Книга о книге и маяке. Перевод «Книги Екклесиаста»


1
  1. Гоним стал Ритор, когда сын над корзинкой воцарился и над Иерусалимом.
  2. Поэтому, обманывая клеветников, называем Екклесиастом того, об устремленьях которого как о пустых они пустословили,
  3. и что полезнее людям, несчастья претерпевающим, подобный солнцу
  4. костер, который странствующих по шару станет приводить к земле, где стоять будет вечно,
  5. и сиять подобно солнцу, и для причаливания служить тем, кто спешит к земле, где тот сияет;
  6. а гонимым ветром на юг — для разворота на север, дабы, повернув, изменяли курс, когда повернет назад ветер. Кто же из окрестной
  7. долины идет через море в озеро: пополнить местность, в которой ему дан удел — чтобы, удалившись, поворачивали назад или сгинут.
  8. И речами такими утомленный, имел силу муж сей сказать, что для насыщения своего, в глаза глядя друг другу, и чтобы исполнится пред внимающими им славы,
  9. устроением этим как устроеньем, которое внове под солнцем
  10. осуществится, хвастают — хотя знают, что лишь воспроизводят, увеличив в размерах, то, что было вовек. И, как прежде
  11. напоминал первому, напомнил и последующему
  12. Екклесиаст царю об истинном Боге в Иерусалиме,
  13. который наделил нас душей, и ищет, диадему ли за мудрость приготовить на небесах или пагубное событие послать от Бога сыну человеческому, чтобы смирился.
  14. Ибо видит, какие дела совершаются под солнцем по заблуждению, а какие — свободною волей.
  15. Но извратить можно при переводе, не имея способностей избранных,
  16. реченья сии. Сердца же тех, кто взрастал, научаемый этой премудрости ветхой,— в Иерусалиме. И разуму их открыты многочисленная мудрость и знание,
  17. ибо дается разум — познающим через мудрость уже известную, а глупость и невежество — познающим себя в размышленьях свободных.
  18. А величайшая мудрость начальника — гнев свой смирять, когда знает, что лишь прибавит этим страданий.



2
  1. И сказав это о разуме, удалится сделал попытку с пира, ибо знал, сколь облагодетельствованы клеветники.
  2. А осмеивающим его изрек, что для безумства пиры устраиваются,
  3. чтобы на время и разумом овладело вино, и телом, сердце уводя от мудрости во владение глупости. Хотя известно, что благо для сына человеческого исполнится на небесах, где исчислены будут дни живущего,
  4. когда он возвеличивался в делах, строя дома и разбивая виноградники,
  5. устраивая рощи и сады насаживая плодовыми деревьями,
  6. а также устраивая и водоемы, чтобы вода была для орошения рощ, где взрастают деревья,
  7. а будучи Владыкой над рабами и рабынями, и потомками семейств — присматривал за ними как за овцами многочисленными. И потому прежде, чем с Иерусалима
  8. собирать серебро и золото в собственность, воцарившись над этой областью, и дабы сделаться как в песни песней привлекательным для тех, кто от сыновей Адама и жены его
  9. происходят, пусть обогатится прежде Иерусалимской мудростью, которой мне
  10. источник испросить и взять было отказано, ибо разума торжество в том, чтобы взвеселение сердец тех, кто в бедственном положении страдает,
  11. маяка действием совершалось. Но те, кто руками изнемогших работников устраивает для пользы заблудившихся и гонимых ветром солнечную
  12. башню, от явления мудрости этой глупым и невежественным человекам удерживают царя давно — ибо сделается
  13. очевидно превосходство мудрости этой над их невежеством о полезности освещения тьмы.
  14. Ведь наставленному в источнике ее лучше по Ориону двигаться во тьме, зная, что ты один, чем случайно встретить
  15. похваляющегося, что он от разума лыс, который невежд научает, что лучшая участь — подчинившись разуму, умереть,
  16. ибо о мудреце память вечна, а безрассудного, лишь придет день, и забудут. И наставляет умирать невежд
  17. и ненавидеть жизнь, поскольку и друзья, и дела, которые исполняем под солнцем, обманчивы, как подруга на расстоянии,
  18. которая не любит — а потому страданий и бед пастбищем служит человек промедляющий.
  19. И научает, что, проявив мудрость, глупец приобретет власть над страданиями своими и бедами. Но наставляемые им — и под солнцем станут блуждать
  20. и предаваться отчаянию в сердце своем от бед и несчастий. Ибо солнце
  21. для человеков бедствующих — это мудрости разумение, которую полезнее дать человеку в беде. И как льстецы, вводящие в заблуждение, бедствия лишь умножит, которые
  22. приключились с человеком, ибо бедствующий помышлять станет в сердце своем, что бедствует из-за солнца,
  23. и во время скорбных событий негодовать будет на ночь, тогда как в сердце его лежит заблужденье.
  24. А человек благодетельный станет вкушать и пить, зная, что и имущество, и жизнь бедствующих в ведении и руках Господа.
  25. И истребление поспешит прочь
  26. от человека, который благ, и которому ветхой дано мудрости разумение. Пирующие же впадают в грех, коли дело хранения и собирания данного во благо в прежние времена Богом, для них пустословие и устремление ветреное.



3
  1. Ведь назначено и время наслаждениям на небесах также, как
  2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время искоренять насаженое;
  3. время убивать, и время исцелять; время проламывать стены, и время строить;
  4. время плакать, и время смеяться; время скорбеть, и время плясать;
  5. время тощать и время тучнеть; время обнимать, и время уклоняться объятий;
  6. время жаждать, и время терять; время поклоняться, и время отвергать;
  7. время кроить, и время сшивать; время молчать, и время ораторствовать;
  8. время любить, и время ненавидеть; как — время войне, и время миру.
  9. Поэтому полезнее сделать, чтобы бедствующие
  10. знали, что заботится дано Богу о сынах человеческих, и когда несчастьем
  11. охвачены, и когда наряжаться пора настает. Ведь издавна разуму человеков явлено это было в деяньи божественном, когда устроен был потоп для уничтоженья —
  12. но знали о нем благие и радовались, что приготовлено и имущество, и животные,
  13. и человекам еда и питье. И знающие сие, что и благо, и страдание — это дар Божий,
  14. научают, ибо устроена Богом вечность из несуществованья. И наставление об обрезании Бог им сделал, дабы исполнились страха. А по-прежнему
  15. упорствующих и многим богам молящихся изгнал,
  16. ибо, видя, что служат им в тех местностях, законы нечестивые местностей тех оправдывали, и нечестие
  17. провозгласили в сердце своем справедливостью. Но повинных в том осудил Господь в свое время. А заботится о Писания
  18. словах разумных сынов человеческих избрал Господь, знающих о скотской
  19. судьбе сына Адама, участь которого — скотская участь, ибо первым умертвил, как умерщвляют овцу, единого с ним по духу человека из-за изобильного скота Авеля;
  20. и скитался в одиночестве в местности засушливой, покуда не обратился в прах.
  21. И научают, что душа сына Адама, которого в том, что возгордился, преступление было, подобно душе скота, под землю низвергнута.
  22. И увидите также в чем благо и радость для человеков из Писания, которое из-за льстецов принести на обозрение промедляют.



4
  1. Ибо обратившись к нему, узнаете и о насилии над строившими руками своими до солнца, которые слезно об отнятом сожалели — но были поссорены; а ведь башней, утешали себя,
  2. прославляемы будут — но были умерщвлены, поскольку ожесточились за то, что смертны стали живущие, на обитателей рая,
  3. где счастливы были те двое, наслаждаясь созерцаньем друг друга — но греховного деяния свершению послужив,
  4. познали страдание. И хотя о выгоде и полезности дела этого плохое предчувствие было у мужчины, но, взревновав к искусителю подруги своей ветреной
  5. и неразумной, обнял руками и вкусил плоти ее —
  6. благую чашу, сложенную пригоршней, наполнив на беду той, которая стремилась к свободе.
  7. А чтобы возвращение, когда увидели, что обмануты, заслужить,
  8. первый и второй сыновья их, что были братьями, работая вне поля зрения, поклялись отдавать десятину от трудов своих тому, кто в глину душу благую вдунул. Но пагубным событие это оказалось
  9. для обоих. Ибо облагодетельствован был лишь один, и в имуществе благое имел вознаграждение. И страдающий от того, что
  10. отвергнут, первенец восстал на товарища. Но наказанием и первенца изгнание, который на второго восстал,
  11. также было за возлежание их этим двоим. И распалясь похотью, как при первенца зачатии,
  12. отчего ожесточился дух первенца, двое расположиться в третий раз не спешили; и будучи отлученными
  13. от рая, бедняки эти мудрость проявили — ибо отроки стариков безрассуднее. Но царь, которого учил он и вразумлял,
  14. заключил в темницу до окончательного воцарения отрока на царстве этого бедняка —
  15. дабы познал как живым скитаться без солнца,— и со вторым отроком стоял
  16. до конца, а народ и прежнему, и последующему радовался, обманываясь, что помышляют они о свободе.
  17. Но и поклоняющихся идолам, и клеветников заставило идти в темницу прорицание жреца после принесения жертвы о том, что познают они за содеянное бедствия,



5
  1. которым ужаснутся. И устами, и сердцем торопили окончить перевод, прежде чем обожествленного Бог небесный с земли изгонит, хотя бы в сокращении.
  2. Ибо и в сновидении, пришедшем начальнику, великий голос безрассудному начальнику говорил,
  3. что, поскольку с обещанием, о котором дан обет Богу, тот промедляет — то положен будет конец его удовольствиям, ибо неразумно за то, что лишь дан обет, воздаяние.
  4. А облагодетельствован, как обещано, будет тот, кто обет исполнит,
  5. который давал он устами своими. Но что ошибается прорицатель,— сказал он перед лицом послов,— и из-за его согрешений Бога был гневный крик, и сокрушит Он дела его рук.
  6. А начальника сон — к возвеличению, и слов понапрасну тот убоялся Бога,
  7. которого видел. Ибо страны угнетенной, бедной и разграбленной закону справедливому изумятся, и возвеличат того, кто поклонился ему, поднявшись над собственной гордостью.
  8. А потому полезнее для страны царь, который и покорившиеся области, как жен своих,
  9. любит,— чем тот, кто лишь деньгами их насытиться жаждет, ибо любящего изобильные урожаи станут обманывать.
  10. Но чтобы умножилось имущество, увеличившись тысячекратно,— пусть господин проедающих его прибыль надсмотрщиков — которые лишь делают вид, что надзирают,
  11. а сами сладким снам предаются — уменьшит, ибо все возрастает проедаемое ими, ведь в сытости и богатстве почивают до старости;
  12. а есть и такие, кто, притворясь больным, лишь поглядывает на солнышко; а также — и десятки охранников господина, которые товарищей своих же
  13. убить ради богатств замышляют. Но к тому, кто заботится о рожденном им потомстве, и никаких руками своими
  14. от выхода нагим из утробы матери до возвращения после смерти туда, откуда пришел, не причинил бедствий — придут, когда руки
  15. его ослабеют, ближние, и от пришедших умирающему та польза будет, что страданий его скрасят они
  16. дни. А когда поглотит его мрак, будут возвеличивать его и скорбеть. Тогда как гневливого немощь
  17. видя — обрадуются и нарядятся, станут есть и пить допьяна. Поэтому знайте, что благо для страдальца — трудиться до изнеможения под солнцем в исчисленные дни жизни, которую дал ему Бог. Ибо такова доля
  18. человека. А кому Бог дал обогатиться, но богатством владея, он истреблял и давал деньги в рост, и лести радовался — страдание таковому будет наградой от Бога,
  19. и потомки будут вспоминать, что в дни его жизни Бог был вытеснен торжественными пирами из сердца его.



6
  1. А коли есть намерение увидеть под солнцем себя возвеличенным — такой человек
  2. Богу отдает от всего, что имеет, десятую часть имущества; и из имущества человека нуждающегося столь же приятно, как и от поставленного владычествовать, для Бога вкушенье. Но кормиться, будучи иноземцем, человеку — это как обманывать любовника, что немощен
  3. муж к деторожденью. И сотни тех, кто живя здесь во множестве, переняли обычаи и взрастили потомство за это время — обратилися и душей, поклявшись в благонадежности до гроба; и хотя похваляются, что снизошла на них благодать –
  4. в заблуждение впали, и блуждают в сумерках там, словно бы в полнолуние — но тьму
  5. увидят; и узнают, что солнце было за горизонтом сие.
  6. И хотя живущих здесь смущает учение о перевоплощении — увидят, как хорошо пребывать в этом единственном мире
  7. и трудится для человека, ибо здесь душа его полностью.
  8. И мудро поступать будет в итоге и глупец, и нищий, зная, что лишь пребывать среди живых —
  9. благо, а что бесплотным образом скитается человек — только обман, к которому влекутся душей
  10. те, кто издавна наречен именем Сима, хотя знают, что Адам, способность эту имевший, осужден могущественным
  11. плодиться. Ибо жалящий, что сделаются они великими, обманул человеков, если больше
  12. дано будет знать им о добре,— дабы человеческой жизни исчислено было время. И искушение живущим устроил, чтобы из рая вышел Адам и другому служил.



7
  1. Но там же имуществом облагодетельствованные, что жиреют ко дню смерти от дня рожденья,
  2. на благостно ходящие семейства, что оплакивают умерших в домах своих, а пиров уклоняются, ибо человеки эти жизнь свою посвятили сердцу, —
  3. негодуют; и над благостью их смеются соседи, что и лицом, и разумом они хороши —
  4. но сердцем наставленный мудрости народ — печален, а сердца невежественных народов — веселы.
  5. И благости слышат обличенья, мудрости и послушанью своим в песнях невежд;
  6. а также — что насмешкой над глупцами был зов из куста горящего, чтобы, обманув,
  7. обирать; и — что наставлений, которыми похваляются, дар уничтожили, а чтобы сердцам
  8. потомков слова эти были приятны, к началу времен относят их произвольно, ибо и для благих высокомерие отрадней всего.
  9. Но когда будет это доступно, быстро устранится и то, что вызывает досаду. Ведь гневался и отдыхающий в объятьях невежественного,
  10. хотя говорят, что за прежних дней его благость и мудрость давали, какое попросит
  11. имущество,— поскольку, чтобы мудростью овладеть лучше видеть солнце,
  12. чем тень. И если защиты жаждет и прибыли от разумения мудрости еще при жизни своей господин,
  13. то явить Писанье Божественное имеющие способности к переводу помогут, —
  14. дабы и во дни счастливые и благословенные, и во времена злополучные знать что делать — ибо без Бога человеку ничего не достичь.
  15. И увидит также, что понапрасну во дни его ради справедливости убивают, ведь возвещено, чтобы нечестивого продлевались бедствия.
  16. Ибо возвеличивается праведность, если, мудро поступая, оставляют того в одиночестве.
  17. Но умножается нечестие безрассудным поступком умерщвленья до срока.
  18. Благо же это пока сокрывают в обители, руки опасаясь Божьей, ибо вынести
  19. мудрость эту будет неповиновением. Но поступит мудро, если заплатит десятину властитель города этого
  20. человеками праведными в их землю. И свершением этого блага будет принесена жертва за грех,
  21. и изреченное для перевода будет принесено, дабы разуму это услышать. И тот из подданных, кто злословил,
  22. сердцем своим понял, что начальник смущен, и со злословием своим он опоздал.
  23. Ведь сей изгнанник был искушен в риторике, и наставлял издалека
  24. ибо удаленное загадочно, а загадочного хотят достичь.
  25. А завоевав сердца, указал и способ приобретения сей премудрости. Но тот, чье изобретение выставили нечестивым, безрассудным и невежественным заблуждением,
  26. позволил себе язвительность, что умерщвления через огненное жертвоприношение, когда сетью для сердец станет маяк и для рук оковами, благие пред Богом будут избавлены вместе с имуществом, поскольку избранны.
  27. И увидел, что достаточно этих слов против Екклесиаста. Ибо позволено было исполнить замыслы их первее первого.
  28. «Чтобы, моля об успокоении, находил его человек, хоть и один из тысячи, кто — обнаружив огонь, явления которого
  29. ему в одиночестве будет достаточно; кто — Бога, который исполнит человека праведного молитвы»,— заключил начальник.



8
  1. И было мудрым поступком, как и то, чтобы явить и перевод изречений мудрости, и человекам освещать путь к Маяку с внутренней его площадки
  2. через отверстие,— царю, соблюдая обычай, дать клятву пред Богом,
  3. что, если он вскоре умрет, то на земле оставшиеся друзья слова просьбы его исполнят,
  4. и подчинятся тому, кого он поставит царем. А правителю возвещение сделал, чтобы
  5. осторожно повелевал, показывая друзьям свой разум в мудрых поступках, в которых выкажет любовь к справедливости,
  6. и довольствовался тем, что имеет, ибо во время суда над человеком о многочисленных злодеяниях
  7. будут свидетельствовать против
  8. человека могущественного души, переставшие из-за него дышать. Но правитель, чье время было от смерти избавлением и от войн — избавлен будет и обвинений.
  9. Ибо увидят, что дал он сердцам Писание о том, что делалось под солнцем от времен Адама до владычества его друга,
  10. которого видим гробницу и который нечестивым придя, умер посвященным, и место нашел для города, возведение которого также считали делом напрасным.
  11. Но быстро исполнили указ его товарища, в дело это вложив свой разум, потомки Адама, которые от творимых здесь злодеяний
  12. исход совершили, и бедствовали длительно до вразумления от благого и грозного Бога, страшатся пред лицом которого
  13. жить беззаконно. Но хотя приятно теперь под кровом сим пребывание, из страха пред Богом
  14. присутствия при искушениях земных праведные, а также при избиениях и казнях за дела беззаконные — ибо нечестиво присутствовавших при этом прикосновенье к Писанию, и праведных призвали тогда напрасно –
  15. будут удерживаться, а также — и пиров. Ибо хотя благу человека служат еда и питье, но веселие одалживается у работника днями, которые живущим дал Бог, чтобы служением своим
  16. давали разуму познавать мудрость, в которой явлены и события сотворения земли, и дня от ночи отделение.
  17. И показано в произведении также, как Бог человека самодостаточным сотворил под солнцем — но человек страдания свои приобрел, поддавшись искусителя словам о познании, способность к которому тот ему даст.



9
  1. И когда позволено было, ибо в разума испытании праведные проявили мудрость, трудиться им, чтобы из рук их о Божественной человекам любви и ненависти узнать,— прежде всего,
  2. ибо первое дело у праведных, дабы беззаконное сделалось благим, и чистым — оскверненное, принести жертву,— совершили жертвоприношение благие. А очистившись от греха, поклялись страшною клятвою,
  3. что если соседям их то, что сделают они, будет служить, как и в том первом случае, из-за которого сердца потомков Адама исполнились помышлений безумных, для мудрствования,— то жизни свои после этого они умертвят.
  4. А ведь кто вступает в завет о жизни, уверен, что и собакой жить лучше, чем быть мертвым львом.
  5. Ибо жизни, научают они, для умерших после смерти — нет; а учение о том, что возмездие невинным — за стершиеся из памяти их
  6. угрозы, ненависть и зависть от прежних жизней даются в удел, но коли, в вечности исполняя служенье,
  7. странник вкушает на пирах угощенья и напивается пьян, то так благому человеку вином Бог оплачивает трудов его
  8. время,— неверно. Ибо, что строящие из кирпича терпят нужду, тогда как утучняются начальники,
  9. видим. А ведь из живущих каждый любви достоин. И потому время, когда обманывают, что живущим дадут солнце — это пустословящих время льстецов, которым, как животные работая, работники служат,
  10. чтобы обнаружились рукотворные их способности. Но за деяния свои в ад сойдут. Ибо их делом была также выдумка, чтобы те, кто для познания мудрость
  11. принес назад, дабы познанию служила она, как быстрота — в беге, а мужество — в битве, и умудренным была пищей, которые знают лишь десятую часть, являлись миловидными, и на это время принуждали обрить наголо тех,
  12. кто об Адама научает временах — хотя для рыбной ловли плохая будет из этого сеть, и лишь воробья удержит ловушка, которой те потомков Адама уловить помышляют, что в ту пору внезапно отпали
  13. от сей мудрости, глядя на других, кто служит в великом
  14. городе, что был мал и человеками малочислен, и который, приведенные сюда великим царем, обнесли стеной и построили в нем большую крепость.
  15. Но когда явят ее мудрецы, то и беднякам спасение в мудрости будет, и городу,— напомнил бедный сей муж,—
  16. ибо изречения этой мудрости тем хороши для могущества, что мудрость эта беднякам, которых он захватил, о подчинении и повиновении
  17. говорит. Но мудрец был повержен, когда послышался крик насмешливый: «Как неразумных
  18. мудростью облагодетельствует он, если во внутренность сосуда первенца промахнулся во время воспитания с благом?»



10
  1. Ведь и к омертвелому мухи устремляются из-за производимого зловония, хотя елейным умащением его умаляют. А чтобы глупость их — за драгоценность, а опытность почиталась
  2. за разум, мудрецы — справа, чтобы о разума их невежестве тех, кто слева
  3. по обыкновению, ходят, посмеяться лишить возможности (и в том весь их разум, которым так похваляются), а также — над неразумностью
  4. духа, который согласно их притчам носился без отдыха в пространстве, а не сидел спокойно на месте. А если для великих грешников
  5. существуют бедствия за явленные в служении проступки,— то за них по окончании правления
  6. и был осмеянию предан начальник, который с высот своих к богачам поселялся жить, чтобы унижение
  7. познать и рабство, как конь, что под начальником ходит. Поскольку в подвластной ему земле
  8. осрамился, и в яму сбросили после бегства его с каменных стен в рост медные
  9. и вырвали каменные статуи — ибо быть изрубленным, как дерево, подвергаясь опасности,
  10. дабы не тупить железа — унизился пред мужем, который в воинском искусстве имел превосходство и был удачлив.
  11. Но догадался жить с советов своих, и пользу имел от языка, будучи советником.
  12. Ибо в риторике был искусен, и располагал речами невежд, которые бывали в затруднении.
  13. Но как в начале гоним был за речи свои глупцами, так и в конце речами стал неугоден, и над безумием его
  14. посмеивались, ибо превозносил сказание об Адаме. Хотя известно из рассказов, как впоследствии,
  15. настрадавшись, эти же глупцы до изнеможения блуждали по городу, выпытывая:
  16. «Где в земле этой стоявший царем?» Ибо отрок вождя лишь истреблять искал
  17. блага, что были в земле сей, когда царствовал свободнорожденного потомок, ибо у правителя лишь для еды было время, сила к попойкам
  18. и леность. И униженные судьбой такой опускали руки, и плакали в домах.
  19. Ведь даже пиршества устраивал, на которых веселился, вину радуясь и жизни, на деньги тех, кого обесчестить жаждал.
  20. Ибо мысль умалилась царя до ложа во внутренней комнате, и для унижения богачей, когда темнели небеса, заставляли приходить по зову господина, но они таились рассказывать о том из-за преследований.



11
  1. А изгнанный пропитания ради за море к начальнику в те дни явился,
  2. в данный тому при разделе удел, с семь или восемью учениками — из земли,
  3. лесами полной и дождями орошаемой, в пустынную землю — ведь и дереву поверженному к югу из северной местности бревном прибиться случается.
  4. И остерегался пьянства и оплодотворения, зная, что и заросли прореживают,
  5. чтобы нашла дорогу свою душа. А тех кто, дабы сомкнуть глаза, чрево наполняет, научал, что действие это богом так устроено,
  6. если разобраться, что сеющему семенем перед вечерним упокоением, рукой познавать себя правильнее, ибо что вдвоем, то и в одиночку приятно
  7. и сладко. И просвещал тех, кто благости источник видит под солнцем в том,
  8. чтобы человеков живых умножать, ибо перемена радостна для мужчины — что через время будет тот омрачен взращиванием приведенных им же душ.
  9. А тех, кому в радость юноши, ибо юности приятна их сердцу пора и юноши, что прохаживаются по дорогам,— что сердца, а не внешность познаются Богом, к которому приведены будут на суд,
  10. и чтобы уклонялись потому гнева в сердце своем, когда не обращают внимания любовники на их плоть, ибо юность — это время рассвета души.



12
  1. Но признавая, что за сотворенное в пору юности пришли к нему бедствия, и в час казни повторил хвастунам, что желать
  2. темноту, словно солнце, освещать — это как и луну и звезды возвращать из-за туч, вызывая дождь.
  3. И в ту же минуту для устрашения стерегущие дом, чтобы сломить человека этого мужество, и дабы, бездействием мучимый, малость свою в темноте узрел, окна
  4. заперли и двери на улицу с низким звуком жерновным — чтобы стал голос как у птиц тих или у дочерей при пении
  5. у сего гордеца. Но устрашением и пути этого ужасами он пренебрег — хотя бодрствовать назначенные, как саранча, рассыпающаяся из каперса, когда идет человек, долгое время дом обходили кругами, и на улице рыданий
  6. далеко разносящихся жаждали, как если бы мачта сломалась или золотоискатель, осмотрев ведро у источника, крушил ворот, которым из шурфа
  7. поднимает вновь глину и землю. Но легко было это ему, ибо, что выведена будет назад, на Бога уповала Им
  8. вдунутая душа,— сказал Екклесиаст. Ведь и при введении в заблуждение
  9. весьма Екклесиаст был искусен. И обученный народа этого знаниям и тонкостям произношения, составил о своем величии притчу.
  10. И просил Екклесиаст удовлетворить его желание, чтобы слова о том, как был он гоним, навечно в писании в точности сохранялись.
  11. А поскольку, дабы толковников подгонять и надзирать за ними, посажен был владельца собрания первейший товарищ,
  12. но более всего сына его остерегаясь, сделали приращение это к писанию в конце, когда многочисленного чтения изучением утомляется плоть,
  13. и внимание рассеивается. И хотя преследований страшились, но о том, кто Бога завет сохранил для человечества,
  14. в писание Божие внесли правду для отдаленных времен — хорошо это, плохо ли...



Окончание следует.



X
Загрузка