Комментарий | 0

Зхария (1,2)

 
 
 
Книга пророка Зхарии (в русской традиции: Захария) — одиннадцатая в составе книги малых пророков. Зхария — один из трех (Хагай, Малахи) пророков периода после возвращения из изгнания. Книга разделена на 14 глав, в ней 211 стихов.
Зхария родился и вырос в изгнании, свою пророческую деятельность начал в юности. Вместе со своим современником пророком Хагаем был свидетелем строительства Второго храма, что подтверждает Эзра (5:1-2, 6:14). Все эти сведения позволяют датировать книгу примерно 520 г. до н. э.
Тематические и стилистические отличия первых восьми глав текста, написанных ритмической прозой, от остальных шести поэтических, имеющих эсхатологический характер, дало основание некоторым исследователям полагать, что Традиция объединила тексты разного времени и разных авторов.
Небольшой текст характерен многочисленными видениями и устремленностью в те дни, когда Господь, помиловав Свой грешный народ, вернет всех изгнанников и воцарится в Иерушалаиме. Подобно предшественникам, особенно пророку Иешаяѓу, Зхария верит в универсальную миссию народа, избранного Господом.
Речи Зхарии характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен укороченностью фразы, повторами слов и словосочетаний, аллитерацией.
 
 
 
 
Глава 1
 
1. В восьмой месяц, во второй год Дарьявеша
было сказано слово Господа пророку Зхарии сыну Берехии сына Идо(а).
 
2. Господь яростно прогневался на ваших отцов.
 
3. Скажешь им, что так сказал Всемогущий Господь: Вернетесь ко Мне, — слово Всемогущего Господа, —
Я к вам возвращусь, — сказал Всемогущий Господь.
 
4. Не будьте, как ваши отцы, к которым первые пророки(б) взывали, им говоря, что так сказал Всемогущий Господь: От путей злых своих, дел своих злых отвратитесь,
не слушали Меня, не внимали, — слово Господа.
 
5. Где они, ваши отцы?
А пророки жить будут вечно?(в)
 
6. Слова и законы, которые Своим рабам, пророкам Я заповедал, отцов ваших достигли?
Возвратившись, сказали: «Как замыслил поступить с нами Всемогущий Господь по нашим путям и делам, так и поступил».
 
7. В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца, это месяц шват, во второй год Дарьявеша
было сказано слово Господа пророку Зхарии сыну Берехьяѓу сына Идо.
 
8. Увидел я этой ночью: человек скачет на красном коне, в ложбине между миртами остановился,
за ним кони красные, алые1, белые.
 
9. Сказал я: «Господь, кто они?»
Сказал ангел, со мной говорящий: «Я покажу тебе, кто они».
 
10. Отвечая, сказал человек, стоявший там, между миртами:
«Это те, которых послал Господь ходить по земле».
 
11. Ангелу Господа, стоящему между миртами, они отвечали: «По земле мы ходили,
вся земля пребывает в покое».
 
12. Отвечал ангел Господа, говоря: Всемогущий Господь, доколе Ты не помилуешь Иерушалаим и города Иеѓуды,
 на которые гневаешься уже семьдесят лет?»
 
13. Отвечал Господь ангелу, со мной говорившему, словом добрым,
словом утешным.
 
14. Сказал мне ангел, говоривший со мной: «Возгласи, говоря, что так сказал Всемогущий Господь»:
Возревновал Я о Иерушалаиме и Сионе великою ревностью.
 
15. Яростно прогневался Я на народы беспечные,
на них гневался мало, а они злу помогали.
 
16. Потому так сказал Господь: Возвратился в Иерушалаим Я с милостью: дом Мой будет построен, — слово Всемогущего Бога, —
натянут шнур над Иерушалаимом(г).
 
17. «Еще возгласи, говоря, что так сказал Всемогущий Господь»: Еще от добра Мои города разрастутся,
еще смилуется Господь над Сионом, еще изберет Иерушалаим.
***

Видение красного, алого и белого коней. Господь обещает вернуться в Иерушалаим в отстроенный Храм.

(а) В восьмой месяц, во второй год Дарьявеша// было сказано слово Господа пророку Зхарии сыну Берехии сына Идо. Восьмой месяц. Месяц мархешван. Во второй год Дарьявеша. Во второй год царствования персидского царя Дарьявеша (Дария I), в шестьдесят шестой год после разрушения Первого храма, в восемнадцатый год разрешения, данного персидским царем Корешом (Киром) отстроить в Иерушалаиме Храм. Зхария сын Берехии сына Идо. Вероятно, глава жреческого рода; упомянут Нехемией (12:16). Один из трех пророков-коѓенов (Ирмеяѓу, Иехезкэль).

(б) Первые пророки. Пророки, которые действовали до разрушения Храма.

) Где они, ваши отцы?// А пророки жить будут вечно? Вероятно, второе полустишие является ответом на вопрос. Смысл: да, наши отцы умерли, но праведники-пророки тоже смертны.

(г) Натянут шнур над Иерушалаимом. Имеется в виду измерительный шнур, которым пользовались строители. Шнур — символ возрождения.

◘◘◘

1. Алые. В оригинале: שְׂרֻקִּים. Переводилось: пегие, вороные и т.д. Однако цвет коней из видения пророка не имеет отношения к реальной конской масти.  Это — цвета пламени.

 

 

Глава 2

 

1. Глаза поднял — увидел:
четыре рога(а).
 
2. Сказал я ангелу, со мной говорившему: «Что это?»
Сказал мне: «Это рога, рассеявшие Иеѓуду, Израиль, Иерушалаим».
 
3. Показал мне Господь четырех мастеров.
 
4. Сказал я: «Что эти намерены делать?»
Сказал он: «Эти рога рассеяли Иеѓуду — голову не поднял никто, пришли ужасом поражать, сбросить рога народов, рог свой на Иеѓуду вознесших, — ее рассеять».
 
5. Я поднял глаза — человек,
в руке его шнур измерительный.
 
6. Сказал я: «Куда ты идешь?»
Сказал мне: «Измерить Иерушалаим, увидеть, какова длина его, какова ширина».
 
7. И ангел, со мной говоривший, выходит,
и другой ангел ему навстречу идет.
 
8. Сказал он: «Беги, скажи тому юноше(б), говори,
что Иерушалаим будет жить без стены из-за множества людей и скота в нем».
 
9. Я буду ему, — слово Господа, — стеною огня вокруг,
для славы в нем буду.
 
10. Горе, горе! Из страны северной убегайте!(в) — Слово Господа.
На четыре стороны неба Я вас рассеял, — слово Господа.
 
11. Горе Сиону! Спасайся,
у дочери Бавеля живущий!
 
12. Ибо так сказал Всемогущий Господь, ради славы меня пославший к народам, вас грабящим:
Затронувший вас — свою зеницу ока затронет.
 
13. На них руку Свою поднимаю — добычей рабов своих станут,
а вы узнаете, что послал меня Всемогущий Господь.
 
14. Пой, дочь Сиона, и веселись:
Я иду, среди тебя буду Я обитать, — слово Господа.
 
15. Много народов к Господу в тот день пристанут и станут Моим народом,
среди тебя буду Я обитать; узнаешь, что к тебе послал меня Всемогущий Господь.
 
16. Возьмет Господь Иеѓуду, Свой удел на земле святой, во владение,
вновь Иерушалаим Он изберет.
 
17. Умолкни пред Господом всякая плоть:
в святом жилище Своем Он пробудился.
 
***
Видение четырех рогов. Призыв Господа бежать из страны северной в Землю обетованную.
(а) Рог. Символ силы, величия.
(б) Беги, скажи тому юноше. Смысл: скажи пророку, из чего можно заключить, что Зхария пророчествовал в молодом возрасте.
(в) Из страны северной убегайте! Из империи Парас (Персидской империи).
 
•••
2:14-4:7. Ѓафтара к Беѓаалотеха и первой субботе Хануки.
Ст. 9. Входит в благословение «Помилуй», которое добавляют в 14-ое благословение молитвы Амида 9-го ава послеполуденной молитвы.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка