«О чём писать? На то не наша воля». Никтополион Святский
Трудно согласиться с Никтополионом Святским, строчка из одного его стихотворения процитирована в заглавии. Воля писать, если отвлечься от древнегреческого мифа об Аполлоне с его девятью музами, принадлежит автору, а вот повод для выбора темы может быть самым разнообразным, порой неожиданным. Я, как обычно, проверяла редакционную почту – был объявлен конкурс «Серебряный голубь 2022» – и в письме от Михаила Кулькова из г. Юрга Кемеровской области увидела стихи, посвящённые Никтополиону Святскому. В перечне персоналий конкурса таковой не значился, да и имя Никтополион мне встретилось впервые, но главное было в примечании к стихам, что этот полностью парализованный поэт записывал стихи пером, зажатым зубами! Сказать, что эта информация меня заинтересовала – ничего не сказать, она меня просто потрясла.
Никтополион Святский
(1854-1917)
Яндекс поиск... Информация из Интернета: Никтополион Павлович Святский «Родился в Вологде в 1854 году в семье обедневших дворян. Участвовал в войне 1877 – 1878 годов за освобождение Болгарии. В составе корпуса генерала Радецкого участвовал в обороне Шипки. В одном из боёв был ранен, что привело к параличу. В возрасте 23-х лет Никтополион Святский попал в Чесменскую богадельню для увечных воинов, откуда впоследствии был изгнан, подвергшись преследованиям царизма. Не имея возможности двигаться, научился писать стихи с помощью зубов, лучины со стальным пёрышком на конце и двух досок, укреплённых одна на другой».
Иду в Российскую национальную библиотеку (общеизвестную «публичку») в каталоге нахожу книгу «Судьба и стихи Никтополиона Святского». Два издания – 2007 года: К 90-летию... и 2012 года: К 95-летию памяти поэта», подготовленные Ю.Г. Крупновым для издательства «Северная звезда». Заказываю самое свежее и погружаюсь в чтение. В краткой статье в Википедии не отражены наиболее важные черты и этапы жизни этого необыкновенного русского человека.
Он родился в ноябре 1854[1] года в дворянской семье, его мать умерла при родах. Греческое имя Никтополион ему дал крестивший его священник. Любовь к литературе с гимназических времён в вологодской гимназии ему привил русский педагог Николай Фёдорович Бунаков (1837 – 1904). Красивый, сильный юноша, русский богатырь. Но, не окончив гимназию, Никтополион становится матросом на военном корабле. В 1877 году, будучи мичманом на крейсере «Веста», участвует в войне с турками за освобождение Болгарии. С тяжёлым ранением и сильной простудой – раненым он упал зимой в Дунай – мичман лечится в госпитале в Болгарии, где пишет стихи. После излечения ненадолго приезжает домой в Вологду, но вскоре возвращается в русскую армию в корпус генерала Радецкого, оборонявшего Шипку от бесконечных атак турок. Новое ранение – перелом позвоночника – приводит его к полной парализации; из-за сильного обморожения врачи ампутируют русскому богатырю и руки, и ноги.
Двадцатитрёхлетнего беспомощного инвалида, награждённого за храбрость Георгиевским крестом, у которого двигается только голова, помещают в лазарет Чесменской богадельни в Петербурге[2] с пенсией 6 рублей в месяц. Но Никтополион не сдаётся: он продолжает писать стихи, до совершенства освоив технику каллиграфического (!!!) письма пером, зажатым зубами. Вот он – русский характер!
Приходит некое признание – на стихотворение «Под берёзою» написан композитором Липпольдом[3] и исполняется в филармонии романс.
Поэту удаётся издать в частной типографии купца Корпусного две книжки стихов: «Отзвуки души» (1893) и «Искорки Никтополиона Святского» (1900). Их читают. Но стихи, увы!, до добра не доводят. Следующий трагический этап в жизни парализованного поэта. В революционных событиях 1900-х годов у бастующих в 1901 году рабочих «Обуховского завода» была изъята листовка со стихотворением Никтополиона Святского.
Склонюсь ли? Никогда! / Отдам ли смелых знамя? Я им горжусь, / Иду с ним смело в бой. Счастливый час придёт,/ Сплотятся все, как братья, Падёт скрижаль*), / Насильный рухнет трон. Какая ширь нас ждёт... / Раскроются объятья, Свободы вспыхнет свет, / И навсегда умолкнет стон! «Скрижаль*) – это результат цензорской правки сборника; в авторском тексте был тиран. Но даже цензорское исключение тирана не помогло. Тайная полиция устанавливает автора и сообщает директору богадельни его имя.
Обездвиженного инвалида Кавалера Георгиевского креста по личному приказу директора заворачивают в простыню и выбрасывают в траву на пустыре. Хорошо ещё, что это было в мае, а не зимой, хотя в мае в Петербурге, прямо скажем, не жарко. Его спасли сердобольные русские женщины, сняли комнатку в домике на окраине Царского села и нашли тринадцатилетнюю девочку-сироту, которая ухаживала за ним до конца его жизни. Она же вывозила его на тележке к вокзалу, где они продавали оставшиеся книги, зарабатывая на хлеб. Умер Никтополион Святский 4-го февраля 1917 года, почти 40 лет (!) пролежав в полном параличе!
О чём же писал поэт? О царе, отечестве и народе. Это естественно для верноподданного поэта-воина.
О родной Вологде, о которой он писал ещё после первого ранения, когда лечился в госпитале в Болгарии, и вологодских жителях.
А народ-то, народ! / Простодушный такой - Настоящий русак – / С чуткой честной душой. «Из воспоминаний.г. Вологда» ( стр. 59)
О России: Сыны испытанной державы,/ Гордимся участью своей. Ты колыбель, Россия, славы, / Великих дум, святых идей.
(«Торжествующая Россия» стр. 156).
О матери, которую он никогда не видел, умершей при его рождении:
(«У могилы матери», стр. 89)
Традиционная тема русской литературы, как в прозе, так и в поэзии не остаётся без внимания и у Н.П. Святского. Здесь и «Жница», которая «...Одна убирает с полоски своей/ убогое, смятое жито» (...) и горесть о её детях: «Семья-то большая осталась у ней / Ведь пятеро...» (стр.87). Но если жница, ещё сможет поднять детей, то у старушки из «Непосильного горя» (стр.77) надежды уже нет:
Вьюга воет, вьюга стонет, / Вьюга плачет под окном. А старушка, чуть жива! / Всё горюет об одном. И последнего сыночка, / И кормильца Бог прибрал. На тяжёлой на работе / Бедный силы надорвал.
Иногда появляются в творчестве поэта, которого ещё при жизни назвали страдальцем стихи о природе, но и они наполнены горькой тоской.
Или:
Чу! Вот и трели соловья / В ракитах ближних раздаются. Всё здесь со мной, чего же мне?/ А слёзы, слёзы так и льются.
«Непонятные мгновения» (стр. 67)
Но выхода нет, поэт понимает, что вся его жизнь теперь будет идти «За замком» ( это название стихотворения стр. 80-81).
В своих стихах – раздумьях о тяготах не только своей жизни поэт не замыкается только на себе, думает о судьбах других людей, сочувствует и не отпетому самоубийце, нашедшему свой приют « между двух дорог под ивами, где залёг широкий дол»[4] и узнику, который «В больной, удушливой, ужасной атмосфере/ В стенах тюрьмы, под тяжестью цепей томится...» [5], и некой «Н.Ф.М.», навестившей инвалида:
Искорки любви и восторг вспыхивают в сердце поэта, в юности красавца и любимца женщин, а теперь беспомощного инвалида, в редкие мгновения свидания:
И всё чаще в стихах звучат с горечью и даже обидой слова о том, что пора лире фактически непризнанного поэта умолкнуть, о приближающейся смерти, смерти, как освобождение, в том числе и от одиночества, от жизни без любви.
Автору, может быть, действительно ничего не нужно, хотя, если бы это было бы так, не звучали бы в его стихотворении «Из-за гроба» вопросы о том, кто его вспомнит, кто посетит его могилу... и самоуничижительный призыв к времени стереть о нём память. Воспринимается -то как раз наоборот – хотелось бы и первого, и второго и третьего.
Никтополион Павлович Святский умер 4 февраля 1917 года и был похоронен на Большом Кузьминском кладбище в г. Пушкин. Он не оказался пророком, о его смерти в петербургской прессе был опубликован некролог, хотя и с несколько эпатажным названием «Зубы». А некоторое время спустя, уже при советской власти Литературное общество России установило на могиле Святского памятник с эпитафией: «Здесь покоится тело поэта-страдальца, писавшего зубами, 40 лет лежавшего с Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 , скончавшегося 4 февраля 1917 года 63-х лет от роду».
Во время обороны Ленинграда на Пулковских высотах, где находится кладбище, в Великую Отечественную войну солдаты обнаружили могилу Святского и укрыли её мешками с песком. Памятник сохранился, хотя и был «тяжело ранен». В 1960-е годы инициативные пушкинцы совместными усилиями отремонтировали и восстановили не только памятник[6], но и литературное наследие поэта. Особенная заслуга в последнем принадлежит Ю.Г. Крупнову, собирателю материалов и составителю книги, котрой посвящено это эссе. Подлинники некоторых Н.П. Святского стихов, записанных зубами, хранятся в архивах Пушкинского дома в Петербурге. Но главное – к его могиле тропа не заросла.
Конечно, стихи Никтополиона Святского вряд ли могут претендовать на первые места среди произведений блестящих петербургских и царскосельских поэтов Серебряного века, но подкупает их искренность, а патриотизм, героизм, мужество и стойкость автора – восхищают и вызывают чувство радости от осознания того, что ещё один забытый писатель вернулся в лоно русской культуры.
Санкт-Петербург Ноябрь 2022 года
[1] По более поздним даным рождён в 1853 году.
[2] В 1813 году после жестокого сражение под Кульмом, в котором русская армия ценой огромных потерь одолела вдвое превосходящие силы французов, император Александр I распорядился учредить комитет помощи раненым. В 1830-ом по приказу Николая I году в ведение этого комитета был передан пустующий Чесменский дворец, бывший путевой замок Екатерины II. В нём решили устроить богадельню для "призрения старых и увечных воинов, которые после отставки от службы не в силах снискать пропитание своими трудами и лишены способов к содержанию". Слово "богадельня", образованное от сочетания предлога "дѣля" и существительного "Бог", означает "делание для Бога или ради Бога". В те времена оно не имело ироничного переносного значения, и богадельнями называли "благотворительные заведения для размещения и содержания нетрудоспособных лиц".
Открытие военной богадельни приурочили к годовщине Полтавской битвы - 27 июня 1836 года. Её попечителем стал брат императора, великий князь Михаил Павлович. После его смерти обязанности перешли к наследнику престола Александру Николаевичу, будущему Александру II.
Чесменская богадельня была рассчитана на пребывание 16 офицеров и 400 нижних чинов. Офицеры жили в отдельных комнатах, для нижних чинов были организованы общие палаты. Не смотря на довольно аскетичные казарменные условия, пребывание здесь считалось почётным. Цит. Интернет, Википедия
[3] Липпольд, Максимилиан Карлович — композитор; род. 11 января 1866 в СПб. С 1896 года преподаватель в музык. школе Е. Рапгоф в СПб.; с 1900 в СПб. Николаевском институте. Напечатаны его романсы, два детских сборника для фп. (в 2 и 4 руки). Кроме того, Л. написал увертюру "Танкред", оркестровую струнную сюиту, квартет и др., а также сделал много переложений для фп. оркестровых произведений Чайковского и др. Цит. по Большой библиографической энциклопедии.
[4] «Неотпетые» стр. 147-151.
[5] «Забывшим всё» стр. 191.
[6] См. Интернет https://lit-yaz.ru/istoriya/60302/index.html Глава 3 «Забытый герой.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы