Комментарий |

Интервью с Алексеем Дьяковым

Сам я в детстве работал в «Пионерской Зорьке» . Помните,
была такая радиопередача, спать по утрам не давала? Нас, юных
дикторов , была несколько человек, целая стайка. Леша Дьяков
всегда держался немного особняком. Мы привозили сюжеты о
том, как школах страны по-новому осмысливают ленинское наследие
, а он о пожаре в американском посольстве. Помню как к нам,
приехала с телевидения съемочная группа. Они хотели знать
наше мнение, нужна ли Пионерская Организация? Собрали всех
юных радиоведущих Зорьки , стали задавать вопросы, но
закончилось все монологом Алексея. Этаким антикоммунистическим
манифестом. То, что все излагается почти ребенком, придавало
телесюжету особый шарм.

– Я был выпендрежным мальчиком. Ничего хорошего. Это было мое первое
появление на ТВ. Программа «Пресс-клуб» . А из пионеров
меня все-таки выгнали.

– Ты пришел в студию актерского мастерства при Гостелерадио
СССР всего в 12 лет... Не у каждого актера в биографии есть
такая страница.

. – Ну и что. У некоторых есть такие страницы, которые нам
и не снились. Харви Кайтел, например, воевал во Вьетнаме. Я
этого не делал. Не думаю, что это важно. Тот период, когда я
вел «Пионерские Зорьки» и играл в детских радиоспектаклях,
оказал на мое, будем говорить, актерское мастерство скорее
отрицательное действие. Нас учили, что называется, с голоса .
А я неплохая обезьяна. И это вредило. Учиться надо
осознанно. Кстати, мой первый театральный педагог, выпускник ГИТИСа
Игорь Степанов стал теперь монахом. Его зовут теперь монах
Лука. А я нерелигиозен.

Кое-кого из бывших юных дикторов «Пионерской Зорьки» видно и
сейчас. Екатерина Пясецкая – ведущая и режиссер канала М1.
Юля Романова – голос московского метро, приторно сладкий:
«При выходе из поезда не забывайте свои вещи» , Нона
Виноградова – актриса мюзикла «Иствикские Ведьмы» . Более чем в 20ти
советских радиоспектаклях Леша Дьяков сыграл главные роли.
Например, «Мальчик из Вупперталя» про юность Фридриха
Энгельса. Между прочим, в том же спектакле играли Евстигнеев и
Смоктуновский. Смоктуновский играл Гете.

– Не так давно я снова был приглашен на запись
радиоспектакля. Это было забавно.. Тогда, в 80-ых, радиоспектакли
писались так, как сейчас снимаются фильмы. Спектакль записывался
около месяца. Актеры каждый день приходили, уходили, все
было крайне серьезно. А тут.. Я спросил, сколько дней будем
работать. – Дней? – удивились они, – один. И все просто сели
вокруг стола и прочитали пьеску по ролям. Впрочем, это был
какой-то немудрящий детективный радио-сериал.

Вот так мы бегали с Алексеем по Москве, веселились, ходили в
музей Маяковского, а потом, как-то захожу я в Студенческий
Театр МГУ, смотрю, а Леша уже на сцене, играет в спектакле
по Венедикту Ерофееву, «Вальпургиева Ночь или Шаги Командора»
.

– Я оказался там неожиданно. На заборе увидел объявление о
наборе. Я пришел, и обрел своего первого педагога по
сценическому движению. Им стал Валдис Пельш. Ему было тогда 24
года, и хотя он уже работал на Авторском Телевидении, но еще не
был знаменит и популярен. А прослушивал и принимал меня в
театр Алексей Кортнев. «Несчастный Случай» был тоже тогда еще
известен в значительно более узких кругах.

Студенческий Театр МГУ, основанный Роланом Быковым, в то
время был культовым. Он сделал несколько по настоящему
нашумевших постановок. Например «Черный человек, или Я, бедный Сосо
Джугашвили» по пьесе Виктора Коркия. А «Вальпургиеву Ночь»
успел лично одобрить еще живой тогда Веничка Ерофеев..
Спектакль шел четыре с половиной часа. Было пять отделений (после
все бегом бежали на последнее метро). Зрителям выдавали
белые халаты, чтобы все еще больше походило на психбольницу, о
которой шла речь в пьесе. Ходят легенды, что Санитар
Боренька-Мордоворот (Валдис Пельш), до того входил в роль, что
поколотил расшалившегося нетрезвого зрителя.

-Да, я сыграл там сошедшего с ума мальчика Клейнмихеля, и
выходил еще в нескольких спектаклях, но, в принципе, в театре
по большому счету путался под ногами у взрослых. Когда
понял, что делать там стало совсем нечего – ушел.

Ушел Дьяков в кино. Началом своей кинокарьеры он обязан
Петербургу – именно там разворачивалось действие фильма
«Короткое дыхание любви» режиссера Валерия Харченко (1992 г.).
Алексей сыграл больного подростка, который постоянно впадает в
прострацию, и в этом состоянии лезет наверх, все равно куда,
лишь бы повыше. В конце концов, он оказывается на куполе
Исаакиевского собора.

– Спасал меня оттуда знаменитый польский актер пан Даниэль
Ольбрыхский. Очень были масштабные съемки, с участием трех
военных вертолетов.

Во время съемок случались большие перерывы, и все свободное время я
посвящал Питеру, в который попал впервые. И стал пленником
этого города. Я, пятнадцатилетний подросток, помню, впервые
увидел в Колизее «Ночного Портье ... Петербург, конечно,
очень кинематографичен. Фактурнее Москвы... Просто графичнее,
что ли. А Харченко потом, в 96ом снял еще фильм о Чечне,
«Война окончена, забудьте», где я сыграл парнишку-дезертира. В
1995 я поступил во ВГИК, в мастерскую Алексея Владимировича
Баталова, дай Бог ему здоровья. Не уверен, что доживу до его
лет и буду при этом столь же деятелен. Он и сейчас в
прекрасной форме. Назвать себя в полной мере его «учеником» я не
могу. Вступить с ним в сусально-родственные отношения вряд ли
возможно. Но я, и все, кто когда-нибудь соприкасались с ним,
получали огромное удовольствие просто от пребывания в лучах
его личности. Он эпоха. Лично знал Ахматову, шутка ли!

– Он свадебный генерал?

– Что ты! Нет. Конечно, он руководитель кафедры актерского
мастерства, и лично с каждым студентом заниматься у него возможности
нет. Но свадебный генерал – это к нему не вяжется. Он
умудряется ничего не упускать из виду. Когда он начинает принимать
участие в режиссировании чего-либо, можно быть спокойным –
это будет удар не в бровь, а в глаз. Хотя конечно, он скорее
суперзвезда, нежели педагог.

– Кто из ныне известных актеров учился с тобой?

Со мной вместе учились Любовь Толкалина-Кончаловская (
«Антикиллер-2», «Талисман любви» ) – потрясающая актриса и трудоголик,
Светлана Тимофеева-Летуновская, ныне актриса театра на Малой
Бронной, уже отмеченная театральными призами, Андрей Соколов,
актер театра имени Пушкина. Курсами старше и младше учились
Мерзликин и Вдовиченков, удивительная Александра Куликова –
ныне актриса БДТ...

– Ну, а сейчас над чем работаешь?

– Недавно вернулся со съемок. Британский фильм под названием
Arсhangel . С английского это переводится одновременно, как
Архангел, так и Архангельск. Режиссера зовут, как это ни забавно,
Джон Джонс. Этот фильм сделал канал БиБиСи, отдел
БиБиСи-Драма – тот, что снимал «Джейн Эйр». Экранизация политического
триллера Роберта Харриса. Я не имел права давать интервью до
официального релиза, но премьера только что состоялась. Да и
потом, деньги-то от БиБиСи я уже получил.. (смеется). Это
история о том, как английский профессор истории приезжает в
Москву и борется здесь с неким неучтенным сыном Сталина,
которого правые экстремисты пытаются привести к власти.
Профессор охотится за дневниками Сталина, а помогает ему русская
проститутка, которую играет Екатерина Редникова. Англичанина
играет новая британская звезда Дэниэл Крейг, действительно
классный актер («Лара Крофт», «Дорога к погибели», «Сильвия»).
С ним было по-настоящему приятно иметь дело. Сталина играет
знаменитый грузинский актер Автандил Махарадзе, которого
прославил фильм «Покаяние» . Берия – Ерванд Арзуманян,
известный по «Обыкновенному Чуду» .

– Кого там играешь ты?

– Хорошего офицера ФСБ новой формации – выглядящего, по замыслу
режиссера, абсолютно по-западному: по-лондонски одетого,
свободно говорящего по-английски, и тому подобное.

– Но играл ты по-русски или по-английски?

– Половину сцен по-английски, половину по-русски.

– То есть, персонаж твой– положительный?

– Он сверхположительный – вероятно, самый положительный из всех, кто
там есть. Это мне мило – последние 10 лет у меня намечался
почему-то некий крен в сторону ролей ущербных людей. (Хоть
за такие роли и любят давать призы).

Архангельск снимали в Риге. Настоящий Архангельск показался
англичанам уж больно страшным. Латвия – член Евросоюза и НАТО,
лететь из Лондона ближе, дешевле и визы не надо. К тому же им
нужно было снимать перестрелки в архангельских лесах, а в
Архангельской области, в лесу розеток нет, чтобы мощные
осветительные приборы подключать. Латвия же маленькая, там в любом
лесу до ближайшей розетки рукой подать. Самое интересное, что
и Москву они тоже снимали в Риге. Причем натуру выбрали
прекрасно – Москва получилась москвее некуда. А в настоящей
Москве подсняли только Красную Площадь, и еще пару «знаковых»
мест. Латвией пугали. Когда я первый раз вышел в город, я
всерьез раздумывал, на каком языке мне говорить с продавщицей.
Не надо ли по-английски. Оказалось, зря боялся. Я ни на
секунду не почувствовал к себе негативного отношения со стороны
латышей.

– Техническая оснащенность нашего кино и забугорного
разная? У нас по-прежнему все делается на коленке?

– Различия подстерлись. На самых крупных российских
проектах разница с организацией западных съемок не велика.

– Все-таки Рига не Архангельск. Снега меньше..

– Из Великобритании была привезена специальная снег-машина, которая
составляла предмет нашей общей искренней забавы. С ней
приехал обсуживающий персонал, человек 6. Снег делался из
мелко-мелко измельченной бумаги. Причем качество снега
регулировалось, можно было сделать попушистее, порыхлее. Весь экшен
снимался под Ригой на военных полигонах, и не одну сосновую рощу
они засыпали этой бумажкой. Мою сцену снимали долго, было
много дублей, пришлось хорошенько в ней изваляться. И ушки
здорово болели от постоянной стрельбы холостыми из
калашниковых.

– А разве на съемках в таких случаях не выдают беруши?

– Выдают, конечно – но я не вставлял, я же тогда себя по-другому слышать буду!

– Английские киношники отличаются от русских?

– У них дисциплина выше. Об этом скажет любой актер, снявшийся в западном кино.

– Приходится сниматься в рекламе? (Я задаю этот вопрос не
зря – рекламные ролики с Алексеем видели все. Снимается он в
них редко, но метко. Помните ролик «Игра рукой – красная
карточка»? А недавний БиЛайновский «Цирк» со срывающимся в
пространство креслом и котом-тигром? То-то.)

– В моем случае слово «приходится» я употребить не могу. Меня никто
не заставляет. Потом, я все-таки снимаюсь в хорошей рекламе.
Ярослав Чеважевский, режиссер большинства роликов, где я
снялся, делает всегда остроумно и талантливо.

– То есть, ты выбираешь?

– Естественно. Если мне предложат просто держать пачку с кашей и
улыбаться – я откажусь. Впрочем, на такую рекламу меня и не
пригласят – не то лицо. Сегодня съемки короткого ролика по
масштабности напоминают съемки полнометражного фильма. В рекламе
сниматься тяжелее, чем в кино. Все выверяется в сто раз
скрупулезнее. Крупный план какого-нибудь запотевшего пива может
выстраиваться два часа. Последний ролик «Цирк» про
волшебный номер 0674 – который идет 30 секунд – снимался ровно 24
часа без перерыва!

Помимо прочего, Алексей занимается закадровым переводом
фильмов. Не дубляжом, который он как зритель терпеть не может ,
а именно «закадром», при котором слышны также и
оригинальные голоса актеров. Если купить лицензионную кассету или диск
«Апокалипсис Сегодня» Ф.Ф. Копполы, то вы посмотрите фильм
именно с его голоса.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS