Комментарий | 0

Почему человеческая цивилизация оказывается неиссякаемым потоком войн?

 

                                                                                                Война в "Махабхарате"
 
 
 

 

1. Базовая причина возникновения войн в человеческих сообществах.

 

Все живые существа по сравнению с неодушевленными имеют кардинальное отличие от них. Оно состоит в том, что они способны потреблять, обрабатывать и передавать информацию, тогда как все пассивные образования могут быть лишь носителями информации, которою используют живые существа.

Информация, помимо прочего, приносит каждому живому существу сведения о его месте в окружающей среде, в которой ему приходится бороться за жизнь, чтобы не терять ощущений, которые ему предоставляет информационный поток, доступный для него.

Естественно, приобретение тех или иных преимуществ в борьбе с соперниками за право на жизнь может обеспечить только непрерывная борьба с самоуспокоенностью – иначе сожрут или оттеснят от кормушки.

Таким образом, чтобы уцелеть, произвести потомство и удовлетворительно питаться любое живое существо, основным свойством которого является активность, не может удовлетворяться тем, что у него есть на сей момент. Иначе его опередят и отнимут даже то, что оно уже успело приобрести.

Именно по этой причине основным следствием активности является стремление к новому, базирующееся на неудовлетворенности известным и привычным, которое, как правило, реализуется в объединениях живых существ, которым легче преодолевать сопротивление окружающей среды. И наиболее характерными примерами, как минимум, сохранения собственного ареала путем постепенного приобретения наиболее выгодных для этого свойств даже при минимуме способов для защиты от врагов являются кораллы и муравьи. Их сообщества существуют сотни миллионов лет, и вряд ли будут уничтожены без катастроф. Однако эти обедненные ощущениями сообщества находятся на окраине существования, тогда как существа с более высоким уровнем неудовлетворенности за это время усложнили свою структуру, выйдя на более высокий уровень своих потребностей и, вследствие этого, – на более богатую гамму ощущений.

Все живые существа, распределившись иерархически по пищевой цепочке, начиная с растений, дают пищу для вышестоящих в этой цепи, добившихся в ходе эволюции за счет повышенного уровня неудовлетворенности больших возможностей в потреблении информации, а, следовательно, и возможностей уцелеть, потребляя при этом в пищу тех, которые не смогли этого достичь.

В этом распределении в самом низу находятся растения, несколько выше насекомые, и завершают эту цепочку животные.

Стимулирование видоизменений во всех видах живых существ осуществляют разнообразные микроорганизмы – от вирусов до бактерий и грибов, обеспечивающих ускоренную мутацию геномов этих существ, что отчасти влияет на скорость развития и усложнения организмов.

Однако, в основе всех действий живых существ находится неудовлетворенность их сознания, позволяющая, как минимум, остаться в тренде происходящих изменений в окружающей среде и не погибнуть сразу же после появления на свет.

В рамках отдельных видов и даже семейств неудовлетворенность нынешним состоянием дел также диктует оттеснение более слабых для приобретения тех или иных благ, которых, как правило, на всех не хватает.

Появление человеческих сообществ, для которых, в отличие от всех прочих, наиболее характерным отличием является частичное отделение от окружающей среды определением себя, оказалось поворотным этапом в развитии организмов на планете, поскольку дополнило инстинктивно-рефлекторную деятельность их сознания проектно-целевой, то есть планово-перспективной вследствие осознания собственных действий, благодаря которому у людей появилось воображение, абстрактное мышление и возможность выйти за пределы полной адаптивности к окружающей среде.

Иначе говоря, появилось существо, которое ощущает себя уже не только живым организмом, а и полагает себя внеприродной сущностью, в определенной мере владеющей временем, а не просто находящимся во времени.

До появления гоминидов все остальные живые существа являлись всего лишь активными элементами среды, состоящей из них самих и неодушевленных объектов, поскольку их сознание ориентировалось только на потребление продуктов окружающей их среды без понимания того, что эту среду можно изменять целенаправленно для улучшения собственной жизни.

Сообщества гоминидов с течением времени обрели и нарастили в своем сознании некоего рода отдел, который привел постепенно их к пониманию того, что можно целенаправленно изменять среду для получения заранее предусмотренных результатов в течение запланированного интервала времени, например, не просто собиранием плодов и ягод, а их разведением. Это, в свою очередь, привело к пониманию времени как процесса, в рамках которого можно осознанно действовать на протяжении всего срока жизни. Тем самым эти, уже люди, осознали свою смертность, которую остальные живые существа только ощущают по собственному одряхлению.

Понимание человеком неудовлетворенности собой непременно провоцирует его на поиск интересного, разрешение различных загадок и проблем, часто отнюдь не утилитарных, что весьма существенно развивает сознание и дает ему с наибольшей отдачей и удовлетворением выразить себя в текущей жизни.

Таким образом, в человеческих сообществах степень свободы, заключающейся, в принципе, для всех живых существ в неудовлетворенности сознания собственным окружением, претворяющейся в воздействие на наличное бытие с учетом его противодействия, дополняется состоянием неудовлетворенности самосознания, то есть собой, вызывающей выработку способов собственного изменения путем воздействия на наличное бытие с возможностью его преобразования для своих целей.

Осознание временности своей жизни, в течение которой, тем не менее, можно достигать многих целей сообща, можно обозначить как осознание себя, или самосознание. Естественно, осознание себя не могло не привести к смягчению вражды в рамках определенных сообществ, объединенных общими целями, которых можно было достигнуть только сообща в тесной кооперации. Появились взаимопомощь, дружба, сочувствие, самоотверженность, сопереживание, которые можно объединить в термине «альтруизм».

Но, всё же, все эти альтруистические понятия, возникшие в сравнительно узкой сфере самосознания, зависимой от базового животного сознания, которое отвечает за жизнедеятельность и удержание организма в окружающей среде, не способны противостоять эгоцентризму сознания любого организма или всего сообщества организмов, каждое из которых стремится занять наиболее выгодное положение в этой среде вследствие неудовлетворенности нынешней ситуацией базового, то есть животного сознания.

Мало того, каждый человек может отличаться в своем сознании и самосознании настолько существенно от других людей, что между ними возникает не только непонимание друг друга, но и непреодолимая враждебность, так как их цели, надежды, стремления, образ жизни и т. п. настолько противоречат друг другу, что эти противоречия могут быть устранены только с устранением соперников подобно тому, как это происходит в животном мире.

То есть неудовлетворенность людей даже в рамках отдельного сообщества может быть совершенно несоразмерной, приводя не только к непониманию, но и к враждебности из-за этого непонимания.

Именно по этой причине существует вражда не только между сообществами, но и между отдельными группами людей, а также отдельными индивидами, не ограниченная только одним соперничеством, а приводящая к смертельным войнам или столкновениям между ними, как правило, за власть, приносящую не только первенство в сообществе, но и преимущественный доступ ко всем имеющимся благам.

Кроме того, неравномерность в развитии сообществ всегда приводит власть имущих к соблазну подчинить и ограбить менее развитые сообщества или даже страны, что и делали еще недавно государства «культурного» Запада и примкнувшая к ним гордая имперская Япония, презирающая остальных недоразвитых и тупых азиатов.

Сами по себе войны для населения – это ужас, разорение, голод, мрак, эпидемии, что является для громадных людских масс наиболее отвратительным и губительным.

Но для государств и толстосумов нет ничего выгоднее войн, так как можно захватить и ограбить чужие народы, обогатиться на поставках вооружения и подштанников для солдат, а также смягчить или временно устранить периодически возникающие кризисы капиталистической системы хозяйствования.

Однако самое любопытное это то, что войны являются одним из самых прогрессивных процессов, влияющих на ускоренное развитие цивилизации. Дело в том, что еще в античном Риме, непрерывно завоевывавшего другие страны и покорявшего иные народы с чуждой культурой, языками и обычаями, проявилась интересное следствие его захватнических войн, а именно: объединение варварских народов вокруг культурного центра, который не преследовал и не унижал их, а, наоборот, со временем давал гражданство, строил дороги, водоводы, мосты, повышал грамотность, заложив тем самым основу для образования Европы, как наиболее культурной и технологичной части земной цивилизации, что и проявилось в дальнейшем в эпохе возрождения и совершения именно в Европе промышленной революции, что и вывело Европу в мировые лидеры, которым она вместе со своей бывшей колонией – США является до сих пор.

Вместе с тем войны мобилизуют ради победы над врагом все творческие силы народов, раскрывают их скрытые креативные потенции, особенно в плане развития технологий, от которых зависит качество вооружения, а, значит, победа.

Например, ужасная Вторая мировая война, приведшая к колоссальным бедам, жертвам и разрухе, дала человечеству реактивную технику, совершившую переворот в воздушном транспорте, мощные ракеты, позволившие человечеству выйти в космос, атомное оружие, дальнейшая трансформация которого привела к строительству множества экономичных и экологически чистых атомных энергетических станций, а также пресекла глобальные войны из-за риска уничтожения всего человечества.

Войны разряжали кризисы перепроизводства, меняли лидеров экономического развития, оставаясь вместе с тем для населения самым ужасным из того, что может быть.

Как было показано выше, в основе этого противоречивого процесса лежит неудовлетворенность сознания, а двигателем процесса развития является противоборство эгоцентричного животного сознания и альтруистичного самосознания со всеми вытекающими из этой борьбы неустранимыми катаклизмами.

Поэтому напрасны мечты прекраснодушных радетелей человечества о его грядущей мирной, гармоничной, творческой и сытой жизни среди пальм и ароматов цветущих растений.

 

2. Цивилизации как неиссякаемый поток войн.

 

Прежде чем привести примеры, показывающие, что все сообщества даже в рамках вроде бы более-менее окультуренной цивилизации находятся в состоянии перманентных войн, отметим следующее.

Неискушенному обывателю, живущему нынче в относительно безопасной среде какой-либо развитой страны, кажется, что войны его не затронут. Действительно, не так уж просто прогнозировать будущее, но уже сейчас подступают многочисленные угрозы, и везде, по существу, идут войны в различных формах, которые не встречались ранее.

Если до возникновения цивилизации отдельные сообщества боролись за выживание подобно стаям животных, стараясь уничтожить конкурентов, поедая побежденных, то в настоящее время для ослабления и запугивания более сильного противника используются разнообразные приемы терроризма; развитые страны всеми возможными способами (кредиты, которые невозможно вернуть, подкуп правящих кланов, лживая пропаганда, военные угрозы и локальные войны) отнимают природные богатства менее развитых в технологическом и военном отношении стран, удерживая их население в непреходящей нищете; правящие элиты развитых стран и наднациональные властные элиты, в сущности, обманом, захватывают уже не территории, а экономику (акционирование, скупка целых отраслей, постановка под контроль правительств отдельных стран, создание выгодных для себя союзов ряда стран), идеологически обрабатывают население, обещая ему различные блага в будущем, но бросают ему всего лишь жалкие подачки в настоящем, а сами купаются в немыслимой роскоши, которая провоцирует перманентную зависть остальных слоев населения, и ее приходится удерживать от реализации в виде отъема имущества у богатых содержанием громадного репрессивного и полицейского аппарата и жестких законов, карающих обывателя за малейшее нарушение правил в пользу кланов, захвативших власть, вследствие чего они продолжают богатеть, а остальные – беднеть.

Подобные противоречия вызывают массу локальных войн в разных частях планеты, и они идут практически непрерывно не только между странами, но и между различными слоями населения: мусульмане ненавидят христиан и стараются всеми способами им навредить, одни этнические общины конкурируют с другими кровавыми способами, бедные жаждут отобрать всё у богатых, богачи преследуют бедняков, не только удерживая их в нищете и бесправии, но и придумывая различные способы сокращения население, которое, несмотря на свою нищету, потребляет, по их мнению, слишком много ограниченных земных ресурсов.

Всё это показывает, что оболочка цивилизации включает в себя, в сущности, полу-приматов, соединяющие в себе природное (животное) сознание, и вместе с тем ту дополнительную «часть» сознания, которая позволяет им осознавать свои действия и себя в них, абстрагируясь от реальности в своих проектах и планах, нацеленных на заветное будущее.

Подобная двойственность сознания, обе составляющие которого имеют разные и часто противоположные стремления, что обусловливает их борьбу с переменным успехом то той, то другой составляющей сознания, с одной стороны, благодаря этой борьбе, не позволяющей погрузиться в длительный застой, ускоряет их развитие вплоть до формирования цивилизации, более удобной для жизни как в отношении безопасности по сравнению с архаичными временами, когда в голоде и холоде они пожирали друг друга, так и формирования в ее рамках не только высокого уровня ощущений (культура), но и различного рода идей (наука и техника).

С другой стороны, осознание себя в равнодушном мире природы и быстротекущего времени, завершающегося для каждого человека увяданием и смертью, приводит людей в ужас, от которого они пытаются защититься изобретением религии, так как она обещает им загробную жизнь, что несколько успокаивает их, но не более того.

Как бы то ни было, но животная основа сознания homo sapiens, всегда диктует им, как и любым живым существам, неудовлетворенность имеющимся, провоцируя стремления его изменения к лучшему, то есть обретение лучшего питания, более симпатичных особ противоположного пола, более выгодного положения в сообществе, которое, в свою очередь, обеспечивает конкретному индивиду наиболее предпочтительный перечень благ, а, значит, и больший набор приятных ощущений. В свою очередь, неудовлетворенность альтруистической составляющей самосознания способна успешно противодействовать этим животным стремлениям только в спокойные времена, да и то среди немногих персон, обладающих достаточно высоким уровнем самосознания в плане альтруизма.

Однако стремление к доминированию как в внутри каждого сообщества, так и между отдельными сообществами, диктуемое животным сознанием, наталкиваются на аналогичные стремления каждого субъекта действия, вызывая тем самым их вражду, несмотря на то, что самосознание пытается перевести эту вражду в соперничество, но, как мы знаем из истории, эгоцентризм сознания почти всё время выигрывает.

То есть стремление к первенству с целью получения наибольшего числа высококачественных благ, которые добываются не просто, вызывает вражду, выливающуюся слишком часто в кровавые столкновения.

В условиях первобытнообщинного строя, роды и племена просто старались уничтожить друг друга в буквальном смысле – поедая поверженных врагов, так как пищи всегда не хватало.

С развитием самосознания и появлением цивилизации победители стали превращать побежденных в рабов, пользуясь их трудом, а затем население разделилось на относительно свободную – трудовую часть, и правящие сословие с обслуживающим его персоналом.

Подобная структура, в сущности, сохранилась и до нынешнего времени.

Теперь посмотрим на хронику войн между государствами и в рамках государств (гражданские войны) на нескольких примерах.

Поскольку империя античных римлян, в сущности, охватила в свое время на несколько столетий значительные части трех материков с наиболее развитым населением, имеет смысл взглянуть, каким образом они добились такого успеха.

Вначале основную конкуренцию римлянам составили греческие государства, правда, находящиеся на закате своей государственности.

Всё началось с объявления войны греческим городом Тарентом Риму (282 год до нашей эры). За Тарент вступился царь Эпира Пирр, противопоставивший свою экспансию захватнической политике Рима.

В ходе двух сражений Пирр одержал победу над римлянами и получил власть над частью Италийского полуострова и Сицилией. В 275 г. до н. э. войска Пирра завязали сражение с римлянами при Беневенте, в ходе которого Пирр не смог одержать победу и отступил, эвакуировав свои войска в Эпир.

Таким образом Рим одержал победу над последним значительным военачальником Греческих полисов.

В это же время между Римом и Карфагеном завязалась борьба, по существу, за овладение всем регионом средиземноморья.

Поскольку силы соперников были примерно равными, война между ними затянулась надолго.

Первая пуническая война шла с переменным успехом. Сражения римлян, высадившихся в Африке, с карфагенянами закончились поражением римлян (255 г. до н. э), затем флот римлян был уничтожен в 249 г. до н. э., но в 241 г. до н. э. флот карфагенян был разгромлен римлянами, получившим в результате контрибуцию и контроль над Сицилией.

Вторая пуническая война (218 – 201 гг. до н. э.) началась с взятия Ганнибалом испанского города Сагунты, который был союзником Рима, и продолжилась на территории Италийского полуострова триумфальными победами Ганнибала. Однако постепенное истощение сил армии Ганнибала и неудачи других полководцев Карфагена в Сицилии и Испании привели к отзыву Ганнибала в Африку, где при Заме состоялось сражение, в котором войска Карфагена потерпели поражение.

Рим стал сильнейшим государством в регионе Средиземного моря.

После второй пунической войны Рим победил Македонию, что отдало в его руки всю Грецию, разгромил империю Селевкидов, подчинил себе Египет.

Риму осталось только окончательно уничтожить Карфаген.

В 146 г. до н. э. Карфаген был взят римлянами и разрушен полностью.

Развивая свой успех в завоевании чужих территорий, Рим обратился к Понтийскому царству (89 г. до н. э.).

В самом начале конфликта римские войска в Малой Азии были рассеяны войсками царя Понта Митридата. Но в 87г. до н. э. римская армия пол командованием Суллы высадилась в Эпире, подконтрольном Митридату, и в ряде сражений разгромила войска Митридата, вынудив его освободить территории Греции и Малой Азии, занятые им ранее.

Война римлян с Понтом продолжилась в 74 г. до н. э.

В 72г. до н. э. полководец Рима Лукулл нанес Митридату сокрушительное поражение под Кабирой. Тем не менее, Митридат в 67 г. до н. э. разбил войска римлян при Зиеле, вернув себе Понт. В 66 г. до н. э. полководец Рима Помпей разбил армию Митридата на реке Лик. По ходу дела, Помпей подчинил Риму Сирию и часть Кавказа, а Митридат в 63 г. до н. э. лишил себя жизни руками своего телохранителя.

Далее всё продолжалось в том же духе: в Риме возникали кровавые гражданские войны, императоры свергали друг друга, не забывая о захвате чужих территорий, а на закате империи, пытались в войнах сохранить свое господство.

В хрониках Римской империи трудно найти хотя бы немного мирных лет. Непрерывно шли нескончаемые войны, восстания рабов, бунты недовольных граждан и населения захваченных территорий.

Может быть, в дальнейшем, после распада Римской империи, в образовавшихся отдельных странах Европы наступил мир? Ведь, кажется, сил на захваты чужих территорий у них уже маловато.

Отнюдь нет. Сил на войны всегда хватает, так как любому, представляющему себя более сильным по сравнению с соседом, всегда приходит в голову идея о реализации этой силы для подчинения себе того же соседа или, в крайнем случае, для обирания до последней копейки собственных подданных.

Поэтому Европа второго тысячелетия нашей эры представляла арену непрерывных кровавых сражений между странами и в рамках отдельных стран за первенство, не говоря уже о крестовых походах и войн за гроб Господень с неимоверным числом жертв.

Приведем несколько наиболее характерных примеров.

Англия и Франция воевали между собой с редкими перерывами почти тысячелетие – до Наполеона, заполняя эти перерывы междоусобными войнами кланов, претендентов на трон, войнами с собственным бунтующим населением, а также завоеванием слаборазвитых стран, создавая свои колониальные империи. В XIX и XX веках эти страны, помимо покорения отсталых народов, воевали с Россией, а затем с Германией, не считая менее крупных войн, в частности, Англии с Аргентиной за Фолкленды, а Франции с Алжиром, а затем в Ливии.

Россия так же воевала в течение всего второго тысячелетия со всеми окружающими ее странами практически непрерывно. А внутри России, как и в других странах Европы, воевали за власть различные группировки вплоть до XXI века. Кроме того, жестоко подавлялись народные бунты, которые возникали почти непрерывным потоком до середины XX века. То есть и тут полноценная мирная жизнь отсутствовала.

Китай все три тысячи лет своего существования тоже находился в непрерывном состоянии войны с кочевниками и прочими окружающими его странами. Кроме того, внутри него непрерывно шли войны двух видов – между населением, периодически свергавшим императоров, и правящей кликой, а также между различными претендентами на трон. Причем любой перерыв в этих войнах сразу же приводил властную элиту к мысли: кого бы еще ограбить или покорить, что она и пыталась сделать.

Даже в настоящее время, после всех войн XX столетия как с Японией, так и за господство над страной между различными претендентами, Китай успел захватить Тибет, повоевать с Индией, поконфликтовать с СССР, а теперь он готовится захватить Тайвань. (Откуда возникла тайваньская проблема. _Ред.)

Кажется, что Соединенные Штаты Америки, такие географически далекие от остальных развитых стран, могут, наконец, служить образцом миролюбивого и гуманного государства.

Ан нет. Опять не получается. Сначала США воевали с Англией, затем почти век истребляли различными способами коренных жителей Северной Америки, воевали с Испанией и Мексикой, а затем с Германией. Потом США принимали участие в войне в Корее и Вьетнаме, и помимо этого, вплоть до конца столетия вели холодную войну с СССР. Затем, выполняя роль мирового жандарма, ввязались в войну в Ираке, Сирии, а в настоящее время готовятся к войне с Китаем и продолжают вести войну с различными экстремистскими мусульманскими группировками. В настоящее время США является главным стратегическим противником России и Китая, ведя с ними войну чужими руками.

Другие страны и регионы мало чем отличаются от перечисленных. В них так же шли внутренние и внешние сражения за лучшую долю, успокаиваясь на время только при воздействии превосходящей силы.

Но особенно отличается своей внутренней воинственностью чернокожая Африка. Там, как и тысячу лет назад, различные племена всячески стараются уничтожить друг друга, иногда вырезая противников сотнями тысяч. Внутри племен идут непрерывные распри и кровавые разборки. Всё это показывает, что уровень и качество самосознания с его альтруистическими наклонностями здесь как-то еще не вполне достигли удовлетворительных значений хотя бы для того, чтобы делать в войнах и столкновения некоторые перерывы, после которых можно, собравшись с силами, снова ударить по противнику с большей силой.

Приведем некоторые данные на декабрь 2021 года по рассматриваемой теме.

В Донбассе продолжается открытая война между фактически отделившимися от Украины ДНР и ЛНР и войсками Украины.

В Китае тлеет серьезнейший между мусульманами-уйгурами и ханьцами, который пока китайцам удается сдерживать.

В большинстве стран мира идут настоящие сражения между силовыми структурами государств, поддерживающих выгодное им кодирование населения на почве ковида, и противниками цифрового концлагеря.

В США спорадически происходят столкновения между чернокожим населением и силовыми структурами, а ряд штатов, в частности, Техас, нацелены на отделение от США.

В Ливии идет война за ресурсы между различными группировками, которая поддерживается несколькими странами Европы.

На северо-востоке Нигерии продолжается 10-летняя война между враждующими группировками. В Районе Эфиопии Тыграй разыгрался конфликт между населением и силовыми структурами с многочисленными жертвами. В Западной Африке вооруженные формирования нападали на гражданское население Буркина-Фасо, Нигера и Нигерии. В Центральной Африке вооруженные группы уничтожили множество людей в Камеруне, Центрально-Африканской Республике и Чаде. В мозамбикской провинции Кабу-Делгаду тлеющий конфликт перешел в полномасштабное вооруженное противостояние. Конфликты разной степени интенсивности происходят в настоящее время в Демократической Республике Конго, Сомали, Судане и Южном Судане. Счет жертв этой перманентной войны за последние недели достигает многих тысяч.

Периодически происходят столкновения на границе Индии и Пакистана.

Продолжается война мусульманских экстремистов против всех, кто не относится к мусульманам, и между их отдельными группировками.

На границе Турции, Ирака и Сирии длится перманентная война турок с курдами, которые стремятся создать независимое государство.

Тлеет война в Карабахе между Азербайджаном и Арменией.

С 2004 года идут непрекращающиеся столкновения между хуситами (шииты) и правительственными войсками в Йемене, перешедшие в войну с 2014 года.

В Сирии и Ливане идет непрекращающаяся война между представителями различных религиозных конфессий.

Продолжается незатухающая война между Израилем и палестинцами.

В Мексике уже многие годы идет настоящая война между государством и наркомафией с применением авиации и крупных воинских формирований.

В Колумбии уже несколько десятков лет идет война между правительственными войсками и повстанцами.

Вооруженный конфликт повстанцев с правительственными войсками в Перу длится уже с 1980 года и унес жизни около 70000 человек.

Единственно, что может сдержать яростных борцов за более приятные места в мире – это посторонняя сила.

Например, в СССР среднеазиатские и кавказские кланы жили в мире, а после распада СССР они выгнали и местами вырезали русских в общем-то во вред своей экономике, и стали конфликтовать и воевать между собой и внутри себя с многочисленными жертвами.

Лицемерие правящих клик во все времена выражалось в том, что они, непрерывно воюя то тут, то там, призывали к миру и согласию, тут же срывая и мир, и согласие ради собственной выгоды за редкими исключениями, типа Швейцарии, народы которой уравновесили себя с остальными за счет банковских и некоторых других эксклюзивных хитростей (часы, курорты), и стали равнодушны ко всему, кроме себя.

 

3. Выводы и итоги.

 

Мир живых существ построен на сплошных противоречиях: для того чтобы выжить, нужно сожрать другое живое существо – будь то растение, насекомое или животное.

И в нашей, как это кажется, высокоразвитой технологической цивилизации есть племена, в которых по сию пору практикуется каннибализм (Новая Гвинея), а подавляющее большинство людей с удовольствием пожирает мясопродукты, и особенное удовольствие доставляют им кровяные бифштексы.

То есть тонкая культурная прослойка, основой которой является осознание себя как субъекта, способного целенаправленно менять окружающий мир, а вместе с ним и себя в сторону уважения и любви к окружающему, не способна соперничать с базовым (природным) сознанием, отвечающим как за функционирование всего организма, так и за взаимодействие этого организма с окружающей средой, особенно при существенных угрозах для этого организма. Иначе говоря, эгоцентризм, а не альтруизм в этих случаях, за редчайшими исключениями, преобладает, что мы и наблюдаем в настоящее время везде, и что происходило также в прошлом, судя по сохранившимся хроникам.

Поэтому соперничество, относящиеся к осознанным действиям, то есть к сфере самосознания, только в редких случаях может противодействовать животному сознанию, настроенному на уничтожение или покорение противника. Отсюда явственно вытекает: войны не могут не быть атрибутом любого человеческого сообщества в технологической цивилизации.

Эпоха капитализма, предоставляя максимальные возможности для технологического развития, обостряет противоречия между государствами, вырвавшимися вперед в этом развитии, которым требуются новые рынки для сбыта продукции, вызывая тем самым войны с потерями, несравнимыми с предшествующими войнами вследствие появления новых технологий в области вооружений, производящих всё более эффективные орудия уничтожения живой силы.

Хотя изобретение атомного оружия несколько укротило стремление к глобальным войнам, оно быстро трансформировалось в стремление к локальным и гибридным войнам с теми же самыми целями: захват новых рынков и ограбление более слабых стран и регионов.

Однако территория планеты имеет предел и потребление производящихся товаров не безгранично. Поэтому капиталистический способ производства, автоматически настроенный на рост сбыта продукции, при достижении этого предела терпит крах, поскольку теряет стимул для развития.

Образующийся застой приводит властную элиту к идее преобразования общества в форму, удобную для сохранения власти этой элиты и всех связанных с ней преимуществ, тогда как, часть альтруистичной интеллигенции пытается реанимировать идею прямого народовластия.

В первом случае, властная элита, в сущности, позаимствовав идеи Кампанеллы об идеальном государстве, предложило некое образование, напоминающее «идеальное» государство Кампанеллы.

Это государство Кампанеллы – «Город Солнца», где трудятся все и нет негодяев и тунеядцев, основано на попытке уравновесить различные качества и способности людей принудительным равенством. Власть в этом идеальном государстве принадлежит духовной аристократии, или интеллектуальной и религиозной элите.

Искоренять пороки и вытекающее из них неправильное поведение Кампанелла предлагает государству. Он также считает необходимым уничтожить институт семьи, так как тот ведет к частной собственности – источнику неравенства. Для улучшения людей Кампанелла предлагает осуществлять селекцию, определять которую надлежит начальникам.

Нынешняя наднациональная властная элита, воображая себя интеллектуальной, так же желает принудительно поставить население под свой контроль, оцифровав население, дискредитировать семью, постепенно ликвидировав ее, и лишить население собственности. Она предполагает выдавать ему те или иные блага в зависимости от поведения конкретных индивидов, которое эта элита считает правильным, вплоть до селекции этого населения. Данный процесс уже начался в Китае

Для этого, вполне естественно для себя, эта элита собирается сократить население в несколько раз для уменьшения потребления населением оставшихся ресурсов планеты, и основным способом этого сокращения может стать стерилизация населения с помощью медицинских препаратов под предлогом спасения его от якобы смертельных болезней, а оставшуюся часть населения оцифровать с помощью современных компьютерных технологий, поставив каждого ее члена под контроль для диктовки ему подходящего для себя поведения, тем более что основную работу будет выполнять не население, а искусственный интеллект.

С другой стороны, альтруистичная часть интеллигенции, ратующая за народное благо без всякий исключений, предлагает ввести прямое народное правление для избрания властных органов, которые, по ее мнению, будут справедливо распределять продукты труда и природные ресурсы среди всех членов общества, не отдавая кому-либо предпочтения.

Оба эти проекта являются типичными утопиями, поскольку в них, как и для капитализма, потерявшего стимул для развития, отсутствует это самое развитие, которое всегда строится на противоречиях, а они здесь отсутствуют.

В первом случае, выгодном для властной элиты, люди превращаются в стадо, которое эта элита пасет ради получения для себя определенных продуктов от этого стада, не давая ему воли во избежание собственного уничтожения.

Естественно, подобное искусственное образование будет крайне быстро деградировать во всех своих частях, поскольку не будет получать обновления в виде тех или иных инноваций как в технологической, так и в культурной сферах, тем более что это посткапиталистическое общество будет паразитировать на искусственном интеллекте, который, как предполагается, заместит человеческий интеллект, что на самом деле устранит творческий потенциал человека, лишив тем самым общество прогресса.

Во втором случае, выгодном, как кажется, для всего населения, это население чисто технически окажется неспособным контролировать своих избранников, которые довольно быстро постараются извлечь выгоду из доставшейся им власти, и всё вернется на круги своя, произведя в итоге ту же деградацию в компьютерном поле искусственного интеллекта.

В результате того, что творческое человеческое сознание уступает приоритет искусственному интеллекту, который является на самом деле безмозглым болваном, работающим по программам, определенным и разработанным совсем не им, искусственный интеллект будет выдавать информацию только в рамках этих программ, тогда как новые программы писать уже будет некому вследствие деградации специалистов в этой сфере.

Кроме того, пользователи приходящей информации, перестанут понимать ее смысл с точки зрения адекватной эксплуатации всего оборудования и систем, находящихся под управлением искусственного интеллекта. Поэтому системы связи, транспорта, энергоснабжения при тех или иных сбоях в системе управления одномоментно выйдут из строя, фактически уничтожив данную технологическую цивилизацию, от которой через непродолжительное время останутся одни одичавшие племена.

Например, для уничтожения населения крупных городов достаточно отключить энергоснабжение, вследствие чего остановятся лифты, перестанет течь вода из кранов, светофоры погаснут, автомобили и поезда остановятся, и эту ситуацию изменить к лучшему будет некому. Быстро иссякнет продовольствие. Из-за недостатка воды начнутся болезни и вымирание населения, которому некуда деться и которого нигде не ждут.

Таков итог противоречивого существования цивилизации, которая, как и всё конечное, находит свой предел в существовании в тот исторический момент, когда противоречия устраняются.

Поэтому данная технологическая цивилизация исчезнет, предоставив возможность постепенного формированию новой цивилизации, которая, скорее всего, сохранит весьма слабое представление о предыдущей, или же, после многих потерь технологическая цивилизации постепенно трансформируется в равновесную цивилизацию, Подобные цивилизациии так же существовали на нашей планете ранее, как бы временно замещая технологические цивилизации, чему есть доказательства в виде целого ряда артефактов, которые частично приведены и описаны в следующих работах:

1. М. Кремо, Р. Томпсон. Неизвестная история человечества. Издательство «Философская книга». Москва. 2010.

2. М. Бейджент. Запретная археология. Эксмо, Москва, 2004. ISBN 5-699-04989-4.

Надо полагать, что наиболее подходящим временем для возникновения равновесной цивилизации, то есть цивилизации, лишенной развития в силу отсутствия в ней антагонистических противоречий, является распад технологической цивилизации.

Остатки этой цивилизации имеют достаточный культурный потенциал и развитость самосознания сохранившегося населения для того, чтобы образовать равновесную цивилизацию на основе самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек с горизонтально-вертикальными связями между собой. Этой цивилизации, в силу уравновешенности всех ее элементов, не требуется сдерживающая оболочка-государств.

Дело в том, что индивидуалистические (эгоцентричные) стремления животной формы сознания и эгоистические желания самосознания преодолеваются их более интенсивной коллективистской составляющей, которая, так же как и в архаичных сообществах становится преобладающей ради сохранения образовавшихся самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек при крайней слабости оставшейся технологической базы. Этому сохранению могут способствовать только дружные коллективные усилия для производства продуктов потребления и предметов быта. Иначе не удастся обеспечить существование сообществ хотя бы на грани голода, представляющих собой, в сущности, вырождающееся в архаику наследие той или иной технологической цивилизации.

Эти равновесные экологические цивилизации постепенно распадаются и исчезают, как и технологические цивилизации, но уже по другой причине. Они, вследствие отсутствия развития, то есть находясь в состоянии постоянной стагнации, постепенно разлагаются, теряя остатки технологий, доставшихся им от распавшейся предыдущей технологической цивилизации, а также медленно, но неуклонно утрачивая имеющиеся культурные основы.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка