Комментарий |

Желтый дом вырвало

Умственно отсталый человек, Вера и Свет, творчество, ничего не понятно и непостыжий

Вначале сочинил Бог небо и землю

Саша Г.

Интро


Я тусуюсь более десятка лет с умственно отсталыми людьми (увы, хорошего слова в языке тут не найдено, а эвфемизмами пользоваться - будет непонятно)... Это называется "Вера и Свет". (Кому интересно, загляните на наш замшелый
сайт... А вкратце: это просто тусовка для умственно отсталых людей, живущих в семьях, к которой подключаются какие-то внешние лица типа меня - не умственно отсталые и не родители - просто для совместного времяпровождения.)

* * *

Сразу признаюсь: я пишу о том, чего понимаю лишь интуитивно. Хуже того: о том, во что просто верю... И нет ничего зануднее, чем размазывать кашу рассуждений по веб-страницам, чтобы доказать то, что для тебя очевидно, а для других нет, прикрывая фиговым листом аргументации свои убеждения.

Итак, я верю, что это совсем люди. Не второго сорта. Не менее разные (даже если взять только, например, людей с синдромом Дауна), чем все мы с вами...

    МЗ: Почему люди умирают?

    Саша Г.: От страха.

Люди со своим жизненным путем, проблемами и творчеством, не чуждые духовности (если вы считаете, что, например, младенцы "менее духовны", чем взрослые, то я вас поздравляю: вы пали жертвою традиции, которая отождествляет дух с интеллектом и совсем отрезает его от тела: Платон - отчасти через него это проникло и в христианство восточное; рационализм, Декарт и т.д. на Западе. Пущай разбираются философы).

* * *

А еще - это люди, которые всем мешают ("чего встал на пути? Отойди" - это в буквальном и переносном смысле они выслушивают по сто раз в день), начиная с родителей.

* * *

И есть факт медицинский - для участников эта штука, Вера и Свет, меняет восприятие человека (себя, других, что главное - что неглавное, взаимной игры "духовного" и "телесного" и многого прочего).

(Я оставлю за скобками многое - к тому же оно не за скобками, а в скобках получается... Что она - Вера и Свет и общение с особыми людьми - изменяет восприятие Евангелия, христианства, Церкви, делает все это конкретнее. Но и для неозабоченных религией людей дает лучшее понимание самих себя, приятие себя что ли... Расширяет сознание, вставляет, в конце концов.)

А еще, в качестве побочного продукта, ВС стимулирует творчество. А что есть творчество?

Творчество - это:

???

Бонус 1

У меня, да и не у меня одного, лежат килограммы текстов Александра Р. В Вере и Свете он стал писателем. Сначала писал ручкой в тетрадки, называл это типа "Пьеса о том, как "Вера и Свет" познакомилась с неизвестными существами", "Пьеса о том, как "Вера и Свет" увидела одно явление, которое было в одной пещере" "Пьеса о том, как "Вера и Свет" влезла на сосну" и т.п.

В "Пьесах о том..." участвовали общие знакомые, там множество реальных имен. Кончалась тетрадка - ровно в конце листа кончалась и последняя пьеса (иногда ремаркой "Конец этой пьесы"). Он пишет теперь на машинке - одним пальцем (я все время советую перейти на два, но он говорит, что мне пока и так удобно). Иногда в его текстах возникает байронический "автор этих строк", отчужденный наблюдатель. Некоторые предстоящие события он описывает в "Пьесе..." заранее, а придя на мероприятие, просит прочитать вслух. Я какое-то время был его чтецом (сам же он, написав, никогда не перечитывает и ничего не редактирует и предпочитает раздавать свои тетради - такова его публикация). Иногда попадаются иные жанры: эротические произведения - не знаю, у кого спрашивать позволения их печатать, но многим бы понравились - если в небольших количествах. И странные афоризмы, которые я ниже и помещаю:


Давайте любить жизнь, как жизнь возлюбила нас. Он жил один, а теперь он живет вместе с другими. Они были в разных местах, а теперь они приехали в одно. Когда их было много, им было хорошо. Она была одна, а теперь она живет с ним. Подарков было много, но их не хватало. Женщин в его жизни было мало, но ему их не очень этого хватало. Два человека - это еще не двое.

Содружество двух людей приводит к хорошим последствиям. Когда они ушли оттуда, они захотели приехать туда вновь. Когда она была одна, ей было плохо. Когда их стало много, они радовались жизни. Прогулки по лесу доставляют массу хороших воспоминаний.

Я должен сказать, что день рожденья, хороший день. Люди любят вас, а вы возлюбите их. Зло приводит к нехорошим последствиям. Когда-то динозавры жили в нашей стране, а теперь их нет. Девушка жила одна, а теперь она живет вместе с мужем. Лес полон неожиданностей, так что пользуйтесь этим. Тот, кто много улыбается или смеется, дольше живет. Тот, кто любит, дольше живет. Я люблю церковь и с удовольствием хожу туда. Она не ходила в церковь, но в душе была верующей. Тот, кто ходит в цирк, тот любит все. Тот, кто любит музыку, тот любит людей. Много денег, много друзей. Кто имеет друзей, у того и жизнь складывается лучше.

Четыре человека - это еще не коллектив. Все-таки мне не понятно, почему люди начинают ссориться. Хорошее настроение делает людей счастливыми. Счастье и любовь неотделимы. Угрюмость, вещь не хорошая. Любите природу и не уничтожайте ее. Хорошо, что на свете есть любовь. Любите человека и принимайте его таким, какой он есть.

Девушка полюбила одного человека, но он ей не подошел. Когда тебе плохо, пойди погуляй в лес. Дважды два - четыре. Когда вам не очень хорошо, обратитесь к Библии. Правда хорошо, а счастье лучше. Они верили в любовь, но это не давало им покоя. Когда человеку нужна ваша помощь, помогите ему. Воспринимайте их такими, какие они есть. Животных надо любить, и они будут любить вас.

Дык что ж такое творчество-то?

Если это слово вообще значит, то это, согласно моей личной вере:

  • способность - человека вообще, коль скоро он человек;
  • не ограниченная культпродукцией (книги, спектакли, статьи, скульптуры). В культпродукте может быть меньше творчества, чем в селедке, с любовью и искусством нарезанной и разложенной.
  • от Бога. Извращения возможны, как и у любой хорошей вещи;
  • сродни игре (проходит в рамках: игровой площадки, правил).

Удовлетворительных теорий Т. не встречал.

Нарушение рамок


 



    Приходит гость - совсем новый незнакомый человек.

    Спрашивают его: "Как вас зовут?"

    - Иван.

    Саша Г. сразу комментирует: "Иван-дурак" (добродушно вполне, просто ассоциация).

Почему-то от таких событий жить становится веселее, многомернее что ли.

    Идет проповедь в храме в день мытаря и фарисея. Священник:

    - Фарисей был отнюдь не плохим человеком. Он, например, отдавал десятину. Ну, скажите, кто из вас отдает десятину - десятую часть своих доходов - церкви?

    - Я (отвечает, улыбаясь и поднимая руку, Миша К., недавно погибший.)

Ответы на риторические вопросы в речах - очень типичны. И ты вспоминаешь про социальные правила, о которых забыл, которые стали бессознательными.


Саша Н. видит, что в вагон метро заходит тетенька-милиционер. Он сразу достает свое инвалидное удостоверение и подносит к ее лицу. Хотя тетенька Сашу игнорирует, он говорит ей: "Спасибо большое, заходите еще".

То есть эти нелепости напоминают "нормальным", что в жизни есть место чему-то иному...

Рамки бедности

Иногда творчество рождается из нужды, из бедности (типа "голь на выдумки хитра"). Как, скажем, объяснить человеку, который не говорит и почти не понимает речи, что его папа умер? (Стереотипы не работают, рамки тесные.) В ВС таких ситуаций - навалом.

Бедность - в широком смысле слова, в котором умственно отсталые люди крайне бедны, даже если живут в богатстве. Их определяют по недостаткам, дефектам. Дефекты - то, чего нету (IQ - а это важно?).

Бедность - это ограничения, те же рамки для игры.

В ВС открываешь, что у всех свои рамки.

    Кирилл С. смотрит на меня из коляски у крыльца, смеется, бодрым голосом говорит:

    - Миш, а Миш, а я про тебя песню сочинил.

    - Ну?

    - Мишка-Мишка,

    В жопе шишка.

(Юноша живет в интернате, отсюда соответствующая лексика.)

У нас, якобы "нормальных", свои рамки (скажем, для писателя - давление толщи написанного - созданного - до него)... Стихи - сплошные рамки: размер, рифма. (Интересно, что http://www.vera-i-svet.ru/naftalin.html ">стихи, наших особых людей не так интересны, там засилье штампов. Интереснее поступки, устные импро - да разве их передашь - и свободные стихи или проза.)


Оля Б., аутичная девушка, говорит мне: "Ты щуришься на меня, как на солнце".

(Я наполовину улыбался, наполовину хмурился, потому как она разговаривает не к месту. Гениальная обратная связь - и с поэзией. Это метафора? Для нее, возможно, нет, просто нашла точные слова, для меня - да. Притом что девушка часто говорит совсем непонятное и не склонна пользоваться речевыми штампами).

Саша Г., летним вечером: "Комары ужинают, а их убивают".

(На самом деле так фраза запомнилась, но Саша говорит очень медленно, предложениями из 2-3-х слов, и, кажется, не использует других союзов, кроме "и". Наверное, говорил на самом деле: "Комары ужинают. Убивают".)

* * *

И есть такой важнейший христианский паттерн: сделать бедность богатством, а слабость силой. Примеры из Нового Завета найдите сами. Таков же паттерн превращения Пушкина в Белкина - ради смиренной прозы. Что-то подобное мне видится в сов. литературе 20-30-х: Платонов, Добычин (мне возразят, что у них это притворство и т.д. Но я так вижу. Моя литведческая бедность не позволяет углубляться, не рискуя).

* * *

Я бы хотел далее распространиться про тайну творчества, бедности и тайну особых людей, но помолчу... Рассуждения как-то смердят...

Было море.

Сочинил Бог землю.

Море.

Сочинил скалы.

Море и волны.

Были чудовища.

Было море.

Был свет.

И вода.

Хлеб и вино.

(Начало книги Бытия в пересказе Саши Г.)

Просто анекдоты и цитаты гораздо лучше (увы, увы - многое отпадное, но невербальное передать тут, словами невозможно. Девять десятых значимых событий невербальны и потому - нетекстогеничны).

Бонус 2

А вот совсем авангардный ритмический текст Леши Ф. Учился он даже в богословском институте, почти получил диплом (правда, на экзамены ходил всегда с мамой), но не получил, ибо вместе с разумными речами приговаривал, не считаясь с контекстом, яркие фразы типа: "


Супостат Зайчиха и супостат Сися", "Мама смеялась, когда я пел про барбарисовый куст
". Его устные импро увлекали слушателей, но мама, естественно, ругалась - они же портили ему карьеру, мешали быть как все.

(Ремарка для чтеца вслух: некоторые цитаты из песен поются, вообще чужие интонации воспроизводятся)


Желтый дом говорит: "Непостыжий". Желтый дом делает: "Ууу, ууу". В Дмитровском поселке желтый дом вырвало.

Дощечка, ланге, непостыжий и желтый дом вырвало.

Человек в сарае говорит: "Изобары".

В Дмитровском поселке жгут диван.


Сарай, шар голубой, камера и порезан.


Диспетчер Наталья сказала: "Не смотри на толстый кончик носа!"


У диспетчера Натальи толстый кончик носа, на виске родинка и вырез ноздрей.


Вырезанные ноздри, Бучка, толстый кончик носа у диспетчера Натальи, и у меня на виске родинка.


Водичка хлюпает. Ууууууууу.


Боже, Боже, Боже мой! Стоит ухо дорогой, с ним красавица Чилита.


Гоп со смыком и ухо дорогой.


Родился на Подоле Гоп со смыком, он славился своим басистым криком; глотка была прездорова, а ревел он как корова, оттого и звался Гоп со смыком.


Гоп со смыком в клетчатой рубашке.


Ухо не дорогой, а дорогое.


Виглец пел: "Полетел ты в свой, ухо молодой, ухо дорогой",


а Лесоруб пел: "В сердце я навек сохраняю искреннюю преданность вам".


Еще Лесоруб пел: "Они прекрасны все же, они прекрасны все же, они прекрасны все же, лесные вечера, где звезды так похожи, где звезды так похожи, где звезды так похожи на искорки костра".


Звездная пристань.


Когда ехали в Ригу, в поезде цыгане пели: "Боже, Боже, Боже мой! Стоит ухо дорогой, с ним красавица Чилита".


Еще цыгане пели: "Гоп со смыком".


Новосел, они прекрасны все же, виглец и звездная пристань.


Доска настойчивая. Доска настойчивая избивает Грубых.


Жив - это разве плохое слово?


Трамвай нас чуть не задавил.


Отвратительно, экскаватор за кольцевой дорогой и доска настойчивая.


Настойчивая бука.

А где-то еще его произведения, более "реалистичные", не могу забыть рассказа "Вместо Парижа Воркута": как он голоснул грузовик и просил довезти его до Парижа, а оказался в Воркуте... В лагере, кажется.

"
Так что вот так вот
", как говорит Саша Р.

Иллюстрация к публикации взята с этого сайта

Последние публикации: 
Старуха (21/02/2005)
Драмы (18/01/2005)
Пожить в смерти (08/12/2004)
Философия (10/11/2004)
Ж/д блюз (13/07/2003)
Скамейка (08/06/2003)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS