К 125-летию Хорхе Л. Борхеса
Фотопортрет Греты Штерн, 1951 год
1
Разойдётся Сад ветвящихся тропок, пока Эмма Цунц будет вершить свой суд: единственный, подходящий её темпераменту…
Борхес, живущий в библиотеке, Борхес, не видящий смысла выходить из неё, погружаться в плазму мировой обыденности…
Куда интереснее живописать Пьера Менара, нового автора Дон Кихота, куда интереснее запустить такую – колесатую, прокатывающуюся по сознанию игру: вдруг возможно такое?
В алхимическом мире Борхеса возможно всё: и всё это, рассыпаясь интеллектуальными цветами и оттенками, завораживает – пестротой библиотеки.
Впрочем, есть, скажем «Алеф», где графоман вполне конкретен, как и эта сверхпризма, сквозь которую можно увидеть всё… всё…
Ненаписанные страницы великих книг, надгробия великих императоров, небесных коней…
Восток влечёт Борхеса: слишком необычен для европейского сознания.
Всё влечёт, напитанное плазмой интеллектуальной, словесной игры.
Язык Борхеса изящен, внешне прост, но столь густо нагружен мистическими событиями…
Все имеет двойственность: и всё рассматривается, как зыбкость: откуда вы знаете, что мир не создан за два момента до того, как мы начали с вами общаться?
…как – вы взяли книгу Борхеса и вошли в лабиринты его рассказов.
Интересно – мог бы он создать роман?
И как бы сей, вдвинутую в действительность, мог выглядеть в яви?
Данность её обширна, разнообразна, монументальна, какая угодно, не разберёшься.
Борхес разобрался по-своему, представив калейдоскопы тигров, лабиринтов, востока, мистики, поэзии, точных роз и прекрасных догадок.
2
Отточенность его стихов заострена: все грани смыслов выявлены в суммарной красоте:
Я думаю о желтом человеке,
Худом идальго с колдовской судьбою,
Который в вечном ожиданье боя
Так и не вышел из библиотеки.
(пер. Б. Дубина)
Мысль заменить реальность библиотекой – одна из кардинальных в борхесовском микрокосме, и созданном библиотекой.
Многообразие интеллектуальной нагрузки, ложащейся на стихи Борхеса, фундаментально.
«Ариост и арабы» логичны в таком исполнение: как не представить стихов о любви.
О к огням кабальеро тянет – но сам… кабальеро библиотеки, пират книжных морей.
Алхимическая субстанция читательской игры сгущается до предела:
Не слишком ли крепок раствор?
Но именно отточенность помогает преодолеть все хитросплетения борхесовских путей, показывая блистательную игру… в том числе теней, иногда такую, что, заворожённый, бормочешь про себя строчки Борхеса, не представляя, как от них отделаться…
Голем заглянет в ваше окно, оказавшись скорее несчастным, нежели пугающим.
Раскинется Буэнос-Айрес, любимый город, требующий жара сердца и чётких ритмов:
История важнее всего: кажется, Борхес прошёл всеми её тропами, без исключений.
И поэтический космос, запущенный им, вращается причудливым, столь интересным калейдоскопом, что каждый раз, когда перечитываешь, открываются новые цвета и грани.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы