Подвиги Геракла. Стимфалийские птицы (Опыт историософско-антропологического прочтения)

 

 

 

Третий подвиг Геракла – истребление Стимфалийских птиц.

Сюжет этого, наверное, самого короткого мифа из цикла о Геракле и, на первый взгляд, самого легкого подвига героя А.Н. Кун излагает так:

Эврисфей поручил Гераклу перебить Стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них. Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились Стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны[i]; когда же птицы взлетят - перестрелять их из лука. Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним. Они дождем сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе взвились за облака Стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта, и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг[ii].

 

На самом деле эта история с птицами – всего лишь эпизод в кровавой драме без преувеличения вселенского масштаба. Прежде всего, этот миф повествует о борьбе человека с бесчисленными и многообразными болезнями, которые несут собою эти птицы, поражая своими бронзовыми когтями, клювами, перьями и заразным помётом всё живое: людей, животных, растения. Стимфалийские птицы, как и передаваемые ими болезни, хотя и вскормлены богом войны Аресом, это всё же порождение природы и вместе с тем один из способов (как и сама смерть) ее существования. Поэтому миф о них, конечно, нужно объединить – в качестве рассказа о третьем подвиге Геракла – с мифами о Немейском льве и Лернейской гидре – символах грозных природных стихий.

Иносказательный смысл этого мифа (врачевание) нечаянно обозначил Р. Грейвс, упомянув в примечании со ссылкой на сочинения Страбона, Аполлодора и Павсания, что «хотя Афина продолжает помогать Гераклу, этот подвиг не относится к брачным испытаниям, а прославляет его как врачевателя, изгоняющего демонов лихорадки, отождествляемых с болотными птицами»[iii]. При этом, однако, Р. Грейвс не увидел причинно-следственные связи между событиями и отношениями между героями этого, а также других мифов.

Но, поскольку медицина как искусство врачевания души и тела появляются на достаточно высокой ступени развития человечества, то рассказ об этой истории можно, хотя и с оговорками, поставить на шестое место в последовательности подвигов Геракла вслед за Керинейской ланью, Эриманфским вепрем и Авгиевыми конюшнями, ведь эти четыре мифа объединены одним понятием «культура», помня при этом, что хронологически история о Стимфалийских птицах идет вслед за рассказом о Лернейской гидре[iv]. Впрочем, понятие временной последовательности в мифологических сюжетах – «вещь» очень условная, так как настоящий миф всегда самодостаточен и в символической форме рассказывает не столько об историческом, сколько о вечном.

Чтобы добраться до глубинного, «вечного» смысла третьего подвига Геракла, нам надо реконструировать события, предшествовавшие изгнанию смертоносных птиц из Аркадии. И начать мы должны с имени Тантала (Τάνταλος, букв. подвешенный в воздухе, раскачивающийся), сына Зевса и фригийской царицы Плуто, которое всем известно по крылатому выражению «Танталовы муки», как обозначение невыносимо мучительного голода и жажды вблизи воды и яств. Тантал – это символ вселенского голода, присущего всякому живому организму.

Существуют разные версии, точнее, целый перечень преступлений Тантала перед богами: от разглашения тайных решений Зевса до убийства своего сына Пелопа (Πέλοψ, букв. мертвецкий пьяный), из тела которого Тантал приготовил блюдо пирующим богам, которые сразу поняв замысел Тантала, воскресили Пелопа. Однако все потомки Тантала были прокляты и потому совершали подобные преступления в отношении своих детей, зачатых по большей части в отношениях инцеста. Например, уже знакомый нам глашатай Эврисфея – Копрей-навозник, передававший Гераклу очередное приказание.

Расчленяли потомки Тантала и своих врагов[v]. Таким врагом у сына Тантала, Пелопа, был царь Аркадии Стимфал (Στύμφαλ, букв. осётр), в честь которого названы источник и город в этой местности. Не сумев победить Стимфала в бою, Пелоп втерся к нему в доверие, и во время «дружеской» беседы убил, а тело расчленил и разбросал по всей округе[vi]. Ручей из бившего ключа со временем образовал Стимфалийское озеро, которое от длительного гниения останков убитого царя превратилось в зловонное и заразное болото. Именно туда слетелись обернувшиеся – после смерти отца – в страшных птиц с бронзовыми клювами, когтями и перьями дочери убитого Стимфала и его жены Орниты (ὄρνιθα, птица). Прилетели они с берегов Черного моря – Понта Эвксинского (букв. Гостеприимного моря), где их вскармливал бог войны Арес[vii] и его вечная спутница старая, как сам Хаос, кровожадная Энио (Ἐνυώ, разрушение)[viii], а также дочь Ареса и богини любви Афродиты – Эрида (Ἔριδα), богиня раздора[ix]. Поначалу птицы осели в так называемом Волчьем овраге, но непрестанный волчий вой по ночам мешал им спать, видимо, напоминая о чудовищной смерти отца, поэтому они перебрались Стимфалийское болото.

Вот с этими Стимфалийской птицами и суждено было биться Гераклу.

С такими грозными и бесчисленными врагами Геракл мог справиться только с помощью своей покровительницы богини мудрости и справедливой войны Афины-Паллады. Именно она вручила герою, одетому в непробиваемую шкуру Немейского льва[x], в качестве оружия бронзовый тимпан, выкованный богом огня Гефестом, низкие звуки которого воззвали из глубин мироздания богиню земли Гею (Кибелу), чей гнев испугал смертоносных птиц, в трепетном страхе взмывших вверх с поверхности Стимфалийского болота. Кроме того, Афина надоумила Геракла взобраться на выступ горы Киллены[xi], чтобы иметь удобную для боя позицию и стрелять по атаковавшим его птицам до тех пор, пока они не улетят в дальние края, в том числе к богу Аресу на берега Понта Эвксинского.

Аполлоний Родосский (III век до н.э.), переделывавший на свой лад древнюю даже для него мифологию III-II тысячелетия до н.э., «заменил» тимпан Афины на трещотку (кроталу)[xii], которой Геракл просто распугал птиц. Тем самым Аполлоний Родосский низвел подвиг Геракла до развлекательного приключения. К сожалению, этот вариант древнего мифа и по сей день кочует во многих пересказах[xiii].

Таким образом, третий подвиг Геракла состоял не в том, что он частично расстрелял, частично разогнал невесть откуда взявшихся опасных и докучливых птиц, живших на Стимфалийском болоте, а в том, что герой вступил в схватку с одной из самых страшных бед человеческого рода – болезнями, а также положил конец инцесту и каннибализму в Аркадии – символа вожделенного людьми рая на земле. Тем самым Геракл не только обеспечил условия для жизни людей и процветания этой страны, но и положил начало запрету на инцест и каннибализм. На этих двух запретах, как показал З. Фрейд, и держится вся человеческая культура[xiv].

 

 

 

[i] Тимпан (τύμπανον) в Древней Греции - односторонний барабан, который использовали во время религиозных оргиастических празднеств в честь Диониса и Кибелы (критский вариант матери всех богов Геи). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0

[ii] Кун А.Н. Мифы Древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/75.htm

[iii] Грейвс Р. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/128.htm

[iv] Половина как античных мифографов, так и современных мифологов в последовательности подвигов Геракла ставят Стимфалийских птиц на третье место, а половина – на шестое: обе версии по-своему, хотя и в разной степени, обоснованы. Первая, конечно, более убедительна.

[vi] Обнорский В. Стимфал. / Энциклопедия классической греко-римской мифологии. https://religion.wikireading.ru/88612

[vii] Арес, олимпийских бог несправедливой войны (отличие от справедливой богини войны Афины. https://ru.wikipedia.org/wiki/Арес

[xi] Киллена (Κυλλήνη) – в греческой мифологии нимфа, супруга Пеласга, мать Ликаона, царствовавшего в Аркадии и наказанного Зевсом вместе с 50 сыновьями за нечестивость и заносчивость (Apollod. Ill 8, 1). Ее именем была названа высочайшая гора в Пелопоннесе, где, по преданию, родился Гермес. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/579/%D0%9A%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0

[xiii] Так, Юстина Голубец пишет: «Наверное, это один единственный подвиг героя, который не изнурил, а вызвал у него смех. Хотя Геракл ничего и не добыл, но, во всяком случае, хорошо расслабился. Вспоминая грустные последствия пьяного безделья с кентавром, этот подвиг доказывает, что для внутреннего равновесия и душевного комфорта полезнее хотя бы и погреметь трещоткой, потанцевать и от души посмеяться.» https://psyfactor.org/lib/ercole.htm

Или вот еще два варианта, кстати, очень неплохие, навеянные реконструкцией этого подвига Геракла Робертом Грейвсом: 1) https://shkolazhizni.ru/culture/articles/14981/
2) http://mythology.sgu.ru/mythology/suzet/podvigi_gerakla/podvigi_gerakla.htm#%D0%A7%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3

[xiv] Фрейд З. Недовольство культурой. https://e-libra.ru/read/143814-nedovol-stvo-kul-turoy.html ; Ридли Мэтт. Фрейд и табу на инцест. https://bio.wikireading.ru/16503

Последние публикации: