Комментарий | 0

 «О чём писать? На то не наша воля». Никтополион Святский

 

      

          Трудно согласиться с Никтополионом Святским, строчка из одного его стихотворения процитирована в заглавии. Воля писать, если отвлечься от древнегреческого мифа об Аполлоне с его девятью музами, принадлежит автору, а вот повод для выбора темы может быть самым разнообразным, порой неожиданным. Я, как обычно, проверяла редакционную почту –  был объявлен конкурс «Серебряный голубь 2022» – и в письме от Михаила Кулькова из г. Юрга Кемеровской области увидела стихи, посвящённые  Никтополиону Святскому. В перечне персоналий конкурса таковой не значился, да и имя Никтополион мне встретилось впервые, но главное было в примечании к стихам, что этот полностью парализованный поэт записывал стихи пером, зажатым зубами! Сказать, что эта информация меня заинтересовала – ничего не сказать, она меня просто потрясла.

 

Никтополион Святский

(1854-1917)

 

          Яндекс поиск... Информация из Интернета: Никтополион Павлович Святский «Родился в Вологде в 1854 году в семье обедневших дворян. Участвовал в войне 1877 – 1878 годов за освобождение Болгарии. В составе корпуса генерала Радецкого участвовал в обороне Шипки. В одном из боёв был ранен, что привело к параличу. В возрасте 23-х лет Никтополион Святский попал в Чесменскую богадельню для увечных воинов, откуда впоследствии был изгнан, подвергшись преследованиям царизма. Не имея возможности двигаться, научился писать стихи с помощью зубов, лучины со стальным пёрышком на конце и двух досок, укреплённых одна на другой».

             Иду в Российскую национальную библиотеку (общеизвестную «публичку») в каталоге нахожу книгу «Судьба и стихи Никтополиона Святского». Два издания – 2007 года: К 90-летию... и 2012  года:  К 95-летию памяти поэта», подготовленные Ю.Г. Крупновым для издательства «Северная звезда». Заказываю самое свежее и погружаюсь в чтение.         В краткой статье в Википедии не отражены наиболее важные черты и этапы жизни этого необыкновенного русского человека.

          Он родился в ноябре 1854[1] года в дворянской семье, его мать умерла при родах. Греческое имя Никтополион ему дал крестивший его священник. Любовь к литературе с гимназических времён в вологодской гимназии ему привил русский педагог Николай Фёдорович Бунаков (1837 – 1904). Красивый, сильный юноша, русский богатырь. Но, не окончив гимназию, Никтополион становится матросом на военном корабле. В 1877 году, будучи мичманом на крейсере «Веста», участвует в войне с турками за освобождение Болгарии. С тяжёлым ранением и сильной простудой  – раненым он упал зимой в Дунай – мичман лечится в госпитале в Болгарии, где пишет стихи. После излечения ненадолго приезжает домой в Вологду, но вскоре возвращается в русскую армию в корпус генерала Радецкого, оборонявшего Шипку от бесконечных атак турок. Новое ранение – перелом позвоночника – приводит его к полной парализации; из-за сильного обморожения врачи ампутируют русскому богатырю и руки, и ноги.

       Двадцатитрёхлетнего беспомощного инвалида, награждённого за храбрость Георгиевским крестом, у которого двигается только голова,  помещают в лазарет Чесменской богадельни в Петербурге[2]  с пенсией 6 рублей в месяц. Но Никтополион не сдаётся: он продолжает писать стихи, до совершенства освоив технику каллиграфического (!!!) письма пером, зажатым зубами. Вот он – русский характер!

 

Зубами я писал, и рук и ног лишённый,
Гнал прочь незатухающую боль,
Судьбой обиженный, забвеньем оскорблённый,
Глотая слёз невысушенных соль...    
 ( Стр. 50 «Вместо предисловия»)
 

           Приходит некое признание – на стихотворение  «Под берёзою» написан  композитором Липпольдом[3] и  исполняется в филармонии романс.

Что ж, берёзонька, призадумалась,
Пожелтела вся, принахмурилась?
Аль берёзоньке не под силушку,
Не под силушку встретить зимушку.
Грустно, милая, тяжело и мне 
Скорбь постылая привела к тебе.
(Стр.93)
 

         Поэту удаётся издать в частной типографии купца Корпусного две книжки стихов: «Отзвуки души» (1893) и «Искорки Никтополиона Святского» (1900).  Их читают. Но стихи, увы!, до добра не доводят. Следующий трагический этап в жизни парализованного поэта. В революционных событиях 1900-х годов  у бастующих в 1901 году рабочих «Обуховского завода» была изъята листовка со стихотворением Никтополиона Святского.

Склонюсь ли? Никогда! / Отдам ли смелых знамя? Я им горжусь, / Иду с ним смело в бой. Счастливый час придёт,/ Сплотятся все, как братья, Падёт скрижаль*), /  Насильный рухнет трон. Какая ширь нас ждёт... / Раскроются объятья, Свободы вспыхнет свет, / И навсегда умолкнет стон! «Скрижаль*) – это результат цензорской правки сборника; в авторском тексте был тиран. Но даже цензорское исключение тирана не помогло.  Тайная полиция устанавливает автора и сообщает директору богадельни его имя.

          Обездвиженного инвалида Кавалера Георгиевского креста по личному приказу директора  заворачивают в простыню и выбрасывают в траву на пустыре.  Хорошо ещё, что это было в мае, а не зимой, хотя в мае в Петербурге, прямо скажем, не жарко. Его спасли сердобольные русские женщины, сняли комнатку в домике на окраине Царского села и нашли тринадцатилетнюю девочку-сироту, которая ухаживала за ним до конца его жизни. Она же вывозила его на тележке к вокзалу, где они продавали оставшиеся книги, зарабатывая на хлеб. Умер Никтополион Святский 4-го февраля 1917 года, почти 40 лет (!) пролежав в полном параличе!

 

 

          О чём же писал поэт? О царе, отечестве и народе.  Это естественно для верноподданного поэта-воина.

Царствуй, славный повелитель
Русскоподданных сердец!
Многолюбящих хранитель
  Многолюбящий отец. 
(«Царю» стр. 57)   
 

            О родной Вологде, о которой он писал ещё после первого ранения, когда лечился в госпитале в Болгарии, и вологодских жителях.

А народ-то, народ!  / Простодушный такой - Настоящий русак –  / С чуткой честной душой.  «Из воспоминаний.г. Вологда» ( стр. 59)

О России:  Сыны испытанной державы,/ Гордимся участью своей. Ты колыбель, Россия, славы, / Великих дум, святых идей.

(«Торжествующая Россия» стр. 156). 

О матери, которую он никогда не видел, умершей при его рождении:

Я у могилы твоей, дорогая. / Я это, сын твой, грущу. 
Жизнь тяжела, не под силу, родная / Ласки, привета ищу.
Слёзы роняю, склонясь над тобою / Отклика жду от тебя.
(...) / Тихо  – безмолвна земля.      

           («У могилы матери», стр. 89)

Традиционная тема русской литературы, как в прозе, так и в поэзии не остаётся без внимания и у Н.П. Святского. Здесь и «Жница», которая «...Одна убирает с полоски своей/ убогое, смятое жито» (...) и горесть о её детях: «Семья-то большая осталась у ней / Ведь пятеро...» (стр.87). Но если жница, ещё сможет поднять детей, то у старушки из «Непосильного горя» (стр.77) надежды уже нет:

Вьюга воет, вьюга стонет, /  Вьюга плачет под окном. А старушка, чуть жива! / Всё горюет об одном. И последнего сыночка, / И кормильца Бог прибрал. На тяжёлой на работе / Бедный силы надорвал.

          Иногда появляются в творчестве поэта, которого ещё при жизни назвали страдальцем стихи о природе, но и они наполнены горькой тоской.

Вот я снова в полях, где цветы и весна,
Там, где прежде душа отдыхала.  (...)
Золотая волна! Унеси же печаль, 
Унеси моё горюшко злое!
Нет, опять тяжело, затуманена даль,
е вернётся уж счастье былое.      «Сомнение»  (стр. 94)

Или: 

          Чу! Вот и трели соловья / В ракитах ближних раздаются. Всё здесь со мной, чего же мне?/ А слёзы, слёзы так и льются.

«Непонятные мгновения» (стр. 67) 

     Но выхода нет, поэт понимает, что вся его жизнь теперь будет идти  «За замком» ( это название стихотворения стр. 80-81).

Мне наскучило  / Взаперти сидеть, 
поле чистое / Вдаль с тоской глядеть. (...)
Не пожалуюсь, / Не скажу теперь:
Пусть останется / Запертою дверь.
 

В своих стихах – раздумьях о тяготах не только своей жизни поэт не замыкается только на себе, думает о судьбах других людей,  сочувствует и не отпетому самоубийце, нашедшему свой приют « между двух дорог под ивами, где залёг широкий дол»[4]   и узнику, который «В больной, удушливой, ужасной атмосфере/  В стенах тюрьмы, под тяжестью цепей томится...» [5], и  некой  «Н.Ф.М.», навестившей инвалида:

Я каждый раз гляжу на Вас с тоскою,
И больно мне, и жаль мне как-то Вас.  
Зачем так рано Вы обижены судьбою,
И горе Вы узнали – и не раз.
 

Искорки любви и восторг вспыхивают в сердце поэта, в юности красавца и любимца женщин, а теперь беспомощного инвалида, в редкие мгновения свидания:

Вы здесь и чего же  / Мне лучшего ждать?
Кто мог бы ту радость / Сильней ощущать?
«Восторг» (стр. 161)  
 
Но, увы!, констатирует  поэт:
 
Мне не с кем снова поделиться, / Участья не от кого ждать. 
Заглянешь в будущность – страшишься,
Живёшь, чтоб снова горевать. / И сколько бедствий пережито! Возврата нет весны моей!...
«Нежданное»  (стр.95)
 

       И всё чаще в стихах  звучат  с горечью  и даже обидой слова о том, что пора лире фактически непризнанного поэта умолкнуть, о приближающейся смерти, смерти, как освобождение, в том числе и от одиночества, от жизни без любви. 

Мне в путь пора, где так покойно. 
Уйду без ласки, без всего... 
Так чтите тех! Их чтить достойно. 
   А мне не нужно ничего. 
«Перед вечностью» (стр.164)
 

               Автору, может быть, действительно ничего не нужно, хотя, если бы это было бы так, не звучали бы в его стихотворении «Из-за гроба» вопросы о том, кто его вспомнит, кто посетит его могилу... и самоуничижительный призыв к времени стереть о нём память. Воспринимается -то как раз наоборот – хотелось бы и первого, и второго и третьего.

Вот и моя могила зеленеет,  
Совсем убогая, без насыпи, креста. 
Придёт ли кто?  И кто-то здесь потужит - 
К могиле нет тропы, следа к могиле нет.
Скорей пусть время всё безжалостно разрушит, 
Сотрёт с лица и этот жалкий след. 
 

Никтополион Павлович Святский умер 4 февраля 1917 года и был похоронен на Большом Кузьминском кладбище в г. Пушкин. Он не оказался пророком, о его смерти в петербургской прессе был опубликован некролог, хотя и с несколько эпатажным названием «Зубы». А некоторое время спустя, уже при советской власти Литературное общество России установило на могиле Святского памятник с эпитафией: «Здесь покоится тело поэта-страдальца, писавшего зубами, 40 лет лежавшего с Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 , скончавшегося 4 февраля 1917 года 63-х лет от роду».

Во время обороны Ленинграда на Пулковских высотах, где находится кладбище, в Великую Отечественную войну солдаты обнаружили могилу Святского и укрыли её мешками с песком. Памятник сохранился, хотя и был «тяжело ранен». В 1960-е годы инициативные пушкинцы совместными усилиями отремонтировали и восстановили не только памятник[6], но и  литературное наследие поэта. Особенная заслуга в последнем принадлежит Ю.Г. Крупнову, собирателю материалов и составителю книги, котрой посвящено это эссе. Подлинники некоторых Н.П. Святского стихов, записанных зубами, хранятся в архивах  Пушкинского дома в Петербурге. Но главное – к его могиле тропа не заросла. 

Конечно, стихи Никтополиона Святского вряд ли могут претендовать на первые места среди произведений блестящих петербургских и царскосельских поэтов Серебряного века, но подкупает их искренность, а  патриотизм, героизм, мужество и стойкость автора – восхищают и вызывают  чувство радости от осознания того, что ещё один забытый писатель вернулся в лоно русской культуры.

Санкт-Петербург                                                Ноябрь 2022 года

 

[1]  По более поздним даным рождён в 1853 году.

[2] В 1813 году после жестокого сражение под Кульмом, в котором русская армия ценой огромных потерь одолела вдвое превосходящие силы французов, император Александр I распорядился учредить комитет помощи раненым. В 1830-ом по приказу Николая I году в ведение этого комитета был передан пустующий Чесменский дворец, бывший путевой замок Екатерины II. В нём решили устроить богадельню для "призрения старых и увечных воинов, которые после отставки от службы не в силах снискать пропитание своими трудами и лишены способов к содержанию". Слово "богадельня", образованное от сочетания предлога "дѣля" и существительного "Бог", означает "делание для Бога или ради Бога". В те времена оно не имело ироничного переносного значения, и богадельнями называли "благотворительные заведения для размещения и содержания нетрудоспособных лиц".

Открытие военной богадельни приурочили к годовщине Полтавской битвы - 27 июня 1836 года. Её попечителем стал брат императора, великий князь Михаил Павлович. После его смерти обязанности перешли к наследнику престола Александру Николаевичу, будущему Александру II.

Чесменская богадельня была рассчитана на пребывание 16 офицеров и 400 нижних чинов. Офицеры жили в отдельных комнатах, для нижних чинов были организованы общие палаты. Не смотря на довольно аскетичные казарменные условия, пребывание здесь считалось почётным. Цит. Интернет, Википедия

[3] Липпольд, Максимилиан Карлович — композитор; род. 11 января 1866 в СПб. С 1896 года преподаватель в музык. школе Е. Рапгоф в СПб.; с 1900 в СПб. Николаевском институте. Напечатаны его романсы, два детских сборника для фп. (в 2 и 4 руки). Кроме того, Л. написал увертюру "Танкред", оркестровую струнную сюиту, квартет и др., а также сделал много переложений для фп. оркестровых произведений Чайковского и др. Цит. по Большой библиографической энциклопедии.

[4]  «Неотпетые»  стр. 147-151.

[5] «Забывшим всё»  стр. 191.

[6] См. Интернет  https://lit-yaz.ru/istoriya/60302/index.html   Глава 3 «Забытый герой.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка