Комментарий |

О биографии русского еврейства №10

Публицистика

1. Умерщвление русского еврейства. (Продолжение)

Начало

Русскоязычная община или, как любят выражаться в Израиле, «русская улица» отличается особенностью, которая, прежде всего, бросается в глаза в сравнении с другими аналогичными сообществами в Израиле, – это законопослушность. И она существует как остаток, реликт, иллюзии «своих». Представители русского еврейства не принимают участие в митингах и демонстрациях, не устраивают забастовок и шествий, не провоцируют уличных беспорядков, что не может не поражать на фоне тотального, прямо таки маниакального и невротического стремления к протестным действиям всех прочих общин, слоёв, групп в Израиле. Но зато по части публицистической активности «русская улица» не знает себе равных, и эта динамика духа (или интеллигенция духа) имеет отнюдь не показной или импульсивный характер. Я продемонстрирую лишь ничтожную долю выступлений рядовых членов «русской улицы» в Израиле не только с целью показать фактические оценки государственной дискриминации, – последняя и так очевидна, – сколько проиллюстрировать зрелость суждений и глубину мышления этой рядовой составляющей как производное общей образованности русскоязычной общины в Израиле.

В газете «Новости недели» от 9.09.1999г. в разделе писем читатель написал: «Дискриминация, издевательство, убийства и избиение по признаку страны исхода, запланированное бездомье, клевета, навешивание ярлыков, обман на всех уровнях при полном попустительстве со стороны, когда оно само (правительство – Г.Г.) формирует негативное отношение к «русским» и искусственно создаёт почву для ненависти и враждебного отношения со стороны местного населения, – это и есть преследование, которое подпадает под словарное понятие «погром». А коль так…то все мы уже давно, со времён Оры Намир, имеем право объявить себя беженцами, т.к. являемся лицами, подвергающимися преследованиям и имеющими основание опасаться за свою жизнь. А это и есть статус беженцев (см. ст.1 Декларации ООН о статусе беженца, 20.08.51)».

Ирина Петрова написала в газете «МИГ» от 5.05.2005г.: «В глазах новых репатриантов государство – это машина для собирания налогов и повышения цен, оно не даёт работы и нормального образования, отнимает льготы и снижает пособия. Ситуация становится всё хуже, и это лишает людей той веры в будущее, в возможность достойной жизни, которая поддерживала алию 90-х годов»

Заслуженный тренер России Григорий Рудерман написал в письме в редакцию журнала «Глобус» от 19.09.2004г.: «Я также приехал в Израиль на волне алии 90-х годов с самими лучшими намерениями быть полезным еврейскому государству, служить ему тем, что умею лучше всего. По прошествии некоторого времени выяснилось, что благими намерениями вымощена дорога в ад… Мы – чужие в этой стране. Нет шанса устроиться в израильском обществе без связей, будь ты хоть сто раз профессионал. Страна не ценит профессионализм, связи решают всё. Не имеет никакого значения, как ты работаешь, важно, с кем из власть имущих ты связан, кто за тобой стоит. Кланово-мафиозная структура общества связывает людей невидимыми, но прочными нитями. Связи семейные, военные, бизнесные. Все друг другу родственники или однополчане. Я приехал в Явнее один, ни с кем не связан и никому ничем не обязан. Умел только работать, а вот это умение по порядку приоритетов здесь на последнем месте. Город в большинстве своём верующий, а я не хожу в синагогу, не ношу кипу, не целую мезузу (ритуальный предмет на дверях – Г.Г.). Делается вывод – он не из наших людей. Я, еврей в сотне поколений, чувствую себя чужим в этом городе, в этой стране. Ты можешь работать лучше других. Достичь больших успехов, но в этом обществе, в этой стране ты обречён. Так случилось со мной. А теперь скажите мне, будет алия в страну с такими порядками и таким менталитетом? Не просто так последние годы уезжает людей отсюда больше, чем приезжает сюда. И вот теперь я думаю: зачем я приехал в эту страну с самими благими намерениями, истратил столько лет в бесплодных попытках что-либо совершить».

Читатель Ж.Сонин написал в журнал «Глобус» от 18.07.2004г.: «Если треть населения работают своим горбом, т.е. раскачиванием у разных сооружений собственных пейсов, вторая треть – в различных конторах, по сравнению с которыми «Рога и копыта» – образец производительного труда, а последняя треть торгует несвежим товаром, то выживание нации становится проблематичным. Вы, может быть, скажете о евреях-тружениках на заводах и на полях? Да, таковые есть, но вспомните, что в сельском хозяйстве на полях уже ни одного еврея не найти, на стройках работают китайцы и филиппинцы, улицы метут приезжие, в основном чистокровные русаки, но их всех можно считать отдельно, тогда, как безработными большинство израильтян можно считать условно: каждый из них претендует либо на место в Кнессете (парламент Израиля – Г.Г.), либо в банках, страховых компаниях и пр. Мы выстроили так называемое государство Израиль по образу местечка, где правит ребе, где все торгуют, воруют и обманывают друг друга и лгут, что называется без запинки. Помните, как это у Галича: «Потные, мордастые евреи / Свора проходимцев и ворья/ Разные Иоанны и Матфеи/ Наплетут с три короба вранья». Экономика страны фактически рухнула. Если в основе её лежит производительность труда, то не может таковая расти, ибо в основе израильского хозяйства лежит принцип «неравной оплаты за равный труд», когда олим, арабы, нелегальные рабочие с Востока получают официально в два-три раза меньше, чем свои в доску, когда существуют какие-то привилегированные отрасли, вроде «Хеврат-хашмаль», которым платят в два раза больше остальных, в том числе занятых интеллектуальным трудом, когда существует какой-то дикий квиют (льгота по стажу работы – Г.Г.) – государственная система гарантирования бездельников, когда раздувают ставки оплаты этих же бездельников за счёт постоянного снижения оплаты настоящих работников, а ещё потом доказывают, что в стране нулевая инфляция (они даже не знают, что это такое). А ещё Вы посмотрите на грабительские банки, вынимающие последний грош у хозяйства (даже не смешно, когда публикуют отчёты о том, что прибыли банков составляют всего 1.1 млрд. долларов, когда экономика рухнула), на бесконечные амутот (товарищества – Г.Г.) по выколачиванию денег из казны, денежные фонтаны в религиозные организации (это что же за страна, в которой оплачивается вера в Бога?) и прочая и прочая…Я заканчиваю. Мой знакомый, по-моему, отлично сказал: «В Израиле жить стыдно». Наверное, нужно собирать вещи».

Семён Пятковский написал в «Новости недели» от 04.11.2004г.: «Я 26 лет прожил на Украине, 12 лет в Ташкенте. По пальцам можно пересчитать случаи, когда меня оскорбляли как еврея. В Израиле редкий месяц обходится без «русим хара» (русские дерьмо – Г.Г.), «русим зеваль» (русские мусор – Г.Г.), «русим охаль хазир» (русские свиньи – Г.Г.). И никому не важно, что я стопроцентный еврей, что я не ем свинину, что, находясь в Одессе, Киеве, Москве, Ташкенте, я с огромным удовольствием ходил в синагогу. И всегда там собиралась масса народу. Когда я уезжал в Израиль, узбеки говорили мне: «Семён, у тебя две квартиры, четыре магазина – зачем ты едешь?» Я отвечал: «На родину». И вот уже 12 лет на еврейской родине я не могу пойти в синагогу, – в Израиле нет синагоги для русских евреев. Есть румынские, польские, марокканские, эфиопские, грузинские и другие синагоги, в которых к нашей алие относятся с нескрываемым презрением…Я обращался к трём мэрам Ашкелона – Бени Вакнину, Шабтаю Цуру, Рони Маацри,– и все трое считают, что наша алия, «русские» евреи не имеют права на свою синагогу. Мы, оказывается в Израиле – низшая каста».

Практически все подобные пассажи на «русской улице» исполнены в одном психологическом ключе: это стенания, состоящие из недоумения по поводу того, что свои оказались настолько чужими, и удивления в связи с тем, что израильское государство из лелеянного русским еврейством существа обратилось в его угнетателя. Небесноисторический подход даёт возможность увидеть историческую подоплёку этой вражды: она коренится и берёт начало в политическом противостоянии фракции Мицрахи и демократической (культуроносной) фракции Хаима Вейцмана. Но мало того. Еврейская история определённо указывает в связи с этим, как в глубине веков просвечивает исконно иудейская внутренняя вражда пророков с левитами (священнослужителями), продолжающаяся во вражду Иисуса Христоса к фарисеям. Во вскрытом разрезе исключительно важно, что в такой исторической ретроспективе «русская алия» в Израиле, избавленная от безродных космополитов, занимает положение на стороне пророков. И, таким образом, достаточно чётко вырисовывается идеологическая позиция репатриировавшего русского еврейства во взаимоотношении с воинствующей кастой израильского иудаизма. В небесноисторическом ракурсе это означает, что как раз русское еврейство, а никак не система воинствующего иудаизма, несёт в себе свет заветов Моисея.

Если по эту сторону Стены слышатся недоумевающие и разочарованные трели, то по ту сторону Стены раздаются вовсе другие мелодии, похожие на какофонические рыки. «Ведь разгуливают по Израилю хулиганы, бандиты, убийцы, насильники – выходцы из СНГ, которые натурально травят – не в прессе, а в жизни – еврейское население, и старожилов и олим, – пишет Игаэль Иегуди (статья «Русскоязычные евреи или ивритоговорящие русские», газета «Наша страна» от 10.06.1999г)., – Кто же они? Кто даёт процент криминальности, не превышающий «среднеизраильский» (кстати, среди молодёжи превышает намного)? Это – гоим» (неевреи – Г.Г.).

В 2005 году юридический советник правительства получил от общественного движения «Центр еврейского плюаризма» обращение с просьбой открыть уголовное дело против редакторов и журналистов газеты «Ха-Модиа» («Объявление»). Журналисты газеты утверждали, что репатрианты из бывшего СССР сплошь «низкие убийцы», «пьяницы» и «пятая колонна» в еврейском государстве, и что алия из экс-СССР превращает Израиль в «государство убийц и рассадник неонацизма». Один из корреспондентов за подписью М.Шалом написал: «Израильтяне, сыновья еврейского народа, начинают осознавать, что даже если эти чужие люди получили права репатриантов и выучили иврит, в их жилах течёт нееврейская кровь. Во всех населённых пунктах, где живут репатрианты – неевреи из СНГ, кровавые руки Евгениев и Николаев убивают ни в чём не повинных евреев и евреек». Обращение не возымело никакого действия.

Козырной картой всех упрёков в адрес русскоязычных репатриантов служит большое количество криминальных и антисоциальных элементов, прибывших в страну с Большой Алией 90-тых. Но такой довод не может позорить членов формации русского еврейства, ибо он относится не к ним и порицает не их, а законоохранительные органы Израиля. Криминалитет всегда очень чутко оценивает ситуацию внутри страны, и он в массовом порядке стекается туда, где имеются благоприятные для него условия, в данном случае, в государство Израиль, для чего и был использован Закон о возвращении. На цветы слетаются пчёлы, а на вещество с неприятным запахом – навозные мухи, здесь в полной мере срабатывает схема «свои» к «своим». Израильская законоохранная служба, не способная справиться с коренным криминалитетом, оказалась бессильной перед приезжим, активным и дерзким, преступным миром, а дабы соблюсти в чистоте свой мундир, оплёвывает всех русских репатриантов.

Если в большинстве «русская улица» в Израиле отличается относительной законопослушностью, то противостоящая ей среда воинствующего иудаизма, по закону противоречия, будет выступать нарушителем законности. И эту честь с какой-то вызывающей бравадой несут представители секты ультрарелигиозных ортодоксов – передового отряда системы воинствующего иудаизма, какие сделали устройство публичных бесчинств своим излюбленным занятием, а в последнее время, используя самые вздорные поводы, похоже, перевели данное занятие в потребность. Среди тривиальных перекрытия дорог, нарушений общественного порядка, метания камней и поджога покрышек, в деятельности ортодоксов иногда происходят события неординарные. В мае 2008 года во дворе синагоги Ор-Иехуды был разложен костёр из сотни книг Нового Завета; точь-в-точь, как в XIII веке, когда еврейские ортодоксы упросили христианских сжечь книги Рамбама (великого мудреца Моисея Маймонида). Инициатором бесчинства в Ор-Иехуде выступили местные муниципальные власти и ученики местной иешивы, – важно здесь то, что данная чудовищная проделка не получила осуждения ни одного раввина и ни одного депутата парламента, что даёт основание рассматривать акт сожжения как момент государственной политики. Тут нельзя говорить, что черное израильское духовенство опустилось до уровня средневековья, – оно не поднималось с этого уровня, ибо осуществляло универсальное для всякой воинствующей идеологии действие: борьбу с инакомыслием, инаковерием, инородством. Такова компетенция воинствующих христианства, православия, ленинского материализма, и таков круг бытия воинствующего иудаизма. История свидетельствует: там, где начинают жечь книги, кончают сожжением людей, – израильская система уже доросла до погромов, о чём будет сказано впоследствии.

Ещё об одном неординарном событии, но произошедшем во вполне ординарном воинствующем режиме, сообщил журналист Сергей Бавли: «В День Независимости Израиля в славном городе Бейт-Шемеше ультрарелигиозные ортодоксы собрались на демонстрацию. Вели себя, по обыкновению, очень шумно, временами агрессивно, но полиция их до поры до времени и пальцем не трогала, должно быть. полагая, что граждане, по здешней традиции, пойдут, оглаживая пейсы, громить и поджигать русские магазины. Но повод у собравшихся на сей раз был куда серьёзнее.…И тут выяснилось, что демонстранты протестуют как раз против самого факта существования государства Израиль.…Вот демонстранты в Бейт-Шемеше, громко всё это высказав, публично сожгли израильский флаг» (статья «Гордые люди со спичками и протянутой рукой», журнал «Глобус» №657 от 22.05.2005г.; выделено мною – Г.Г.). Автор статьи не считает нужным пояснить, что против существования государства Израиль высказывают не весь лагерь верующих (харедим), а лишь определённые их разновидности, которых Дов Конторер объединяет в группу под названием «ультраортодоксия». Пафос статьи сосредоточен в возмущении автором бессовестностью и наглостью ортодоксов, которые проклинают государство, за счёт которого они существуют. Однако суть феномена заключается не в ортодоксах, а в государстве, какое, притесняя потомков русского еврейства, создавших это государство, содержит паразитическую прослойку, требующую его уничтожения, публично сжигая книги и флаги. Метко определили Дов Конторер: «Никогда и нигде огромная масса ультраортодоксального населения не могла бы жить так, как она живёт сегодня в Израиле, навязывая себя остальному обществу в качестве жреческого сословия, получающего своё содержание из государственной казны, за счёт налоговых отчислений работающих граждан» (2005).

Наивысшей аналитической нелепостью было бы исключать или обособлять в разрезе русского еврейства собственно русский компонент. Связь между русским и еврейским, – и именно плодотворная связь во всех аспектах, – не подлежит сомнению ни с какой стороны, ибо она (связь) положена основой культурного симбиоза двух духовностей. Как русская парадигма не может быть без места в ней еврейского модуса, точно также еврейская парадигма имеет в себе место для русского фактора. Поэтому при сотворении государства Израиль русское еврейство необходимо предусматривала конструктивное участие русских в качестве граждан Израиля. Но как раз это обстоятельство нарушало канонический строй воинствующего иудаизма в секулярной сфере, а именно гипотезу о врождённом антисемитизме русской культуры. А потому нынче наблюдается то, о чём сообщает Анатолий Герасимов на интернет-сайте «Русская община в Израиле»: «У русских, имеющих израильское гражданство, а таких около 50-70 тысяч (1,5% от всего населения) нет ни одной общественной организации, ни одного общинного дома, ни одного культурного центра, нет даже ни одного русского кладбища; – Русских солдат хоронят не рядом с их боевыми товарищами, а на отдельных участках воинских кладбищ; – Более 80 профессий закрыты для русских в Израиле, так как они не являются евреями; – В Израиле по сей день убивают за русскую речь и убийцы не несут заслуженного наказания; – Русскоязычная пресса поливает грязью русских и Россию; – В русскоязычных еврейских школах русских детей нередко обзывают русскими свиньями и гоями, а учителя в ответ на жалобу ребёнка предлагают ему просить родителей, чтобы сделали ему гиюр (религиозная форма обращения в еврейство – Г.Г.). О защите прав населения: русскоязычными евреями составлена Черная Книга преступлений израильской полиции в отношении русских и русскоязычных евреев. Там хорошо написано, как и кем в Израиле "защищаются" права граждан. Депутат Кнессета Михаил Кляйн сказал, что "русские – это помои, которые сливает в Израиль Россия"».

Иная статистическая база содержится в статье Константина Капитонова «быть русским в Израиле» (газета «Труд» от 13.07.2004г.), но в содержательном плане показана та же безрадостная картина: «Опрос, проведенный центром социологических исследований имени Рабина среди русскоязычного населения Израиля показал, что 44% опрошенных определяют свою этническую принадлежность как русские, что составляет около 500 тысяч человек. Эти данные в израильских СМИ были названы «разочаровывающими». Каково же быть русским в еврейском государстве? Чтобы найти факты ущемления русского национального меньшинства в Израиле, не надо прикладывать особых усилий. Они – на поверхности. Запреты на профессии (для них закрыты более 80 профессий). Увольнение с работы только за то, что еврей-работодатель увидел на груди у русского крестик. Невозможность быть похоронёнными рядом со своими ближними на одном кладбище. Залепленные чёрной плёнкой фотографии на русских могилах. Всего не перечислишь… В тель-авивской газете «Маарив» бывший министр внутренних дел, один из лидеров религиозной партии ШАС (верховный штаб воинствующего иудаизма – Г.Г.) Эли Ишай в прямой и недвусмысленной форме дал понять неевреям, гражданам Израиля, что они «являются объектом преследования со стороны религиозной части израильского общества». То есть он практически открыл «сезон охоты» на своих сограждан»,

Однако К.Капитонов не совсем точен: министр Э.Ишай открыл не «сезон охоты», а изложил принцип стратегии воинствующей религиозной доктрины харедим, господствующей в израильском обществе. Культурное принижение русских граждан в Израиле есть первейшее проявление насильственной природы израильского иудаизма и излюбленное занятие «безродных космополитов», отколовшихся от формации русского еврейства и специализирующихся на перекраске русской классической литературы в антисемитский колер. Капитонову принадлежит красноречивое наблюдение: «…в Израиле нет ни одной русской школы. Поэтому, когда говорят о том, что здесь открыты «русские» школы, это означает, что они открыты для еврейских мальчиков и девочек, неспособных быстро выучить язык своей страны. Кроме русского языка, в этих школах больше ничего русского нет. Русских детей эти школы превращают в безродных космополитов. Ибо, выйдя из них, они не испытывают никакой любви ни к Израилю, ни к России».

Первое, что прежде всего, более всего и больнее всего поражает репатрианта в израильской жизни, пункт, с которого иллюзия «своих» перестаёт действовать, – это проблема работы. Острота проблемы усугубляется тем, что на своей генетической родине советские евреи не знали этой проблемы. Дотошные русскоязычные репатрианты быстро поняли, что эта проблема имеет чисто специфический облик, а объяснения об экономических причинах безработицы репатриантов – капиталистический строй, рыночные отношения, производственный застой, – какие в изобилии лились и льются из уст министров, депутатов, политологов, на телевидении и в прессе, суть невежественный обман или сознательная ложь. На портале IZRUS сказано: «По данным отчета, опубликованного недавно Ассоциацией по правам человека, процент новых репатриантов с высшим образованием из бывшего Советского Союза, работающих в соответствии с их данными самый низкий среди всех слоев населения. 16% новых репатриантов работают уборщиками, сторожами и по другим подобным профессиям, в то время как среди остальных слоев населения в этой сфере заняты 5%. И это при том, что процент людей с высшим образованием среди новых репатриантов выше, чем среди остального населения. Многие новые репатрианты, живущие в Израиле, не реализуют своего потенциала на рынке труда. Это положение тяжело для новых репатриантов и задерживает развитие хозяйства страны. Именно сейчас, в период экономического кризиса, время, когда государство должно делать все возможное для поддержки развития хозяйства страны, оно обязано использовать человеческий капитал, который привезли с собой новые репатрианты, чтобы изменить ситуацию» (2005)

Любовь к своей профессии и гордость за свои знания были присущи представителям русского еврейства, прибывшим в Израиль в надежде послужить этим своим достоянием «своим». На генетической родине, в экс-СССР, работу подыскивали, прежде всего, как средство или способ самопроявления, и потому далеко не всякая работа была по нутру еврею, а именно та, что позволяла ему раскрыть это своё нутро с максимальной пользой для себя и окружающих. Но новоприобретённая родина перечеркнула все подобные иллюзии, и в этом сказалась чужая природа несостоявшихся «своих». В Израиле не гордятся профессией, работа здесь исполняет только одну миссию: быть занятием для добывания средств к существованию. Приведенные факты показывают, что рассчитывать на работу, как средство для самопроявления, не в праве люди с высшим образованием, обладатели гуманитарных профессий и культурных специальностей. Они принуждаются к работе ради выживания и физического существования. За этим негуманным, и даже варварским, обращением, однако, кроется глубокий смысл.

Будущие непредвзятые аналитики истории Израиля, несомненно, будут заинтригованы тем фактом, что экономическое бытие, сконструированное русским еврейством (А.Гордон, Б.Борохов, Н.Сыркин), для еврейского государства, принципиально отличается от марксизма, взятого как целокупное экономическое учение, приоритетом духовного над материальным. Поэтому в научной схеме труда, разработанной русским еврейством, и внедряемой через кибуцную организацию, запрещён наёмный труд и облагорожен физический труд. Аналитические соображения говорят, что трансформация «своего» в «чужого» была обусловлена, и начало ей было положено разрушением этой научной схемы труда, осуществленного воздействием воинствующего иудаизма. В приоритетную духовную часть еврейского сознания проникла фарисейская доктрина, культивирующая принцип превосходства и избранности. В итоге физический, «чёрный», труд был объявлен позорным, недостойным еврея (особенно верующего еврея), а всю «чёрную» работу в еврейском государстве должны исполнять «низшие», гои (неевреи). Был отменён запрет на наёмный труд и сломана экономическая структура кибуцного хозяйства. Страну заполонили сотни тысяч иностранных рабочих, пребывающих в Израиле на правах рабов, стремительно росла разница между бедными и богатыми, – явления, в корне противоречащие устройству еврейского общения по Торе.

Известно, что воинствующее духовенство существует на эксплуатации духовного, но еврейское воинствующее духовенство держится на мародёрстве духовного. Именно этим объясняется столь низкая духовная консистенция израильского общества, блестяще вскрытая специалистами из среды русского еврейства (Л.Меньшиков, И.Юдовин). Эта причина лежит в основе скандально малого морально-нравственного потенциала раввинов, стоящих во главе религиозной израильской доктрины, – носителей принципа превосходства. Скандалы, сотрясающие этот пласт израильского общества, грозят превратиться в хронические. Более всего среди раввинов распространены нарушения, которые в Торе отнесены к самым презренным – взяточничество, мздоимство, казнокрадство. В эпоху массовой репатриации особая нагрузка в религиозной сфере приходится на службу гиюра (религиозная форма обращения в еврейство). Оставляя в стороне идеологический вопрос о необходимости этой службы в системе подлинно религиозного познания, отметим методологическую важность гиюра в нынешней структуре религиозной доктрины. Может быть, в силу этой идеологической ложности гиюра, служба гиюра в системе этой последней является самой горячей точкой, которая безотказно генерирует скандалы, склоки, интриги. Журналист Пинхас Бен-Хаим провёл журналистское расследование этой службы и установил, что служба гиюра в настоящем виде есть организованная область наживы и незаконного обогащения, а обратиться в еврейскую веру возможно просто за деньги, несмотря на клятвенные заверения в обратном ведущих раввинов. Журналист сформулировал резюме своего расследования: «Цена обращения в иудаизм на «свободном рынке» гиюров колеблется от 2500 до 4000 долларов. В стоимость гиюра входят услуги самой фирмы и взятки, предназначенные для раввинов и сотрудников МВД» (статья «Гиюр по сходной цене», журнал «Новости недели» от 14.10.1999г.).

Беззакония в службе гиюра есть лишь одно, чисто внутреннее проявление природы воинствующего иудаизма, другой полюс таких беззаконий связан с обращением представителей русского еврейства, образованных и просвещённых, в люмпен-пролетариат (Lumpen – лохмотья). Уже упоминавшийся Михаил Беркович из Ашкелона заявил: «Стандартное, давно и всем известное положение. Вчерашние инженеры, врачи, писатели и журналисты сегодня стали подметальщиками улиц, уборщиками, няньками, моющими зады умирающим родителям богатых евреев». О том же с горькой грустью сообщает Григорий Брейгин: «Вчерашний русский интеллигент еврейского происхождения, с дипломом университета, а то и с учёной степенью, в Израиле – во всяком случае, в первые годы жизни – может рассчитывать только на чёрную работу – уборщика, мусорщика, грузчика. В этой «профессиональной среде» он сталкивается, в основном, с хамовитым кабланом – подрядчиком, с такого же пошиба владельцем лавки и т.п. Многие очень близкие мне люди прошли эту школу, и я доподлинно знаю ту меру унижения человеческого достоинства, которое они испытали» (журнал «Глобус» №641,2005г.). До слёз обидно было узнать, что в иерусалимском доме престарелых подмывает дам преклонного возраста Жанна Глебова – блистательная Сильва из одноимённого фильма А.Фрида; моя супруга, кандидат геолого-минералогических наук, специалист-нефтяник, дававшая консультации за рубежом (в Бангладеш, в Испании), моет лестницы в домах богатых евреев; я разносил газеты вместе с бывшим руководителем проектно-конструкторского бюро одного из крупных станкостроительных заводов Белоруссии. Примеров множество и я упоминаю их единственно с целью показать, что данный процесс люмпенизации является целенаправленной акцией. Люмпенизация представляет собой самый сильный удар по наиболее чувствительному месту русского еврейства: по культуроносной миссии русского еврейства.

В начале 2005 года в Израиле разразился скандал, всколыхнувший весь репатриантский мир: сотрудница культурного центра «Мандель» в Тель-Авиве Анна Поволоцкая было уволена за то, что разговаривала по телефону по-русски. В этом информационной шуме, с одной стороны, было нечто показушное, – в Израиле подобная ситуация с русским языком является вполне рядовой, и перед этим был убит солдат Ян Шапшович за то, что говорил по-русски. С другой стороны, этот шум был знаменательным, ибо А.Поволоцкая относилась к музыкальной семье, какая в полной мере была характерна и показательна для русского еврейства в его культурно-ценностном контексте. А со стороны израильского истеблишмента увольнение Анны Поволоцкой было мелким и ничтожным, сполна отражающим уровень культурного образования этого истеблишмента, уколом русскому еврейству. Не следует много напрягаться, чтобы понять, что этот волюнтаристский акт принадлежит к арсеналу средств воинствующего иудаизма и продиктован завистью и злобой. Данный случай выпадает из разряда обыденных казусов ещё и потому, что породил отповедь, где русское еврейство высказало своё достоинство. Это было сделано Григорием Брейгиным в цитировавшейся статье журнала «Глобус»: «Особая тема – русский язык. История увольнения Анны Поволоцкой,…лишь крохотный кусочек айсберга, случайно оказавшийся на поверхности. Израильтяне очень ревностно относятся к своей культуре и почему-то убеждены, что бытование русского языка её подрывает. Это, конечно, полная чушь: во все времена взаимопроникновение культур обогащало их. Но сотни тысяч «русских» не желают жить по принципу «или-или» и не хотят отказываться от своего культурного прошлого, которому иной раз и нет замены. Израильтянами это воспринималось как угроза. Дело дошло до запретов разговаривать на русском языке в школах, до крестового похода на искажённо представленную прессу и т.д.» (2005).

Если люмпенизация русского еврейства в Израиле есть тяжёлый удар по сущностному достоинству русского еврейства – культуре, то отношение к детям репатриантов в Израиле суть ещё один тяжёлый удар, умерщвляющий будущее русского еврейства. С еврейскими детыми в экс-СССР было связано особое отношение. Взрослый еврей там мог стать объектом каких угодно инсинуаций: ему завидовали и порицали, хвалили и поносили, вслух и про себя, прямо и косвенно, постоянно и периодически. Но ничего подобного не было в отношении еврейских детей, – в названии «еврейские дети» не было скрытого смысла, а наличествовало лишь одно понимание: еврейские дети – это знак качества. В любой школе, где были еврейские дети, они по преимуществу значились в отличниках и передовиках; еврейские дети были гордостью школ, учителей и родителей.

Детский фактор был первейшей побудительной причиной репатриации, ради детей родители идеализировали иллюзию «своих», во имя детей родители готовы были терпеть все невзгоды и трудности приспособления к новым условиям обитания. Это были еврейские дети, и это было еврейское отношение к детям. Но в реальности трудностей не было: был чужой, а не свой мир. Общегосударственная дискриминация русского еврейства в Израиле в особом виде сказалась в школьном мире, помноженная на детскую непосредственность. Школа стала для репатриантского ребёнка рассадником страданий и юдолью слёз, видимых и невидимых. О каких «еврейских детях», о каком «знаке качества» можно здесь говорить?

Русское учительство, задавленное в советское время планами, программами, инструкциями, методичками, инспекциями райОНО и облОНО (ОНО – отдел народного образования), невзирая на это, обладало профессиональным качеством, какого начисто лишено израильское поучающее сословие – самоотверженностью и подвижничеством. Это качество было привито в русском просвещении земскими реформами Александра II. Русское еврейство выделило из своих недр едва ли не самую значимую в педагогике теорию детского воспитания – школу Льва Выготского. ОТТУДА, из просторов огромной страны, СЮДА, в маленький Израиль, стекалось множество профессиональных величин, которые могли создать концентрат, чреватый наивысшим в мире потенциалом учительского мастерства. Но тактика люмпенизации и стратегия яростного противления инородному и инакомыслию воинствующего иудаизма похоронило все перспективы. Итог ужасен: 16% репатриантских детей (каждый шестой ребёнок!) покидает учёбу в израильской школе.

Дело никак не в достоверности этой цифры, – она страшна в любом своём значении, – а дело в том, что еврейский ребёнок, бывший на генетической родине передовиком педагогического процесса, на исторической родине лишается книги, учения, знаний, – в общем, еврейского естества, по поводу которого Лев Толстой сказал: «Не земля, а книга сделалась его отечеством. И это одно из великолепнейших зрелищ в истории, лучшее призвание, какое только может пожелать себе человек». Но вместо «лучшего призвания» израильский истеблишмент выставляет условия, в которых русское еврейство существовать не может, и эти условия с нескрываемой болью изложила Анна Копыловская на Интернет-сайте israelinfo/ru: «С сожалением приходится констатировать: из года в год социальные и психологические проблемы школьников из числа репатриантов абсолютно не волнуют ни администрацию школ, ни муниципальные структуры. Вследствие чего эти проблемы становятся всё более запущенными, а ситуация – неуклонно ухудшается. Весьма своеобразную позицию в этом заняло правительство Израиля, которое откровенно дистанцируется от вмешательства в «семейные дела» репатриантов. Приведу лишь слова бывшего министра абсорбции Зеэва Бойма, заявившего, что Израиль ежегодно тратит на абсорбцию детей-репатриантов 10 миллионов шекелей. Речь идёт об огромной сумме, которая – будь она реально направлена на интеграцию наших детей-школьников в израильскую жизнь – могла бы в корне изменить порочный круг этой острейшей проблемы. Я далека от намерения уличить уважаемого министра абсорбции в искажении фактов. Но ведь не секрет, что большая часть целевых субсидий государства частенько «теряется по дороге», не доходя до получателя. А отчёты государственного контролёра неоднократно вскрывали случаи, когда муниципалитеты, занимающиеся распределением государственных средств, тратят предназначенные для детей-репатриантов деньги на абсолютно иные цели. Непродуманная, поверхностная, а зачастую, откровенно примитивная работа школ с учениками репатриантами приводит к тому, что для многих наших детей путь к высшему образованию оказывается наглухо закрытым. Причём речь идёт не только о детях, не проявляющих особого желания постигать науки и стремиться к образованию – таких, увы, тоже немало. За чертой оказываются способные, трудолюбивые и стремящиеся к знаниям подростки, которым очень непросто реализовать в стенах израильских школ стремление получить «багрут» (аттестат зрелости – Г.Г.) и пробить себе дорогу в большую жизнь. В результате, потеряв надежду и интерес в учёбе, школьники из семей новых репатриантов находят альтернативу знаниям в уличным компаниях, алкоголе, наркотиках…Так что, опубликованная на днях статистика столь же печальна, сколь и закономерна: 45 процентов от общего числа «вылетевших» из израильских школ в минувшем учебном году составляют новые репатрианты из бывшего СССР. И ещё одна удручающая цифра: несмотря на то, что репатрианты составляют всего 11 процентов от общего числа израильских детей, 40 процентов подростков, состоящих на учёте в полиции – дети из репатриантских семей» (2008)

Так что с репатриантскими детьми происходит нечто особое, аналогичное люмпенизации взрослого населения репатриантов, и его, дабы выделить для удобства пользования, можно условно обозначить последовательной деевризацией детей. Как ни помпезно звучит этот термин, но его потребность продиктована необходимостью знать характерный признак того, что происходит исключительно с репатриацией русского еврейства в Израиле.

Но и это не всё. Оказывается, не только большая часть русскоязычных детей отстраняется от школы, но дети репатриантов становятся беспризорниками. Под таким титулом в журнале «Глобус» №811 от 4.05.2008г. опубликована заметка, где сказано: «По данным организации «Элем», занимающейся социально-экономическими проблемами молодёжи, ежедневно по улицам израильских городов и весей «слоняются» не менее 32 тысяч подростков и детей. 8 тысяч из них – бездомные. 40% этих детей и подростков нигде не учатся, а по достижении 18-летнего возраста большинство из них не идут служить в армию. Среди бездомных подростков и детей около 2 тысяч девушек – на 10% больше, чем в 2004 году. В организации «Элем» отмечают, что подавляющее большинство израильских беспризорников составляют репатрианты из бывшего СССР. Жить на улицу их, как правило, приводят сложности интеграции в израильское общество и экономические трудности». Стандартные и ложные объяснения по этому поводу, – «сложности интеграции», «экономические трудности», – представленные организацией «Элем», не могут заслонить серьёзности зловещего прогноза о прогрессивном увеличении числа беспризорных детей на 5% ежегодно при снижении их среднего возраста.

Говорят, что «есть ложь, большая ложь и статистика». Репатриантская статистика кошмарна, но является ли она ложью? Индивидуальные судьбы русскоязычных репатриантов не менее кошмарны и пронзительны, но зато они откровенно и однозначно показывают живую правду жизни. Такое живое повествование Аллы Митницкой из Нетании Инна Стессель поместила в свою рубрику журнала «Новости недели» от 23.10.2008г.. Я могу привести лишь фрагмент проникновенного письма А.Митницкой в передаче И.Стессель: «Израиль мы восприняли как остров спасения. Эйфория продолжалась года полтора, пока реальность не лишила нас иллюзий и надежд…Я оглядываюсь вокруг и вижу: ни в моей жизни, ни в жизни большинства моих ровесников, репатриировавшихся в Израиль в возрасте под 40, самые жизненно важные вопросы так и не решены. Но я давно смирилась и со съёмным жильём, и с тем, что мне предстоит, насколько хватит здоровья, мыть чужие унитазы. Психика человеческая очень пластична. Из моей памяти стёрлись – во всяком случае, я так считала, – тяжёлые первые годы репатриации, я уже не оплакиваю прошлое, где была неплохим инженером, жила насыщенной жизнью, не пропускала нашумевших спектаклей, хорошего кино, стремилась быть в курсе литературных новинок…» Автор пишет о своём 9-летнем сыне: «Он способный мальчик, но учился плохо. Учителя каждый раз вызывали меня, чтобы объявить: мальчик отстаёт в развитии. Я-то знала, что это глупость, просто он зажат, чувствует себя чужим среди сверстников и нуждается не в нелепом диагнозе, а в помощи. Но помощи неоткуда было взяться. В школе к нему прикрепили ярлык отстающего, я сбивалась с ног, чтобы выжить, ни времени, ни сил, чтобы всерьёз заняться ребёнком не было. Он был тихим мальчиком, не требовал к себе особого внимания. Читать научился рано – ему ещё пяти не было. В Израиле книги стали его единственными друзьями, причём книги исключительно на русском. Мы привезли с собой неплохую библиотеку, и сын читал всё подряд. Понятное дело, чтение на русском языке не способствовало успехам в иврите и сближению с соучениками. Тем не менее, школу он закончил с вполне приличными отметками». Пример этого мальчика – оплеуха израильской педагогической системе, и не удивительно, что, женившись, он возвратился в Россию. Извлекать опыт из сделанных ошибок в Израиле не принято.

(Окончание следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка