Комментарий | 0

Эссе про эссе, или «Cоляная кукла». Памяти Наталии Гиляровой

Наталия Гилярова

 

 
Наталия Гилярова (22 марта 1965 - 25 января 2025) – московская художница, прозаик и сценарист, член Союза российских писателей. Публиковалась в сборнике «Равноденствия» под редакцией Юрия Мамлеева (2004), писала эссе для газеты «Первое сентября», печаталась в литжурналах «Знамя», «Урал», «Новый Свет». Автор книг «Неигра» (2012), «Финтифля» (2020), «Оранжевая книга» (2023). Лауреат конкурсов «Илья-премия», «Белая Скрижаль», «им. Булгакова», «Русский Гофман», «Белый мамонт», «Хороший текст», «Марюса Вайсберга». Сборник рассказов в духе фантастического реализма «Финтифля» входил в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».
 
 
Светлый стоицизм мерцает за строчками: «Герменид говорил, когда мы умрем, очень удивимся. Скоро я это узнаю. Я уже на краю того моря. Я уже в нем. Погрузилась до пупа. И, кажется, до пупа растворилась… Я – Соляная кукла. Скоро я узнаю то, что уже знает мама».
 
Они поэтичны – строки-фразы, складывающие эссе «Соляная кукла»…
 
Они мужественны, если осознать, что пишет их человек, гирлянду тяжелых лет борющийся с онкологией, которая в большинстве случаев оказывается сильнее не слишком могущественной человеческой плоти.
 
Симфония клеток проигрывает: но не светопись души.
Так стало и в случае с Наталией, пытавшейся исследовать собственную болезнь-умирание с помощью эссеистики. Словно стремившуюся заглянуть за грань до срока…
 
 Собственно – гиляровское эссе «Соляная кукла» о том, почему не стоит бояться смерти, почему, даже находясь на краю… якобы срыва (а вдруг взлёта?), стоит сохранять меру спокойствия… и не столь отчаяние пронзает, сколь надежда облекает плоть души.
 
Гилярова обосновывает, почему верит в бессмертие оной.
Обосновывает интересно, философски, парадоксально.
Просто и сложно одновременно: «Почему я верю в бессмертие души? Именно потому, что существует материальный мир. А он – часть чего-то, не целое. Загадка, которая требует разгадки».
 
Не обязательно воспоследует разгадка: скорее всего, нет, но энергия, которая движет жаждой знания, может дать интересные текстовые плоды.
 
В эссе, написанном незадолго до смерти (Наталии Гиляровой не стало в январе 2025-го), автор размышляет о сущностном. О том, что должно бы составлять основу бытия: о познании души, о тайне смерти… ведь если представить, что все силы и средства, тратящиеся на войну, кружение в соблазнах, круговерть развлечений были бы брошены на разгадку смерти, то как знать,
насколько бы преобразилось человечество!
 
Эссе Гиляровой не научно, она – предупреждает: строго ненаучно.
Оно спокойно: кристаллы зрелости и опыт сопротивления болезни мерцают внутри него.
 
Оно иррационально, в хорошем смысле: точно онтологический ветер, в том числе связанный с онкологией, продувает его, сообщая нечто невыносимо важное.
О единстве мироздания, например, многие слышали, но никто его не «представляет», не говоря уж – ощущает.
 
Мысль писательницы работает неожиданно – скажем, толчком для рассуждений о сущности единства и случайности разделенного, о карме может стать процесс шинкования капусты, во время которого погибнет улитка…
 
Улитка – крохотная улыбка вечности: для чего она погибла именно так?
 
Гилярова упоминает ряд ветхих, не ветшающих имен: калейдоскоп древних греков распустится тонами постижения.
 
И – да: особое впечатление эссе «Соляная кукла» производит, если знать, что пишет его смертельно больной человек.
Обреченный.
 
Гилярова – автор красивого романа «Оранжевая книга».  Цветовая гамма чувств переливается красочно, заиграют струны и лучи фантазии, что логично: и – индивидуально, как всякая жизнь. Ну а та, что подвергается исследованию в «Оранжевой книге», выстроена впечатляюще.
 
Героиня кинематографично видна: словно выходит из «дверей»-страниц, чтобы принять участие в обыденности, которую и украшает – в меру возможностей – апельсиновыми выдумками…
 
Бездна фантазии гарантирует большую насыщенность. Планета Цитрон живет по своим законам – и они идеальны: то, что не удается на Земле за все века, там достигнуто. Долой дисгармонию!
 
Устанавливается баланс между фантастическим и реальным, хотя милый персонаж – Цитрушек – и окажется в промзоне, чей пейзаж далек от апельсиновой спелости.
 
Наталия Гилярова была очень светлым человеком…
Писала неторопливо, медленно разворачивая эстетически выверенные фразы.
 
Писала, словно сама сначала пропитывалась запредельной игрой невероятных огней: сочеталась с ними душою, чтобы потом субстанция оных, перешедшая в слово, входила в читательские сердца.
 
Наши с вами.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка