Комментарий |

Замбестселлера.

Евгений Иz



Ирина Денежкина

Книга Ирины Денежкиной
“Дай мне!” появилась на литературном горизонте не совсем обычным способом, и в то же время новое имя оказалось
облечено в классическую формулировку “проснуться знаменитым”.

Двадцатилетняя студентка журфака из Екатеринбурга однажды разместила свои короткие рассказы в интернете на
сайте Проза.ру. Казалось бы,
вот и все - русский интернет полон самодеятельной прозой, единственной аудиторией которой способны быть лишь пользователи сети. Однако,
вышло по-другому. Сборник рассказов был номинирован на
литературный конкурс “Национальный Бестселлер”, само название которого говорит
о ранге и величине участвующих в нем писателей, а также о размере “стимуляции” т.е. денежного приза. Случилось так, что в финальном отборе
Денежкина едва ли не на пару позиций уступила первое место маститому патриотическому “мастодонту” Проханову с его скандальным
романом “Господин Гексоген”. Тем не менее, произошедшее на Нацбестселлере для никому неизвестного молодого автора из Екатеринбурга
было равносильно удаче и не “маленькой”, но “больше среднего” победе. Что же касается А.Проханова, то главред газеты “Завтра” и советский
романист со стажем еще на прошлом Нацбестселлере реально претендовал на первое место.

Складывается любопытная ситуация. С одной стороны “национальный бестселлер”, по определению - это та книга, которую читала за
определенный период подавляющая часть грамотного населения страны. Определен этот бестселлер может быть по различного рода
рейтингам и опросам, но прежде всего - по обему продаж тиража. С другой стороны, у премии “Национальный Бестселлер” имеется своя
политика и своя стратегия в определении достойных кандидатов на почетное звание. Устроители конкурса, номинаторы, члены жюри
оставляют за собой право определенным образом формировать литературные приоритеты, создавать культурные прецеденты, как это и
произошло в случае Ирины Денежкиной. В принципе, подобная практика по нынешним временам становится все более распространенной,
и наиболее оптимальным поведением в отношении различных пиар-компаний было бы спокойствие, - по сути, гораздо важнее, является ли
данная книга чем-то действительно стоящим и интересным.

Издательство “Лимбус-Пресс” в соответствии с неожиданной информацией с конкурса
“Нацбестселлер” сочло книгу Денежкиной “Дай мне!”
безусловно стоящей внимания и интересной. В срочном порядке, пока новость не “остыла” и пока счастливая Ира дает журналистам интервью,
этот сборник издали. Естественно, что сама по себе книга “Дай мне!” фактически нацбестселлером не является. Но она к нему очень близка по
ходу той истории, что произошла вокруг премии (не секрет, что многие критики и деятели литературы восприняли победу прохановского “
Господина Гексогена” в штыки, вокруг чего и поднялся немалый шум). Близка номинально, но по своей сути - противоположна. Радикально
противоположна победившему Проханову и по возрасту (и полу) автора, и по манифестируемым ценностям, и по самому взгляду на
современный мир.

Сборник коротких рассказов “Дай мне!” описывает мир современной молодежи сугубо от лица этой молодежи, ее языком, ее представлениями.
Миниатюры повествуют о непростых во всех отношениях детишках, попавших в летний лагерь, о старшекласниках и выпускниках школ,
убивающих свободное время, о студентах и просто молодых людях в современном городе (по воле автора этот город большей
частью - Петербург). Они беззастенчиво инкрустируют свою речь матами, пьют пиво, курят траву, слушают любимую музыку и ходят на
концерты молодежных групп. Они говорят на последней 2001-2002 года модификации сленга, на 50% состоящей из терминов интернета. Они
жесточайшим образом избивают друг друга. Они сами пытаются свести счеты с жизнью в неполные двадцать лет. Но самое основное - они в
поиске. В поиске любви, о которой знают, что она будет первая. И в наши дни к первой любви, оказывается, удается пробиться лишь сквозь
плотный и озадачивающий заслон секса. Само название книги “Дай мне!” для несведущего потенциального читателя содержит в себе явный
сексуальный призыв, хотя на деле в заголовок вынесен фрагмент припева песни одной из описанных в книге рок-групп.

Кого-то из родителей описанного Денежкиной поколения эти рассказы возмутят. Возмутят откровенностью: откровенной аполитичностью,
откровенной натуралистичностью, откровенным цинизмом молодых. Однако, при более внимательном прочтении в книге угадываются
контуры, вероятно, не самой слабой из писательниц будущего. Прежде всего, Денежкину можно упрекнуть в чем угодно, только не в оголтелой
графомании. Пишет она напрямую, просто, но при этом - удивительно точно и метко. Не растекается в описаниях и внутренней рефлексии, но
подает ситуацию и тему сжато, остро и лаконично. Словом, уже владеет пером, достигая без особых трудностей именно того “нулевого
градуса письма”, при котором автор не мешает читать текст читателю. А возможно, что все эти плюсы - пока от молодого возраста, от
незамутненности “реалиями” культуры. У Денежкиной в книге не обозначено серьезных, проблематичных тем - и это, по всей видимости,
главный ее недостаток. Здесь минус - опять-таки от молодого возраста и небольшого опыта. Однако, книга издана. Теперь Ирина может
отправлять свои литературные детища в серьезное книжное плавание. Вот только учебу хорошо бы закончить.

Самое интересное, что книга “Дай мне!” вполне могла бы стать победителем какого-нибудь конкурса, вроде “Дебюта”, но оказалась реальным
претендентом на “Национальный бестселлер”. Во всяком случае, дебют Денежкиной с ее сборником молодежных новелл (этаким
замбестселлером) состоялся. И, хотя предельно ясно, что ни “Господин Гексоген”, ни “Дай мне!” до своей встречи с массовым читателем
никакими национальными бестселлерами не являлись, они стали яркими примерами и приметами того процесса формирования культурных
общественных отношений, которого мы заслуживаем.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка