуте.
  12. Эпизод из жития апы Шенуте, пример особой высоты его святости. Апе Шенуте часто являлись Богоматерь, апостолы, Иоанн Предтеча и даже Сам Спаситель.
  13. Эпизод из жития апы Шенуте, пример абсолютного послушания.
  14. Статир – эллинистический сосуд для жидкостей, горшок.
  15. Папа – один из членов официального титула православных александрийских патриархов, одно время боровшихся за первенство чести с римскими папами.
 
 
Церковь Пророка Михея
 
 
 
Елей елейных аллея,
        Схимы, скуфьи, купола.
Церковь пророка Михея (1)
        К Трапезной крест вознесла.
Неф аскетической крыши
        В небо отчалить готов.
Что изглаголати мниши,      
        Древлий пророче (2) Христов?
Како, радея железу
        Овавилоненных дней,
Вспомнить благую трапeзу
        Духа за книгой твоей?
...Святость в Израиле канет,
        Сгинет Иаковля плоть
И в Вифлееме восстанет (3)
        Царь Иудейский - Господь;
Труп воскресит - и калеку
        Днесь исцелит от всего:
Только враги человеку
        Судь домочадцы его (4) .
Вот и уйдет Он, глаголы
        Благовествуя Свои,
В тихие дебри и долы
        Русской бытийной струи,
Где, аки капля елея,
        Чин помазaнья творя,
Церковь пророка Михея
        Паки сретает Царя,
Таинством преображения
        Тронувша скромную весь,
Свет и кенозис (5) смиренья
        Прообразуя поднесь.
 
 
     Комментарии:
 
  1. Небольшая одноглавая церковь у стен галлереи Трапезной в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
  2. Михей (Миха) - один из двенадцати “малых” пророков, книга которого входит в канон Ветхого завета. В книге пророка Михея есть два места, относимых ко Христу.
  3. Первое пророчество Михея: “И ты, Вифлеем, ничем не меньше других
  4. Это место предваряет слова Христа: - Враги человеку домашние его.
  5. Кенозиз (греч., в слав. пер. “истощевание”) - учение о самоумалении Бога в акте вочеловечения Христа ради спасения человека и раскрытия в нем Божественного начала...
 
 
 
Память Св. Феофана Затворника
 
 
 
...а завтра голубь духа возворкует
          И уврачует быт благим крылом,
И Феофан Затворник истолкует
          Заветный сто осьмнадцатый псалом (1)
И осенит скоромною прикуской
          Евангельскую мистику постов (2),
Переложив на семинарско-русский
          Весь сонм благоуветливых отцов
Афонской “Филокалии” (3) . А тамо,
          Небесный лик пиша у Вышских (4) вод,
Всем дамам, взятым от ребра Адама,
          Подаст, и преподаст, и надает.
И, претворяя в золото корвана (5)
          Свою Пантелеимоновску (6) медь,
Вспоет и декадентска средь дурмана
          Пойдет на фисгармонии (7) гудеть;
И Мопассана (8) пролистнет, и нотам
          Намнет негармонически бока,
Чтя дни по лестовке и оборотам
          Святительска токарного станка (9) .
О пастырь, на иконе (10) и в поклоне
          Благая и высокая творяй!
Зри нань, воздень учительные брони
          И помолись за попранный наш край
И, доброту евангельскую спрятав
          В суровь очей, днесь отмоли его
От супостатов всех и пустосвятов
          Перед престолом Бога своего...
 
 
Комментарии:
 
  1. 118 псалом - самый большой в Псалтири; состоит из 176 стихов и представляет собой огромный акростих. Дело в том, что в древнееврейском алфавите было 22 буквы, и первые строки каждого воьмистишия начинаются с букв, расположенных в алфавитном порядке.
  2. В православой церкви 4 Евангелия и 4 многодневных поста.
  3. “Филокалия” (греч.) - “Добротолюбие”, свод святоотеческих наставлений к духовной жизни, составленный в середине XVIII в. Никодимом Святогорцем и . Первый краткий русский вариант “Добротолюбия” был составлен св. Паисием Величковским, а в середине XIX в. св.Феофан Затворник заново перевел и дополнил его, так что в итоге получилось 5 томов.
  4. Св. Феофан Затворник жил в затворе в Вышенском монастыре на р.Выше.
  5. Корван (евр. букв.) - жертва Богу. Ср. слова Спасителя: “- ...говорите корван”.
  6. Св.Феофан Затворник завещал весь доход от изданий своих переводов “Добротолюбия” Свято-Пантелеимоновскому русскому монастырю на Афоне.
  7. Живя в затворе, святитель в свободное время любил петь духовные песнопения и заказал себе фисгармонию, чтобы исполнять светскую музыку.
  8. Будучи полиглотом, святитель выписывал массу новейшей европейской литературы.
  9. Святитель любил заниматься резьбой и вытачивание по дереву, делал резные рамочки для портретов и литографий.
  10. Святитель пробовал свои силы в иконописи; сохранилось несколько написанных им икон.
 
 
Голосоведение
 
Твори из ученических басков
          Небесное подобие партеса (1) ,
Кастальский, Гречанинов, Честноков -
          Преодоленцы оперного беса.
Италианства разлиянный яд
          Зачерпывая вольтерьянским ухом,
Бояре на вечерне предстоят,
          Червонцем озабочены и брюхом.
Прогрессом искаженные тела
          Взыкуют онемеченныя славы -
Но не о них звонят колокола
          Во все свои царьградские (2) октавы.
И не за них, верша духовный труд
          По северным каливам и природам,
Аскеты валаамские (3) поют
          Сплетеньем знаменного с обиходом (4) ,
Ему же внемля просреди дрянцы
          И позолоты бытия земного,
Роняют слезы в бороды купцы
          Поморы – аматёры  путевого (5)
И тирирема (6). Строгий Спасов лик
          Чин парусии (7) дмит и длит в эфире,
И царь Давид воистину велик
          Сакральным мeлосом (8) своей Псалтири.
А Третий Рим, апостольски небрит (9) ,
          На галло-немцев зрит смиренно-косо
И словенщизной истовой плоит
          Священные Романовы (10) икосы (11) .
 
 
     Комментарии:
 
  1. Партес - особый вид церковных песнопений с выделением отдельных голосов (партий, отсюда название). Возник в конце XVII в. и пользовался огромной популярностью в XVIII в., являясь гимнографическим адекватом пышного стиля барокко.
  2. Партесное и прочие “италианские” (т.е. католические песнопения) противоречили каноническим византийским (царьградским) распевам.
  3. В Валаамском монастыре существовал свой особый распев.
  4. Знаменный, обиходный - виды канонических распевов.
  5. Путевой - один из канонических распевов, ценившийся у старообрядцев-поморов.
  6. Тирирем - особое протяженное афонское песнопение на неведомом древнем языке (по традиции - ангельском, или енохианском, хотя не исключено, представляет собой ритмическую глоссалию), заполняющее паузы между частями богослужения.
  7. Изображение явления Христа, Богоматери и святых на облаках.
  8. В древнееврейской практике псалмы пелись на особые распевы под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (псалтыри, “орудия сынов Кореевых” и др.).
  9. Православное духовенство и монашество всегда носило бороды в подражание апостолам и Спасителю, а в католической церкви возобладала традиция “бритого” клира - в подражание римским императорам.
  10. Роман - имеется в виду св. Роман Сладкопевец (VIII в.) - создатель жанра акафиста и автор первого акафиста - акафиста Пресвятой Богородице.
  11. Икос (наряду с кондаком) - элемент акафиста, протяженного, ритмически организованного илистихотворного текста панегирического содержания в честь Спасителя, Богоматери и святых.
 
 
    Собор Пресвятой Богородицы
 
 
 
С предрождественского понедельника
Пост вступает в крутые права
И лампада сочится с сочельника
Неотмирным лучом Рождества.
И, воздевши препоны суровые
Для метельных взлохмаченных грив,
Веют ладаном лапы еловые,
Вифлеемский вертеп учинив!
А в Собор Пресвятой Богородицы (1) ,
Души высветлив пред бытием,
Прочитаем акафист, как водится,
Величальный тропарь воспоем -
И, вдали от содома московского
У купели, врачующей быт,
Строгий лик Серафима Саровского
Над Россиею выспрь воспарит,
Ибо, как византийские златницы (2) ,
Не разменянные на рубли,
Две пророческих пятидесятницы
С николаевской службы (3) прошли,
И теперь у канавки (4) -околицы
Рима, внявша душей Рождество,
Предстоят они вместе и молятся -
Император и старец его.
 
 
Комментарии:
 
  1. 26 декабря/8 января.
  2. Златницы (старослав.) - златники, или номисмы, самая крупная денежная единица Византийской империи, самая стабильная валюта второй половины I тысячелетия по Р.Х.
  3. В чине пославления св.Серафима Саровского в июле 1903 г. принимал участие Государь Император Николай II, ныне - св.мученик и страстотерпец император Николай.
  4. Канавка, прорытая, согласно наставлению старца Серафима, вокруг основанного им Серафимо-Дивеевского женского монастыря, который, по его словам, есть четвертый земной удел Богородицы. По обетованию старца, канавку эту не сможет перейти антихрист.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка