Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 408. Теорема актуальности 47

 

 

 

 

   Продолжим всматриваться в элемент телесности актуальности, актуальность которого отчётливо проявляется в освоении каждым человеком живых форм движения, восприятия, речи. Феномена "маугли" не существует:  лишённый человеческой среды, младенец человеком в полном смысле этого слова, а это означает, кроме освоения первобытной, которую подтверждает сам факт существования младенца, освоение ещё и матрицы родовой, так вот, младенец человеком не станет. На сегодняшний день, то есть на день, когда современная матрица не вошла в полную силу и когда значительная часть человечества, не берусь здесь судить, какая именно, ограничивается двумя индивидуациями – первичной первобытной и вторичной родовой, третья, собственно современная матрица, суть которой в наиболее ёмкой формуле выразил Иммануил Кант – "я сам", можно и ещё точнее – просто "сам", не имеет намеренно выработанных механизмов, технологий осуществления. Пожалуй, единственным оправданием существования философии сегодня, кроме дополнения к разнообразию видов человеческой деятельности и повода включения в программу юнеско по сохранению культурного наследия, является вот именно то, что я делаю во всём цикле совершенного мышления и особенно в теореме актуальности, – выявление, прояснение и разработка индивидуации современного типа.

   Первобытная (телесно-семейная) и родовая (семейно-родовая и племенная) индивидуации осуществляются сами собой, стихийно, неконтролируемо для человека, то есть они случаются, происходят с ним, хотя кажется, что действует он сам, точнее, собой, но не сам: с ним происходит то, что он делает сам. Ему приходится действовать как индивидууму, отдельному, как говорят сегодня, актору, но происходящее с ним случается не как конечный результат его действий, а, прежде всего, как действие семейных, родовых и социальных матриц, индивида "не знающих", ведь первобытные и семейно-родо-социальные матрицы, даже в условиях современной цивилизации, сохраняют свой изначальный статус матриц, работающих на "коллективных субъектов" – семью и группы семей в первобытные времена и рода и группы родов (племена) во времена родовые. То есть первые две индивидуации происходят с современным человеком по технологиям не современным (насколько это вообще возможно, что может быть отдельной темой), а древним, которые до сих пор "работают", обеспечивая формирование каждого человека, но при этом не только не обеспечивают, но в подавляющем большинстве случаев противодействуют человеку в освоении им современной матрицы "я сам", ограничая именно индивидность, индивидуальность, автономность личного опыта.

   В итоге, современный человек активно формируется первобытной матрицей – "семья сама" и родовой матрицей – "род сам", а матрица современная – "я сам" действует до сих пор слишком ограничено, прежде всего, потому, что не получает, точнее, ей не предоставлены соответствующие её статусу и значению условия и возможности реализации. Современная матрица в современном обществе (в самом широком смысле слова) ещё не стала тотальной, универсальной, доминирующей, такой, какой она должна быть в этой цивилизации, действующим субъектом которой является не семья, не род и не объединившиеся в некоторый социум группы родов (племена, народы), а индивидуум, отдельный человек, который не связан семейно-родовыми отношениями от слова "совсем". Современный человек как вид должен быть определён, в моей терминологии, как "человек намеревающий". Не как "гомо сапиенс", так как разум не является определяющим и, соответственно, выделяющим вид человека как особый, и не как "человек внимающий", так как внимание – ресурс всех живых существ, а именно как "человек намеревающий", поскольку только человек может сформировать горизонт происходящего, если фокус его внимания мудр и устойчив, не разумен, а именно мудр, поскольку ему (человеку) всегда приходится действовать в условиях неполноты знания и непредсказуемости последствий, следовательно, действовать не разумно, а целостно, всем собой.

   Третья, современная, в точном смысле этого термина индивидуальная или личная индивидуация "сам", "третье рождение", завершает полный цикл формирования человека как субъекта современной цивилизации, освобождая его от скованности телом, семьёй, родом, обществом, государством и даже от ограничений, наложенных на него человечеством. Решающим или формирующим элементом, содержанием этой индивидуации является акт, факт или, по Мерабу Мамардашвили, "событие" мысли, в котором под мыслью имеется в виду мысль, мышление или даже знание в строгом античном смысле этих терминов, а именно: полнота действия, в чём бы это действие не выражалось или не заключалось. Полнота или собственно мудрость действия включает в себя: направленность внимания – удерживание этой направленности (созерцание) – формирование намерения – действующую связь с живыми формами или стихией творения. Наглядным примером мудрости как полноты действий служит освоение многих форм жизни – восприятия, движения, речи, письма, мышления, освоение через формирование намерения как актуально действующей связи человека и живой формы, ведь действия человека представляют собой лишь элемент гораздо более сложного целого: так "простая" ходьба настолько сложна, что не доступна ни одному человеку, как бы гениален он не был, но доступна ему, если он сможет мудро направить внимание и удержать его, в результате чего образуется намерение – действующая связь с формой движения, которая теперь (после образования связи) будет актуализироваться человеком "простым" намерением идти.

   Третья индивидуация, или живое переживание себя полностью отдельным, отделённым, одним, возможна только в том случае, если человек сумеет накопить достаточный опыт действий (состояний), выходящий за пределы телесно-семейной и родо-социальной матриц, обязательным содержанием которых является включение человека в некий ограниченный топос: тела, семьи, рода, общины, института. А вот для современной цивилизационной матрицы обязательным для освоения содержанием является освоение единого информационного пространства, единого континуума, не в том смысле, что он (континуум) один для всех, а в том и только в том, что все в одном, по правилу Демокрита: существуют атомы и пустота. Каждый человек, хочет он этого или нет, где бы он не находился, хоть на Марсе, уже сущестует, пребывает в едином информационном пространстве, "плавает в пустоте Демокрита". О чём и поговорим в следующий раз.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка