Комментарий | 0

Разрушение гностического мифа о прогрессе в романе «Падение Софии»

 

 

Прошлый век был для России веком мировых войн и революций. Решающее значение для российского самосознания имел миф о прогрессе. Место России в истории определялось тем, что Россия реализовала самую прогрессивную формацию развития человечества – коммунистическую. Миф о прогрессе опровергается в современной науке, но живет в общественном сознании как безальтернативное видение истории. Возможна ли история вне прогресса и жизнь не на службе прогрессивной идеологии, призванной осчастливить мир? В России такие вопросы традиционно решаются в литературных произведениях, в первую очередь в фантастике. Рассмотрим представления об истории, отраженные в фантастическом романе Елены Хаецкой «Падение Софии. Русский роман» (2010).

Елена Хаецкая – современная русская писательница из Санкт-Петербурга. Работает в жанрах фантастика, фэнтези, альтернативная история, историко-философский роман. С Еленой я познакомилась лично на фестивале фантастики «Звезды над Донбассом», который проходил в Мариуполе в 2023 году, но с творчеством ее я знакома давно. Роман «Падение Софии» вышел в 2010 году в Луганске, в издательстве «Шико», специализирующемся на фантастике. Это была первая публикация романа в СНГ и первая книга Хаецкой, которую я прочитала. Эта книга задала эталон восприятия, и для меня Хаецкая прежде всего – автор «Падения Софии». В этой рецензии я подвожу некоторые итоги своих размышлений по поводу романа и благодарю автора за великолепный текст.

 

 

Пушкинский текст и дворянское гнездо

 

Подзаголовок книги – «русский роман». В ней действительно сразу же появляются центральные темы классической русской литературы: пушкинский текст и миф дворянского гнезда. Роман «Падение Софии» начинается с того, что молодой человек Трофим Городинцев внезапно получает наследство после умершего дяди, после чего бросает Петербург и переезжает в свою новую усадьбу Осинки в Лембасово. Этот зачин представляет собой свободную интерпретацию «Евгения Онегина». Стилистически роман воспроизводит прозу золотого века русской литературы, то есть ориентирован на тексты Пушкина и Тургенева. Не сразу читатель понимает, что действие разворачивается не в XIX веке, а в космическом будущем: в этом обществе существует развитая техника и космическая экспансия. На других планетах замиряют немирных туземцев гусарские полки, этнографы исследуют культуру ксенов, ведется геологическая разведка, изучается местная природа. В провинциальном же Лембасово недалеко от Петербурга воплощена идиллия дворянской усадьбы. Но и эта идиллия обманчива, в приютном уголке действуют инфернальные силы и разгораются кровавые конфликты.

 

 

София против Христа

 

Название «Падение Софии» отсылает к мифологии гностиков, где это выражение является философским понятием. Гностицизм – это термин XVIII века, обозначающий учения поздней античности. Термин происходит от греческого слова гнозис – знание. Гностики включали в свою мифологию Иисуса Христа, поэтому их иногда считают христианами. Это не так, расхождение принципиально, гностицизм – антихристианское учение. Общий сюжет гностической религии, как его удается реконструировать, заключается в следующем.

Всё существующее в мире делится на дух и материю, причем дух является добром, а материя – злом. Уже здесь очевидно отличие от христианства: в христианстве тело и материя сами по себе не являются злом, зло находится в душе. Люцифер не имел тела, но обратился ко злу. В человеке грешит не тело, а душа. В гностической же религии духовность безусловно добра, и по содержанию духовности выстраивается иерархия миров в космосе. Разные гностические направления насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего. Земля находится в самом низу иерархии миров. Вся полнота миров называется плеромой. Божество отдельного мира называется эоном.

София в гностическом учении является последним из эонов, замыкающих плерому. Устремившись в страстном порыве к Первоотцу, владыке миров, София нарушает тем самым целостность плеромы и оказывается исторгнута из нее. Негативные эмоции падшей Софии (ужас, печаль) порождают материю и душу, а сама она производит на свет Демиурга – космического мастера, который создает из них материальный мир. Втайне от Демиурга София подмешивает в созданный им мир присущую ей, но неприсущую Ему пневму (дух); таким образом, именно она ответственна за появление духовного начала в мире.

Все люди для гностиков делятся на три категории: духовных (пневматиков), душевных (психиков) и природных (гиликов). Только пневматики имеют духовную природу добра и света, и только они после смерти могут вернуться в высшие миры. Психикам и гиликам это недоступно, поэтому за тройным делением скрывается двойное.

Иисус Христос для гностиков – вневременная бессмертная сущность, один из эонов, пришедший в этот мир напомнить Софии и пневматикам об их истинной родине. Некоторые гностические течения имеют миф о браке Софии с бессмертным Иисусом. Решение проблемы зла в мире для гностиков заключается в уничтожении этого мира. София должна вернуться в плерому, Христос уведет пневматиков туда же, психики и гилики погибнут вместе с этим миром и создавшим его Демиургом.

 

 

Падение Софии в гностическом космосе и русской усадьбе

 

Итак, падение Софии – это гностический термин, означающий порождение нашего мира, падшего космоса, злого в силу своей материальности, в котором живут люди двух категорий: духовные и все остальные. На уровне сюжета в романе действия Софии Думенской формируют социальную жизнь Лембасово. В юности бедная сирота София, приживалка княжны Мышецкой, заключает сделку с существом из иного мира – Харитином, и получает от него суррогат свободы – поместье княжны после ее смерти. Брак с женихом из мира людей для Софии заменяется на брак с бессмертным существом, как в гностической мифологии София вступает в брак с эоном Иисусом. София и Харитин влияют на жизнь всех значимых персонажей романа: они устраивают свадьбы, добывают наследство, убирают неудобных людей, даже убивают ради развлечения. К моменту появления Трофима Городинцева в Лембасово София давно является некоронованной госпожой города и его окрестностей, запутав всех в кровавых сделках и угрожая им смертью.

Разрушение этой системы приходит и извне, и изнутри, в результате развития детективного сюжета романа, но финальную точку ставит Городинцев, новый владелец усадьбы, когда после смерти Софии оказывается от такой же сделки с Харитином.

Культурный миф усадьбы оказывается двойственным. С одной стороны, это приютный уголок, позволяющий реализовать все положительные качества воспитанного, образованного, цивилизованного человека, создать пространство уютной повседневности, покоя и размеренной жизни. С другой стороны, сельская усадьба и культурная духовная жизнь не уберегают человека от морального выбора. Культурный человек способен в решающий момент на любой шаг, как и человек бескультурный. Так в художественном мире Хаецкой разрушается важнейший гностический религиозный миф о том, что духовность совпадает с добром, а культура и без религии несет высокую мораль и гарантирует правильный выбор между добром и злом.

 

 

Гностический миф о прогрессе и его разрушение

 

Во всех культурах основными способами освоения пространства человеком являются дорога и дом. В романе Хаецкой явно выбран дом, хотя космическая экспансия, развитие науки дают возможность изобразить жизненный путь героев как дорогу. В чем причина такого выбора? Как он раскрывается в романе «Падение Софии»?

Освоение пространства в романе в виде дома, а не дороги связано с разрушением в конце ХХ века гностического мифа о прогрессе. Два важнейших момента гностического мифа: этот мир плох и подлежит разрушению; люди делятся на духовных и бездуховных, и активная роль в процессе разрушения принадлежит людям духовным. Только духовные переживут разрушение мира и насладятся царством света и добра. Разрушения мира нужно добиваться политическими средствами в истории.

Политический гностицизм исследует немецкий философ Эрик Фёгелин в книге «Новая наука политики» (1952), и показывает, как гностицизм превращается в центральную мифологему модерна, Нового времени – миф о прогрессе, играющий решающую роль в пуританстве, коммунизме, национализме, либерализме и других идейных учениях.

Содержание нового прогрессивного мира варьируется: для разных течений это может быть протестантизм, общественная собственность у коммунистов, свободный рынок и демократия у либералов, расово и этнически чистое национальное государство. Переход к этому новому прогрессивному миру маркируется политическим потрясением и разрушением старого мира, и это потрясение тоже представляется по-разному: мировая революция, шоковая терапия при переходе к свободному рынку, этнические и расовые чистки для формирования расово чистого государства и так далее.

Во всех случаях новый мир устанавливает группа особых, духовных людей, владеющих истинным знанием, гнозисом: это протестанты, коммунисты, либералы или националисты, которые знают, что делать, и резко отличаются этим от обычных людей, не способных ни понять их учение, ни реализовывать его в своей жизни, и обреченных на вымирание в новом мире, где они должны будут погибнуть или полностью измениться, то есть погибнуть символически. Отличие людей духовных от просто людей, людей старого мира, выражается в неприятии духовных и социальных норм, обязательных для старых людей. На этом пути рано или поздно появляется сверхчеловек, убивающий топором старушек или записывающий всех, кого считает плохими, в тетрадь смерти.

Движение к новому миру в Новое время во всех европейских культурах изображается символом пути, а новые люди, идущие по этому пути, предстают как странники, путники и пилигримы. Отказ от следования по пути прогресса символически изображается с помощью противоположности дороги – дома, а старый человек, не причастный прогрессу, как домосед.

Этот символизм используется и в романе Елены Хаецкой. София Думенская меняет старый мир, переступает через его моральные нормы и создает новый мир для себя, реализуется как пневматик, не подчиняющийся старому миру. Трофим Городинцев, соседушка-домоседушка, остается в своей усадьбе, в России, существующей вне прогрессивного движения к мировой революции.

 

 

Российская империя: космическая экспансия и усадьба

 

Символическое устранение гностического конца света, мировой революции из истории, совершается в альтернативной вселенной романа Хаецкой, где революция 1917 года не произошла, и развитие имперской России не прерывалось. За счет этого сохранилось множество старых имперских форм жизни, что помогло выработать новую стратегию поведения, привлекательную для разных слоев общества. Российская империя в романе понимается по образцу Британской: ее территория четко делится на метрополию и колонии, а ее цивилизаторской задачей является интеграция дикарей в цивилизованное общество, основанное на русской культуре. Дорога и дом в Российской империи выступают как два принципа организации общественной жизни, в виде метрополии и колоний.

Метрополия – это имперская Россия, в которой проживает сельский помещик Городинцев. Колониями выступают другие планеты с населяющими их жителями. Для названия инопланетян используется греческое слово «ксен» – чужой, что подчеркивает укорененность православной имперской России в византийской культуре и демонстрирует альтернативное историческое развитие, не позволившее англоязычной фантастике захватить воображаемое будущее и создать свою терминологию для большинства явлений, формирующих подручность космического бытия. Так, в романе персонажи используют лучевик, а не бластер и не скорчер (blast – взрывать, scorch – обжигать), то есть слово с русским, а не английским корнем, хоть и выражающее ту же функцию оружия – стрелять лучом. Метрополия и колонии соединяются символической дорогой – космическим путем к другим планетам.

Освоение новых планет и приобщение ксенов к русской культуре понимаются как долг и миссия цивилизованного человека. В романе действуют преступники-работорговцы, вокруг которых строится детективная часть сюжета, но они показаны как маргиналы, нарушающие незыблемый моральный и социальный порядок, который не ставится под сомнение ни жителями Лембасово всех сословий, ни столичной полицией, ни самими преступниками. Итак, инопланетные колонии – это пространство для реализации цивилизаторской миссии Российской империи. Распространение высокой культуры и научное развитие – традиционный вектор колониального дискурса, реализованный также и в русском викторианском романе.

Основной полюс освоения имперского пространства в романе – дом и домашний очаг. При всем уважении к научным занятиям профессора Матвея Свинчаткина, любительницы палеоботаники помещицы Анны Скарятиной и студента Витольда Безценного, Городинцев не собирается покидать свое поместье в Лембасово, заниматься наукой и нести цивилизацию дикарям. Его пространством деятельности является его помещичья усадьба.  Так имперская идея связывается с культурным мифом усадьбы.

 

 

Россия без мировых революций

 

В современной ситуации рубежности, когда российское общество осознает себя, проводя с 2022 года новую имперскую политику, роман «Падение Софии» оказывается востребован, поскольку показывает основания такой политики в отсутствие универсальных идеологий, либерализма или коммунизма. Основные принципы, оформляющие художественный мир романа: общественное развитие без революций, имперская идея, космическая экспансия, развитие науки, пушкинский текст, усадебный миф. Представленная автором версия истории не является беспроблемной, поскольку имперское устройство общества не гарантирует от конфликтов и неправильного морального выбора. Также важный для прогресса науки научный этос (критицизм, стремление к новому, способность нарушать границы) вряд ли может появиться и беспроблемно существовать в описанном обществе. Так роман указывает и на возможности, и на проблемы имперского самосознания в России.

2025

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка