Бумеранг не вернется: Имидж – ничто
/Уильям Гибсон «Распознавание образов», М.: АСТ:Ермак, 2005/
И снова короли киберпанка на русских ментальных просторах. Предельная
виртуальность конкретики и беспредельная абстрактность условности.
В том смысле, что очень много слов.
Рецепт Гибсона таков: взять героиню с необычным, вернее, уникальным
расстройством, поместить в ультраактуальный модный контекст (напрасно
мы ожидали фантастики о ближайшем мрачном будущем), наградить
перманентной неадаптируемостью к текущим контекстам, окружить
сонмом персонажей, навязать ей (и читателям) интригу, заставить
всех действующих лиц войти в круг ее (и читательской) паранойи,
чтобы все плясали под классическую дуду Агаты Бриллиантовны Кристи,
сделать большой-большой страничный объем, а потом, не перегибая
палку, прокатиться по рельсам реальности наступившего 21-го века
до самого финала, который и есть единственное рациональное зерно
романа с аутентичным названием «Pattern recognition». Это в самых
общих чертах.
Король киберпанка обратился к повседневной крутизне, и она в его
интерпретации оказалась ничуть не слабее ближайшего будущего мрака.
Брюс Стерлинг, которого сами мы-то считаем еще большим королем
киберпанка, уже показал дорогу товарищам в своем «Духе времени».
Теперь вот Гибсон даёт. Даёт он, правда, умеренно, спокойно, с
дальнобойным расчетом; нет здесь уже панка, а «кибер» вряд ли
превышает ныне принятый (с учетом реальности «Гугля») лимит. Минимум
трупов, крови, да и со зрелищами не так чтобы очень. В основном,
богатый внутренний мир. А то!
Но сделан роман с рукодельной дотошностью вышивания крестиком.
Мало того, что все извивы и обертона насажены на проверенную спицу
так называемого «комплекса Электры», еще и крайне осторожно, политкорректно
так протянута леска таинственного и никем недоказанного коннекта
между мирами живых и мертвых. Припорошено (очень помалу, без перебора,
чтоб специалистам не показалось смешно) французскими постструктуралистами
и магическими вытяжками из CNN. И очень выверено, даже красиво
учтена и подверстана история с катастрофой ВТЦ 11 сентября. Гораздо
ажурнее и интеллигентнее, чем это смог себе позволить любимец
славянских девиц Бегбедер в своем последнем провальном хите. Итого
вышел коммерческий Гибсон в почти 400 страниц, с отставанием от
первоисточника всего в три года. Не шедевр, не бомба, не скандал,
но крепчайшая литературная штука. Впрочем, вновь с оговорками.
Стиль письма – невянущая ветвь Нового Романа, каким его теперь
вряд ли бы хотел видеть Роб-Грийе. Настойчивые «инговые» окончания
глаголов все же не актуализируют «священный момент», но производят
переиzбыток информации. Беда в том, что вездесущий и всезнающий
Автор ничуть не готов умирать в угоду всяким бартам, напротив
– он добавляет и добавляет любопытных подробностей, тонкостей,
мелочей, фактур и текстур. В результате читатель натурально «распознает
образы», чуть ранее распознанные прихотливым писательским умом.
(Но как Гибсон ни старайся, а до Балларда – топать и топать.)
Героиня по имени Кейс (не чемодан, и этот факт также уточняется
Гибсоном в начальных диалогах) обладает, можно сказать, достаточно
редкой аллергией – аллергией на торговые марки и брэнды. Поэтому
она работает в модном бизнесе – угадывает спонтанно зарождающиеся
(а такое бывает!) на улицах тенденции. Кроме того, она – член
особого интернетного комьюнити, отслеживающего в глобальной сети
некие кусочки неких загадочных минифильмов, так называемых «фрагментов»
– штуковин покруче Бергмана с Тарковским. Путь героини, которую
используют в своих интересах темные закулисные силачи, пролегает
из родного NYC в детально и вдохновенно описанный London, затем
– в чуть менее уверенно и поэтично описанный Tokyo, после наступает
черед вполне вдохновенно, но все-таки смешно нарисованной Moscow.
Русские фамилии не грешат обыкновенным в таких авантюрных романах
идиотизмом. Интрига тугая, примет времени навалом, кое-где щедро
закопаны яркие метафоры (в виде социополитического бисера). Что
еще? Прекрасный продукт для замкнутого загорания на пляже. Также
для замкнутого сидения дома в период осенних дождей и неурядиц.
Также для поездки по Транссибирской магистрали в оба конца.
Что хорошо в романе, если сравнивать с темами, принятыми за официальные
в русской литературе авантюрно-популярного жанра: вместо пошлятины
под маркой «творец и власть» Гибсон дарит народам и человечеству
тему «болезнь – подлинное творчество – бизнес». Именно финал,
где прорастает цветок этой тематики – подлинная Клумба и честный
Пафос книги. В этом автор достоин своих прежних лавров.
От себя хотелось бы добавить одно: Гибсон со Стерлингом вполне
еще живы как иконы, но закономерно вянут и дряблеют как авторы.
Третий закон термодинамики воистину ужасен, ибо в самом деле превращает
имидж в ничто, хотя это вещи будто бы из разных опер.
«– Сердце – это мышца. То, что вы называете «чувствую»,
происходит в лимбической части вашего мозга, которая досталась
в наследство от млекопитающих. Глубокий древний уровень, не признающий
логики. Уровень, на котором работает реклама. А кора с извилинами
тут не при чем. То, что мы привыкли называть рассудком, – не что
иное, как самоуверенный нарост, который совсем недавно появился
на зверином мозгу. А тот в свою очередь насажен на доисторический
земноводный стержень. Современная культура пытается нас убедить,
что все наше сознание заключено в коре, в этом тонком наросте.
Но при этом забывают, что под наростом покоится здоровенный шмат
звериного мозга – могучего и молчаливого, занятого своими древними
делами. И именно там рождается желание покупать. Когда я создавал
«Синего муравья», это было определяющим правилом. Хорошая реклама
должна быть нацелена на древнюю, глубинную часть мозга, минуя
речь и логику. Люди, которых я нанимаю, должны уметь работать
на этом уровне, сознательно или бессознательно. Это главное условие.
И такой подход себя оправдывает.»
«Из эркера открывается панорамный вид на Москва-реку и город на
противоположном берегу. В отдалении сверкают купола большой церкви,
а на небольшом островке торчит какое-то немыслимо уродливое сооружение.
Путеводитель поясняет, что это памятник Петру Великому, который
необходимо охранять, чтобы местные эстеты его не взорвали.
Больше всего монумент напоминает старомодный фонтан шампанского,
заказанный для пролетарской свадьбы.»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы