Комментарий | 0

Совершенное мышление 189. Терминология 1

 

                                                       Хория Дамиан. Философ.
 
 

     Определение. Философия - "мудрая любовь", "мудрое внимание" или "мудрость внимания", - координированное, направленное и удержанное/устойчивое в этой направленности внимание, результатом которого становится образование намерения.

     Комментарий. "Философия" представляет собой сложный, состоящий из двух отдельных слов, термин, который, однако, ни в коем случае нельзя ни переводить, ни понимать как "любовь или стремление к мудрости", то есть разделять, раздваивать значение термина, отделять любовь/стремление от мудрости.

     София или мудрость - сбалансированное, скоординированное, равновесное событие (действие, мышление, состояние), включающее в себя все необходимые и уравновешенные между собой элементы, такие, как всеобщее, единичное, целостное, полное, частное, временное, пространственное и др.

     Фило или стремление/любовь/внимание - сфокусированное в одном направлении 1) стремление, которое обладает спонтанным, несбалансированным, кратковременным или прерывистым характером; 2) любовь, отличительной чертой которой становится уже однонаправленный и достаточно постоянный характер и 3) внимание как наиболее целостный и тотальный, сбалансированный и устойчивый феномен.

     Античные философы, создавшие термин "философия", не вкладывали в него значение "стремление к мудрости" прежде всего потому, что старались именно этого значения избежать, так как в "стремлении к мудрости" заложено удвоение мира: невозможно и поэтому нельзя стремиться к тому, что уже есть. Мудрость уже есть, надо не стремиться к ней, а быть мудростью, пользоваться ею. Философ не тот, кто стремится стать мудрым, а тот, кто мудро стремится, всё равно к чему; любой человек - философ, если ему удалось быть мудрым в своём деле, какое бы оно ни было, в том числе, - в размышлении о мире и человеке, то есть в собственно философии.

     История очень иронична, в ней прижилось и распространилось противоположное античному значение философии: мудрое внимание/стремление было замещено стремлением к мудрости, так что философы стали безумно стремиться к уму, а школьники-студенты стали стремиться быть похожими на этих безумцев. С тех пор философы ломают стулья вместо того, чтобы делать их.

     Итак, философ – тот, кто достиг совершенства, всё равно в чём, - олимпиаде, войне, выращивании урожая, строительстве, законодательстве, знании. В древности философом называли всякого, чьё действие становилось эталоном, феноменом, на языке Канта - "нормой всеобщего законодательства", на языке Мамардашвили - "амплификатором" или матрицей новых возможностей человека. Совершенство же достигается координацией в одном событии или действии всех вовлеченных в него элементов, что приводит к образованию самостоятельной формы, единства многообразного, атома, клинамена, феномена. Стремиться к мудрости глупо, в том числе глупо стремиться к однозначности терминологии и тем самым лишать себя возможности корректного мышления и, соответственно, возможности нового опыта. Любовь мудра только в том случае, если она приносит плод, если она становится действующей силой и причиной происходящих событий, если она становится живой стихией творения. То есть намерением.

 

     Определение. Намерение - творящая форма или формирующая матрица, координирующая множество разнородных элементов в одном событии, например, в произнесении слова или взятии ложки рукой. Действующей причиной намерения является направленное внимание.

     Комментарий. Намерение - единственная связь человека со стихией творения, образуется в результате координированного, устойчивого и продолжительного ("мудрого") внимания. Намерение - решающий ресурс современного человека, его единственная возможность участвовать в творении. Намерение не является способностью человека, но целостным феноменом, включающим в себя сформированное человеком внимание в качестве своего хотя и необходимого, но далеко не единственного элемента. Намерение имеет природу силы, в античной терминологии - вихря или реки, влекущей (влекущего) удержанные вниманием человека элементы, а также "спутанные", связанные с ними элементы, в определённом направлении, образуя некое движение, поток, реку, в которую нельзя войти второй раз, так как, образовавшись, река теперь течёт сама. То есть сила намерения или намерение как сила действует непосредственно, сама собой, опосредованная теперь уже только непосредственным вниманием. Например, человек ходит и говорит в континууме намерения, в который попал благодаря удержанному на движении и речи внимании и в котором, после формирования соответствующего намерения, действует, то есть ходит и говорит, уже "естественно", сам собой, лишь направив на это своё внимание-намерение.

     Таким образом, намерение представляет собой "гибридный", искусственноестественный феномен, возникшую с участием человека, но действующую естественно силу (процесс), которая обеспечивает укорененённость человека в мире, его естественность, но не реактивную или адаптационную, а активную, творящую. Намерение всегда является результатом направленного и удержанного внимания, каким бы оно ни было, - родовым или индивидуальным, свободным или навязанным, опосредованным или непосредственным, но всегда - результатом непредсказуемым, поскольку имеет самоформирующую природу, не является ни прямым, ни косвенным ответом на интенцию, мечту или воображение человека, но только на целостность его внимания. Так, к неожиданным и непредсказуемым результатам направленного и удержанного внимания, приведшего к формированию намерения, можно отнести возникновение современной науки, литературы, мобильной связи и интернета.

 

     Определение. Мышление - процесс непосредственной коордиции всех элементов направленного внимания.

     Комментарий. Мышление - процесс определения и объединения человеком всех тех элементов, которые необходимы и достаточны для формирования целостного внимания (действия-состояния-созерцания), характеризующегося устойчивой координацией и эффективным взаимодействием этих элементов. Мышление может оперировать любыми элементами, в том числе, словами, терминами, категориями, в последнем случае получается мышление в обычном смысле, однако это всего лишь один из видов мышления и далеко не самый распространённый. Чаще всего, по крайней мере, на сегодняшний день, человек мыслит предметными элементами, связанными с динамикой движения или передвижения, положения в пространственно-временном континууме, манипуляции различными гаджетами, играми, от игры в мяч до кубика Рубика и плей-стейшн, и т.д. Мышлением в строгом смысле можно назвать только тот процесс координации внимания, в котором активен элемент всеобщности. Примеры мышления: трактат Декарта "Метафизические размышления", игра в мяч Месси, управление автомобилем (по дороге на работу или домой, в магазин и т.д.) миллионов и миллионов по всей планете, и т.д.

 

     Определение. Осознание - непосредственное схватывание, фиксация, выделение вниманием некоторого элемента.

     Рефлексия - удерживание случившегося осознания и наличного горизонта внимания или восстановление целостности внимания теперь уже с произошедшим осознанием.

     Комментарий. Осознание ни в коем случае не является функцией, способностью или чем-то ещё сознания, но вполне самостоятельным, самоформирующимся, сложным и одновременно непосредственным действием, суть которого заключается в фиксации, схватывании некоторого элемента (группы элементов, фрагмента и т.д.) в горизонте внимания, например, появления в нём (горизонте внимания) прилетевшего на куст калины снегиря. Осознание очень древний феномен не только для человека, но вообще для всего живого, поскольку в наиболее общей и простой своей форме он обозначает схватывание изменения в случае реактивного действия и изменение схватывания в случае действия активного. Рефлексия же является активным процессом восстановления целостности восприятия и действия, не столько нарушенного, сколько дополненного вновь случившимся или удавшимся осознанием. Фактически каждое осознание требует от живого существа, его осуществившего, специальной работы по своему освоению, работы координации, что и делает рефлексия, удерживающая данное, то есть каждое "новое" осознание в пределах горизонта внимания. То есть рефлексия, удерживая "свежеосознанный" элемент и горизонт внимания, в котором или при котором этот элемент был фиксирован, позволяет вниманию и мышлению скоординировать осознание и наличное внимание. Таким образом, рефлексия имеет и контролирующий, и координирующий характер, но всё же решающей особенностью рефлексии является связывание или удерживание осознания и внимания, что особенно актуально в сложных случаях, а именно: в случаях тех осознаний, которые находятся вне актуального горизонта внимания. То есть способность осознавать элементы (предметы) из не-актуальных горизонтов внимания, удерживать эти осознания, не теряя актуального, наличного горизонта внимания, - очень сложная и очень продвинутая способность,  серъёзно повышающая возможности живого существа. Однако рефлексия никак не является высшей, "чистой" способностью, поскольку отвечает именно за удержание и горизонта внимания, и происходящих осознаний, но совершенно не занимается анализом осознаний и координацией осознаний с горизонтом внимания, что находится в ведении мышления. И в случаях собственно понятийного мышления рефлексия обеспечивает то же самое, - удерживание происходящих осознаний в горизонте или вместе с актуальным горизонтом внимания. Тем более, рефлексия не является сама и не представляет собой отдельной личности, субличности или некоего гомункулуса, который обеспечивал бы человеку идеальность, безошибочность его действий.

 

     Определение. Сознание - со-знание, с знанием, вместе с знанием - непосредственное схватывание своего положения в родовой, семейной или общественной системе, то есть собственно совесть, со-весть, с вестью, вместе с вестью (знанием).

     Самосознание - восстановление целостности личности теперь уже с произошедшим, случившимся сознанием.

     Комментарий. Сознание - это совесть, наследие родовой цивилизации, непосредственная фиксация своего положения в родовой системе, которая (фиксация) происходит при изменении этого положения. Сознание современного человека, как и сознание человека родовой цивилизации, не имеет природы знания, не является результатом какого бы то ни было анализа, наблюдения или размышления. Сознание - это непосредственное схватывание или "весть", собственно родовое осознание, навигатор родового статуса, постоянное отслеживание своего положения в семейной, родовой, а для современного человека - ещё и в общественной системе, отслеживание непосредственное и естественное, матричное, не требующее какого либо контроля или специального внимания. Человек всегда "знает" своё место в роду, осознавая происходящие изменения. Таким образом, осознание, конечно же, намного древнее сознания и никак не может являться его функцией или его действием. Сознание - одна из матриц внимания, отвечающая за целостность семьи, сообщества семей, рода, эта матрица вырабатывалась живыми существами миллионы лет и в результате стала намерением, то есть действующей силой (формой), подобной дыханию, движению, восприятию. Человек унаследовал и развил эту форму как сознание-совесть, родовое позиционирование, так что, не прилагая никаких усилий и в большинстве случаев даже вопреки своим усилиям и желаниям, человек всегда отслеживает изменения своего положения в семейной, родовой и социальной системах. Так что самосознание, в отличии от рефлексии, которая безлична, вполне лично, поскольку обеспечивает связь родового навигатора данного человека с его личностью в целом, - воспитанием, образованием, системой ценностей, характером и т.д. Самосознание всегда морально, так как проявляет отношение человека к его положению в родовой системе: если совесть проявляется естественно, сама собой, как унаследованный механизм, то самосознание определяет и, соответственно, оценивает не собственно положение в роде, а качество этого положения. Что становится основой поведения человека, который теперь может стремиться сохранить статус кво своего родового состояния или изменить его. В этом смысле самосознание никакого отношения к рефлексии не имеет и является вполне  самостоятельным термином, хотя, конечно, он обозначает действие рефлексии в матрице родового позиционирования.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка