Комментарий | 0

Стихотворение "Забелин" с комментариями Светланы Герасимовой (Головой)

 
 
 
          Забелин (1). Зяблик зыбкой старины
                 Сидит на свитке, сны храня от сглаза.
          Пустые щи легенд забелены
                Беловиком монаршего указа;
          Седой монашек распростерся ниц
                Пред Иверской с нездешними очами,
          И череда царевен и цариц
                Торит сафьяновыми (2) сапожками
          Тропинку в том невиданном саду (3),
                Где на свинцовом золоченом скате
          Жасмины обнимают резеду
                И льнут левкои к Золотой палате (4),
          Где горлицы садятся напрямик
                На ерихонке (5) царской, на плече ли,
          И к куполам на Троицкий семик (6)
                Взлетают тяжко Софьины качели.
          А богомольцы с Соловков пришли
                В двойных лучах Савватьевского чуда (7),
          И первые Петровы корабли
                К усладе мамок чертят чашу пруда (8).
          Пещное действо (9) к сводам тянет дым,
                Гранат растет из виршей Симеона (10),
          И против шерсти (11) гладит Третий Рим
                Двух византийских львов, что спят у трона.
          Но этот слишком благостно возлег
                На горностаев у порога славы (12),
          А тот подставил солнцу левый бок
                И отдал зубы за штыки Полтавы...

 

 

Комментарии Герасимовой (Головой) Светланы

 

«Забелин» вошел в подборку стихотворений в том номере «Знамени» за 1994 г., где были опубликованы также стихи Евгения Рейна, так что А.Г. надеялся, что с его строками познакомится И. Бродский, поэтическому мастерству которого отдавал должную дань. Однако Бродский вскоре умер, но стихотворение попало в поле зрения Евгения Евтушенко, который включил его в антологию «Строфы века», за что благодарна мэтру.

За статикой густого фактического материала скрыта динамика, ибо все исторические реалии нанизаны на временной вектор: от Москвы Златоглавой – к порогу славы Петровских времен – и далее в историческое будущее.

       

1. Забелин Иван Егорович (1820-1908) – замечательный знаток русской старины и архива, археолог.

 

        Иван Егорович Забелин. Портрет работы Ильи Репина (1877)

 

Для А.Г. он был прежде всего автором трехтомника о быте русских царей, цариц и народа, а также исследователем истории Москвы, опоэтизированной Аполлинарием Васнецовым (1856-1933), чьи картины («Москва. Конец XVII века», «Воскресенский мост в XVII веке», «Всесвятский каменный мост» и др.) так любил А.Г. Густая образность стихотворения косвенно цитирует картины идиллического быта Москвы А.Васнецова, который сам нередко обращается к образу моста, символизирующего грядущий переход к новому жизненному укладу. 

 

2. Сафьяновые сапожки выделывались из кожи козы и празднично раскрашивались:  

3. Невиданный сад – в XVII в. в Кремле сады стали устраивать на сводах каменных построек, поэтому их называли «висячими», как знаменитые сады Семирамиды. И. Е. Забелин перечисляет растения, доставленные в 1683 году для другого, Нижнего Набережного сада, который был устроен на искусственном основании: яблони, смородина красная, анис, бобы, морковь, огурцы, шалфей и др.

4. Золотая палата – Золотая Царицына палата возведена в Кремле в XVI в., в конце которого была расписана золотом: на стенах – растительные узоры, деревья, виноградные кисти, птицы. Посреди свода – лев, державший в зубах змею, с середины которой спускалось множество подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и искусно сплетённых наподобие корзин. Здесь царица принимала высоких гостей: царя, патриарха, бояр, - и людей попроще: придворных, посадских.

5. Ерихонка – шлем с остроконечным верхом (чтобы меч скользил) и защитой для ушей.

6. Троицкий семик – четверг перед Троицыным днем, в который устраивались обрядовые игры, катание на качелях и др.

7. Савватьевское чудо. – Прп. Савватий вместе с прп. Германом – основатели обители на Соловецком острове, который был тогда необитаем. Преподобные поселились около Секирной горы. Дело св. Савватия продолжили преподобные Герман и Зосима. Прп. Савватий преставился 27 сентября 1435 года. Житие святых Зосимы и Савватия рассказывает о чудесах, которые происходили у гроба преподобного. Так, брат Иоанна, Феодор, однажды был спасен молитвами святого Савватия от страшной бури, разыгравшейся в море. В стихотворении речь идет о двойных лучах Савватьевского чуда, видимо, потому, что свв. Зосима и Герман на месте поселения св. Савватия основали Спасо-Преображенскую Соловецкую обитель. Преображение Господа произошло на Фаворской горе и сопровождалось излиянием нетварного фаворского света, созерцаемого умными очами. Учение о фаворском свете разрабатывал св. Григорий Палама, утверждавший, что сущность Творца нетврарна и непознаваема; но энергия, изливающаяся от Творца и созерцаемая в нетварном свете, обращена к твари, то есть к человеку, и позволяет ему достичь богообщения и богопознания. Эта сопричастность Бога и человека, Непознаваемого и познающего, Нетварного и твари в фаворском свете обозначена метафорой «двойные лучи Савватьевского чуда». Паломники, посетившие Соловки, видимо, сподобились созерцания нетварного света, в двойных лучах которого вернулись в Москву.

8. Чашу пруда – видимо, имеется в виду пруд в Измайлово или в Косино. Первый ботик Петра, вероятно, был привезен из Голландии или из Англии в 40-х гг. в XVII в. В 1688 г., увидев в амбаре двоюродного деда Н. И. Романова ботик, юный Петр приказал его отремонтировать, что и исполнил голландский плотник К. Брант. Ботик был спущен в реку Яузу, и затем переведён в Просяной пруд в Измайлове. На нем юный Петр I учился науке мореплавания, то есть ходить под парусами. Но водные акватории реки Яузы и Просяного пруда не устраивали юного царя. По его повелению были организованы поиски «озеры поболее». Так, внимание Петра пало на Косино, с его единственным в Москве естественным озером Белое, расположенным рядом с Кусково, где было имение друзей и сподвижников юного Петра – бояр Шереметьевых. Однако из-за отсутствия строевого леса на берегах и стремления Петра к настоящему морскому простору фрегаты и боты, построенные в Косине, были разобраны и переправлены в более крупный водоем – озеро Плещеево в Переславле-Залесском, ставшее основной базой Потешного петровского флота и местом учебных баталий. Кроме потешного флота у Петра были потешные полки, Преображенский и Семеновский, участвовавшие в потешных боях, во время которых царь учился воинскому искусству.

9. Пещное действо. – Пришедшее из Византии драматическое действо о чудесном спасении трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи (Дан. 3:22-51) в XVI—XVII веках совершалось в последнее или предпоследнее воскресение перед Рождеством Христовым в Успенском соборе Московского Кремля, в Великом Новгороде и других городах, где были кафедральные соборы.

10. Гранат растет из виршей Симеона Полоцкого (1629-1680), автора силлабических виршей (А.Г. называл свои стихи виршами, а графомана – виршеплетом) и энциклопедически-барочных нравоучительных поэм, вошедших в сборник «Вертоград многоцветный». Образ вертограда – то есть сада – пришел в поэзию Симеона Полоцкого из Библии: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Книга Песнь Песней, глава 4, стихи 12-15). (Кипер (лавсония или хенна) – растение, из которого делают хну.) Эти библейские стихи были осмыслены как прообразование Богородицы, в результате в 1670 г. мастером Оружейной палаты Никитой Павловцем была написана икона «Вертоград Заключенный» (латинский прообраз и аналог: «Hortus Conclusus»). На ней Богородица – символом Коей является запертый райский сад, заключающий в себе Христа, который рождаясь, как бы выходя из Сада, не нарушает его ограды и Девства Богородицы – Сама пребывает в раю:

Чтобы силлабика воспринималась как стихи, ее нужно читать с цезурами, разделяющими строку на две части: 7+6. То есть Симеон Полоцкий тяготеет к тринадцатисложнику, в котором цезуры я отметила косыми чертами:

 

ГЛАС НАРОДА (из «Вертограда Многоцветного»)
 
Что наипаче от правды/ далеко бывает,
гласу народа мудрый/ муж то причитает.
Яко что-либо народ/ обыче хвалити,
то конечно достойно/ есть хулимо быти.
И что мыслить — суетно,/ а что поведает,
то никоея правды/ в себе заключает.
Еже гаждает — дело/ то весма благое,
а еже ублажает/ — то бохма есть злое. (бохма – вовсе)
В кратце, что-либо хвалит/ — то неправо в чести.
Мир сей непостоянный/ весь лежит в прелести.
Не веруй убо гласу/ общему народа
ищи в деле правды/ человеча рода.
Слово ветр развевает,/ а кто тому верит,
безразсудно срамоты/ мзду себе возмерит.

 

11. Против шерсти гладит Третий Рим… - Во времена Петра I Третий Рим, т.е. Москва, порвал с византийской традицией и даже пошел ей наперекор.

12. Порог славы. – После Нарвского поражения, Петр стал укреплять армию и флот. В результате, начав наступление в Лифляндии, фельдмаршал Б. П. Шереметев, командующий войсками в Прибалтике, в 1701 г. нанес шведам чувствительные поражения в нескольких сражениях. Однако самую славную победу Петр одержал в Полтавском сражении. Следовательно, действие стихотворения охватывает период с конца  XVII века до Полтавской битвы, которой также завершается роман «Петр Первый» А. Толстого, доведшего действия до «порога славы». Говорить о толстовской традиции в связи с этим стихотворением возможно потому, что «Петр Первый» был одним из любимейших романов А.Г., который в 70-80-е годы многократно его перечитывал, точнее погружался в него, жил в нем. Толстой породил интерес к «осьмнадцатому» веку, вылившийся в творчестве А.Г. в такие циклы, как «Российская Европия», «Российские Парсуны» и др.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка