Зимородки (6)
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ КЛЕЙ
	Моя единственная настоящая подруга в детсаду – Таня Таганцева, но
	она в другой группе, так что мы встречаемся только во время
	прогулок. Мы с ней сочиняем бесконечную сказку. Помню
	некоторые натуралистические детали: «…и вот злая королева вышла в
	сад, хотела нарвать лука, а вместо лука-то…(победным шёпотом)
	ГОВНЯШКИ!». Дети рядом радостно орут: «Расцветали яблони и
	груши, Поплыли туманы по реке. Выходил директор магазина,
	Получил бутылкой по башке!». Это очень смешно. Девчонки
	шепчутся: «А папа вчера пьяный пришёл, руками махал, маму ударил и
	вазу лакированную разбил…». Мне в этой истории непонятно
	одно: как ваза может быть лакированной. А остальное не
	возмущает и не поражает, хотя мой папа и не пьёт, и не бьёт маму.
	Ещё девчонки говорят о цветных телевизорах. У нас дома он
	чёрно-белый.
	До этого садика были и другие. В них я не задерживалась более
	месяца-двух, так как вечно подхватывала всякие инфекции и сидела
	дома. В первом детсаду меня девчонка постарше научила стишку:
	«К нам пришёл Дед Мороз, Табуреточку принёс, Табуреточка
	мала, Деду по носу дала». Стишок мне понравился. На ёлке
	страшно хотелось его прочесть, но я, трёхлетняя, пересилила себя
	и выдавила правильным голоском то, что от меня ожидали –
	типа «Добрый Дедушка Мороз Нам подарочки принёс». И ДМ меня по
	головке погладил, а мамаши хлопали. У меня сохранились
	фотографии с той ёлки. А во втором садике я грохнулась с винтовой
	лестницы – к счастью, она была деревянной. После чего меня
	надолго отправили к бабушке.
	Пяти лет меня отдают в детский сад – тот самый, в котором Таня
	Таганцева, и там меня заставляют есть селёдку, а я не могу и
	реву. Мне силой впихивают её в рот. Меня тошнит. Позднее у меня
	обнаружилась аллергия на рыбу. Дети дразнятся, что я
	привереда, и я с ними дерусь. Воспитательницы читают одну и ту же
	сказку – «Крошечку Хаврошечку». Я уже знаю, что хавронья –
	это свинья. И что за дурак про свинью сказку сочинил, будто
	про Золушку или Журавушку из «Земляники под снегом»?
	Нянечка, уж не помню из-за чего, хватает меня за одежду и чуть ли не
	по полу волочит. Я упираюсь, а потом рву её платье. Няня
	большая, могучая брюнетка. Я тоже брюнетка, но маленькая.
	За это меня чуть не выгоняют из детского сада. Одна воспиташка с
	претензиями на интеллигентность говорит моим родителям, что я
	«излишне агрессивная». И вообще хулиганю больше, чем
	мальчишки.
	Я уже свободно читаю и когда вижу слова, которыми заканчивается
	каждое детсадовское меню («Кисель. Хлеб»), чувствую, будто меня
	молоточком стучат по голове. В землю вбивают. У меня две
	любви. Один – Эрик, сын алкоголички. Кажется, у него были вши.
	Эриком я командую, а он мне покоряется. Мы часто держимся за
	руки, но вши на меня не переползают. А Серёжа помыкает
	мной. Ещё он меня смешит, когда воспиташки читают нам стихи и
	называют авторов, например: «Якуб Колос». Серёжка тогда: «Ой,
	не могу! Якуб Горшок! Ян Пирожок!». Я начинаю дико ржать и
	меня ставят в угол.
	Во время тихого часа, если мальчишки шумели, воспитательницы хлопали
	их свёрнутым в трубку журналом. «Работницей», кажется.
	1975 год. Я иду в первый класс. На первой школьной фотографии я,
	шестилетняя, выше некоторых своих семилетних одноклассников. В
	пять лет я вдруг начинаю дико расти, ноги особенно. Тогда
	уже в ходу было слово «акселерация». Так вот, я была
	акселераткой. Казалось, ноги тут же выпрастывались из всего – из
	юбок, шортов, вот этих белых гольфов, которые на фото. И всё
	нужно было тянуть, вниз или вверх. Юбки, чтоб не было видно
	«того», неприличного. Гольфы – чтоб их не приняли за носки, а
	шорты – за трусы. Мама иногда приходила из-за моего роста в
	отчаянье. «Я в её годы не была такой огромной!».
	В нашем классе – человек 30 с небольшим. Некоторых я уже знаю, с
	детского сада. Ирку, например. У неё две сестры, младшая только
	родилась. Ещё – отец-алкаш, который маслёнку разбил и всё
	масло на пол упало, а мать: «Ааа, чем я тебе хлеб буду
	мазать?!» и по лбу его. А он её тоже по лбу. И мамаша, конечно –
	та самая, которая на неё мокрые белые колготки в мороз
	напялила. Есть ещё Ленка, Жанка и другие детсадовские. Ленка в
	детском саду всё время требовала у всех конфет. Не просто
	требовала, а так: «Не принесёшь мне конфетку – убью!». Но её не
	очень-то и боялись. И даже побили – за то, что она постоянно
	жаловалась и всё придумывала про всех. Про меня, например, и
	ещё двух девчонок – что мы «бесстыжие», то есть задирали
	юбки перед мальчишками. У этой Ленки бабка работала нянечкой,
	вот она и придумывала всё – ей и воспиташкам. А бабка всему
	верила и тоже говорила, что мы «бесстыжие». Но это неправда,
	я ни перед кем не задирала, да, Эрик меня раз поцеловал, а
	Серёжку я сама поцеловала, он сам позволил, но это же не
	«задирать»…
	А теперь Ленка говорит: «Папа с мамой мне сказали: «Принесёшь из
	школы четвёрку – убьём!». Ха-ха-ха, так ей и надо, сама
	грозилась всех убить, а теперь её убьют, по-настоящему, и
	похоронят, как парня, что сорвался…Ленка не умирает, но её и в самом
	деле лупят за каждую четвёрку родители, у которых десять
	классов на двоих. После первого учебного года она переходит в
	другую школу.
	Ещё у нас в классе девочка, выглядящая года на четыре. У неё
	интересное имя – Анджела Пузякова. Ещё есть Марат, он наполовину
	киргиз. Есть Жора, он толстый. Близнецы Яанус и Эрнест,
	которые плохо говорят и по-русски, и по-эстонски. И много кого
	ещё.
	Зойка – училкина дочка. Её мать преподаёт в старших классах историю.
	В Зойке, маленькой шатенке, что-то ласковое – и змеиное.
	Она вьётся, как змейка, прошмыгивает между рядами, как змейка,
	уворачивается, выкручивается, жалит и незаметно уюркивает.
	Однажды она подошла к моей матери, ждущей меня после уроков.
	Прижалась к ней и вдруг выдала: «Вы знаете, а меня мама
	вчера побила. (Пауза) Линейкой. По голове». «Как?! Почему?!».
	«А мне мама задачу объясняла, а я не поняла, и тогда мама
	сказала, что я тупая, вот и побила линейкой по голове». «А что
	в это время делал папа?». «А папа газету читал. На кухне».
	Школьная столовая. Тошнотный запах варёной рыбы. Нам мяса почти не
	дают – ни котлет, ни тушёного. Только изредка серые сардельки
	с капустой. А обычно – разварную рыбу, почти кашу, тоже
	серую, с серой картошкой и белым соусом. Этот соус – из чего?
	Из белых какашек? Я это не могу есть…
	…Я лучше голодная буду ходить, но не буду пускай меня заберут из
	школы или исключат как хотели из детского сада вот возьму и
	директрисе тоже порву платье только фиг его порвёшь и не в
	платьях она ходит а в кримпленовых костюмах всё равно порву или
	вот когда зима будет я снежок слеплю и с неё собью шляпу
	тогда точно исключат ура ведь я и так умею читать и писать и
	считать и книжек сколько прочла длиннющих и про алису и
	землянику под снегом и источник на краю света и даже мамины я не
	могу не могу в школу больше тут воняет и тогда говорят опять
	канализацию прорвало и надо в сменке идти по этим лужам и у
	поваров там на кухне всё горит и сажа и тараканов травят и
	мышей и от мела руки корчатся и от тряпки и училка орёт её
	зовут Валентина Альбертовна ну и имя она злая старая её
	шваброй зовут потому что у неё причёска такая с такими уже тыщщу
	лет никто не ходит и букварь дурацкий для годовалых и я
	прочитала в.и.ленин а валентина сказала садись и зубрилка
	прочитала правильно владимир ильич ленин а я хочу неправильно вот и
	всё а в школу не хочу не хочу не хочу жопа говно говно.
	Но я не леплю снежок и не сбиваю с директрисы шляпу и ничего не рву.
	И из школы меня не забирают. И учусь я хорошо, кроме физры
	и математики, и в школе всё время говорят о Брежневе, какой
	он хороший, совсем как Ленин, и очень любит детей.
	Мне Брежнев был безразличен. Просто старик – с одышкой, лишним
	весом, больной. Я не понимала, почему его так не любят
	родительские знакомые – диссиденты и полудиссиденты. И почему
	остальные смеются над ним. Он просто был как-то не в тему: уж
	слишком устаревший, вымерший. Как дронт. Казалось, что ему не 70
	лет, а 700, и он – дронт Додо или черепаха Квази – вдруг
	возьмётся за руки (нет – лапы! крылья! когти!) с Чеширским котом
	или Грифоном и они начнут отплясывать кадриль на берегу
	океана и петь про улитку.
	Вожатый-шестиклассник останавливает всех у дверей: «Отгадайте
	загадку: «По свету катается, на «б» называется!». «Булка? Баранка?
	Блин?» «Брежнев!».
	Мама рассказывала о Брежневе анекдоты, но вдруг начинала его почти
	жалеть. «Он просто не на своём месте. Ему бы нужно с внуками
	нянчиться. В кресле-качалке сидеть, ноги под пледом, а рядом
	– собака. Сеттер какой-нибудь».
	Знакомый мальчишка скачет на одной ноге и поёт во всё горло:
	«Раз-два-три-четыре-пять, Вышел Брежнев погулять! Вдруг Косыгин
	выбегает Прямо в Брежнева стреляет. Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает
	Брежнев мой!!!». Из кабинета выходит директриса. Наша,
	кримпленная. Мальчишкиных родителей вызывают в школу.
	Брежнев не умирает. «Наверно, у него есть живительный клей», –
	говорит Лёшка, мой двоюродный брат. Он старше меня на полтора
	года и я ему верю. Только спрашиваю: «А зачем он ему?». «Ну,
	как зачем?! Вот упадёт он, развалится на кусочки, или Громыко
	его убьёт или Пиночет, а он возьмёт и склеится. И так – хоть
	сто раз!».
	Мне казалось, что Брежневу бы очень понравилось кафе «Вернер» и
	старухи, которые там сидели. Правда, кафе в то время называлось
	не «Вернер», а как-то по-другому, может, просто «Кохвик» *.
	Но старухи-то не умирали.
	В тот день, когда объявили о смерти Брежнева, у меня началась первая
	менструация. Но это уже другая история…
_______________________________________________________________
* Кафе (эст.).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             